• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Князева Профессионал

Понимаете ли вы своего ребенка?

Помните фразу из известного советского фильма Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника»: «Счастье — это когда тебя понимают»?

Действительно, сложно спорить с данной истинной, но я бы еще добавила, что счастье — когда не только понимают тебя, но и когда ты сам понимаешь другого человека.

Особенно значимо это для ребенка. Он так ждет простого человеческого понимания! Сначала от своих родителей, потом от всего окружения. Но что порою нам мешает понять свое собственное дитя? Бешеный ритм жизни, нескончаемые деловые переговоры, житейские неурядицы? Или зачастую разговор на разных языках?

Хочу рассказать невымышленную историю одного из своих бывших учеников. Возможно, именно она поможет вам внимательнее относиться к просьбам ребенка, научит задавать вопросы, а не домысливать, не додумывать, основываясь на своем богатом жизненном опыте.

Однажды третьекласснику Антошке задали выучить наизусть стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза». Мальчик был ответственный и сразу приступил к выполнению домашнего задания. Он прочитал стихотворение и не понял одно слово. А ведь от значения даже одного слова может зависеть весь смысл произведения, вспомнил он наставления мамы. Как можно учить стихотворение, не понимая, о чем там речь? И любопытный, старательный Антон отправился к отцу.

 — Папа, а что такое «вторит»?

Папа, надо сказать, у Антошки был опытным технологом на химическом производстве. И он с важностью стал объяснять сынишке, расхаживая по комнате, что такое фторид.

Фторид — это соединения фтора с другими элементами. К фторидам относят как бинарные соединения — ионные фториды, соли фтористоводородной и металлов, ковалентные фториды переходных металлов в высших степенях окисления и фториды неметаллов — так и сложные неорганические соединения, например фторангидриды кислот, комплексные фториды, гидрофториды металлов и фторированный графит.

 — Как это тебе непонятно? Давай попробую еще проще объяснить. Фториды — это такие химические соединения фтора с другими элементами. Выделяют простые, или бинарные…

От объяснений отца глаза сына все больше округлялись. Именно они и заставили подойти маму и спросить, в чем собственно вопрос. Ага, «вторит», значит.

 — Сынок, а где ты прочитал это слово?
 — В стихотворении Тютчева?
 — Ну, да.

И Антон начал декламировать выученные четверостишия:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам…

Смущенный папа отправился курить на балкон, ругая начальную школу. Как часто бывает, виноватыми оказались учителя, потому что задали такое непонятное стихотворение.

Можно вспомнить много подобных смешных историй о трудностях общения взрослых и детей. Однако стоит извлекать уроки из таких ситуаций, чтобы научиться впоследствии понимать ребенка, давать ему дельные советы и делиться с ним ценными знаниями.

Статья опубликована в выпуске 18.06.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (41):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Всё втОрит весело громам" с фторИдом никак не соотнести...

    • Марианна Власова,
      Про это как раз и речь. Ребенок спросил о слове "вторит", папа понял "фторид".
      История из жизни. Очень часто, услышав знакомое слово мы начинаем его объяснять, не выяснив контекст.

      • Ольга Князева, это можно было мне не объяснять, все знают байку, как ребенок прочитал "волны бьются о борт корабля" и пошел спрашивать, что значит "о борт", а ему объяснили, что такое аборт. Я про то, что ударение стоит совсем не там, значит ребенок не читал, пытаясь понять смысл, а выхватил глазами незнакомое слово из текста.

        • Марианна Власова, все дело в том, что ребенок как раз прочитал стихотворение. причем несколько раз. Так что объяснение никогда не бывает лишним. Скажите, как он, не зная слова мог правильно поставить в нем ударение?

          • Ольга Князева, Вы действительно не знаете, где надо ставить ударения в стихотворении ниже?
            Варкалось. Хливкие шорьки
            Пырялись по наве.
            И хрюкотали зелюки
            Как мюмзики в мове.

            • Марианна Власова, я знаю, где надо ставить ударение. Прочтите еще раз внимательно статью- речь не обо мне и не о Вас (взрослом человеке, надеюсь, что с образованием), а о третьекласснике!
              Увы, в большинстве глаголов ударение падает на окончание (бежит, летит, стоит и т.д.) и ребенок применил известную ему аналогию к незнакомому слову...
              Эту историю рассказал мне мой ученик. Она точно из жизни.
              Скажите, пожалуйста, что Вас так смущает в ней?

              • Ольга Князева, а откуда ВЫ знаете, где надо ставить ударение в стихах? Благодаря образованию? Вовсе нет. Ритм чувствуют и дети, еще не умеющие читать. Слово "вторИт" в ритм не вписывается. Значит, оно было воспринято ребенком отдельно от ритма стиха.
                Насчет аналогии - а что, слово "стОит" неизвестно Вам или ребенку? Ходит-бродит? Мочит, душит, лупит, судит, мутит, будит, чертит, вертит, светит, месит, пилит, тушит, рубит, тащит, плющит...

                • Ольга Князева Ольга Князева Профессионал 8 февраля 2011 в 12:56 отредактирован 19 июня 2011 в 07:22 Сообщить модератору

                  Марианна Власова, не нужно думать шаблонами и стереотипами. Кто Вам сказал, что "все дети чувствуют ритм, даже не умеющие читать"?
                  Зачем же всех под одну гребенку?
                  В жизни Всё бывает. Может, для Вас это будет откровением, но все дети - разные, индивидуальные, личности!
                  Неужели сложно это признать? Или так хочется блеснуть своими познаниями "Ходит-бродит? Мочит, душит, лупит, судит, мутит, будит, чертит, вертит, светит, месит, пилит, тушит, рубит, тащит, плющит... "??? Замечательно, что Вы знаете столько глаголов,Вы же все таки главный редактор данного журнала!
                  Однако суть статьи ни в глаголах, ни в ритме, ни в том, что умею я или нет ставить правильное ударение, а в понимании нами вопросов своих детей!

                  • Ольга Князева, мы, по-моему, не статью обсуждаем, а причины возникновения у ребенка вопроса в том виде, в каком он его задал.
                    И увы, мне не кажется, что ВЫ эту причину понимаете.

                    • И это тем печальнее, что Вы - преподаватель, а значит о детях должны бы кое-что знать.
                      Еще и передергиваете:
                      Я: "Ритм чувствуют и дети, еще не умеющие читать."
                      Вы: "Кто Вам сказал, что "все дети чувствуют ритм, даже не умеющие читать"?"

                      Далеко не все дети чувствуют ритм. Не могу сходу подумать, что Ваш третьеклассник именно из таких, поэтому и предположила более мягкий и более лестный для него вариант: не читая, выхватил незнакомое слово глазами.

                      • Марианна Власова, я понимаю, задето Ваше самолюбие... С чего Вы делаете такие выводы, понимаю я или нет что-нибудь о детях?
                        Давайте, разберем сначала наше с Вами продуктивное общение:
                        1. Я написала статью, рассказывающую о понимании взрослыми вопросов детей. И Вы в комментариях именно к этой статье пишите "втОрит весело громам" с фторИдом никак не соотнести... " ? Судя по первому комментарию, согласитесь сложно догадаться, что Вы предполагаете "не статью обсуждаем, а причины возникновения у ребенка вопроса в том виде, в каком он его задал."
                        Поэтому я и стала объяснять содержание статьи, по моему это логично, что в комментариях к статье идет именно ее обсуждение!Вы хотели этим комментарием показать, что я написала неправду? Ну, тут уж ничего не поделаешь, это правда, это реально было!
                        2. Дальше, видимо, чтобы объяснить свой первый не совсем верный вывод, начинаете догадываться, что якобы ребенок выхватил незнакомое слово, не читая? Я знаю, Антона, он очень дотошный мальчик, я знаю его папу, который живет химией, и я верю (в этом может, тоже Вы скажите минус меня как учителя) своим ученикам!
                        3. Что касается вопроса почему Антон задал вопрос в таком виде и Ваша лесть для него, что он не чувствует ритма хуже, чем просто не читать стихотворение и выхватить слово. Утверждение спорное. Если третьеклассник формулирует вопрос просто"Папа, что такое вторит", а не объясняет сначала, где он прочитал и контекст, то это не означает у ребенка отсутствие ритма, не означает его недалекости... Почему по одному лишь примеру Вы судите о ребенке, заявляя, что Вы, в отличие от меня о детях кое -что знаете?
                        "И это тем печальнее, что Вы - преподаватель, а значит о детях должны бы кое-что знать. "
                        4. Если то, что я написала о моих представлениях об учениках - все дети - разные, индивидуальные, личности!
                        - дает вам повод сожалеть, что я учитель, то для меня это тоже показатель Вашей компетентности, умения находить общий язык с авторами, умение признавать свои ошибки (извините, если Вам показалось, что я вас передергиваю, однако Вы же Антона, не зная его по одному лишь описаному случаю стали обвинять в отсутствии ритма, в непрочтении стихотворения, в неправильной формулировке вопроса! третьеклассника!), чувстве юмора в конце концов (история - то смешная для обычных обывателей), Уважаемый Главный редактор!!!

                        • Ольга Князева, я так понимаю, что задето именно Ваше самолюбие. Мое Вы никак задеть не можете, хотя стремитесь. Потому что не привели никаких внятных доводов, чтобы я "признала ошибку", зато так странно, с такими домыслами пересказываете происходящее, что кажется: или плохо понимаете написанное, или не умеете логически мыслить.

                          К чему Вы неоднократно упомянули, что я - главный редактор, тоже неясно. Ольга, я - читатель. Ваш текст, который не предназначался для журнала, но выложен на всеобщее обозрение, мне случайно попался на глаза. Ситуация, описанная в нем, в отличие от рассказанной мною байки, кое-чем странна. Чем - я написала. С предположениями. Вы меня не убедили ни в чем. И это - не обязательно.

                          • Ольга Князева Ольга Князева Профессионал 9 февраля 2011 в 12:48 отредактирован 9 февраля 2011 в 12:50 Сообщить модератору

                            Марианна Власова, Вы и тут заблуждаетесь. Вы задели не мое самолюбие, а написали обидное про ребенка, по одному случаю Вы поставили ему "диагноз", как врачи, которые лечили от желтухи, а оказался - китаец!
                            То, что я задела своими репликами (неспециально, просто выражая свое мнение, на что имею право, как и Вы) о шаблонах и стереотипах Вашего мышления Ваше самолюбие очевидно, списать все на странности и нелогичность мою, не получится!
                            Кто высказывает домыслы и догадки ( ребенок выхватил слово, не читая, у ребенка нет чувства ритма, как будто здесь не может быть, к примеру, третьего варианта ) и для кого непонятна простая история из жизни, мне тоже понятно.
                            Да, я написала о том, что Вы гл. редактор (извините, что напомнила), в надежде на то, что Вы вспомните хотя бы о заявленных Вами же постулатах дружелюбного общения в комментариях.

                            У меня не было цели Вам что-то доказать и Вас в чем-то убедить, я хотела лишь Понимания!
                            Но, видимо, это означает хотеть слишком многого ...

                            • Ольга Князева, Вы предложили "третий вариант", он не выдержал моей критики.
                              Напрасно Вы обиделись за ребенка, я про него не сказала ничего плохого. Уметь взглядом определить незнакомое слово в тексте - это плюс, а не минус. Но Вы упорно говорите о том, что я думаю, будто он не способен почувствовать ритм стихотворения и вообще недалек.

                              Шаблонов и стереотипов, применимых в данной ситуации, еще не придумано.

                              Дружелюбия здесь ни от кого никогда не требовали, важно лишь общаться корректно, как "живьем".

                      • Марианна Власова, предположила более мягкий и более лестный для него вариант: не читая, выхватил незнакомое слово глазами.
                        Извините, но прозвучало как "да он какой-то недалекий" а ввобще-то почему обязательно сразу нужно обвинять ребенка в нечестности, почему не принять факта, что он действительно запутался и просто не помочь выпутаться, без обвинений в лентяйстве и обмане?

                        Оценка статьи: 5

                        • Безфа Наталья, какой нечестности?? Кто кроме автора на этой странице обвинил ребенка в чем-то плохом? Что лучше, на Ваш взгляд: читать медленно или читать быстро? Хотя... Вот Вы прочитали быстро, поэтому вынуждена отправить Вас чуть Выше, надеюсь, Вы умеете не читая видеть жирный шрифт в комментарии.

                          • Марианна Власова, какой нечестности?? Ну как какой - раз задал "дурацкий" вопрос - значит не читал.

                            третий раз перечитала и статью и комментарии - и не нашла, где бы автор что-то плохое сказал о мальчике. Нигде. А Ваша реплика "Далеко не все дети чувствуют ритм. Не могу сходу подумать, что Ваш третьеклассник именно из таких, поэтому и предположила более мягкий и более лестный для него вариант: не читая, выхватил незнакомое слово глазами."
                            прозвучала как "мальчик если не слегка недоразвитый, то просто соврал"- и есть негатив.

                            А я не сомневаюсь, что мальчик споткнулся о непонятное слово в процессе заучивания стихотворения, а не выхватил его на ходу в процессе беглого чтения.

                            Оценка статьи: 5

                            • Безфа Наталья, вот теперь и Вы, как и автор, говорите про ребенка гадости. Молодцы, что сказать.
                              Открою маленькую тайну. Свой первый комментарий я оставила, прочитав только половину статьи. Сейчас дочитала.
                              "Мальчик был ответственный и сразу приступил к выполнению домашнего задания. Он прочитал стихотворение и не понял одно слово."
                              Дальше трогательная история трагического непонимания.
                              А потом...
                              "И Антон начал декламировать выученные четверостишия:"
                              Кого-то другого можно поздравить соврамши, не мальчика.

  • Кажется, я поняла... Для учителя "непрочтение стихотворения" ребенком гораздо страшнее, чем отсутствие ритмического слуха...

    • Марианна Власова, для учителя страшно, когда по одной истории ребенка обвиняют в непрочтении стихотворения (что явно не так), как и в отсутствии ритмического слуха (что тоже по описанной мною истории не факт)...
      Если бы я судила детей только по одному их ответу, по одному поступку - вот это было бы печально для меня, как учителя!

      • Ольга Князева, печально, когда учитель спокойно использует выражения "судить ребенка", "обвинять ребенка", когда речь идет лишь о попытке понять ребенка. Ну что ж, раз иначе не умеете...

        • Ольга Князева Ольга Князева Профессионал 9 февраля 2011 в 19:39 отредактирован 9 февраля 2011 в 19:41 Сообщить модератору

          Марианна Власова, к сожалению, я читаю, что написано, так как это написано, и так это понимаю - не додумывая, что же здесь автор написанного подразумевал. Читаем : "Я про то, что ударение стоит совсем не там, значит ребенок не читал, пытаясь понять смысл, а выхватил глазами незнакомое слово из текста. " и далее "Ритм чувствуют и дети, еще не умеющие читать. Слово "вторИт" в ритм не вписывается. Значит, оно было воспринято ребенком отдельно от ритма стиха. " - это Ваши предположения? Где слова такие, например, как предполагаю, возможно? Неудивительно, что они были восприняты мною, как "обвинения" ребенка, в том что он не делал(он читал стихотворение и у него есть чувство ритма)!
          Затем мне было крайне неприятно, что вместо того, как вы пишите попытке понимания ребенка, начались высказывания, " Ольга Князева, а откуда ВЫ знаете, где надо ставить ударение в стихах? ,И это тем печальнее, что Вы - преподаватель, а значит о детях должны бы кое-что знать. и т.д. - какое отношение данные высказывания имеют к Попытке понять ребенка???
          Остается мне лишь повторить Ваши слова : Ну что ж, раз иначе не умеете...
          (как часто, видим мы в глазах другого соринку, а бревна в своем не замечаем, может, при желании вытащить у меня из глаза соринку последуете библейскому совету? )

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 9 февраля 2011 в 21:17 отредактирован 9 февраля 2011 в 21:22 Сообщить модератору

            Ольга Князева, "воспринято" Вами - это ключевое. А что "неудивительно" для Вас, то удивило меня. И в статье, и в Вашей реакции на мои рассуждения.
            У меня нет желания вытаскивать из Вашего глаза соринку. Это бесполезно. Есть три профессии, в которых, извините, я не прощаю людям непрофессионализма - врачи, педагоги и психологи. И если человек этот непрофессионализм демонстрирует, я уважать такого человека не могу. Учитель, который не понимает, что он прочитал, не понимает, о чем его спросили, не чувствует, как это написано, да еще и сам пишет безграмотно - не профессионал. И с этим я не могу примириться...

  • Ольга Князева, извините, я эти крики прописными буквами читать не буду. Вы себя показали в полной мере. Всего доброго, счастливо оставаться.

  • Заинтересовалась заголовком, подумала : речь пойдёт о том, как родителям на самом деле научиться слышать и понимать своего ребёнка, его внутренний мир, его интересы и проблемы...А прочитала растянутую на целую статью анекдотическую историю, причём даже не особенно смешную - всем известные старые анекдоты о Вовочке, не понявшем фраз "Волны бьются о борт корабля" или "В углу скребётся мышь" куда смешнее...Не понимаю редакцию, пропустившую это пустословие под столь многообещающим заголовком...

    • Евгения Комарова, Спасибо за Ваше мнение.
      Только замечу: хороший заголовок - привлекает внимание - закон жизни, не стоит на него обижаться ( ( и искать виноватых, что Вы ему последовали.
      Кроме этого, угадать Ваши ожидания - я не в силах, но учесть, чтобы Вы хотели прочесть - теперь могу.
      И смысл статьи ни в том, чтобы рассмешить читателя ( хотя если это получилось бы - улыбка, говорят полезна для здоровья), а про Понимание, с точки зрения ребенка, которому непонятно, отчего взрослые сами додумывают, домысливают,потом выдают еще более непонятную информацию на простой вопрос, а не задают сами уточняющих вопросов.
      Учиться можно на любом материале и у любого - если на то есть желание.

    • Евгения Комарова, да вот вернулась, чтобы сказать Вам - зря Вы так легко бросаетесь такими громкими словами, как "пустословие". Для меня эта статья очень содержательная и показательная.
      Или я тоже пустое место, раз думаю не так как Вы?

      Оценка статьи: 5

  • Уважаемые дамы, а вы не можете допустить, что ребенок мог сказать правильно (втОрит), а вот папа, зацикленный на своей химии мог переиначить слово под более близкое ему?
    А вообще то ваши комментарии показательны. Статья о том как понимать своего ребенка, а вы показали полное непонимание, и что главное, нежелание понять друг друга.

    Оценка статьи: 5