Обычно, под коммуникабельностью понимают способность к установке деловых и дружеских связей между людьми. Из этого определения следует, что коммуникабельность — более широкое понятие, включающее не только умение говорить на любую тему, но искусство вести беседу в форме конструктивного диалога с любым человеком.
Тест на самопроверку
Давайте проведем небольшое исследование, чтобы узнать, насколько вы коммуникабельны. Предлагаю ответить на несколько вопросов:
• Вам поручено выступить с докладом на совещании. Вы расстроены?
• Начальник попросил вас разобраться с конфликтом между вашими коллегами. Боитесь ли вы испортить отношения с обоими?
• Если речь идет о хорошо знакомом вам предмете и высказывается ошибочное суждение, вы предпочтете промолчать, чем что-то кому-то доказывать?
• Нервничаете ли вы в ожидании какой-либо деловой встречи?
• Раздражает ли вас вопрос незнакомца на улице, как пройти к ближайшей булочной?
Если вы ответили положительно на все вопросы, то вы явно не коммуникабельный человек. Это не свойство вашего характера, это — ваша большая проблема, от которой вы страдаете сами, да и вашим родственникам нелегко с вами. С еще большими проблемами вы сталкиваетесь также и в рабочем коллективе. Вам трудно работать в команде, поскольку в любой момент вы можете отказаться выполнять общую задачу, без каких-либо доказательных объяснений.
Если вы ответили на все вопросы «нет», то у вас хорошие задатки коммуникабельности. В любом обществе вы чувствуете себя, как рыба в воде. Вам по плечу любое задание начальника, если оно требует кропотливой работы с людьми.
Кого можно назвать коммуникабельным человеком
Этого «звания» человек заслуживает, если всякое общение для него большое удовольствие. Замечу, что для просто общительного человека не имеет значения, с кем он говорит в данную минуту, для него важен сам процесс общения.
Коммуникабельных людей отличает от общительных гибкость при контактах с различными людьми, умение быстро сориентироваться и не растеряться в нестандартных ситуациях. Такие люди выглядят уверенными в себе, быстро адаптируются к меняющимся условиям. Они незаменимы при проведении деловых переговоров и разборе конфликтных ситуаций. Они быстро завоевывают авторитет в коллективе и занимают лидерские позиции.
Можно ли научиться коммуникабельности? Давайте об этом и поговорим.
Шаг первый: не уходите от общения
Любое общение — первая ступенька к коммуникабельности. Если вы считаете себя достаточно общительным человеком, но почему-то вступаете в беседу только тогда, если вам по нраву ваш собеседник. Если у вас плохое настроение и вы видите на улице хорошего знакомого, но говорить с ним в данный момент у вас нет никакого желания — вы переходите на другую сторону улицы. Это верные признаки того, что вы не очень-то общительны и вовсе не коммуникабельны.
Для начала старайтесь не уходить от любого общения: будь то знакомые или совсем незнакомые люди. Не стоит шарахаться как черт от ладана от любого человека. Так постепенно можно приучить себя к общению.
Шаг второй: находите удовольствие в любом общении
Всегда пробуйте найти что-то приятное в любом общении. Главная проблема состоит в том, если нам предстоит какой-то разговор, то мы себя непроизвольно настраиваем на «тональность» этой беседы. Допустим, сегодня вечером к вам обещал зайти приятель, которого вы знаете давно. Для себя вы уже решили, что вечер потерян, потому что опять будут бесконечные разговоры о футболе и рыбалке. И то, и другое вам совершенно безразлично.
Не дожидайтесь, когда приятель «сядет на любимого конька», начинайте разговор первым на тему, которая вам интересна, вовлеките друга в обсуждение этой темы, спросите его мнение, попросите совета. И вот процесс пошел, про футбол и рыбалку — ни звука… оказывается вам есть, о чем поговорить! Удивительное и приятное открытие.
Этот простой пример показывает, что любой неприятный для вас разговор можно сделать приятным. Главное, понять, что необходимо научиться получать удовольствие и пользу от ваших бесед с любыми людьми. И тогда любое общение принесет вам радость и удовлетворение.
Шаг третий: вступайте в беседу первым
Не пытайтесь прятаться от своих знакомых, если судьба вас почти столкнула нос к носу. Например, вы видите, что в большом универмаге навстречу к вам идет знакомый. Не надо опускать глаза и делать вид, что вы его не видите. Очевидно, что он вас заметил.
Лучшее решение — улыбнитесь, подойдите к нему, спросите: «Как дела?» Слово за слово, завяжется разговор. И вы почувствуете себя легко и свободно. Не надо себя зашоривать, откройтесь навстречу обстоятельствам. Это — основа основ коммуникативного общения.
Шаг четвертый: будьте немножечко артистом
Если вы имели возможность наблюдать коммуникабельных людей, то, вероятно, заметили, что они обладают богатой мимикой, используют артистичные жесты и интонацию. Как правило, такой человек великолепный рассказчик, он может перевоплощаться в разные образы, повествуя о какой-нибудь истории. Он смакует подробно и красочно все события, о которых идет речь.
Великолепный пример такого человека являет из себя Ираклий Андроников. Если есть возможность, советую посмотреть и послушать его рассказы. Вполне естественно, что такие люди нравятся всем.
Шаг пятый: сохраняйте оптимизм в любой ситуации
Оптимизм — обязательное качество коммуникабельного человека. Если вы страдаете пессимизмом, то самое время перестроиться. Почему? Пессимизм, унылое лицо с опущенными губами не вызывает у окружающих желания общаться с таким человеком. Конечно, это очень легко сказать, но очень трудно что-то сделать в короткое время. Совет один: работайте над собой ежедневно. И помните, что приветливое лицо с доброжелательной улыбкой гораздо больше привлекает людей, чем вековая унылость на нем.
С навыками коммуникабельности не рождаются. Это приобретается со временем, и главным учителем является жизнь. В ходе обретения навыков человек постоянно учится контактировать с людьми и находить правильные пути для установления деловых и дружеских связей. При этом ему приходиться постоянно работать над собой, чтобы избавиться от ненужных комплексов, которые мешают развитию этого процесса.
А хронические болтуны к какой категории относятся?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Борис Абрамов,
болтуны - это словесные паразиты, они не относятся к коммуникабельным или общительным людям. На прежнем месте работы у нас был Петр Иваныч, который цеплял за пуговицу любого и изливал все, что он хотел на беднягу. Все старались обходить ег а километр.
0 Ответить
Рита Розова, не надо всех называть болтунами. Есть оч приятные словоохотливые персонажи, с ними никогда не скучно, они расшевеливают и вашу заторможенность.
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
ой, если бы это было так! Есть специфическая категория профессиональных болтунов, которые страдают словесным поносом. Они встречаются не очень часто, но тем не менее...
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
я и не называю всех болтунами, только тех, которые не пропускают ни одного человека, чтобы завести с ним беседу "насчет картошки, дров поджарить" Есть приятные словоохотливые люди, они под эту гребенку не подходят.
0 Ответить
... И всё-таки статья на 4. Нет главы о коммуникабельности менеджеров с подчинёнными. А это особый вид общения и заслуживает отдельной статьи. Я имел богатую практику общения с советскими(вкл.офицеров) и американскими менеджерами и должен сказать,что советские лучше: более доступны,не уклоняются и поддерживают травлю.
Но у американцев тоже есть хорошие козыри: они никогда не опускаются до грубостей, очень корректны.
Я имел удовольствие обильно общаться с американскими покупателями, о чём поведал в статьях в ШЖ. Они заряжали меня позитивной энергией, о чём только мы не болтали по пути к машине на парковке. Но соседи оказались туги на общение, но и проблем не делают.
Статья обращает внимание на важный момент в любом деле.
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
объем статьи ограничен. Я не затронула такую тему, как ораторское искусство коммуникабельных людей. Тем не менее, спасибо за коммент.
0 Ответить
Мне,как интроверту,Ваша статья-"ни к селу,ни к городу",как говорится. Ну вот не могу я общаться постоянно с людьми,некоммуникабельна!И что делать? А в том и суть,что как-то адаптироваться к этому экстравертному миру,где коммуникабельность-активность-нацеленность на результат являются самыми необходимыми качествами. Вобщем,мир бежит-бежит-бежит,а куда-и сам не знает...
0 Ответить
Татьяна Пишет, Мир таков. Нужно быть активным, позитивным, успешным и коммуникабельным. Такая вот философия общества потребления. Мы с Вами чужие на этом празднике жизни.
0 Ответить
Константин Гаврилов, зачем же такие мраки нагонять? "Философия ОП" не может претендовать на исключительные права на активность,позитив,успешность и коммуникабельность. Это общее достояние и вы не чужие на празднике жизни.
0 Ответить
Константин Гаврилов,
к сожалению, абстрагироваться от этого "праздника жизни" нельзя. Так не лучше ли принять правила игры, чтобы не навредить себе, и нормально общаться с окружающими?
0 Ответить
Татьяна Пишет,
вы видите, что в современном мире человеку некоммуникабельному приходится очень трудно. Вы сами уже пытаетесь спрятаться от этого изменившегося мира. А стоит ли? Все в саших руках! Надо только начать над собой работать. Пусть вы не станете очень коммуникабельной, но общительность в себе можно развить.Попробуйте!
0 Ответить
0 Ответить
Кроме того, что коммуникабельность нужна для того, что бы вести беседы на любые темы с любыми людьми, в статье так и не сказано зачем же она нужна. Только для этого? Но это же невозможно! Только копирайтеры могут писать статьи на любые темы и то им надо вначале хоть что то почитать.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Александр Петров,
В мире, в котором мы живем, коммуникабельность необходима как воздух всем, кто, например, по роду своей службы все время общается с людьми. Простой пример, вряд ли менеджер по продажам сможет сделать успешную карьеру, если он не коммуникабелен. В этот список профессий можно добавить преподавателей, управленцев, журналистов, артистов, режиссеров, маркетологов, юристов, политиков. Дальше можете продолжить сами…
0 Ответить
Рита Розова, но еще есть куча профессий и занятий где коммуникабельность совсем не глвное качество: писатель, художник, ученый, токарь, слесарь, водитель-дальнобойщик... Дальше можете продолжить сами
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Александр Петров,
У меня дедушка - ученый (доктор наук, профессор и пр.) На скольких международных и российских симпозиумах он перебывал, сколько у него коллег по миру. Если бы не его коммуникабельность, то вряд ли ему удалось сделать так много в его жизни и достичь того, что он имеет. Писатели и художники - люди публичные, им приходится часто выступать перед аудиторией, встречаться с читателями. Писатель - мямлик вряд ли вызовет интерес у публики. Водитель-дальнобойщик, чтобы доставить грузы в разные концы света/ должен виртуозно владеть языком (своим и иностранным). В дороге всякое может случится, а общительность и коммуникабельность поможет такому человеку в любой ситуации не потеряться и не растеряться. Думаю, что вы теперь со мной согласитесь.
0 Ответить
Рита Розова, я говорил, что коммуникабельность не нужна? Нужна. Но не всем поголовно. И е в любой ситуации. Таксист болтун у меня симпатии не вызывает. Как и коллеги по работе готовые поговорить обо всем и не о чем одновременно. И моя оценка статьи - 4 говорит о том, что я не все в статье отрицаю, но есть моменты с которыми я не согласен.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Александр Петров,
славненько, вот и договорились!
0 Ответить
Я тоже считаю, что коммуникабельность в современном мире неоправданно абсолютизируются. А положительный момент в том, что современный мир, слава Богу, дает возможность выбора, и интроверт, не ломая себя, может прекрасно реализоваться. Некоммуникабельные люди - не аутсайдеры, они могут делать то, что экстравертам делать трудно. Опытный руководитель знает, как использовать трудоспособного и сосредоточенного интроверта вместо того, чтобы заставлять его изнурять себя тренингами пресловутой коммуникабельности, в результате чего он приобретает комплекс неполноценности и неврозы.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Елена Голубева, жаль что таких руководителей трудно найти.
Поэтому приходится приспосабливаться или учится.
0 Ответить
Константин Гаврилов,
это кому как повезет. Если начальник - человек не гибкий, то с ним будет сложно "сварить кашу", тогда придется учиться коммуникабельности или менять место работы. Другого пути нет.
0 Ответить
Рита Розова, к сожалению, это так. Вы правы.
Хотя лишние знания спину не тянут
0 Ответить
Константин Гаврилов,
Хотя лишние знания спину не тянут
Вот с этим согласна целиком и полностью. Сама люблю учиться. Всегда приятно узнать что-то новое, о чем раньше не имела понятия.
0 Ответить
Елена Голубева,
тоже верно, если человек не хочет много общаться с другими людьми, то, вероятно, он обладает, например, высокой креативностью. Таких начальство тоже очень уважает и дает им возможность для самореализации.
0 Ответить
Есть масса ролевых теорий, изучающих способы эффективного использования людей с разными особенностями личности. Одна из них разрабона Мередитом Белбином, который считает, что идеальная команда должна состоять из следующих ролей:
» Созидатель (PL): очень творческая личность, человек с идеями
» Разработчик ресурсов (разведчик) (RI): экстраверт, прекрасно устанавливает внешние контакты и развивает идеи
» Наблюдатель/эксперт (ME): проницательный и расчетливый, склонный к анализу
» Оформитель (SH): динамичный и задорный
»Координатор (CO): уважаемый, зрелый, способен обеспечить эффективное использование талантов
» Конструктор (IMP): практичный, преданный, нацеленный на выполнение задания
» Отделочник (CF): скрупулезный, обращающий огромное внимание на детали
» Командный игрок (TW): заботливый и очень чуткий к людям
» Специалист (SP): обладает высокими техническими навыками, главные достоинства – профессиональные, но не организационные.
При этом Белбин утверждает, что сильной стороне каждой из перечисленных выше ролей соответствует ее допустимая слабость, являющаяся как бы ценой, которую приходится платить за ее преимущество. Вот эти слабые стороны:
» Созидатель: не силен в общении с обычными людьми и в управлении ими
» Разработчик ресурсов: быстро поддается скуке, когда иссякает первоначальный энтузиазм
» Наблюдатель/эксперт: испытывает недостаток задора и способности воодушевлять других
» Оформитель: склонен поддаваться на провокации и выходить из себя
» Координатор: не обязательно самый умный или творческий член команды
» Конструктор: негибкий, с замедленной реакцией на новые возможности
» Отделочник: подвержен тревоге и не любит передавать полномочия другим
»Командный игрок: нерешительный в чрезвычайных ситуациях
»Специалист: вносит вклад только на узком фронте работ.
Как видим, ряд ролей по своей сути не склонны к коммуникабельности, например, созидатель. Для этого есть Координатор или Командный игрок. Можно потратить много времени, чтобы "выбить" некоммуникабельность из Созидателя, но останется ли он потом Созидателем?
Оценка статьи: 4
1 Ответить
Елена Голубева,
Я знакома с теорией Мередита Белбина. О (1981). Он обнародовал свою теорию лет 30 тому назад. Например, по его мнению, некоторые люди являются источником идей. Другие – хорошие аналитики. Они задают вопросы и проверяют понимание. У третьих хорошо получается претворение идей в действия и т.д. На практике набрать такую команду для выполнения какого-либо проекта практически невозможно. Сейчас в большой цене мультифункциональные люди типа "и чтец, и жнец, и на дуде игрец", т.е, он должен генерировать идею, протолнуть ее в жизнь, разработать детали ее реализации, а это значит, что везде он должен общаться с исполнителями, заказчиками, чиновниками различного ранга .Он должен быть коммуникабельным! Вот и пришли к той печке, откуда начали...
0 Ответить
Рита Розова, и все же я остаюсь при своем мнении, что переделывать интроверта в экстраверта вредно для его душевного здоровья. Если со мной проделать такую операцию, я перестану быть собой. Если же мне все время об этом твердить, я перестану верить в себя. Все равно что сказать девушке: тебя никогда никто не полюбит с таким носом - ложись под нож.
Я все жизнь фриланстерствую, общаюсь с заказчиком три минуты в неделю и совершенно счастлива. Хорошо, что жизнь дает возможность некомандным людям жить и зарабатывать так, как им удобнее.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Елена Голубева,
конечно, себя переделать трудно. Со времен Белбина много воды утекло, паровоз ушел вперед, читать дальше →
0 Ответить
Рита Розова, а может ли П.С. делать работу так же хорошо, как О.Н.? Так постепенно в офисе останутся одни бойкие, а усидчивых и вдумчивых подберут в другом месте. Мой немаленький жизненный опыт подсказывает, что настоящего конкретного специалиста обязательно подберут, невзирая ни на какие личные качества.
Меня смущает в вашей концепции излишняя, на мой взгляд, безапелляционность идеи о том, что необходимо себя менять. Здесь вот в чем дело: если человек САМ хочет стать более коммуникабельным - к его услугам тренинги и аутотренинги. Но если он вполне счастлив и гармоничен в своей некоммуникабельности - ну стоит ли твердить ему, что неполноценен и должен себя переделать? Это как если человек без врожденного слуха САМ хочет его развить - флаг ему в руки. Но если у него нет слуха, а он при этом прекрасный художник, нужно ли твердить ему, что он никогда не добьется успеха, не умея играть на музыкальных инструментах?
Оценка статьи: 4
4 Ответить
Елена Голубева, "между мной и музыкой засели древние контры" (ВВМ)
0 Ответить
Ну почему поддержать комментарий можно только одной единичкой? Елена, +5!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Елена Голубева,
менять себя не следует, если к этому не лежит душа. Я хотела показать, что более коммуникабельному человеку легче выживать в современном мире, чем более замкнутому и неконтактному.
0 Ответить
Рита Розова, Исходя из всей дискуссии, получается, что и то и это хорошо. Необходимого результата можно добиться множеством путей. Хотя а долю случая и удачи тоже немало приходится.
0 Ответить
Константин Гаврилов,
добиться результата можно разными путями. Например, вы поставили себе цель: читать дальше →
0 Ответить
Елена Голубева,этот комент весит целой статьи, всё разложено по полочкам и автору хороший урок.
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
не уверена, я разложила все по своим полочкам...
0 Ответить
Рита Розова, ничего удивительного и обидного: у каждого свои шкафы с разными полочками,"каждый поёт по своему голоску".(ВВМ)
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
я бы сказала, что у каждого своя "кочка" зрения!
0 Ответить
Рита Розова, так и дОлжно быть; "У нас, у каждого свой талисман!"
0 Ответить
Уважаемая Рита, факт остается фактом, среди интровертов много успешных людей, не только умных, но и успешных (не говорю уже о знаменитых), из них получаются хорошие начальники. Многие успешные лидеры - именно интроверты. Об этом написаны статьи и книги. Психологи пишут, что нет смысла переделывать себя в экстраверта: интроверты и экстраверты разные на уровне мозга. У интровертов и экстравертов разные реакции на раздражители (им показывали лица людей) и сеть нейронов построена по-разному. (Это психологи проводили эксперименты.)
0 Ответить