• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ирина Литновская Грандмастер

Почему не звонят друзья? Большая девочка размышляет о дружбе

«Вы че — самый умный?
Вам че тут, больше всех надо?»…

Однажды выпало счастье нам быть вместе. Короткое яркое время, когда деревья были молодыми, а в душе тепло и отрадно. А потом вы уехали. Вернулись домой, либо нашли новый дом, у Волги, в Сибири, в Штатах, да неважно где — главное, что вас нет. Нет больше рядом.

И что же случилось с вами тогда?

Да ничего! Когда я пишу, вы искренне радуетесь, с удовольствием рассказываете о своих делах, семье, событиях. Боже, у вас так много событий! Конечно же, есть и проблемы, но в целом вы справляетесь, вы в порядке. В принципе, я тоже. Но есть одно малюсенькое «но»… Почему я всегда пишу вам? По-че-му?

Я пробовала молчать полгода и не получила ни единого письма, ни единого звонка. Такой серьезный дефицит времени, что не выкроить и минутки? Разве только я умею мыть посуду (готовить, гладить белье) и разговаривать по телефону одновременно? Что случилось? Пошел на вокзал провожать дедушку — украли мобильник? Или модем второй год в ремонте, из него делают фотоаппарат? Или, самое страшное: шпион открутил-таки контрагайку? Много обиды в этих маленьких каверзных вопросах, но не волнуйтесь, я никогда не задам их вам. Потому что уже нашла ответ.

Раньше я думала мучительно и с досадой: «Обидно, черт побери! Случись мне проехать в метро за пять минут до взрыва — так ни один негодяй не позвонит, не поинтересуется, доехала ли? Хотя все прекрасно знают, что я мимо этой станции каждый день мотаюсь туда и обратно. Ни у кого в голове, легкой такой, не мелькнет за вечерней картошкой с курицей, что это мои окровавленные запчасти сегодня целый день крутили в новостях. А представьте, что это на самом деле я? Через полгода вы проснетесь, кинете смс-ку „Куда пропала?“. Я не отвечу — вы обидитесь, пообижаетесь с год-полтора, потом еще напишите что-нибудь в том же духе, а лет через пять позвоните-таки и… Тут будут слезы! Такие искренние, почти что детские. То-то я посмеюсь от души (душой в смысле), пролетая мимо, жуя нектар…»

Так я думала раньше. А теперь я об этом не думаю. И вот почему.

С годами убеждаешься в одной удивительной вещи — настоящий друг возникает в тот момент, когда он тебе больше всего нужен. Это не бред! Он появляется сам, он чувствует, что пришло время появиться. А не ждет специального приглашения.

«Не секрет, что друзья в облака обожают
Уноситься на крыльях и без,
Но бросаются к нам, если нас обижают,
К нам бросаются прямо с небес»

(Ю.П. Мориц)

Настоящий друг не только выслушивает, он решает твои проблемы. И для него при этом не вопрос проехать километров двести, чтобы сделать для тебя что-то важное. Он доедет, доплывет, долетит, ползком доползет, если понадобится, и не сочтет это подвигом.

Никогда не забуду, как заболела моя дочь. Родные были за городом. Я опасалась, что «скорая» заберет нас в больницу и некому будет остаться дома с грудным сыном. Я позвонила подруге в два часа ночи. Та села за руль и примчалась «на автомате», уставшая и заспанная, пятнадцать минут парковалась, зачем-то обежала дом дважды — наконец, явилась. Уселась на кухне пить чай — случайно оборвала карниз со шторами, полезла на табуретку вешать — и свалилась с нее.

К счастью, нас оставили дома, и я поспешила уложить «помощницу» в кровать. Было жаль ее и немножко мебель. Бедняга до утра прокрутилась на непривычном месте с моим малышом по соседству, она ни капли не отдохнула, не понимая и половины того, что творится вокруг, но, клянусь самым дорогим, то была удивительная ночь! «Друг спас друга!» — как заметил бы Карлсон. Тревоги позабыты, зато дочь помнит смешную «фею», что приехала нас спасать в столь поздний час, когда все добрые люди уже спят.

Два признака дружбы и точка. И не надо долгих разговоров про взаимопонимание, поддержку, общность целей и интересов — все это тут ни при чем. С этим легко расправится самый жестокий убийца на земле по имени Время. Оно обыграет, отнимет, сотрет, отфильтрует и сгладит. Это в любви случается так, что один любит, другой терпит, один командует, другой подчиняется (или делает вид, что подчиняется), один живет, как считает нужным, другой боится его потерять. А дружба — не любовь, там все равны.

Получается, если друг не звонит, он и не друг вовсе. Потому что в душе ты зовешь его, а он этого не чувствует. Нет, это ни в коей мере не равнодушие. Он всего лишь добрый человек, с которым ты что-то когда-то зачем-то… Милый человек, не более. Так зачем его звать, если он все равно не придет? О каких письмах и звонках ты мечтаешь, если он о тебе не ду-ма-ет?

Отныне я буду любить и думать только о тех, кому я нужна сейчас, в данный момент времени. Нужна такой, какая есть: с уставшими глазами, насмешливой улыбкой.
А остальные пусть остаются в прошлом навеки. Их время истекло. Хотя… возможно, и дам им последний шанс. Если опять захочу побыть дурочкой…

«Я никогда не устану
Служить народным кумиром,
Весь мир однажды признает
Мои заслуги пред миром.
Мне скажет сам Альфред Нобель,
Вручая, скажем, награду:
«Дедуль, Вы чё — самый умный?
Вам чё тут, больше всех надо?»

(«Несчастный случай», «Песня без названия»)

Статья опубликована в выпуске 5.12.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (59):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • АЛЕКСЕЙ ГУРИДОВ Читатель 11 декабря 2010 в 21:25 отредактирован 25 мая 2018 в 05:54 Сообщить модератору

    Я всё чувствую -- в этой статье ВАШЕ сердце . Поверьте я незнаю что делать - полагаюсь на ИНТУИЦИЮ и на личное УБЕЖДЕНИЕ -- что если этому быть -- то это будет ........... и дружба и сотрудничество и ........ В данный момент могу лишь молится о ВАС --- КАК О СРОДНЕЙ ДУШЕ. Знайте что ВЫ УДИВИТЕЛЬНО -- ГЛУБОКО -- ИНТЕРЕСНЫ .

  • Ирина Литновская, для меня ваша статья актуальна, спасибо за неё!Кто-то тут спрашивал в комментариях, неужели можно ежеминутно помнить о друзьях?Типа,неужели других дел нет?Видимо, я и есть тот экземпляр человека разумного, который, даже если занят чем-то и серьёзно, думает параллельно о друзьях-как они, чем заняты, почему не звонят???У нас в школе была просто замечательная женская Человеческая дружба; взрослая жизнь и университет только сплотили её, хоть мы и учились в разных вузах..А потом появились мужья, и мы стали ходить в гости и на пикники семьями..А потом у нас появились дети и тут дружба стала барахлить.С детьми появилась и какая-то соревновательность: у кого муж больше зарабатывает и лучше обеспечивает семью,так, чтобы жена могла не работать, у кого ребёнок раньше стал ходить и говорить, приучился к горшку и т.д.А самое главное-несмотря на практическую идентичность мировоззрения, сформированную годами тесной дружбы, которая длится у нас больше, чем половину жизни, взгляды на ключевые моменты воспитания разошлись!То, что я считаю кошмаром для ребёнка, одна подруга воспринимает, как благо, а другая, хоть и согласна со мной, но делает, как "тётя сказала, потому что так все делают".И этих несостыковок становится всё больше, уже и не знаешь, о чём говорить при встрече, так, чтобы не задеть, не обидеть и самой не обидеться.И больно до слёз, что всякий раз от встречи ждёшь чего-то светлого(как раньше мы вместе отдыхали душой), а это светлое перестало появляться.Конечно, виноватая я в том числе, но гордыня мешает звонить по второму и третьему разу(опять я звоню!), чтобы ещё раз собраться вместе и попробовать сначала-а вдруг будет как раньше, забудутся все колкие, завистливые фразы и неуместные комментарии?..Я без дружбы не могу физически!И то, что мне не звонят, воспринимаю, как нежелание общаться и обиду.И тоже обидно становится.Замкнутый круг.Но я люблю этих людей, они мне как родные.Очень надеюсь, что друзья чувствуют что-то похожее и это у нас такой этап малолетства карапузов, который нужно пройти и усвоить уроки.Я усваиваю и очень скучаю по любимым подругам!

  • Эх, и я себе была "подругу" нашла -- так хорошо общались. И я очень нескоро заметила, что звонит она и в гости приходит только когда ей что-то нужно от меня.

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий удален
      • )) Да слава Богу, что такие "друг оказался вдруг..." редко встречаются.
        Однокурсниц своих, которые в Киеве год пыталась на встречу вытянуть -- отмазок коллекцию собрала. Да и перестала. Не нужна я им, так что ж.
        Зато честное слово -- сколько вот здесь друзей нашлось!

        Оценка статьи: 5

        • Комментарий удален
          • Ирина Литновская, я очень пыталась... Честно-честно! Какие-то инертные наши девочки оказались, в своём соку каждая. Новости из френд-лент узнают...
            Зато на свой вот-вот скорый День Рождения я таки друзей вытяну! ;)
            Вот я рада, что есть такие люди, как ты Это же редкость теперь, что бы кто-то в друзей своих так верил. Я сама уже 50 на 50 верю... А надо бы всё таки полностью.

            Оценка статьи: 5

  • Замечательная статья! Актуальная. Уверена, что многих волнует данный вопрос. Отличная мысль про дрзей, чьё время проходит. Так и есть. И видимо не нужно держаться прошлого и тащить за собой "чемодан без ручки", надеясь найти в нем вещи, которые когда-то были тебе так дороги, но на данный момент либо малы, либо износились. Жизнь на то и жизнь, что состоит из встреч и потерь. НО здорово, когда после долгой разлуки, люди встречаются, созваниваются, списываются и искренне радуются тому, что хоть и редко, но появляются в жизни друг друга, не потерявшись навсегда.

  • Ирина Литновская, статья Ваш безусловно трогает, я даже прослезилась слегка. Но мне показалось, что Вы немного потребительски относитесь к Дружбе. С одной строны ждёте от друзей самоотверженности, но сами начинаете торговаться, она не позвонила, он не написал, те не вспомнили. А Вы знаете о всех тех проблемах которые свалились на Ваших подруг несмотря на благополучного мужа, Вы интересовались может быть они не менее нуждаются в помощи. По-моему дружба в том и состоит чтобы не задумываться о таких пустяках, кто первый сделал шаг. Если есть потребность друг в друге, то время и наша суета над этим не властны.

  • Ирина Литновская, вы, наверное, первый автор за эти полгода, с которым я полностью согласен.

  • Ирина Литновская,
    Мне кажется, что друзья - это не психологическая зависимость, а общие интересы. Когда входишь во взрослую жизнь и появляется семья, то друзья исчезают. Нет больше общих интересов, совместных планов. Появляется откуда-то зависть: "Ты устроилась в жизни, а я нет.." или "У тебя сын успешный, а у меня ...". Я с некоторых пор разочаровалась в дружбе - мне ни от кого ничего не надо и я не хочу, чтобы использовали меня. Думаю, что искренней дружбы вообще не существует, по крайней мере женской. Да, есть приятельницы, соседки, сослуживцы, но ведь им по большому счёту нет дела до твоих радостей; вот уж если что-то плохое случится - тогда и порадуются. Пусть мрачно, но зато правдиво.

    • Бяка Бякина, а мне вот кажется совсем наоборот - искренняя женская дружба существует. При условии, что друзья могут быть очень разными и по темпераменту и по доходам и даже по социальному статусу, как у меня с моими однокурсниками (ну разного все добились в жизни после одного и того же факультета в карьере, семье и кошельке), но друг другу не завидуют, а спокойно принимают достижения и неудачи друг друга в жанре "это жизнь".
      А женская дружба во многом держится на единственной возможности сказать друг другу то, чего никогда не скажешь родителям, супругу и детям, и на том, что здесь никто не должен играть жесткую социальную роль матери, дочери, подчиненной.
      Т.е. это практически единственная возможность эмоционально и психологически расслабиться в атмосфере полного взаимопонимания (т.е. ОТДОХНУТЬ ДУШОЙ), а для занятого многочисленными обязанностями взрослого человека это дорогого стоит.

      Оценка статьи: 5

      • Мата Хари, открывать подруге всю душу - это большая ошибка. Отдохнуть душой можно только возле очень близкого духовно человека. Это может быть мама, отец, муж, сестра, даже чужой человек. Знаете, часто такие откровения в поезде случаются, попутчику иногда такие тайны открывают!.. Но я о дружбе, которой между женщинами быть не может. Чистой, искренней, незаинтересованной, бескорыстной. К сожалению, это правда. Даже если подруги считают себя искренними подругами, все равно, между ними существует незримо соперничество, зависть, а иногда и корысть. Такая наша женская сущность. Я не считаю, что дружбы не может быть в принципе. Мне, человеку очень общительному, такие подруги не встречались, увы.
        Знаете, самые сокровенные тайны можно доверить только своему дневнику! Туда можно и поплакаться, и спросить совета даже. И никто не осудит, не предаст, не посмеется.

        • Евгения Смуровская,
          Я рада, что не одинока, что кто-то думает также как и я. Конечно, порой хочется кому-то поплакаться, спросить совета, хочется чтобы тебя пожалели; но при всём при этом хочется, чтобы тайны не покидали своих рамок. Я абсолютно согласна с Вами и про попутчика в поезде, и про сестру.

      • Мата Хари,
        Каждый из нас понимает слово ДРУЖБА по-своему.
        "Отдохнуть душой"- это прекрасно. Но вот доверять свои чувства и секреты подруге - уж увольте. Лично я на этом ох как обожглась. Нет не надо мне таких близких друзей, пусть уж лучше просто будут знакомые.

  • Комментарий удален
  • ))) Елен, Вячеслав, Марианна, Маш, Кристин, Фёдор, Марин, Миш («Я "Миш" , потому что почитываю Вас с удовольствием, хоть и молчу»), Тань, Мата, Муслим, Марк, Кать, Татьяна, Александр (в ответ от него – «Ирин», увидеть в этом добрую иронию?), Галин, Наташ, Валерий, Оль, Ирин, Евгения, дорогая Бяка, Елена, Марина, Кать.
    Остались без личных обращений
    andry andry, Ксения Петрова, Разум Искусственный, Ксения Печий.
    Предваряя реакцию: я не Люб!

  • Ирина Литновская, статья что называется не прибавить ни убавить. Можно вести длинные, никому не нужные диалоги (как потом выясняется) о книгах, литературе, поэзии и пр. и взять да не прийти к другу на помощь, когда это оч. нужно. Уж я это хорошо знаю. Отсеялось 99 % т.н. "друзей", когда уже нельзя сходить в кино, в кафе или куда-ниб. еще. Думаете я об этом жалею? Нет, я счастлива, и они мне, оказывается не нужны были. Так что я не в меньшей степени эгоистка, чем они. Ну и что, что они здоровы, а я теперь "пленница замка Иф". Не в этом дело. Это вообще редкий экземпляр - настоящий друг. И не надо, что бы много. Можно, один, но какой. Редкое счастье. Спасибо за статью.

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Литновская, статья замечательная, как будто мои мысли прочитали. Только единственно не понятно, к чему в данном случае в конце столь глубокомысленная фраза из "Несчастного случая"? (не подумайте,что я иронизирую, просто действительно хочу понять)

  • Людмила Кузнецова Читатель 8 декабря 2010 в 10:23 отредактирован 25 мая 2018 в 05:47 Сообщить модератору
    Мила

    Я тоже всегда всех собираю. Вот подборка стихов по этому поводу:
    читать дальше → [CUT] Незаметно исчезают друзья.
    Реже встречи и короче звонки.
    Изменить, наверно, это нельзя,
    Если вы уже другие внутри.
    И никто не виноват - просто жаль,
    Что у всех такая разная жизнь.
    Наше прошлое, летящее в даль,
    Превращается легко в миражи.
    Да и времени практически нет.
    А еще по вечерам мало сил.
    Шлешь на праздники привычный привет,
    И не важно: кто писал, что спросил.
    В разных странах или рядом сейчас,
    Мы с друзьями, но ничьей нет вины -
    Забывают постепенно про нас,
    Забываем про кого-то и мы.
    Может это и нормально вполне?
    Может это происходит у всех?
    Кто-то вырвался вперед на коне!
    От другого отвернулся успех.
    Но ведь нечего делить нам уже
    Кроме мыслей и простых новостей.
    И печально на любом рубеже
    Вдруг остаться одному, без друзей.
    Все, что было - это было не зря.
    Ради дружбы постарайся, пойми.
    Так обидно исчезают друзья
    И вернуть их невозможно ... почти

    Когда друзьям стихами открываю душу –
    Я получаю большее взамен:
    В ответ сердца мне позволяют слушать,
    Берут меня в свой добровольный плен!
    От их добра растопятся печали,
    От их улыбок будет ярче свет!
    Мои друзья! Ах, если б только знали –
    КАК бережёте вы меня от бед,
    От злости чуждой, зависти и фальши,
    От равнодушья с лицемерьем пополам!
    Друзья мои! Вы ТАК нужны мне дальше!
    Я никому вас не отдам и не предам!
    Мигает огонек «сейчас на сайте»,
    Мне посылая лучики тепла!
    Я отвечаю тем же – просто знайте:
    Я вас согрею, где бы ни была!
    Дана мне Богом высшая награда –
    Мои друзья… Я вас благодарю!
    Вы в жизни есть – мне большего не надо!
    Вы любите меня! Я – ВАС люблю!!!!

    Жизнь непредсказуемая штука
    В ней есть любовь, печаль, разлука.
    Мы часто плачем и смеёмся,
    Не знаем в будущем чего добьёмся.
    С кем будем жить, кого любить.
    Кого, что сможем позабыть.
    Что не забудем никогда.
    Кого полюбим навсегда.
    В нас кто-то влюбится,
    А кто-то отдалится.
    Что было раньше
    И что будет дальше.
    Кто смог так быстро мир развить.
    Не нужно думать, нужно жить...

    А я – я из времени семидесятых.
    Наивных, развенчанных, в вечность не взятых.
    С цитатами съездов, с «Берёзкой» и с БАМом,
    Со складами по опозоренным храмам,
    С борьбою за мир, со столовским компотом,
    С Генсеком, кочующим по анекдотам,
    Со Штирлицем, с очередями за пивом,
    С народом, сплочённо-немым и счастливым.
    А я – я из времени семидесятых.
    С Эйнштейнами на инженерских зарплатах,
    С «Ироньей судьбы», с «Белым Бимом», с Таганкой,
    С Арбатом, не ставшим туристской приманкой,
    С Тверской, не пестрящей валютной натурой,
    С великой несдавшейся литературой.
    Да, я из того, из «совкового» теста.
    И нет мне в сегодняшнем времени места.
    И пусть не тупей, не слабей, чем другие,
    Оно не простит мне моей ностальгии,
    Оно не простит моего ретроградства,
    Соплей романтических нищего братства.
    Оно не простит. И не надо прощенья.
    Мне в столб соляной не грозит превращенье.
    Пока ярок свет над помостом фанерным,
    Пока мне «Надежду» поёт Анна Герман.

    "Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –
    возвращается вера, надежда, любовь,
    возвращается больше, чем вдвое и втрое,
    чтоб понять мы смогли, что даянье такое.
    Отдаю не за тем, чтоб назад получить,
    отдаю не за тем, чтоб потом укорить,
    Нет, ни торг, ни базар и ни тонкость расчёта,
    ни надежда, внимание что привлечёте.
    Отдавать потому, что желание есть,
    отдавать потому, что даяние – честь,
    отдавать для того, чтоб быть нужным другому,
    отдавать целиком и никак по-иному!
    Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –
    возвращается вера, надежда, любовь,
    возвращается помощь, поддержка, уч

    • Комментарий удален
      • Людмила Кузнецова Читатель 8 декабря 2010 в 13:04 отредактирован 8 декабря 2010 в 13:38 Сообщить модератору

        Ирина Литновская, вот еще одно стихотворение про "виртуальную дружбу":
        читать дальше →

  • Простым языком - вроде и незымысловато, а как-то так душевно, житейски - и тема для всех близка...

  • Ирина Литновская, замечательная статья (мне вообще Ваши статьи нравятся все больше и больше). В самую точку! Я тоже часто с грустью жду звонка от бесконечно дорогих мне людей. И готова мчаться (и мчусь) к ним по первому зову. Но поскольку звонят редко и помощь принимают с благодарностью , но как должное (мы же друзья!!!), меня не покидает тревога, что я навязываюсь. Где бы найти золотую середину!

    Оценка статьи: 5

  • Анастасия Можарова Читатель 25 сентября 2011 в 11:40 отредактирован 26 мая 2018 в 12:40 Сообщить модератору

    Тема классическая.
    Стара как Мир, но так же свежа, актуальна и не может оставить равнодушной.
    Кто не проходил через это.
    Ровно сейчас переживаю тот же самый момент, вообщем такой болезненный, наверное, второй раз в жизни.
    Мои выводы на этот счет печальны, но светлы в ообщем.
    Считаю честным признать, что врядли разговор зашел бы в таком
    трепетном ключе и проявлениии отношения ко многои знакомым.. Как правило, за всю жизнь это максимум несколько человек.
    Всем остальным, мы звоним по доброте своей душевной, и конечно всегда будем вежливо участны. Но, будем откровенны - не более того.
    У нас нет желания быть частью жизни этих людей. А в Нашем случае - именно с конкретным человеком дела обстоят иначе.
    Мы вдруг в какой-то мемент поняли, что человек догор и люб. Если хотите, влюбились. (Любови разные быват, просьба не опошлять и не портить смысл дружеской любви)
    Тут речь идет имеено о любви, не менее того. Любовь многогранна: Человека можно просто любить,
    не важно будь он мужчиной, женщиной, бабушкой, дедушкой, ребенком или, например, подростком. И так находиться вообщем очарованным. Состояние прекрасное.
    Так вот, нам неповезло. аналогичного отношения ответной стороны не возникло.
    Так бывает. Никто никому ничего не должен.
    Просто с тем, что тебе плохо из-за отсутствия этого человека в твоей жизни в том качестве и количесве, которое хотелось бы - мы ничего поделать не можем. Грустим.
    Имеем право немного поныть. Пройдет.
    Не стыдно говорить человеку, что любишь его. Но надо принять его отношение к этому. И если козе понятно, что ему этого не нужно, отпустить. Так бывает.
    Мы и сами, не замечаяя того, многих аналогично упускаем.
    Есть выражение: "Человек, ни разу не искавший ни дружбы, ни любви в тысячу раз беднее того, кто обеих их утратил."
    И еще: "Нужно уметь закрывать скучную книгу, уходить с плохого кино, и отпускать тех людей, которые не дорожат нами." Спасибо им за то, что были.

  • Rada Corona Читатель 7 июня 2018 в 04:54 отредактирован 7 июня 2018 в 08:20 Сообщить модератору

    У меня полный телефон контактов. Если я не позвоню , редко кто меня вспомнит. Я сделала чистку и убрала половина контактов. Если со мной , что то случиться я даже не знаю . ..Близких друзей не существует, ....каждый себе

    Оценка статьи: 4

  • Ирина Литновская, спасибо за хорошую статью. Прочитала с интересом. Проблема отношения друзей, особенно тех, которые волей судеб стали жить далеко друг от друга, есть, рано или поздно с ней все мы сталкиваемся. По-разному решаем все. Ваша позиция имеет право быть. Всё это так индивидуально!

    Оценка статьи: 5

  • Александр Недошивин Читатель 5 декабря 2010 в 10:33 отредактирован 5 декабря 2010 в 10:35 Сообщить модератору

    Мы всегда получаем то что заслужили, будь это любовь или дружба, да и вообще любые отношения с миром не только внешним, но и внутренним...
    А статья понравилась!

    Оценка статьи: 5

  • Одно не пойму: почему дрйжба - это потоянное ожидание - сделет для тебя друг что-то хорошее, или не сделает? С одной стороны,друг, действительно познается вбеде. И особенно - в радости. С другой - потребительское ожидание с вашей стороны ведь тоже - не свидетельство дружбы.

  • Екатерина Мазуренок Дебютант 5 декабря 2010 в 07:28 отредактирован 5 декабря 2010 в 07:29 Сообщить модератору

    Ирина Литновская, Статья хорошая, душещипательная. Только, по-моему, не бывает хороших друзей. Бывают хорошие люди. Некоторые не пошевелят пальцем ради самых близких, а дугие в бараний рог скрутятся даже для малознакомого человека.
    А друзей разводят не время и расстояние, а жизненные факты. Одна подруга вышла хорошо замуж, а другая - нет, у одной карьера удалась, а у другой нет. У одного друга есть карьера и (или) бизнес, и (или) красавица-жена, а у другого чего-то из этого (или всего) нет. А дальше - от любви до ненависти, как говорится, далеко ходить не надо. Моя мама со своим двоюродным братом в юности были лучшими друзьями. А теперь - у нее с мужем бизнес, хоть и не огромный, а он за 10 лет на своем заводе ни на один разряд не повысился. и ненавидит ее лютой ненавистью. А еще была лучшая-лучшая подруга, у которой семейная жизнь не заладилась. Результат примерно тот же.
    Ко всему этому надо относится проще. Вот, я вышла в декрет, хотя учится, а где-то и работать не перестала. Но все мои друзья куда-то улетучились. Ситуация, как в статье - не звонят, не приходят. Сначала горевала, обижалась. А теперь сижу и беззлобно посмеиваюсь, потому что знаю, что это временно - и у них все так же будет, если им повезет, конечно.

  • Ирина Литновская, судя по всему, на другой стороне "модема" - друг-мужчина. Это многое меняет. Может статься, ему не хочется превращать дружеские отношения в иные, более сложные. Или, наоборот, он видит, что никуда дальше дружеских отношений ему не продвинуться. Значит, и стараться не стоит.

  • Мустафа Ибрагилов Читатель 5 декабря 2010 в 03:17 отредактирован 25 мая 2018 в 05:43 Сообщить модератору

    Зачем вести общение только ради общения? Безо всяких цели, просто ради поддержания добрых отношений?. Сколько живу, никак не могу взять в толк – не уж-то все эти декорации истинного отношения к человеку только ради успокоения твоих друзей, мол, ребята, я о вас помню, люблю вас и уважаю? Ведь возможно такое, что спустя годовое молчание, человек к тебе приходит с помощью? Возможно! И нет здесь удивительного – если человек был действительно другом, никакое время не остановит его, никакое молчание не удержит.

    • Да, и ради успокоения друзей тоже.

      Муслим Евлоев, если верить индийским мудрецам (то ли из Йоги, то ли из Камасутры, не суть важно, щас не об этом), то
      "Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело.
      Влечение душ порождает дружбу.
      Влечение ума порождает уважение.
      Влечение тела порождает желание.
      Соединение трех порождает любовь."

      В детстве и юности это влечение души (приязнь, благорасположение), но когда в зрелом возрасте добавляется уважение, отношения становятся что называется "на всю жизнь".
      Почему у разных народов все это не пущено на самотек, а существуют вековые традиции - а чтоб вошло в привычку и считалось необходимым условием жизни человека. До революции были ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ день приема, когда хозяева были дома и к ним можно было заехать с визитом, поинтересоваться здоровьем, делами, выпить чаю или пообедать, узнать новости и проч., и дни визитов, когда сами ездили "отдавать визиты" по хорошим знакомым и друзьям. Люди были в той или иной степени БЛИЗКИ и считали нужным обязательно это доказывать и демонстрировать. "Свой круг" это сплачивало и укрепляло, он очень ценился и боялись его потерять, выпасть из него). Другими словами отношения нужно УМЕТЬ поддерживать.
      А Вы предлагаете, как поэту, сидеть и годами ждать вдохновения, чтобы захотелось пообщаться? А люди от Вас уже отвыкли и плохо помнят оттого, что Вы ленились и усложняли простое - "давайте говорить, друг другу комплименты - ведь это все судьбы счастливые моменты. Давайте жить во всем, друг другу потакая, тем более что жизнь короткая такая..." (с)
      Ирина Литновская, украшайте жизнь своих друзей своим теплым вниманием - Вы ведь это делаете и для себя, потому что так правильно, а не потому что пришли совершить равноценный обмен типа "товар-деньги". И не судите строго друзей - да, они не думают о Вас или почти не думают, занятые своими делами, но они знают, что Вы у них есть, а они есть у Вас. Может быть "как книги", может быть как банк, может быть как сиделка, как телефон доверия или психотерапевт или жилетка, а может быть как приглашенная звезда. Главное чтобы Вы во всем этом СОВПАДАЛИ, и ничего не надо было просить - если друзья, то сами предложат и сами все дадут. А Вы - им. Но при одном условии - если вы в курсе дел друг друга

      Оценка статьи: 5

      • Комментарий удален
        • Ирина Литновская, конечно хочется, вот и предоставьте им такую возможность не догадываться, а проявляйтесь сами. В конце концов ведь не важно, кто первым набрал номер, поддерживайте взаимоотношения сами, если дорожите ими.
          Знаете, меня всегда удивляли наши пенсионеры в транспорте - вместо того, чтобы подойти к человеку помоложе и сказать: "Будьте добры, уступите мне место, я себя не очень хорошо чувствую. Большое спасибо", они будут молча стоять, сверлить глазами, дуться, пыхтеть и даже могут в конце концов заорать, что за молодежь бессовестная пошла и т.п. Во многом они правы, но форма выражения правоты не годится совершенно, потому что не достигает нужной цели.

          Оценка статьи: 5

  • Таня Репкина Читатель 5 декабря 2010 в 02:39 отредактирован 25 мая 2018 в 05:43 Сообщить модератору

    Проняло до слёз.. Спасибо, Ирина!

  • Если друг оказался вдруг...

    Удивительная простота и искренность подкупают в статье. Мне по это нравится. Язык изложения этакий незамысловатый, без выкрутасов и даже светло становится на душе, хотя и события описаны печальные, в общем-то, да и траектория поездок в метро у автора тоже памятна жуткими событиями

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая, душевная статья. Но переживать, что не звонит, не нужно. Каждый живет ведь по своему расписанию и желаниям. Встретились- хорошо пообщались какое-то время - разошлись навсегда. Но возможно, что встреча еще будет. Никто никому ничего не должен сверх того, что он бы дал любому другому - это, конечно, в идеальном случае. Я не беру в расчет близкородственные отношения. Во всех других случаях зависимости быть не должно. Опять-таки, в идеале. Есть - хорошо, нет - ладно.

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Литновская, Очень интересный и душевный взгляд на дружбу. И очень художественный. Читая статью, был рад до глубины души. Очень живой язык.

    Я, помню, очень страдал когда-то от того, что нет друзей (таких друзей, которых можно было бы назвать родными). А в итоге жизнь привела к тому, что я узнал многие вещи про себя и мир, просто потому, что вместо бесконечного общения прислушивался к себе.
    Наверное, можно даже сказать, что мне друзей заменило время и Бог.
    И еще не появившийся заветный друг, естественно, все это чувствует, поэтому и старается проходить мимо меня незаметно, на цыпочках, позволяя мне идти по выбранному мною когда-то пути.

    Оценка статьи: 5

  • Омельницкая Кристина Читатель 5 декабря 2010 в 01:01 отредактирован 25 мая 2018 в 05:45 Сообщить модератору

    Кому я нужна? Вопрос, конечно хороший? А если перефразировать и спросить: "А кто МНЕ нужен?". И вы знайте, до тех пор пока мне будут интрересны люди, которых я считаю своими друзьями, я буду первая и звонить и писать, если у меня для этого есть желание и время и не буду считать СКОЛЬКО раз позвонила я , а сколько мне, но, вот что интересно, когда у меня все ОК мне мой друзья звонят редко, но если у меня все не ахти, они все начинают звонить, я до сих пор не могу это объяснить, но видимо как-то чувствуют, и звонят тогда, когда мне действитель НАДО поговорить. Так что не считайте разы, а сами будьте нужными, а то концы обрубать легко, а находить новых близких по-духу людей чем старше, тем сложнее )

    • Автор не считает "разы", просто иногда бывает неловко за то, что вроде как навязываешься - то ли нужен, то ли что... Хорошая очень статья и ситуации очень знакомые.
      А вот мне кажется мифом, что друзья должны быть чуть не с пеленок, а в зрелости по-настоящему подружиться практически невозможно. Времени, безусловно, меньше, но и жизнь осознаннее в разы!

      Оценка статьи: 5

  • Ирина, очень хорошо написано. Мы перезваниваемся с друзьями в разных странах и пишем друг другу - правда, в последнее время пореже. Но есть на свете те, к кому я помчусь из другой страны в ночь-полночь, если им надо будет, и они, в свою очередь, помогут мне всем, чем могут. Мало их, очень мало таких настоящих - а бывает ли их много?

  • "остальные пусть остаются в прошлом навеки. Их время истекло." - круто. Тоже способ избавиться от зависимости. Но зависимость - Ваша собственная, а остаются пусть - они... Живые...

    Я не скучаю по своим друзьям детства и юности. И не звоню. И не пишу. И при этом всегда очень рада их письма получать и отвечать, их слышать, видеть, и всегда помогу, если надо, и они помогут мне. Если мы оказываемся в одно и то же время в Одноклассниках, мы чаще всего даже не здороваемся - потому что мы всегда рядом, хоть и в разных странах.

    Я уже где-то писала: для меня люди - как книги. Книга лежит у подушки или стоит на полке - я знаю, что в ней написано, перечитываю или нет, но она у меня есть, и я это ценю. Мне не обязательно, чтобы она ценила меня.

    • Марианна Власова, понравилось: "я знаю, что в ней написано, перечитываю или нет, но она у меня есть, и я это ценю. Мне не обязательно, чтобы она ценила меня. " правда в этом! Но всегда хочется взаимности!

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 5 декабря 2010 в 12:00 отредактирован 5 декабря 2010 в 12:00 Сообщить модератору

        Юлия Ли, возможно ведь, что я тоже у кого-то на полочке, и обо мне кто-то вспоминает с теплым чувством. Иногда это обнаруживается, приятно. Но лучше не зависеть эмоционально от этой приятности, создавать радости в своей жизни самостоятельно.

  • Впечатляет.. Впечатляет то, что Однажды выпало счастье нам быть вместе. Короткое яркое время, когда деревья были молодыми, а в душе тепло и отрадно. Но деревья поломало ураганом, а вы уехали. Вернулись домой, либо нашли новый дом, у Волги, в Сибири, в Штатах, да неважно где – главное, что вас нет. Нет больше рядом.

    Как-то смешно..

    Оценка статьи: 5

  • Ах, как я вас понимаю, Ирина! В моей жизни все точно так! Всегда я первая звоню, пишу, окликаю... Муж меня ругает, тебе что - больше всех надо? Почему ОНИ не звонят?! - Ну да, не звонят... Но мне-то хочется их видеть, слушать, помочь. Это Я нуждаюсь в общении с ними. Я не домоседка, я активно веду общественную работу, очень занята. Но всегда на связи. Для тех кто хочет со мной пообщаться.
    Потом решила, что не надо навязываться. Наверное, я мешаю своим навязчивым вниманием?...
    А главное - я перестала обижаться!! И знаете, стало так легко жить! Я не предполагала ,что так может быть. Интереснее всего, что и друзья стали звонить и искать со мной встреч чаще. Вот такая ситуация

  • Не понравилось: «почему я», «ни один негодяй», сарказм про слёзы через пять лет, раздумья «друг-не друг», «немножко жаль мебель», поломанную настоящим другом.
    Понравился кусочек из Юнны Мориц.

  • Ирина Литновская, пять за каждое слово! Тоже однажды испытала такое счастье: поняла, что есть у меня друзья, что на можно действительно положиться... Дай бог всем, чтобы было поменьше поводов проверять дружбу, но и пусть никто не останется один на один со своим горем.
    Каждому человеку помимо крепкого семейного плеча нужно и второе, дружеское.

    Оценка статьи: 5

  • Елена Лазоренко Читатель 29 ноября 2010 в 23:22 отредактирован 29 ноября 2010 в 23:22 Сообщить модератору

    Отличная статья! Я как раз над этим же вопросом в последнее время думаю! Друзья....а кто именно мои настоящие друзья? И есть ли они?

    Я бы, например, сорвалась в два часа ночи ради подруги...или даже нескольких....может, просто я такая сердобольная....потому что знаю, что они-то точно не сорвуться...даже, возможно, и днем не сорвуться, потому что "другие планы". Печально

    Оценка статьи: 5

  • О каких письмах и звонках ты мечтаешь, если он о тебе не ду-ма-ет?

    Большая девочка размышляет о дружбе? Она уже слишком большая и речь совсем не о дружбе...

    Оценка статьи: 5

  • Друзья познаются в радости

    Логично любить того кто тебе нравится, а не кто думает о тебе и постоянно звонит, т.е. не искать понимания, а понимать, не искать любви, а любить, не просить, а дарить. быть может...

  • Ирина Литновская, статья просто прелесть, так и хочется подружиться с вами и позвонить вам ночью ни один раз

    Оценка статьи: 5