• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Зиновьев Мастер

Как аномалии характера приносят нам пользу?

Существует более сотни вариантов типологии характера (от самых простых, типа экстраверт-интраверт, до невероятно сложных). В большинстве из них те стороны, которые развиты у человека избыточно, называют акцентуациями характера. Это — наши сила и слабость одновременно. Например, человек с тревожно-мнительным характером и склонностью к педантизму вряд ли будет чувствовать себя комфортно при публичном выступлении. Однако вероятность совершения им рискованных, а порой — и откровенно нечистоплотных поступков будет сведена к минимуму из-за избытка ответственности. Либо весельчак и балагур, душа вечеринки может в повседневном общении оказаться по меньшей мере легковесным и не склонным к исполнению ранее взятых обязательств.

Эти качества легко выявляются с помощью стандартизированных опросников, в процессе профотбора они не только помогут отсеять непригодных, но и обогатить коллектив как взаимодополняющими парами, так и в масштабах более крупных подразделений. К примеру, если взять средний боевой корабль, то окажется, что на роль акустика — человека с невысоким внешне статусом, но несущего немалую долю ответственности за живучесть и боеспособность, скорее подойдет человек замкнутый, погруженный во внутренние ощущения и хорошо работающий в монотонной обстановке с неживыми и непредсказуемыми величинами. Это не тревожный педант (психастеник) и не весельчак (гипертим). Скорее это — классический шизоид, коими полны страницы произведений того же В. Набокова (помните хобби его самого: шахматы и бабочки).

Если же эти особенности настолько выражены, что пронизывают собой весь характер с юных лет и существенно препятствуют нормальной адаптации в обществе — в российской терминологии это называется «психопатия», в международной — «расстройство личности». Но и здесь история знает немало примеров, когда люди с откровенно психопатическим характером добивались недостижимого для здоровых успеха и даже становились образцами для подражания (власть — Сталин, Муссолини, Клеопатра, спорт — от Геркулеса до М. Тайсона, религия и творчество — примеров несть числа).

Есть среди упомянутых два признака, существенно сцепленные с полом и в современной обстановке ставшие чуть ли не ругательными. Однако они и только они способны дать долговременный успех при традиционно мужских и женских стереотипах поведения. В этом есть незаметная мудрость: нездоровье (болезнь) — не противоположность жизни. Не надо позволять себе ловиться на софистическую уловку, как это сделал Воланд с Левием Матфеем про свет и тьму. Противоположность любой жизни — это небытие, а нездоровье так же органично входит в ее состав, как яды — в состав лекарств или обычной еды (кто не верит, съешьте пару ковриг «самого главного изобретения человечества» — хлеба, и медики поглядят что будет дальше).

Так вот, мужской традиционный признак именуется «паранойяльность» и переводится как «склонность к образованию сверхценных идей». Это — когда у человека всегда есть зачем жить, и он способен переломить (передумать, обойти, переждать) любые препятствия и обстоятельства. Это — то, что отличает героев старозападного эпоса (не стеснялись бросать вызов богам!) от старославянского, где всегда находился кто-то, кто поможет (серый волк, калики перехожие или вещая жена). Возможно, там и следует искать корни склонности к халяве, алкоголизма и прочих наших «милых мужских шалостей».

А вот женский аналог называется «истеричность» и в смысле обиходном подразумевает «способность к вытеснению более сильных эмоций в другую сферу» (двигательная активность или работа внутренних органов или просто иная область жизни — не суть важно). Важно то, что как мужчина без кусочка паранойяльности выглядит лишенным волевого начала инфантильным конформистом, так и дама без признаков истеричности напоминает не то Людмилу Прокофьевну из «Служебного романа», не то терминатора в исполнении К.Локен. Им равно далеко и до Орлеанской девы, и до некрасовских героинь. Пропадает значительная часть обаяния и атмосферы.

На самом деле только нам решать, что выбирать — биархат с унисексом или сосуществование полов, но мне кажется, что второй вариант хоть и конфликтнее, но человечнее.

Статья опубликована в выпуске 22.01.2007

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спорно но очень интересно! прочел с удовольствием, хотя и не соглсен с тем что истеричность добавит женственности если только мужчине да конечно психиатры утверждают что нет здороых людей. но все же хочется, ай как хочется! Да русские сказки при более вниматеьном рассмотрении не очень способствуют правильному развитию, Но пьянству они не учат! А работать русский человек умеет как никто другой. И это факт! Зарабатывать разучили тут я согласен. Но это опять таки разные вещи.

    • Я говорю не о болезненной истеричности, а о ее физиологической составляющей - просто разучились мы с чувствами сильными дружить. Мужчина же истерик смотрится обаятельно при соблюдении 2-х условий: чистоплотность (моральная и физическая) и высокий интеллект (хотя бы в узкой сфере. Вспомните А.Пушкина, А.Суворова, Л.Троцкого наконец. А про то что сказки народный учат пьянству - я прямо и не говорю.

      Оценка статьи: 5

      • тогда это не совсем правильно называть истеричностью, скорее тонкой ранимой душой, Да и путать навязчивые фобии (пусть даже и не болезненные) и одержимость каким либо делом я бы тоже не стал. разные вещи. Просто это два разных языка, но один из них понятен всем а другой только специалистам. А то что не понятно, как правило, вызывает отрицательные эмоции. Это как разговаривать с человеком у которого за плечами 4 класса приходской школы, о философских течениях. Половину не поймет, а что поймет за то в глаз засветит так и тут.Когда начинаешь разбираться все правильно, а первое впечатление, что все сейчас. мягко говоря, нездоровы. С точки зрения психиатрии это конечно так, недаром в 20 веке массу новых болезней нашли, но все же проявление сильных чувств испокон веку считалось (у мужчин) слабостью за исключением отваги в бою. А остальное это уже в более позднее время ( и называли слюнтяйством) Даже такие порывы как любовь. Так что тут нужна золотая середина, которая пока не нашла свою классификацию в психиатрии А про сказки мой грех немножко сжульничал, доведя вашу фразу до абсурда

        • Да ничего страшного, просто нас этой самой душевной грамотности не учат. А так все просто: паранойяльность либо истеричность - это черты характера (способы реагирования). Их может быть больше или меньше. А паранойя или истерия - это уже болезни, от них лечат.Это когда на все человек имеет только один способ реагирования. Вот и вся разница. А классификации, конечно, условны в том, что они созданы для понимания людей из разных стран и профессиональных групп.

          Оценка статьи: 5

          • Согласен! А зря, облегчит понимание процессов не только в обществе но и прежде всего между отдельными людьми. Я бы психологию преподавал в школе, в старших классах. Именно психологию а не психологию семейной жизни как сейчас. Понимание внутренних побуждений ведет к пониманию и поступков, а понимание поступков ведет к адекватному реагированию.

  • Вот это да! Очень интересно. Когда аномалии характера приносят пользу, это здорово, даже знакомо. Термины «паранояльность» и «истеричность» стоит выучить,точнее их значение. А что такое биархат? Неужели только два признака «способны дать долговременный успех»? Как всегда для серьезной темы рамки малы.

    Оценка статьи: 5

  • Статья интересная, только заголовок и последний вывод как-то с самой статьей не связаны.
    Если паранойяльность и истеричность - данность полов при рождении, то какую пользу они приносят? Кроме немногочисленных примеров людей, добившихся успеха и признания, никакой пользы я не углядела.
    И резкий переход к устройству нашей жизни и отношений полов, несколько озадачивает и создает ощущение, что в статье что-то пропущено или не сделано на том акцента.

    Оценка статьи: 4

  • Интересно, но, повторюсь, тема не раскрыта...

  • Природа иногда компенсирует человеку, какие-то его недостатки, чем-то необыкновенным. Статья понравилась, моя оценка 5

  • мне показаль статья сложно читаемой...
    но это мое мнение... много не русских слов.

  • Уважаемый Сергей. Посмотрел Вашу статью и еще раз задумался о том, как профессиональные знания накладывают свой отпечаток на видение мира. Вот, уж воистину: Вы настоящий доктор. Это бывает. Более того, это даже хорошо и занимательно.
    У меня приятель- врач, а у него есть сын, студент 1-Меда. С этим студентом, ездить в метро – одно удовольствие. Он всех разглядывает и тут же ставит диагнозы по радужной оболочке глаз, по цвету кожи, и еще, бог знает, по каким-то признакам, которые ему рассказали в университете. Это забавно. И я, даже, думаю, что из него будет очень хороший доктор. Ну, а теперь по поводу Ваших размышлений.

    1.Вы назвали статью: "Как аномалии характера приносят нам пользу"
    Позвольте Вам возразить.
    Характер не может быть ни нормальным, ни аномальным. Ибо это характер. Он такой какой есть. Вы вряд ли будете утверждать, что кто-то обладает аномальным темпераментом?
    2.Вы употребляете выражение: «Тревожно-мнительный характер». Как Вы его себе представляете? Мать постоянно тревожится о сыне- это что у нее такой аномальный характер? Или вы имеете ввиду- манию преследования, как проявление характера?
    3.Вы говорите: «Тревожно-мнительная педантичность – как избыток ответственности». Ответственность- это категория психиатрии, связанная со страхами или философская категория, связанная с морально- нравственными аспектами личности?
    4.Вы действительно уверены, что «замкнутому, погруженному во внутренние ощущения человеку», можно доверить живучесть корабля?
    Я бы хотел посмотреть на реакцию командира корабля, которому бы Вы порекомендовали , поставить на вахту моряка, с данной вами характеристикой: :«классический шизоид».
    5. Конечно, это очень забавно характеризовать психопатами Сталина, Муссолини, Клеопатру, Геркулеса и Тайсона, а дальше продолжим Суворова, Кутузова, Наполеона, и всех героев, включая и нынешних, которые добились, как Вы пишите: «недостижимого для всех здоровых успеха».
    Таким образом, психопаты - это люди с сильной волей, знанием технологии, построения различных общественных систем, которые обеспечивают им достижение поставленных целей?
    6. Вы говорите о Традиционных мужских и женских стереотипах поведения.
    Где?- В семье, на работе в магазине, при управлении министерством или страной?
    Что изменилось в управлении Петербургом, с приходом губернатора, имеющего честь принадлежать к прекрасному полу?
    Что стало с армиями в странах, где военные министры –женщины?
    7. Конечно, достаточно остроумно, для утверждения Вашей системы "аномального характера", поспорить с Волондом, по поводу света и тьмы. Эта забавная софистика, как бы позволяет нам рассматривать характер человека, а может быть и мир, в категориях медицины. Нездоровье не есть противоположность жизни. Нездоровье органично входит в жизнь как яд входит в лекарства.
    Отсюда логичное утверждение, что в нездоровье есть здоровье, а в здоровье есть нездоровье. А стало быть: в здоровом характере есть элемент нездорового или аномального, а его можно лечить т.е. доводить до состояния здорового.А чем лечить, если в любой таблетке есть яд? И есть вредно, и жить вообще вредно! Есть отличный рецепт: всем аннамаликам, давать соответствующее дело.Для шизофреников -одно, а для психопатов -другое и т.д.
    Как всякий исследователь, Вы, конечно, ищите свои подходы в восприятии мира. И, конечно, истина, может быть на стыке различных наук. Но вот каких, и в какой системе терминов все это описывать? Можно в понятиях квантовой физики, можно на стыке теории относительности и сублимации Фрейда…
    Главное, что бы со здоровым юмором "паранойяльности" в «биархате» и «унисексе». И всегда чтобы с удовольствием!
    А все же: Что же такое характер?
    Спасибо за повод поразмышлять.
    С Уважением, ВасВасич!

    • Э, нет! Интеллекта не хватит так много отвечать и комментировать. Посему отвечу на первые 2. Характер, увы может быть и аномальным. С узкомедицинской точки зрения это - не болезнь (сейчас вообще такого слова избегают), а скорее уродство (по-русски метчее будет). А тревожно-мнительный характер - не миф. Вспомните чеховского Червякова из рассказа "Смерть чиновника". Впочем, чего это я про себя. А посмотрите-ка классику: Карл Леонгард "Акцентуированные личности", А.Е.Личко "Психопатии и акцентуации характера у подростков".

      Оценка статьи: 5