• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Жанна Новицкая Мастер

Страх смерти или просто страх? Методы борьбы

Итак, страх смерти. Как же с ним бороться или не бороться, а, наоборот, смириться, а еще лучше взять на вооружение и использовать в работе над собой.

Если перестать обвинять себя в нелогичности мышления и поведения, а обратиться к глубине переживаний, то обычно абсолютно ясно видится тревога смерти.

И здесь всплывает один очень важный парадокс психотерапии — вселять надежду и уверенность в себя, обращаясь к разрушительной идее смерти. Не лучше ли оставить смерть там, где она всегда прячется и обратиться к светлым сторонам жизни. Стоит ли тревожить неотвратимый ужас? У нас хватает опасений и страхов и без напоминания о страшной и неотвратимой реальности. Помогите человеку научиться жить, любить, в конце концов, просто смело рассекать по дорогам встречные иномарки и оставьте смерть умирающим. Но на самом деле все не так просто.

Суть в том, что наше отношение к жизни основано на наших отношениях с собственной смертью. Мысль о позитивном влиянии смерти на жизнь трудно принять. Смерть — это абсолютное зло, и любое сомнение в этом воспринимается как мрачный цинизм или, хуже того, как некрофильский культ. Но все же, если сделать попытку и не воспринимать смерть как существующую следом за жизнью, то есть где-то там, в конце жизни, то очевидно, что смерть неразрывно вплетена в жизнь и оказывает сильнейшее воздействие на наш опыт и поведение.

Страх смерти играет огромную роль в формировании нашей личности. Он преследует нас как ничто другое, постоянно напоминая о себе самым различным образом, являясь во снах, в боязни темноты или собак. Он притаился на краю сознания и чтобы окончательно изолироваться от него, отведя ему самый дальний и неизведанный уголок сознания, мы пытаемся создать прочные психологические защиты, формирующие наш характер, поведение, что в целом можно назвать способом жизни.

Во взрослой жизни защиты не возникают из ничего. Они исходят из глубин нашего прошлого и претерпевают разнообразные изменения в течение всей жизни. Вспомните свою встречу со смертью, какую-то опасную, критическую ситуацию или просто внезапное осознание факта своей смертности, вспомните ужас, охватывавший вас в эти мгновения. Так ли страшна смерть для вас в обыденной жизни? Конечно, нет. Это было бы просто невыносимо. Вот это и есть результат работы защит, позволивших вам не замереть от ужаса смерти навсегда, перестать жить, расти, развиваться.

Проходя в разном возрасте последовательность этапов осознания смерти, мы используем свои возрастные возможности. Дети базируют свои защиты на глубоком убеждении в своей личной исключительности («если я захочу, то я не умру») или на подкрепленной родительской заботой вере в личного спасителя («он всегда следит за мной, он не позволит, чтобы произошло что-нибудь ужасное»). В более старшем возрасте дети персонифицируют смерть, наделяя ее, как в примитивных культурах, человеческими чертами, окутывают ее романтическим ореолом, заигрывают с ней (экстремальное поведение), высмеивают ее («девочка в поле гранату нашла «).

Это фундамент защитной структуры, воздвигаемой человеческим существом против ужаса смерти. Только при его наличии возможен рост и развитие, что естественным образом приводит к надстройке вторичных защит, характерных для зрелой личности (мысли, теории, истины, религии). Если присутствие этих базисных защит не осознается взрослым, то их мощное влияние оказывает искажающее действие на структуру личности и формирует психическую патологию.

Неосознанность этих защит тормозит психическое созревание человека. Например, неспособность к уходу из родительской семьи. Неадаптивность вторичных защит, возникающих позже, может проявляться в самых разнообразных симптомах (боязнь секса, неспособность к установлению близких отношений). И даже в невозможности водить автомобиль. То есть психологическая патология есть результат неэффективных способов осознания смерти.

Значит (и это оптимистично), осознание смерти может служить фундаментом здоровой и полноценной жизни.
Что значит осознание смерти? Осознание — это неотрицание смерти на любом уровне сознания. Отрицание смерти есть отрицание собственной человеческой природы. Отрицание смерти есть сужение потока своей жизни.

Рано или поздно все в жизни приходит к своему концу — это очевидная истина, так же как и то, что мы боимся этой неизбежности. Физически смерть разрушает нас, идея смерти спасает нас. Идея смерти увеличивает удовольствие от проживания собственной жизни. Осознание собственной смертности — не приговор, обрекающий на пожизненный ужас, а стимул к переходу к другому качеству жизни. Жизни осмысленной, наполненной не тревогами и «проблемами», а подлинной радостью бытия.

Попробуйте задуматься над всем этим. Кстати, эта идея положена в основу упражнений некоторых психологических тренингов. Возможно, древнейшее наставление: «Momento mоrе» (помни о смерти) поможет вам прожить жизнь более счастливо и уверенно.

Статья опубликована в выпуске 12.02.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Однако вот это?????
    Помогите человеку научиться жить, любить, в конце концов, просто смело рассекать по дорогам встречные иномарки и оставьте смерть умирающим

    Нет уж, ну его нафик, а вдруг мне такой жизнелюб на встречку вылетит

    Оценка статьи: 5

  • Прекрасная статья! 5 !

    Оценка статьи: 5

  • Я сам Смерть!

  • Жанна Новицкая, я думаю, что пока человек молод, он редко задумывается о конце жизни. В старости все иначе... Надо собирать камни, а не разбрасывать их. Жанна, в одной книге я прочитала интересную фразу: "Я еще поживу, - думал он, умирая". Статью оценила на 5! Есть о чем подумать.

    Оценка статьи: 5

  • Жанна Новицкая, осознать в себе страх - это только начало... "Принять" - тоже правильно, да вот только так взять и принять увы не каждый может... Самое интересное - техники....а о них ни слова.....А это все известно в принципе...

  • Сергей Д. Читатель 12 декабря 2009 в 22:56 отредактирован 23 мая 2018 в 11:34 Сообщить модератору
    Страх смерти

    Вопрос очень интересный, и думаю, его бы задали очень многие люди. Но этот вопрос требует некоторых уточнений, а какой именно страх человека преследует: то ли это страх предсмертного состояния, «агонии». Или же страх послесмертного состояния, пребывание вашей души после перехода «туда». Или же это страх смерти с точки зрения атеиста, то есть полного окончания жизни тела и души, как думают о том атеисты. Если это страх человека-атеиста, то на этот вопрос я к сожалению не смогу дать ответ. Атеистически настроенный человек сам себя добровольно изолирует от возможности получения ответов на многие вопросы, здесь ему необходима помощь квалифицированного психолога. Если же вы верите хотя бы в то, что «там, за порогом смерти что-то есть», то вы непременно найдёте ответы на многие вопросы, и страх смерти просто полностью исчезнет, расстворится! Я в детстве тоже боялся смерти, я даже боялся взглянуть на кладбище! Я не мог смотреть на гроб. Мне было не по себе, всё это казалось ужасным и печальным. Сейчас, спустя годы, всё во мне изменилось. Что на меня повлияло? Ответ – обстоятельства. Однажды, когда я пришёл из армии, в 1991 году, я узнал, что девушка, с которой я встречался до армии (правда мы встречались недолго), умерла недавно. Меня эта новость сильно встревожила, я тяжело переживал это. Я искал ответ на вопрос «почему так?», «почему ушла в 19 лет?». Стоит ли описывать переживания, когда мы теряем людей дорогих нам? В общем, с того момента начались перемены в моей жизни. Я начал интересоваться жизнью после смерти. Ко мне по началу начали попадать в руки различные брошюрки оккультизма, газетные статейки на темы непознанного. Я к этому всему стал проявлять интерес. Прочитал «Новый Завет». Я сразу скажу здесь, я – православный христианин. Но отличаюсь от многих других христиан тем, что я не «запираю» себя в узкие рамки строгого выполнения христианских обрядов, заучивания молитв. Я живу свободной нормальной жизнью. Моя вера свободна, и воля свободна. Я могу посещать православную церковь, но могу и не посещать – это для меня и моей веры ключевого значения не имеет. Мой Христос в моём сердце. И моя вера не мешает мне изучать любую литературу любых религиозных направлений, это даже дополняет мои познания. Я читал «Агни Йогу» Рериха, посещал собрания уфологов, просматривал «Тайную Доктрину» и «Голос Безмолвия» Блаватской, изучал «Розу Мира» Даниила Андреева, чилал «Письма Живого Усопшего» Эльзы Баркер (в особенности первая книга). Ознакамливаясь со всей этой литературой, моё сердце и моя интуиция сами «отфильтровывали» прочтённый материал. В итоге – я сейчас смотрю на смерть как на обыкновенный нормальный переход из одного состояния в другое. Пусть скептики тыкают пальцем и твердят «Где увидеть хотя-бы одно реальное доказательство жизни после смерти?» Я не собираюсь никому ничего доказывать. Каждый человек имеет возможность интуицией и сердцем найти доказательства для самого себя, если при этом на дверях его души не висит замок скептицизма. На сегодняшний день я вижу только лишь одну проблему в вопросе смерти. Проблема эта в том что когда близкий нам человет уходит «туда», мы переживаем печаль, что не сможем быть с ним, и он не может быть с нами долгое время, может быть долгие годы, пока не придёт время переходить нам самим «туда», проблема только лишь в этом. Я никого не хочу принуждать к принятию какой-либо религии, к прочтению определённой литературы. Я лишь указываю на то, ЧТО мне помогло в корне изменить понимание смерти, и не только! Если рань