• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валерия Боде Профессионал

Кто такая «шизофреногенная мать», или К чему ведет подавляющая гиперопека?

Подавляющая гиперопека считается самым неблагоприятным типом семейного воспитания. Основным образом, она проявляется сильнейшим контролем со стороны родителей ребенка. Главным действующим лицом в данной жизненной ситуации считается «шизофреногенная мать».

Blaj Gabriel, Shutterstock.com

Кавычки здесь неспроста. «Шизофреногенная мать» (schizophrenogenic mother) — термин, определяющий тип матери, доминирующей и не заинтересованной в потребностях других (Психологическая энциклопедия). То есть это совершенно здоровая женщина, не имеющая патологии.

Такой тип матери определяется сильной тревожностью и властностью. Она осуществляет постоянный контроль за действиями ребенка. Своей задачей считает расписать каждый его шаг (в тяжелых случаях — до пенсии оного) и зорко следит за четким исполнением написанного плана.

В трудную ситуацию детей ставит и амбивалентность таких матерей, из которой возникает двойная связь. В этой ситуации ребенок совершенно не понимает, чего хочет его мама. Она может сказать ему: «Иди гуляй», но при этом все ее движения, мимика, то есть невербальные проявления, будут кричать: «Стой здесь, не ходи никуда!». А дети, как правило, очень чувствительны к таким моментам.

«Шизофреногенная мать» не умеет проявлять любовь, материнскую заботу и ласку. Она не интересуется делами и проблемами своего дитя. Вся ее жизнь сосредоточена лишь на том, чтобы требовать с него постоянного подчинения, выполнения уже составленного ей распорядка. Например, ребенок приходит из школы. Она не станет интересоваться, как у него дела, как он играл сегодня с друзьями (и есть ли они у него вообще), что ему понравилось изучать. Ее интересуют только цифры: какие оценки получил.

При таком воспитании ребенок вырастает эмоционально холодным, не умеющим проявлять свои чувства к людям, человеком, который не чувствует социальных норм, правил общества; все его действия пассивны — он ждет распоряжений; у него отсутствуют какие-либо желания и интересы. Он не понимает окружающий его реальный мир, а мир не понимает и не принимает его, считая чудаком «не от мира сего».

Недаром Эрнст Кречмер, психолог, назвал склонных к шизоидному типу детей «мечтой и радостью матерей». Они никогда не осмелятся ослушаться, высказать свое несогласие или поступить по-своему.

При этом внутренняя жизнь ребенка будет яркой, бурлящей, фантазийной. Там он будет настоящим героем для себя, самостоятельно принимающим решения, мечтающим, ненасытным в деятельности. Но все это будет скрыто за каменной стеной, которая будет отрицательно реагировать на малейшее вторжение на «закрытую территорию».

Это классический пример того, как происходит патологическое развитие личности при неправильном воспитании. Именно вследствие этого формируется шизоидный («шиза» — «расщепление») тип акцентуации характера, который может перерасти в патологию различной степени тяжести.

Дорогие родители! Любите своих детей, беспокойтесь за них, переживайте, но всегда помните, что они — личности, у которых должны быть свои желания, мечты, надежды. Прислушайтесь к ним и помогите сделать правильный выбор, но пусть окончательное решение останется за ними.

Статья опубликована в выпуске 2.02.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (54):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ох, сколько таких матерей я видел в своей жизни! Они ломают жизни своим детям под предлогом, что они хотят как лучше. Все эти тещи - свекрови! Сколько судеб они изломали! Причем, большинство из них - это матери - одиночки, дамы разведеные. Мне кажется, что причина здесь одна - страх одиночества на старости лет. Посмотрите вокруг себя - большинство из таких матерей живут вместе со своими взрослыми детьми. Оправдание этого всегда одно - мы помогаем детям в воспитании внуков. А вот нужны ли они этим внукам - большой вопрос.

    • Нафтали Штейман, не всегда,некоторые говорят:мы тебя не держим,но человек чувствует что родитель не хочет чтобы ребенок был самостоятелен,не из страха перед одиночеством,а из подсознательной ненависти к ребенку.

      Оценка статьи: 5

      • Комментарий удален
        • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 2 февраля 2012 в 12:23 отредактирован 2 февраля 2012 в 12:32 Сообщить модератору

          Галина Шубина,потому что если человек уйдет,то будет счастлив,а это невыносимо и потом,есть желание контролировать человека,ощущать власть над ним и главное - привычка,привыкли жить вместе,для таких семей ненависть стала нормой жизни.

          Оценка статьи: 5

          • Комментарий удален
            • Галина Шубина,а разве не родители оказывают влияние на детей? Ребенок зависит от родителя во всех смыслах(финансовом,физическом,моральном), и потом родитель - взрослый человек и здесь изначально присутствует ненавенство,если это были бы оба взрослые люди - тогда они были бы равны,поэтому родитель может этого ребенка подавить.

              Оценка статьи: 5

    • Нафтали Штейман, есть два вида гиперопеки. О которой идет речь в статье - подавляющая. Тот, о котором вы указали выше - называется потворствующая гиперопека. Во втором случае нет опасности развития у ребенка шизоидной акцентуации. Развиваются иные области: инфантильность, механизм "ухода в болезнь" для избегания ответственности - идет воспитание невротической личности, допустим сензитивные черты на фоне истероидной акцентуации... Замудрила я что-то совсем.
      В данной статье хотелось обратить внимание именно на опасность развития шизофрении у личности при таком подавлении. Сами понимаете: одно дело, когда ставится "невроз". и совсем другое, когда указывается "шизофрения", в какой бы степени выраженности она не была

  • Хорошая статья в целом,но не обязательно родитель,отвечающий за воспитание(чаще мать)не проявляет ласку к ребенку,просто все что делает такой родитель противоречиво,например - говорит одно,думает другое,все время какой-то подтекст есть.Такая мать может лезть с объятиями,но ребенок не чувствует симпатии к себе,просто потому что её НЕТ.Вообще хорошо что такие статьи есть,а то считается что раз контролирует,то непременно любит.

    Оценка статьи: 5

  • Статья не понравилась. Помимо множества стилистических огрехов, еще и очень поверхностный взгляд на действительно серьезную проблему. "Шизо-мамы", "шизо-дети"...
    Тема глубокая, но в статье не раскрыта совершенно.
    Справедливости ради, нужно сказать, что в масштабах "5 тыс. знаков без пробелов" сделать это невозможно.
    Автор поставил перед собой непосильную задачу - в коротком тексте вскрыть глубинные психологические процессы.

    • Лада Крымова, если предположить, что цель автора -не раскрыть тему, а просто обратить на неё внимание, то цель вполне себе достигнута.

      Оценка статьи: 5

      • Валерий Рябошапко, соглашусь, пожалуй. Если мамочки задумаются, шизы они ли нет - то, конечно, весьма полезно.

        • Лада Крымова,шизофреногенные матери,не обязательно сами относятся к шизоидному типу...

          Оценка статьи: 5

          • Катя Марьина, ну уж в такие дебри я не полезу. Статья носит популярный характер. Все эти типы, виды, психологические характеристики - для специалистов. Я уже высказала свое мнение - автор вторгся в "специальную" тему, раскрыть которую в предложенных (и принятых) рамках невозможно.

            • Лада Крымова, добрый день! Спасибо за ваш отзыв. Да, тема специфическая, но не более, нежели политика или, скажем, искусство. Я считаю, что здесь образованные люди, для которых совершенно не проблема понять озвученную в статье терминологию (тем более, что она и так "переведена" на обычный язык). Данная тема никак не относится к "специальным". Статья больше обзорная, несущая информативный характер. В какой-то степени образовательная - для взрослых людей, стремящихся понять свои поступки и поступки окружающих.
              Не только же рецепты читать, да как вырастить кактус!

          • Валерия Боде Валерия Боде Профессионал 2 февраля 2012 в 17:43 отредактирован 2 февраля 2012 в 17:43 Сообщить модератору

            Катя Марьина, правильно. Даже больше скажу: в статье отдельно указала, что такие матери "обычные люди". Просто методы воспитания у них своеобразные.

            • Валерия Боде,"такие матери "обычные люди" - мне всегда казалось что такие матери тоже не очень нормальны в психическом смысле...

              Оценка статьи: 5

              • Катя Марьина, "не совсем нормальны"... Хм, может быть. Но каждый из нас со своими "тараканами". Я ниже как раз написала, что они, чаще всего, просто пытаются прожить ещё одну жизнь - через ребенка, реализовать свои желания, мечты, фантазии. Это можно периодически наблюдать в поведении большинства родителей, которые со временем просто успокаиваются.
                Здесь же ребенок берется в оборот с самого начала и опекается до конца. Это не нарушение психики матери, это есть некоторое своеобразие ее понимания воспитания: "Я знаю, как будет лучше".

                • Валерия Боде,я поняла,но если у ребека психические отклонения,то может у матери тоже есть какие-то отклонения,может другого характера...

                  Оценка статьи: 5

                  • Катя Марьина, даже если они и есть, то не имеют явной связи с ее выбором "воспитательной программы". Ведь "шизофреногенная мать" - это именно поведенческий термин, т.е. она сама выбирает, как себя вести со своим ребенком.
                    Просто "какие-либо отклонения", непонятные окружающим - есть практически у каждого. Но не каждый выбирает такую линию воспитания.

                    • Валерия Боде, но вы упомянули в характеристике типа "сильную тревожность", "постоянный контроль"? Почему проявляется непостоянство в поведении матери и двойственность в вербальном и невербальном указании?
                      ..я хотел удивиться концовке вашей статьи, которая мне показалась любимым примиренческим выражением Кота Леопольда. Мне, кровожадному, мечтается, чтобы подобных матерей лечили, тк у мамы какое-то невротическое "воспитание". Словом или таблеткой.

                      Оценка статьи: 5

                      • Валерия Боде Валерия Боде Профессионал 3 февраля 2012 в 00:42 отредактирован 3 февраля 2012 в 00:43 Сообщить модератору

                        дмитрий наблер, поверьте, не вам одному мечтается о специальной коррекции поведения при таких типах воспитания! Вот и рассказываю, как проявляется, чтобы люди знали
                        Да, и тревожность, и контроль, только это не говорит о том, что человек "нездоров". Мы не можем принудить человека к лечению, если его действия не несут угрозы для окружающих/для самого себя. А теперь скажите, контроль для ребенка не важен? Важен. Значит, условно, мама может кому угодно сказать что заботится о нем же самом. В её-то голове именно это и происходит!
                        Проявления непостоянства и двойственности происходит вследствие того, что мать "дергается" насчет своего отношения к ребенку. "Приказываю тебе не выполнять моих приказов" - вот такой принцип.
                        К сожалению, лечению, в большинстве случаев, подлежат не матери, а уже дети, воспитанные таким образом.

                        • Валерия Боде, а можно предположить, что "дергающаяся" мама не переживает внутреннего конфликта и "дергается" она из личного удобства или по привычке? Откуда возникает её "сильная тревожность"?
                          Конечно, я не думаю, что она "нездорова", хотя и "в границах нормы" это представить достаточно сложно. Мне приходится наблюдать подобное поведение достаточно пристально, поэтому тема меня очень заинтересовала. В случае со знакомым мне человеком, все это происходит на фоне весьма высокого уровня невротизации.
                          Ес-но, лечить заставить нельзя, но, как вы сказали, подобное отношение родителя к ребенку формирует у последнего характерные особенности личности, вплоть до паталогических, поэтому и об отсутствии "угрозы для окружающих", думаю, говорить не совсем верно.

                          Оценка статьи: 5

            • Данила Гуревич Читатель 29 марта 2015 в 12:06 отредактирован 26 мая 2018 в 14:05 Сообщить модератору

              Валерия Боде, не соглашусь. Это люди также получившие своеобразное воспитание (не обязательно шизофреногенное). Оно могло быть и шизофреногенным, но таким, что она его выдержала и восприняла как норму, и т.д. Эстафета (разных) нарушений может передаваться многие поколения. Не случайно, раньше, когда проклинали кого-нибудь, поминали и н колен безвинных потомков.

  • Тема актуальна, т.к. неправильный тип воспитания - это прямая дорога к социальной дезадаптации ребенка. Так как статья адресована людям, "стремящихся понять свои поступки " добавлю - ищите способ осознать причины поступков.Если не касаться указанного типа можно привести пример мамы, не любящей ребенка, мстящей (чрезмерно опекая)ему заставляя его страдать за то, что он помешал сделать карьеру, реализовать себя.Насколько помню (реальный случай описан в учебнике) мама эта не была социопаткой или психопаткой и она не осознавала гиперопеки и то, что мстила. Кстати, психопат - это человек, у которого одна или более черт характера выражены сверх среднестатистической нормы и они дезадаптируют его везде, всегда и длительное время.Это признаки психопатии, но никак не "Непринятие норм общества".
    Спасибо за статью!

  • Комментарий удален
  • не знаю о чем спор.Автор опубликовал свою статью таким как я ,не очень умным но и не дуракам .Просто женскому полу который имеет детей и тем кто собирается иметь ,чтоб на досуге пересмотрели свое отношение или подумали о будущих.И зачем за лазить в очень за умные дебри.А я на досуге точно пересмотрю свою материнскую любовь,а вдруг палку гдето перегибаю.

  • мне показалось, что в статье перепутан или намешан отвергающий стиль воспитания с гиперопекой....

  • Серж С Читатель 20 сентября 2012 в 20:00 отредактирован 27 мая 2018 в 18:53 Сообщить модератору

    У меня такая мать.
    Читаю вот статьи про шизоматерей и шизосемьи, ужас как все точно

    27 лет, лечусь

  • Lavir Whiolet Читатель 20 августа 2016 в 16:40 отредактирован 24 мая 2018 в 08:01 Сообщить модератору

    Спрашиваю под каждой такой статьей: а как исправлять человека, воспитанного такой матерью?

  • Комментарий удален
    • Галина Шубина, из статьи как раз видно, что причиной такого поведения есть желание сохранить свой покой. Страх, тем более чрезмерный за обожаемого ребенка - это проявление любви, но тоже с перекосом. Я таких мам называю клушами, наседками (без осуждения - просто они по другому не умеют проявлять свою любовь)

      Оценка статьи: 5

    • Галина Шубина,обожания нет,как и элементарной симпатии,есть представление что дети должны восхищаться сильным храктером матери,противоречивость,нелогичность,агрессивность - главные черты таких людей.Люди,разные совершенно вынуждены жить вместе

      Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья. Короткая и по делу.

    Оценка статьи: 5

  • Интересная статья.
    Хотя я думаю, что такие мамы все же любят своих детей, но по своему, как умеют.
    Учится им надо в ШЖ.

    Оценка статьи: 5

    • Валерия Боде Валерия Боде Профессионал 2 февраля 2012 в 17:48 отредактирован 2 февраля 2012 в 17:48 Сообщить модератору

      Алексей Латухов, спасибо большое!Такие мамы стараются через ребенка прожить свою жизнь заново... Дети выступают, скорее как средство для этого.
      Поэтому, если в реальности мама живет за него, ребенок создает свой собственный фантазийный мир внутри себя, и обитает там.

  • Валерия Боде, Недопечатка буквы Х (в тяжелых случая – до пенсии оного)