• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Профессионал

Первый рабочий день. Как помочь новичку адаптироваться в компании?

В первые два-три дня после выхода на работу нового сотрудника начинается его знакомство с компанией. И именно в эти несколько дней многие новые, даже самые опытные сотрудники чувствуют себя неуверенно и более всего нуждаются в поддержке.

Новичок оказывается в непривычной для него обстановке: другая должность, другие обязанности, незнакомые люди. В это время решается отношение нового человека к своему рабочему месту — почувствует ли он себя частью коллектива?

В этот сложный период очень важно помочь новому сотруднику влиться в команду. Если его прихода ждали, это поможет оказать ему теплый прием. Если кто-то из отдела участвовал в интервьюировании нового сотрудника, он может помочь ему освоиться, рассказать о некоторых моментах работы и особенностях компании. В конце концов, взять над ним шефство на первое время.

Существует такое понятие, как инструктаж новых сотрудников, которым не стоит пренебрегать. Во время его проведения следует помнить следующие моменты:

1. Инструктаж должен дать новым сотрудникам стимул к работе. Их знакомство с компанией должно вызвать энтузиазм и желание в ней работать. Важно не утомить новичка долгим перечислением правил и запретов: он может прочитать их на корпоративном сайте, например.

2. Новые сотрудники должны иметь ясное представление о том, что компания им предлагает и что хочет получить от них. В этих целях многие крупные компании проводят ознакомительные семинары и встречи для новичков, где очень подробно рассказывают о миссии компании, корпоративной культуре и этике, истории и внутреннем распорядке.

3. Имеет смысл познакомить сотрудников со специалистами и руководителями отделов, с которыми предполагается непосредственное взаимодействие новичка в процессе работы. Хорошее впечатление от руководителей, полученное в первый день, воодушевит новых сотрудников, и они будут стараться сделать карьеру на новом месте.

4. Важно рассказать новому сотруднику о его работе, обозначить четкий круг обязанностей, предоставить информацию о людях, к которым можно обращаться за помощью, описать работу офиса. Очень часто новички уходят, несмотря на большое желание работать в компании, потому что считают, что не могут вникнуть в работу, наладить рабочий процесс. Все это, как правило, происходит из-за нежелания коллег помочь им. Новичок сталкивается с новыми незнакомыми ему программами, не всегда знает регламенты новой компании — из-за чего часто чувствует себя «не в своей тарелке».

Немаловажную роль играет и процесс постановки задач новому человеку, который дает возможность привлечь его внимание к действительно важным рабочим моментам (в первые дни он еще не может точно сформулировать, что важно в его новых обязанностях, а что можно отодвинуть на второй план).

Если ему известны цели и задачи компании и дана возможность преследовать собственные цели (получение стабильного дохода или карьерный рост, например), то возникает чувство общности этих целей и необходимости их достижения для пользы как компании, так и своей собственной.

Статья опубликована в выпуске 19.10.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей В. Воробьев Сергей В. Воробьев Комментатор 14 сентября 2009 в 10:40 отредактирован 14 сентября 2009 в 10:42 Сообщить модератору

    Помочь новичку конечно хочется, особенно если в соседний отдел приняли сногсшибательную красотку а вы еще не женаты.

    Но нивичок новичку рознь.

    Если кто-то из отдела участвовал в интервьюировании нового сотрудника, он может помочь ему освоиться, рассказать о некоторых моментах работы и особенностях компании. В конце концов, взять над ним шефство на первое время.

    Вполне возможно, что в отдел пришел новый начальник, и он внимательно присматривается к кто чего стоит, со всеми вытекающими. Поэтому конкретная помощь ему будет заключаться во внятном изложении своих текущих задач и как вы их решаете. Следует правильно определить грань между наушничеством и корректностью, готовностью содействовать в новшествах и угодничеством.

    – Новые сотрудники должны иметь ясное представление о том, что компания им предлагает и что хочет получить от них. В этих целях многие крупные компании проводят ознакомительные семинары и встречи для новичков, где очень подробно рассказывают о миссии компании, корпоративной культуре и этике, истории и внутреннем распорядке.

    Если новичок рангом пониже, то у него есть руководитель которому он должен быть представлен. Ну а коллеги вполне могут подсказать, где курилка, в какое время файф о клок, взять в компанию в столовку, познакомить с зампохозом.

    Вобщем, в статье поставлены обширные вопросы, отвечать на которые предоставлено комментатором, это не есть хорошо.

    Оценка статьи: 3

    • Лана Васильева Профессионал 14 сентября 2009 в 11:24 отредактирован 14 сентября 2009 в 11:35 Сообщить модератору

      Сергей В. Воробьев, возможно, Вы имеете в виду небольшую фирму. В крупных международных корпорациях все происходит так, как описано в статье. Могу сказать с уверенностью, так как работала только в крупных холдингах, новые сотрудники проходили именно такой инструктаж: треннинги и семинары, знакомство с корпоративной культурой и этикой, историей, представление руководству и будущим коллегам из других отделов, мотивация, шефство на первое время. Причем независимо от того, пришел начальник отдела или рядовой менеджер.

  • Ценная статья, спасибо!

    Оценка статьи: 5

    • Алина Панова, спасибо! Очень важно, что эта статья действительно принесет кому-то пользу! Очень частно бывает, что новичок винит себя и делает себе комплексы, полагая что не справляется с новыми обязанностями, хотя проблема состоит всего лишь в том, что ему не предоставляют информацию о компании, необходимую для его работы.

  • Статья слишком обобщенная! Я для себя ничего не почерпнула!

    Оценка статьи: 3

  • Сэн в купальнях Юбабы тоже помогали освоиться более опытные работники. Сам Миядзаки так и сказал, что на самом деле "Унесённые призраками" - это история о новичке в крупной компании.