• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Князева Профессионал

Почему дети становятся изгоями?

Глаза синие-синие. Смотрят на часы, мысленно считая минуты до перемены. Нет радости в этих глазах, а только тихая боль и обида.

Сейчас опять начнут приставать, оскорблять, зло ухмыляться. Почему они, одноклассники, так относятся к нему? Что он сделал не так? И как можно перестать быть изгоем класса?

К сожалению, такие дети есть почти в каждом классе. Сердце любого нормального родителя разрывается на части, когда он узнает, что его родной ребенок, так заботливо выращенный, пришелся в детском коллективе не ко двору. Что же делать, чтобы предотвратить такую ситуацию?

Всегда проще предотвратить ситуацию, чем потом расхлебывать последствия.

Помните известный фильм «Чучело»? Наглядный пример ребенка-изгоя. Когда Лена приходит в свой новый 6 класс, одноклассники хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её.

Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» (девочка — фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), «Лохматый» (силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила), Шмакова (первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё не выгодно), Попов (подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот), Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег), Марина (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед Леной) и Сомов (мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе).

Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда, которого в городке называют «Заплаточником», так как он настолько увлечён коллекционированием картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями.

Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости и в свой адрес, и в адрес деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно бестолковым, и ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. Даже после того, как дети понимают, что Лена — замечательная, и они допустили большую ошибку, не общаясь с ней, Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе. В заключительной сцене дети пишут на школьной доске: «Чучело, прости нас!» Но кто вернет ребенку веру в людей и доброту? Кроме прочего, Лена так и осталась «чучелом».

С одной стороны, хорошие учителя, добрый дедушка, воспитанные социализмом пионеры — и с другой, Лена — изгой. Предотвратить ситуацию бойкота, унижения не смогли, оставался один выход — уйти со школы, переехать в другой город.

Почему так случилось? В психологии существует «теория изгоя»: в каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята — явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.

Итак, я бы выделила 3 главных причины, почему дети становятся изгоями в детском коллективе:

1. Внешний вид. Важно, чтобы ребенок вписывался в коллектив и по росту, одежде, прическе. Особенно на начальном этапе. Позже, завоевав себе авторитет, можно экспериментировать, сколько угодно. Ту же Леночку невзлюбили из-за «серости». В детском обществе встречают точно по одежке.

Обувь, аксессуары — на это тоже надо обратить внимание, чтобы ребенок не стал объектом детских насмешек. У меня на практике был случай, когда мальчика (умничку, отличника) одноклассники дразнили из-за стоптанных ботинок.

2. Поведение. Здесь нужна «золотая середина», то есть, говоря на детском языке, нужно «не выпендриваться» и «не пресмыкаться». Дети очень чувствуют слабости человека и бьют именно по ним. Как потом сами пишут «какие же мы дети жестоки я сома удивляюсь как мы токими можем быть».

Учите ребенка отстаивать свое мнение, быть самодостаточным. Вот еще случай из практики: «Изгой был у меня в отряде: привез с собой Playstation и только сидел и играл, чем отвлекал других… ругался матом… не слушался… мог, когда делаешь замечание или берешь за руку, начать орать, упасть на землю… перелезал через балкон, обливал девочек водой… через 3 дня я его выгнал». Это пример негативного поведения — основы для неприятия.

Однако и положительное поведение может быть такой основой. Вот случай, описанный пионервожатым: «У меня в отряде была девочка. Солнце. Чудо. Любимая девочка в отряде, 7 лет, зовут Дашенька. Такая непосредственная, милая, добрая, детская — так вот её подружки, 6−8-летки — материли её, писали злые записки, обзывали, не давали спать, прятали вещи. Издевались, как могли.

А она — она никогда не плакала, иногда подходила и говорила, что девочки её «сукой» обозвали или не дают спать. Ничего у меня не выходило, что девочкам ни говори — всё равно так или иначе они её тюкали. И тут случайно это заметил старший пионервожатый, сказал, что проведёт беседу, и подобного не повторится.

Провёл. Повторилось. Второй раз провёл. Снова повторилось. Я уж ему не стал говорить об этом, а сам пытался решать эту ситуацию. Сидел с девочками, разговаривал о жизни, о доброте, о дружбе. Выделял Дашу перед ними, ставил пять баллов за уборку (кстати, заслуженно, обычно у девочек 2−3 было), она у меня участие принимала в выступлениях.

Конечно, они так и не подружились — но задирать её стали меньше. Девочки ещё были из очень плохих семей, рассказывали, как их бьют родители, оскорбляют и унижают, так вот я выводил их к разговору о семье, об отношениях между родителями и детьми и через это показывал, как нехорошо унижать Дашеньку!

Это уже как закон — в каждом коллективе люди, а тем более дети, ищут самого слабого".

Поведение ребенка во многом зависит от семьи, поэтому, прежде чем вести ребенка в любой детский коллектив (кружок, детский лагерь, класс и т. д.), познакомьтесь с родителями детей. Ведь как написал Себастьян Брандт, немецкий поэт середины XVIII века:

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители — пример ему.

3. Самооценка. Она проявляется в поведении, в умении себя преподнести.

Психологи говорят, что нет завышенной самооценки (именно ее дети не любят в своих сверстниках, как и заниженной), есть компенсация заниженной, просто проявления разные. Все это способы привлечь к себе внимание. Любой ценой. Заискивая перед сверстниками или общаясь с ними надменно — все это приведет лишь к изгойству.

Поэтому как родители окружите ребенка вниманием и любовью, общайтесь с ним, объясняя, как складываются человеческие отношения, чтобы ребенок чувствовал себя Личностью, был сильным психологически.

Как говорят сами дети, озвучивая рецепт успеха в детском коллективе: «Будь проще, и к тебе потянутся!»

Статья опубликована в выпуске 18.02.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сложная тема. В нашем классе в начальной школе было два "изгоя": девочка из неблагополучной бедной семьи с пьющим отцом. Маленького роста, в заношенной одежде, двоечница.
    И я. Дочь матери-разведёнки (в то время считалось тоже неблагополучным), но внучка доцента, была "хорошисткой".
    Так у меня сложилась со всем классом ситуация: вы меня не трогайте и я вас не стану. Три класса в синяках походила -- отпор давала, зауважали. До восьмого класса просидела на первой парте одна, никто рядом не садился. И ни с кем не подружилась в классе. Но мне и не надо было: хватало друзей во дворе и в художественной школе.

    Оценка статьи: 5

  • Ольга Князева, Cтатья понравилась. Быть изгоем ужасно, и ужасно, что такие изгои появляются не только в детском, но и во взрослом коллективе, например в армии. Я думаю. что всё идёт от нас самих: можно не любить человека, даже ненавидеть, но зачем унижать-то? Самое ужасное, когда взрослые видят, что ребёнка травят и делают вид, что ничего не замечают. Вот Вы же сумели повлиять на ситуацию с Дашей, не остались равнодушной. А зачастую до травли ребёнка никому нет дела, пока не случится что-нибудь серьёзное, а травля в детском коллективе - это травма на всю жизнь... Если бы мы не были равнодушными, может и изгоев бы не стало. Травить человека должно быть стыдно и наказуемо. В другую школу, в качестве наказания, надо переводить зачинщиков травли, а не тех, кого долго обижали, подвергая их ещё одному испытанию.

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Бывший модератор 25 февраля 2011 в 23:53 отредактирован 25 февраля 2011 в 23:54 Сообщить модератору

    иногда подходила и говорила, что девочки её «сукой» обозвали или не дают спать. Ничего у меня не выходило, что девочкам ни говори – всё равно так или иначе они её тюкали. И тут случайно это заметил старший пионервожатый, сказал, что проведёт беседу, и подобного не повториться.
    Провёл. Повторилось. Второй раз провёл. Снова повторилась. Я уж ему не стал говорить об этом, а сам пытался решать эту ситуацию. Сидел с девочками. разговаривал о жизни, о доброте, о дружбе. Выделял Дашу перед ними, ставил пять баллов за уборку (кстати, заслуженно, обычно у девочек 2–3 было), она у меня участие принимала в выступлениях.

    • Люба Мельник, если Вы заметили этот текст, с ошибкой, взят в кавычки, так как приведен в качестве примера в первозданном варианте, написанном в одном блоге этим пионервожатым.

      • Ольга Князева, даже в академических изданиях при публикации документов, по крайней мере - конца18-нач. 19 века, знаки препинания расставляются соответственно современным нормам, а орф. ошибки правятся, если они не являются стилевой характеристикой. В академических изданиях, между прочим, практикуют и факсимильное воспроизведение подлинника.
        Конечно, я понимаю, мягкий знак в возвр. глаголе третьего лица - это для значительного числа писателей непременный атрибут стиля.))
        Будучи знакомой с другим вашим текстом, я не могу быть уверена, что ошибки - не ваши, а той персоны, о которой речь.

        • Люба Мельник, а как же фраза из вашей статьи «ндравицца-нендравицца»? И новые знаки препинания в конце предложений ))?
          Хотела оставить ссылку на форум пионервожатых, где был взят текст с ошибкой, но, увы, мне запрещено (не знаю почему) оставлять комментарии с ссылками....
          Если Вы уж так боретесь за чистоту русского языка, что весьма похвально, то исправляйте ошибки у всех авторов и во всех комментариях. Без дискриминации.
          Спасибо, конечно, за особое внимание к моей персоне!

  • Действительно, важная тема. И не менее актуальная.
    Что правда, то правда - насколько успешным и по жизни состоявшимся человеком будет ваш ребенок, определяется уже в детсадовском коллективе. А может, и ещё раньше...

    Оценка статьи: 5

  • Детистановятся изгоями потому что настойчиво просят у других того, чего сами не могут дать взамен. А именно - положительной самооценки у людей, которые им самим неитересны.
    Ну на фига бы тонкой, интеллигентной девушке Лене, живущей в красивом старинном доме с увлеченным, понимающим, порядочным дедом, добиваться уважения к себе со стороны всякого быдла, разных валек, лохматых и кнопок? Что могло бы дать ей это уважение? Уверенность? Она сама должна была бы себе ее дать, точнее, взять - из семьи, опыт принятия себя со всеми тараканами и стоптанными ботинками.
    Думаете, это не заменит авторитета у чужих в сущности одноклассников? Еще как заменит. Просто у нас пока большинству слабо воспитать ребенка под лозунгом: ты не пряник, чтобы всем нравиться. Отсюда и зависимость от мнения посторонних, слабых и глупых детей.

    • Леся Перышко, по-моему, Вы совершенно правы!
      Моя дочь, личность действительно нестандартная, всегда была изгоем - и дома, и здесь, в Германии. Нам обеим эта проблема стоила немало времени, труда и нервов, пока дочка поняла вот это самое : ты не золотая монета, чтобы все тебя любили. Есть, безусловно, определённые правила игры, которых следует придерживаться в коллективе, чтобы, скажем, не потерять работу.Но это именно ПРАВИЛА ИГРЫ. А вот всё остальное тебя не должно беспокоить вообще.Тебе есть за что уважать и любить себя, а те, кто тебя не любит и не уважает, могут идти...Ну, куда им нужно...Ищи единомышленников! И она - нашла, в конце концов. И знает, что всегда есть лучшая подруга, та, что её всегда выслушает и поймёт, та, что всегда на её стороне - мама.
      С сыном, слава Богу, таких проблем не было. Прирождённый лидер. Все и всё вертится вокруг него. И никто почему-то не замечает, что и прикид, и мобилка у него далеко не самые крутые, и особенной физической силой не отличается, и оценки разве что немного выше среднего...Может, просто потому, что он - открытый, юморной, вечно полон всяческих идей и всегда готов к действиям? И ни на кого не смотрит ни снизу вверх, ни сверху вниз?

      • Евгения Комарова, я сама когда-то была изгоем в школе. Вернее сказать, не была, а чувствовала себя таковой. А из-за чего? Ждала оценок. При этом сама не была готова никого ценить, ни к кому быть внимательной, никого хвалить, а от других ждала. И искренне огорчалась, что не получала. Пока не включила мозг и не начала с большим интересом относиться к тем, кто рядом.
        Сейчас вспоминаю школу, понимаю, что никто там меня особо не гнобил. Сама себя держала ниже плинтуса, каждый косой взгляд принимала в свой адрес. Эх, меня б сейчас туда опять, зажгла бы... Вообще бы ни о чем не парилась!

      • Евгения Комарова, Присоединяюсь к вашему мнению. Часто травят лучших, просто за то, что они чем-то отличаются от других. Приспосабливаться конечно надо, а себя ломать - нет. Вашей дочери повезло, а сколько их остаётся с комплексами на всю жизнь, сломленных и ущербных.

        Оценка статьи: 5

    • Леся Перышко, а детям, по крайней мере нормальным детям, а не будущим роботам-карьеристам-горлодерам, идущим по головам - им все равно, быдло вокруг них или нет. Они еще только учатся познавать жизнь, им хочется иметь друзей в том коллективе, в который их забросила судьба - во дворе, школе, секции. Это тяга к общению с окружающими и она нормальна. Больше настораживать должно противоположное - чрезмерная самодостаточность. Я была из категории изгоев всю школу - потому что читала с 3х лет, пошла в 1й класс почти с 5 (в школе 6 исполнилось) и по собственному желанию, в детский сад не ходила (тоже отличие, еще не обкатало детской стаей), не интересовалась пустыми и глупыми играми вроде "Красная шапочка-белое перо" или пионербол и отлично училась все годы по всем предметам. И вот честно скажу - я прекрасно понимала ущербность своих одноклассников, ощущала себя более зрелой морально, но легче от этого не становилось. Так-то... Это сейчас смешно подумать, какие глупые они были, а тогда обидно - аж до слез.

  • Ольга Князева,
    Как потом сами пишут «какие же мы дети жестоки я сома удивляюсь как мы токими можем быть».
    Наверное после жестоки нужна точка. Сома через А, Токими тоже через А.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 18 февраля 2011 в 14:33 отредактирован 18 февраля 2011 в 17:09 Сообщить модератору

    Ольга Князева, согласен, важная тема и подача материала, сказал бы, правильная.

    Кто из нас не был, в той или иной степени, Чучелом? Думаю, что большинство: кто в классе, кто в пионерлагере, кто во дворе.

    Что делать? Верно, воспитывать в ребенке чувство самодостаточности. Веры в себя. Уважение к себе, даже если уважать, вроде и не за что. И не вести по ложному пути: одевайся, как все, делай, как все, думай, как все.

    Больше не любят не тех, кто хуже, а тех, кто лучше. Красивее, умнее, порядочнее. И не только дети. Взрослые играют в те же игры, хотя, как бы стыдясь, прикрываясь, втихую.

    Быть Чучелом - отличный стимул для развития своей личности. Не надо этого бояться сверхмеры. Надо бояться, когда ребенок, как все. Когда и не Чучело, а так, серость, вообще никто.

    • Игорь Ткачев, вы правы, говоря о том, что каждый из нас хотя бы раз в жизни чувствовал себя "чучелом". Но одно дело, когда ребенок к этому готов (в этом проявляется воспитание, поддержка семьи, друзей) и не ломается, а, наоборот, становится сильнее, как личность, и совсем другое, когда ребенок душевно и фиически страдает от изгойства.
      Степени изгойства бывают разные. Например, меня, как единственную в классе круглую отличницу, не любили, но уважали. У нас в стране быть умным, крайне непрестижно.
      - Ты, что самый умный что ли? - любимый вопрос педагогов, когда я им задавала вопрос по предмету, а они не знали ответ...
      Эта статья - повод задуматься о детях, которые не вписываются в общую массу, потому как с введением нового закона об автономности школ и переходом на новые стандарты образования, таких детей станет гораздо больше.

  • Ольга, вы правы. Эти дети нуждаются во внимании взрослых

    Оценка статьи: 5

  • Ольга Князева, дети жестоки и беспощадны ,совершенно очевидно что они тонко чувствуют малейшую ущербность,чувство неполноценности ,как зверьки чуют запах страха.Если в ребенке есть чувство собственного достоинста и самоуважения,его будут респектировать.Вы правы,все идет из семьи.

    Оценка статьи: 5

    • Мира Димитрова, согласна с вами, дети намного жестче, чем взрослые, хоть как-то учитывающие нормы морали. Помню, как я переживала, что у меня не было настоящих друзей в классе. Я замкнулась, была домоседкой. Родители, конечно, были довольны, что в этом плане я не причиняла им хлопот, была пай-девочкой. Сейчас все комплексы в прошлом. Настоящих друзей можно пересчитать по пальцам. Но их и не может быть много по определению.

      Оценка статьи: 5

  • Это тема очень сложная. Конечно, Константин Кучер преувеличивает, что успешность определяется в детском возрасте, но важно выявить на ранних стадиях описанное в статье изгойство и лидерство.

  • По моим наблюдениям дети-"изгои" часто воспитываются только мамой и/или бабушкой (даже при наличии в семье отца), избалованные или просто слабохарактерные. "Лидеры" - обычно из неблагополучных семей - самоутверждаюся и компенсируют свои комплексы перед сверстниками, унижая слабых. Часть детей примыкают к лидерам, подсознательно боясь попасть в "изгои". Остальные, как правило самодостаточные, остаются вне всех этих разборок. И всю эту ситуацию вполне по силам "разрулить" квалифицированному педагогу - есть приёмы, позволяющие заменить лидера и не дать чувствовать кому-то себя "изгоем". Роль родителей в разрешении этой проблемы тоже очень важна. Совсем не обязательно менять д/сад или школу.

    • Согласен с Кирой. Если есть возможность не менять, то лучше этого не делать. Не проведя работу над ошибками в одном саду или школе, они ОБЯЗАТЕЛЬНО всплывут в следующей.
      Хотя, по собственному подростковому опыту могу сказать, что дети, в связи с профессией родителей (военные, вахтовики и т. п.) вынужденные часто менять школу, довольно быстро и без особых проблем адаптируются в новом коллективе.

      Оценка статьи: 5