• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Профессионал

Что такое гуны материальной природы?

Тот, кто преодолеет влияние трех гун, перестанет испытывать страдание и беспокойства, жизнь такого человека станет совершенной.

Brazhnykov Andriy, Shutterstock.com

Гуна в переводе с санскрита означает «свойство» или «качество», буквальный перевод этого слова — «веревка», т. е. подобно веревке гуны материальной природы — благость, страсть и невежество — связывают живое существо и обуславливают его существование. Представьте себе, какова всепроникающая сила этих пут, если все, что мы видим, слышим, о чем думаем — все без исключения, пронизано тем или иным качеством материальной природы? Давайте выясним, как это проявляется в нашей жизни?

Гуна благости

Сила благости (или добродетели) привлекает личность к чистому образу жизни, к знанию, которое не способны получить люди, находящиеся под влиянием страсти и невежества. Благостный человек аскетичен, на внешнем плане довольствуется малым, никуда не спешит, принимает вегетарианскую пищу и ест не более чем необходимо. Его счастье заключается в деятельности во благо всего общества. Между тем он часто остается неприметен и, даже занимаясь благотворительностью, предпочитает оставаться инкогнито.

Благостных людей чаще можно встретить в сферах деятельности, так или иначе связанных с наукой или религией: в медицине их называют «врачами от Бога», в системе образования — «учителями от Бога», в религии — истинными священниками или настоящими служителями веры.

Гуна страсти

Страстный человек, можно сказать, — полная противоположность благостному. Он эгоистичен, поражен бесконечными желаниями и алчностью; хвастлив, корыстен, суетлив, полон жажды славы и почета; заводит друзей и вступает в брак преимущественно по расчету.

Пища страстного человека — слишком холодная или горячая, очень острая, соленая, пережаренная. Это могут быть и натуральные продукты, но цель их употребления, скорее всего — дань моде, следование культуре здорового образа жизни. Ради того чтобы поддерживать свое тело в лучшей форме, страстный человек готов совершать как благостные поступки (принимать здоровую пищу, заниматься спортом), так и невежественные (делать пластические операции, сидеть на изнуряющих диетах, лечиться алкоголем).

Под воздействием гуны страсти находятся разного рода фанаты (в том числе и от религии), карьеристы и революционеры. Страстные люди встречаются в различных сферах деятельности, особенно много их среди политиков и бизнесменов. Во всей своей мощи страсть проявляется во время спортивных соревнований.

Гуна невежества

Невежественный человек ленив, глуп и пребывает в плену иллюзии. Он отстаивает правоту своего образа жизни и ради этого даже готов применить физическую силу или шантаж.

Его кредо: «Пей, гуляй, веселись — жизнь одна». Алкоголь, наркотики, частая смена партнеров или однополые сексуальные отношения — такова реальность невежественного человека. До какого-то момента жизнь невежды полна «животного» счастья, куража, но, в конечном счете, это путь духовной деградации. Он постепенно опускается на самое дно жизни, лишается рассудка и становится отбросом общества. «Невежество — тождественно злу», — утверждал Сократ.

Невежды — это алкоголики, наркоманы, геи, бомжи, преступники.

В начале статьи продекларировано, что тот, кто преодолеет влияние трех гун, перестанет испытывать страдание и беспокойства, жизнь такого человека станет совершенной.

У вдумчивого читателя могут возникнуть резонные вопросы: что плохого в гуне благости, зачем преодолевать добродетельную силу, ведь ни страданий, ни беспокойств она не приносит?

Дело в том, что свойства материальной природы в чистом виде встречаются крайне редко. Даже находясь преимущественно под благостным влиянием, человек способен время от времени подвергаться воздействию силы страсти и невежества: например, работать из последних сил ради денег, не суметь отказаться от «рюмочки», потерять контроль над распирающим чувством превосходства и так далее. В каком-то смысле материальные силы природы ведут бесконечную борьбу добра и зла за сердце каждого живого существа.

Благость — большое достижение для современного представителя общества или хорошая цель, если жить таким образом пока не получается. Однако настоящую свободу человек получит только тогда, когда одинаково встретит желанное и нежеланное; когда в равной степени отнесется и к преходящей славе и к позору, и к счастью и к горю; когда перестает различать горсть земли, камень и слиток золота; когда пороки людей не вызовут у него ни гнева, ни осуждения. Такова на вкус истинная свобода.

Входит в абсолютный резонанс с теми ценностями, что нам навязывается сегодня, не правда ли? Впрочем, не так уж и трудно заметить, что не тот, кто занял высокий пост или управляет всеми деньгами мира, становится объектом всеобщей любви и уважения.

Всемирно известная Мать Тереза преодолела влияние трех гун, и посмотрите, что из этого вышло. Там, где разворачивались трагедии, в ее присутствии совершались «чудеса» — в «горячих точках» объявлялось перемирие, появлялись недостающие суммы денег, открывались больницы и приюты для нищих в самых бедных кварталах и странах мира. Окружающие интуитивно чувствовали ее «внутреннее сияние» и вдохновленные ее необыкновенной психической силой, с чувством глубокой признательности и счастья всячески содействовали ее высокой миссии.

Истории известны и другие примеры: оказавшись пленниками пиратов, священники избегали расправы; беспощадные правители после общения со святыми личностями принимались руководить государством по совести; воры, по непонятной для себя причине, отказывались от своего плана и возвращали украденное.

У вас еще остались сомнения в истинности вышесказанного? Тогда обратитесь к неистощимому источнику мировой мудрости — священным писаниям, притчам, афоризмам, народным сказкам. Ищущий да обрящет.

Статья опубликована в выпуске 2.03.2013
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • настоящую свободу человек получит только тогда, когда одинаково встретит желанное и нежеланное; когда в равной степени отнесется и к преходящей славе и к позору, и к счастью и к горю; когда перестает различать горсть земли, камень и слиток золота; когда пороки людей не вызовут у него ни гнева, ни осуждения. Такова на вкус истинная свобода.

    То есть это смерть. Ибо все перечисленные условия выполнятся автоматически и человек обретет свободу. Браво. Теперь автору стоило бы проснуться, потянуться, протереть глаза и попробовать перенести своё материальное тело в материальную природу с ее правилами. Аккуратней ступайте - не споткнитесь об иллюзии.

    Оценка статьи: 1

    • Николай Лаврентьев, если и не смерть, то как минимум безвкусная и пресная жизнь.

      Оценка статьи: 1

      • Надя Зырина, в философии недвойственности и во многих ветках буддизма есть такое понятие, как "умри прежде смерти". То есть человек достигает такой глубокой связи с непроявленным, что всё без исключения проявления физической жизни становятся для него незначащими. Он "там". Переправился на другой берег, как говорил Будда. Здесь только тело, которое вообще даже не может знать, зачем оно тут.

        Только вот я понимаю так, что если уж тело есть, и чувства есть, то чего уж от этого бежать в тишину и бевременье? Успеется. Причём, с гарантией.

        Оценка статьи: 1

  • Максим Котов Максим Котов Читатель 2 марта 2013 в 12:54 отредактирован 2 марта 2013 в 12:56 Сообщить модератору

    В статье затронута тема, понятная немногим - именно поэтому так много "бреда" в комментах.

    Только свободный человек может быть счастливым. Свободный от всего - от добра и зла, страсти и святости, друзей и врагов, от самой дуальности, разделяющей нашу жизнь надвое и делающей нас несчастными. Однако настоящую свободу человек получит только тогда, когда одинаково встретит желанное и нежеланное; когда в равной степени отнесется и к преходящей славе и к позору, Именно это ровное отношение непривязанности ко всему и есть свобода от всего.

    Корни страданий лежат в невежестве, как таковом, так что в нашем сансарическом мире именно оно правит бал. Мы не знаем, что удовлетворение желания - это не счастье, а лишь смерть этого желания, но вновь и вновь пытаемся "догнать горизонт счастья".

    Статья интересная, но неполная в силу невозможности охвата всего объема в предоставленных пределах. Также непонятно как же преодолеть влияние гун - нет даже намека на путь к их преодолению - так, общие фразы...

    Однако, в общем, статья оставила благоприятное впечатление.

    Оценка статьи: 4

    • Максим Котов, позвольте внести немножко ясности.

      Корни страданий лежат в невежестве

      В невежестве лежат корни страха и заблуждений. А корни страдания лежат в отождествлении себя со своим телом, именем, половой и национальной принадлежностью, со своими страхами, симпатиям, антипатиями, убеждениями, заблуждениями, имуществом, привычками, желаниями, эмоциями, чувствами, предпочтениями и т.д., и т.п. Чем многочисленнее, разнообразнее и глубже отождествление, чем сильнее и глубже страдание.

      Только свободный человек может быть счастливым.

      Человек не может быть свободным. А счастливым человек может быть и не будучи свободным. Во-первых, человек сам решает, счастлив он, или нет. Во-вторых, счастье — штука весьма относительная, субъективная и обусловленная. В-третьих, в дуальном мире счастье в принципе непознаваемо при отсутствии его противоположности, т.е. несчастья. Впрочем, как и свобода, и жизнь, и любовь непознаваемы без своих противоположностей.

      Да и что такое свобода, о которой Вы с автором рассуждаете? Идеал, концепция, несбыточная мечта? Такая свобода достижима только и исключительно после смерти. Каждый человек гарантированно обретает её сразу же, как только отходит в мир иной. В этом смысле свобода не является эксклюзивным товаром или бонусом для избранных, а является обязательной опцией для всех. При жизни же она недостижима, поскольку совершенно не совместима с жизнью.

      Становясь свободным от тела и всего перечисленного выше, человек становится самой свободой, не знающей своей противоположности, а значит, не чувствует ни самой этой свободы, ни необходимости в ней. Ибо только несвободный индивидуум может рассуждать и мечтать о свободе. Точно также, как нуждающийся в любви, счастье или в боге мечтает о них.

      Оценка статьи: 1

      • Максим Котов Максим Котов Читатель 11 марта 2013 в 17:15 отредактирован 11 марта 2013 в 17:39 Сообщить модератору

        Николай Лаврентьев, чем вы занимаетесь? Выискиваете неточности и оговорки? Тень на плетень?

        Отождествление себя с телом, именем и всем тем, что вы написали - разве это не осколки невежества, по прежнему лежащего в основе всех страданий? Вы здесь не столько вносите ясность, сколько наоборот, мутите воду.

        Относительно невозможности свободы, вынужден и тут с вами не согласиться. На то есть исторический факт обретения полного освобождения человеком по имени Сиддхартха Гаутама. А тут вы утверждаете, что
        Человек не может быть свободным.
        Это простое непризнание фактов или довольно удобная рабская позиция? Боюсь, что и то и другое...

        А счастливым человек может быть и не будучи свободным. Что же это за счастье, если относительно и зависимо; если в любой момент, по воле обстоятельств, способно превратиться в страдания еще большие, чем до встречи с таким "счастьем"? Разве наркотический кайф мы можем назвать счастьем? Не знаю как вам, мне такого и даром не надо.

        Оценка статьи: 4

        • Максим Котов, чем вы занимаетесь? Выискиваете неточности и оговорки? Тень на плетень?

          Нет. Я замечаю смысловые и концептуальные ошибки, чаще всего являющиеся следствием и результатом невежества, о котором Вы говорите. И иногда комментирую их в надежде на то, что мои комментарии найдут разум, понимающий их и чувствующий, что это правда. Далеко не у каждого такое чувство есть. Чаще всего оно спит. Но у некоторых не очень крепко. А у совсем некоторых оно пробуждено. Вот я и надеюсь, что найду такого.

          Вы напрасно обижаетесь. Кстати, этим демонстрируете свою несвободу от принятых Вами ранее догм и спорных утверждений. Это и есть отождествление, от которого так трудно освободиться. Фишка в том, что пока человек мысленно отождествлен с чем-либо, он этого не видит и не чувствует, ибо он един с этим. Классикой этого является выражение «я есть моё тело». Относительно свободным можно стать лишь откинув всякое отождествление, как это сделал Гаутама. Но даже Гаутама не мог освободиться от тела. А это очень далеко от полной свободы, о которой Вы мечтаете.

          Отождествление себя с телом, именем и всем тем, что я написал — это не осколки невежества. Это человеческая реальность. Это результат работы человеческого эго.

          Вы можете думать о свободе, осознавать Непроявленное, пустоту, тишину, пространство, позволяющее существовать дуальному материальному миру, но не можете стать свободой, Непроявленным, пустотой, тишиной и т.д.. Гаутама это отлично понимал. И понимал разницу между рассуждениями о свободе, и свободой. Лао Цзы тоже это понимал, говоря: «Палец, указывающий на Луну — это не Луна».

          То, что Вы называете историческим фактом, никак не может быть подтверждено или проверено. Никак. И Будда прекрасно это понимал. Иначе он не сказал бы свою знаменитую фразу: «Встретишь Будду — убей его». То же самое следует сделать с любым фактом, даже историческим, особенно придуманным всевозможными последователями.

          Я не призываю Вас верить мне на слово. Проверьте и убедитесь сами. Вы умный и достаточно подготовленный в этой области человек. У Вас может получиться.

          Если хотите продолжить обмен мнениями, приглашаю Вас в личку. Здесь это никому не нужно и не интересно.

          Оценка статьи: 1

    • Надя Зырина Надя Зырина Читатель 2 марта 2013 в 22:49 отредактирован 2 марта 2013 в 22:50 Сообщить модератору

      Максим Котов, прежде всего сам автор не до конца последователен. Излагая философию санскрита, автор в конце концов отсылает нас "...к неистощимому источнику мировой мудрости – священным писаниям, притчам, афоризмам, народным сказкам". В таком случае не лучше ли, действительно, обратится к священному писанию и к догматам своей церкви?

      Оценка статьи: 1

  • Комментарий удален
  • Статья интересная, только автор пишет о характере трех разных людей, а эти качества присутствуют в каждом человеке в разных пропорциях,- чего-то больше, чего-то меньше. Человек в процессе жизни меняется.Кто-то в сторону благости, а кто-то в сторону невежества. Например, из вора, может получится священник, а из священнослужителя-педофил.Примеров много. Это и есть жизнь.

    Оценка статьи: 4

  • «Дело в том, что свойства материальной природы в чистом виде встречаются крайне редко»

    С этим утверждением соглашаюсь. Читала про гуны, когда Аюрведой интересовалась. Много больше узнала, чем в статье обозначено. Это понятно и это правильно, кому станет интересно, тот информацию найдет. Лично для себя вывод сделала – не быть мне идеальной. Если сравнивать гуны с водоемом, то получается следующее: поверхность - самая светлая вода, незамутненность и спокойствие, умиротворенный дрейф по течению жизни, гунна благости. Самое дно это гуна невежества. Вот не хочется нам дна касаться, а приходится. Понятное дело, все иносказательно, я и вовсе не про наркотики толкую, а то, что ощущение своего невежества во многих вопросах жизни есть.

    В общем и целом статья понравилась, захотелось конспекты свои старые найти, перечитать, я ж еще и на семинары ходила по Аюрведе.

    Оценка статьи: 4