• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Mаша Романофф Мастер

«Бери пример с...». А нужно ли вам это?

Положим руку на сердце и спросим у себя: «Часто ли тебя ставили кому-то в пример, душа моя?». И ответим себе честно-пречестно: «Нет, не слишком». Тот, кто ответит: «Часто», берет с полки вчерашний пирожок с повидлом, даже два — за личную правильность, и, увы, из игры выбывает.

Гораздо чаще происходило обратное — нам постоянно ставили кого-то в пример. И происходило это везде, и никуда от этой фразы было не скрыться: «Вот какая Света послушная и исполнительная девочка, бери пример с нее…» Эта фраза могла быть довольно быстро нейтрализована ответом: «А вот Светина бабушка — профессор, а шьет как, да еще какие печет плюшки-ватрушки. Почему бы и Вам не брать с нее пример?»

После пары подобных предельно вежливых и спокойных ответов с призывами и примерами на некоторое время бывало покончено (если, конечно, не выдвигался убийственный контраргумент «Яйца кур не учат»).

Но в детской, а потом и во взрослой, памяти откладывалось стойкое ощущение собственного несовершенства. В сравнении с другими, разумеется. И не потому, что это несовершенство было до конца осознано и пережито, а потому, что постоянно звучала дежурная «пионерская» фраза — «Бери пример с…»

А дальше — круче: «Делать жизнь с кого?» Да понятно, с товарища Дзержинского, с кого ж еще… Жить, учиться и бороться, как завещал…, как учит…, всегда выполнять…
Вот и берем пример со Светы, и делаем жизнь «с товарища Дзержинского» и других одиозных товарищей, боремся, как завещал…, и выполняем, как учит…, а потом сильно удивляемся — откуда столько печали во взоре?

И в какой-то момент нас это очень сильно напрягает и достает… Ибо где во всем этом заданном извне житейском алгоритме мы сами, лично мы? Куда подевались, ау? Где-то, что отличает нас коренным образом от Светы и от товарища Дзержинского?

Хорошо, мы победили нашу неорганизованность, имея перед глазами Светину исполнительность и пунктуальность, мы стали более зубастыми, ведь перед нашим взором маячила Васина житейская хватка, мы стали принципиальны и нетерпимы — спасибо тебе, «железный» Феликс. Ну, и так далее… А стали ли и вправду счастливее от этого? И можно ли стать счастливее, изменяясь директивно?

Здесь я скажу кощунственную фразу, можно уже закидывать помидорами, благо, сезон, помидоры сочные и спелые… Никогда и ни с кого не берите пример, если вас к этому призывают.

Ведь беря пример с кого-то, старательно копируя его, пусть положительные и совершенно необходимые для жизни качества, мы, как ни странно, почти всегда теряем себя. Потому что ломаем себя через колено, потому что своих собственных, пусть небольших, но истинных, достоинств уже не видим в погоне за желанием срочно обрести вожделенные достоинства Светы и Феликса Эдмундыча.

Забываем о том, что каждый человек — единичен, сложен, целостен и глубоко индивидуален. И тот, с которого берем пример — тоже. Он, скажем, радостный и деятельный сангвиник, а мы — слегка приторможенный флегматик или, того сложнее, созерцающий меланхолик, эдакий Иа-Иа. Мы добросовестно влезаем в сангвиническую «кожу», берем такой со всех сторон положительный пример, как нас и призывают — и зарабатываем глубокую депрессию, поскольку наше «Я» сопротивляется этому из всей дурацкой мочи.

И вполне возможно, что достоинства того, кого нам ставят в пример, кем нам просто-таки тычут в нос, уравновешиваются его же большими недостатками или, страшно сказать, пороками. Оставим же ему все его качества, хорошие ли, плохие… И, чем брать с него пример, следуя призывам извне, лучше восхитимся его талантами и жизненной хваткой. Отдадим ему должное — и останемся собой.

И будем терпеливо раскрывать в себе свои таланты, свои достоинства, примем свои несовершенства и если решим что-то в себе менять, то будем делать это любя и постепенно, а не грубо выкорчевывая все подряд, не руководствуясь чьими-то призывами «брать пример с…». Будем делать свою жизнь, следуя велениям своей души, чутко прислушиваясь к ней, ни в коем случае не ломая себя и не прогибая никому в угоду. Осознавая свою собственную, неповторимую, несомненную ценность.

А если захочется нам измениться, то и к этому решению придем сами, а не под чьим-то давлением. И чаще всего — не с наскока, а в процессе размышлений и действий, постепенно мудрея, а не руководствуясь фразой «Бери в пример». И изменимся, а как же… Но — не становясь Светой… Но — всегда оставаясь только собой.

А Свете — дай Бог доброго здоровьичка. Хорошая девушка, примерная, наверное. И всегда в добром расположении духа — если ей, бедной, нами в нос не тычут и нас в пример не ставят.

Статья опубликована в выпуске 30.09.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (39):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Mаша Романофф, статья замечательная!
    Насчёт некорректности приведения в кого-то пример без учёта личной индивидуальности каждого - если бы автомобили были людьми, то так и представляю:
    -Посмотри, "Ока", какой "Хаммер" большой и мощный, а ты...Эхх...Малявка! Бери пример с "Хаммера"!
    -Глянь, каток, как "Порше" быстро ездить умеет, а ты, улитка, эхх...Бери пример с "Порше"!
    -Посмотри, "Хаммер", какая "Ока" экономная, а ты так прожолив, стыдно! Тебя и парковать-то как сложно, ишь, бугай! Бери пример с "Оки"!
    -"Порше", тебе бы только гонять да развлекаться, а вот посмотри, какой каток серьёзный, неспешный, вдумчивый, асфальт вон трамбует, а ты почему не хочешь? Бери пример с катка!


    Полагаю, что люди меж собою ещё более разные, чем автомобили? Ведь человек-то посложнее машины будет? Каждому своя дорога, своё предназначение, у каждого свои особенности и склонности, уже природой определённые. Иначе получается такое:
    - Бубка, тебе бы только с палкой прыгать, а ты посмотри на Дикуля, вот он "Волгу" подымает, а ты? Давай-ка тоже за "Волгу" берись, всё больше пользы будет!
    -Дикуль, тоже ещё придумал, зачем-то "Волгу" поднимать, ты вот бери пример с Бубки, возьми шест и прыгни вверх метров на шесть, всё больше пользы будет!

    Оценка статьи: 5

    • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 30 сентября 2009 в 11:55 отредактирован 30 сентября 2009 в 11:56 Сообщить модератору

      Роман, я полнейшем восторге от вашего комментария. Смеюсь, не могу. Ну, как образно, лучше и не скажешь. Так все и есть, и именно об этом я и думала, когда писала свой текст.
      Спасибо-спасибо. Так именно все и обстоит с "товарищами призывающими".

  • Машенька, правильные мысли. Согласна.

    Оценка статьи: 5

  • Александра Бродская Дебютант 27 апреля 2012 в 04:06 отредактирован 27 апреля 2012 в 04:07 Сообщить модератору

    Бери пример с... - это самый очевидный вариант следовать за кем-то. Зачастую действуют тоньше. Как у Алексина:
    читать дальше →


    Вот так-то. Но мы же разные все. И делаем свой выбор. Далеко не все хотят быть начальниками (мою бабушку, например, тоже приглашали в главврачи, но ей хотелось людей лечить, а не руководящей работой заниматься). Да и тыкать взрослого самостоятельного человека, который уже определился с целями в жизни, чужими успехами чаще всего неэффективно - обидите только.

    Оценка статьи: 5

  • Алина Киселева Читатель 20 сентября 2009 в 13:01 отредактирован 23 мая 2018 в 08:36 Сообщить модератору

    Mаша ,замечательная статья!5+.

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Бывший модератор 31 июля 2009 в 08:26 отредактирован 31 июля 2009 в 08:29 Сообщить модератору

    Мы добросовестно влезаем в сангвиническую «кожу»

    Хе-хе, будто бы предполагается, что объект воспитания безропотно готов примеру последовать? А это не всегда, далеко не всегда, и чаще всего - не так!

    Как раз нормальная (конечно, не для девочек-отличниц, изо всех сил стремящихся быть хорошими) реакция на "бери пример" - это отторжение, разной степени (от недоумения - а почто мне это? до ярости - ну и гадина эта Светка, порву ее тетрадку, исписанную таким красивым почерком! И морду поцарапаю).

    Защита от дурака тут срабатывает.

    Брать же пример - воспринимать чужой опыт - вполне полезно оказывается. На самом разном уровне. И для некоторых достойных подростков пора потребности в примере приходит, и они это осознают и начинают себя строить. И очень это полезно бывает. Хотя бы потому, что это идет вслед за раздумьями о мире, о людях, о себе.

    Но все это - не по принуждению, не по указке родных/близких, умных учителей, а от личной, обдуманной потребности.

  • Люба, класснейший комментарий. Я плакаль от восхищений
    Конечно, полезно воспринимать и чужой опыт, а как же без этого - но только по собственному желанию и побуждению. И, как правило, без формулировок - "пример", "образец для подражания" и т.д. Главное - воспринимать этот опыт, всегда оставаясь только собой и не принижая, не затушевывая собственных талантов и достоинств.

  • Тимур Нуманов Тимур Нуманов Профессионал 31 июля 2009 в 13:16 отредактирован 31 июля 2009 в 13:34 Сообщить модератору

    Mаша, прямо крик души! Мне понравилось, хотя во внутреннем желании быть на кого-то похожим не вижу ничего отрицательного. Так, у Владимира Леви в книге "Искусство быть другим" этот прием называется ролевой аутотренинг (РАТ). Хочешь изменить в себе какие-то черты и воплощаешься в придуманный или реально существующий персонаж. Соглашусь в том, что первично собственное желание измениться, а не навязывание идеального образа извне.

    Маша, а Феликса Эдмундовича Вам в пример где ставили? Не в каких-нибудь закрытых учебных заведениях);?

    Отрывок из замечательного руководства:
    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 31 июля 2009 в 13:33 отредактирован 31 июля 2009 в 13:39 Сообщить модератору

    Тимур, спасибо.
    Вот тут-то очень важно именно ВНУТРЕНЕЕ желание стать иным, измениться ли, перевоплотиться - это уж как душа подскажет. Статья-то только о том, что никогда не нужно делать это под чьим-то давлением или исключительно из уважения к авторитету. Только по собственному побуждению.
    Быть самим собой - разумеется, не означает быть всегда одним и тем же, хотя, если хочется, если человек считает, что так ему лучше - почему нет? Его право... Но все, что касается изменений в его мире, он будет осуществлять только по собственной воле, а не по воле "призывающих".
    А Феликса Эдмундовича мне лично в пример не ставили... Просто Маяковского в школе мы еще успели "пройти" - а там было: "Юноше, обдумывающему житье, решающему - сделать бы жизнь с кого, скажу не задумываясь - делай ее с товарища Дзержинского..."
    И когда я слышу от многих родителей обращенное к детям: "Бери обязательно пример с..." - мне почему-то грустно становится. Ведь в "улучшательном порыве" можно и ребеночка вместе с водой выплеснуть, не заметив его индивидуальности...

  • Прочел статью и... опять захотелось быть похожим в чем-то на Леонардо да Винчи, вспомнил Э.Хемингуэя "Старик и море"... - захотелось брать пример со старика. Эпиграф вспомнил... по-детски защемило в душе от нахлынувших чувств.

    Внук растет... - хочется брать с него пример - ничего не боится. Вот бы мне так!

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо, Слава. Вот с детей-то, наверное, нужно и брать пример. Это верно подмечено. А с хемингуэевского старика... Спорно. Я бы не стала, наверное...

  • Про внука здорово, Слава, мне очень понравилось. С детей вообще брать пример не вредно.

    Да, давненько не слышала "бери пример с". И не говорила никогда.

    Оценка статьи: 5

  • Ослик Иа, не Иа-Иа )))

    • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 31 июля 2009 в 11:23 отредактирован 31 июля 2009 в 11:32 Сообщить модератору

      Люба, спасибо за отзыв. В переводе Бориса Заходера - именно Иа-Иа. В считающемся "академическим" переводе Руднева, довольно скучном, кстати, и у А.А. Милна - Ослик Иа.
      Иа-Иа более знаком нашему читателю. (Глава 6, "Винни-Пух и все-все-все", перевод Б.Заходера)

  • Маша, браво-брависсимо

    Оценка статьи: 5

  • А по мне без планочки - так нельзя :бери ывше. Не скажу за всех, но по себе и своим детям и козе смышленой вижу - каждый себя до кого-то подтягивал. (По типу "А делать жизнь с кого, с кого? С товарища Лениного!"). Мы в раннем розовом всегда кого-то идеализируем, на кого-то выравниваемся и, думаю, нам планочки эти очень нужны. Горжусь, что моя внучка не хочет стать Мадоной или Бритни - там сейчас более интересный персонаж: космонавточка американская, смарт герл. Мы рады, что она взялась за конкретные науки и тяжелый спорт - спасибо планочке. И никто в доме никогда ей не говорил, как в моей статье про мамизмы, - бери пример! Дитя спит в интернете! С кем попало! Там и набирается своих планочек - а ребята смишники умеют почище мамушек по кухням: делай как я и будешь звездой. Там профи сырым мясом кормлены! А может, надо иногда амбициозность детей встегивать-взднуздывать кнутиком, чтобы не ржавели? Чтобы пробудить здоровую компетициозность? Тьфу! Догоформурлировалась! Конкуренцию, блин, соревновательность, спортивную злючкость...Думаю, родилась бы я снова вчера, опять бы жизнь с примера, для себя мечтательного, делала. Вот так у меня, а у других, может, возрастут индивидуальности сами по себешке.

    • Лаура, а конкуренция и здоровая соревновательная злость - эт совсем другое. Это вещи очень нужные, только бы в этом порыве "по людям не шагать". Может, у кого-то их и можно пробудить всякими призывами и требованиями, но нормальный человек сам в себе это пробуждает, ему не требуется эта "игра в погонялки". Мы вот ребенку никого в пример не ставили, сам себе планку выставлял. Иногда очень спорную. Достигал, ставил следующую. Зато сильный характер получился, может, слишком даже.
      Со мной можно спорить, Вы мыслите уж больно интересно.

      • Mаша Романофф, насчет планочки: если "брать пример с кого" совпадает и у ребенка и у родителей, то это велилепный тандем. А чтобы он совпал, на то и есть родительский инстинкт и хоррроший копф. Планку им надо устанавливать, но не так, что Вовочка умный, а ты - дурак. Я это делала изящно: если какой-то Вовочка может, то ты - точно сможешь. И еще лучше. И это работало всегда. Я писала обо всяких хитростях этих в статье "Как сделать свое желание желанием ребенка". А если шире смотреть, то каждый день нашей жизни мы берем какие-то нами установленные планочки. Недавно у нас умер выдающийся ученый, не то, что инвалид, а лежачий всю жизнь труп - смотреть-то было страшно. Но на протяжениии всей своей сознательной жизни он оставался одним из высочайших интеллектуалов и высокоумных ученых. Когда мне какой-то изнеженный диабетик или гипертоник терзает жалобами жилетку, я всегда привожу в пример этого гения-обрубка. Для меня он, по крайней мере, и есть наивысшая планка примата духа и интеллекта над состоянием его вместилища. Маша, наше население все поголовно НЕ ЗДОРОВО. Половина из них вякают и опускают руки. И вот пролетел, как яркий болид, гений, и показал, на что способен человек планки. А кто был выше него по духу? Исус Христос, только что. Ведь воспрял и воссел одесную...Но как-то никто не среагировал адекватно - все тихо в нашем болоте, все хлюпает по-прежнему и квацает. И так как конкретно у Пупкина болит голова, еще ни у кого никогда не болело, век воли! А вот она, планочка, рядом была...И всегда по мелочам: че кризис? все живут и мы как-то перекрутимся... Но ныть надо. А то как же - не пожалеет никто. И еще спорный момент - сильный человек по людям не пойдет. Он просто сделает изящно, как лошадь с упавшим седоком - сманеврирует, чтобы не зашибить. Сильные люди (и так и эдак) обычно очень добрые и жалостливые - они силу своего удара знают и боятся хоть нечаянно поранить кого-то.

        • Лаура Ли, ох, вот это верно - насчет нездоровья населения...
          И в прямом, и в переносном. Жалобы на то, что болит и тут и там - это жутики.
          А большие ученые, настоящие, Лаур, это, поверьте уж, совсем особые люди. Все, не только ваш. И уходят они из жизни настолько достойно, что всем поучиться можно. Видела, знаю.
          В науке вообще без планки невозможно. Никак.
          Насчет того, что сильные - добрые и жалостливые - не всегда, увы. Часто, но не всегда.

        • Лаура, а что это за ученый?

          Почему не знаю?

          Оценка статьи: 5

          • Михаил Груздев, русские мисс-спелают его имя - Стивен Хокинг (у вики) (Hawking). Я давала его фотографию в полете при невесомости в статье о "Полетах во сне...". Человек-труп жил полной жизнью, экстремальничал... А некоторые живые живут как трупы - в плащах, под зонтами и в галошах.

            • Лаура Ли, странно как-то. Здесь вот, в сообщении от 30 сентября Стивен Хокинг записан оставившим пост - по возрасту, но научную работу продолжающим. О смерти вроде как не говорится.

              • Люба Мельник, просто было искушение ввести запрос У нас его похоронили. Я скорблю как ненормальная. То, что он оставил работу и хворал (сводки передавали о его состоянии), было во всех СМИ. Нет, пойду еще раз посмотрю год...А если гады его похоронили слухами, оказавшимися преувеличенными, то по старым приметам - суждено долго жить. Хотя невероятно - нельзя так шутить. По моему, Жаба о нем писала пару лет назад - пойду ее поспрашаю тоже.

                • Лаура Ли, личный сайт О лекциях речь идет, о смерти - нет )))

                  • Люба Мельник, тогда просто спасибо за подарок. Это уже без шуток. Хотя идеи моего коммента это не меняет - самая высокая планка для меня остается на высоте, слава богу. Еще раз спасибо, что разобрались до упора в этом вопросе - жив курилка, дай бог ему еще долгие годы. Уф, у меня сегодня просто день рожденья и пусть читатели пардонят: таких людей часто повторно хоронят при жизни, а на старуху бывает проруха.

    • Лаура, это у кого как. Может обидка возникнуть трудно изживаемая. Обида - после зависти - самая муторная штука в организме...

      Оценка статьи: 5

      • Валь, видимо много генетической уверенности было вложено в мой род - без обидок протекало как-то, но с планочкой. И до сих пор пока так течет. Есть ресурс испытывать восторг, уважение перед чьими-то достижениями, радоваться поднятию чужой планочки. А равняться нам, видимо, кто послабее, надо на чьи-то результаты. Такова спортивная жизнь, как Ю. Власов, мекал. (Обожаю этого мужика! Жив ли?)

    • Лаура, спасибо за коммент. Но речь не о том, чтобы вообще не иметь планки и не брать ни с кого пример. Речь о том, чтобы эту планку, как Вы о себе и рассказали, САМОМУ себе устанавливать, а не под чьим-то прессингом или по чьему-то, Боже упаси, призыву. Слово это "Призыв" - со школьных лет терпеть не могу. А честолюбие детей - это только собственным примером. Видят они стремления родителей - ну, и сами стремятся. По моему, так.

  • Согласен с автором статьи - жить надо своим умом. Для себя.

    А остальные... Привыкнут.

    Оценка статьи: 5

    • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 30 сентября 2009 в 11:29 отредактирован 30 сентября 2009 в 11:42 Сообщить модератору

      Михаил, э, нет. Своим умом - да. Но речь не о том, чтобы жить для себя. Совсем даже нет. Жить только для себя - это дико скучно. А вот не следовать призывам - это да. Только велениям своей души.
      Но - спасибо Вам за коммент. И за оценку.