Замкнутость, неприятие советов, упрямство, поведение «назло» вызывается, как правило, осознанием и принятием себя в фазе «я — взрослый». Нужно понимать, что ребенок не имеет еще правильных навыков поведения в образе взрослого, но отчаянно боится не справиться с этой ролью. Так, впервые севший на велосипед изо всех сил размахивает руками и ногами, пытаясь не свалиться, и может вполне чувствительно задеть окружающих совсем не желая того. Выход — терпимость, спокойствие.
Основной вашей задачей в данный момент становится разъяснение общепринятой модели поведения взрослого человека в данной конкретной ситуации. Причем не просто приведение алгоритма поведения, но и разъяснение причин подобного поведения, мотивов и последствий. Необходимо показать разумность предлагаемого образа действий. Диалог строится по принципу: «Ты взрослый человек, я слышу то, что ты говоришь, я понимаю твои желания. Взрослый человек добивается своих целей последовательностью следующих действий (определенным поведением, определенным общением
Конфликтность — свойство, наиболее ярко проявляющееся между однополыми ребенком и родителем. Нужно понимать, что, как правило, хотя умом ребенок и осознает, что ему не занять лидирующих позиций в семье, но неосознанно пытается диктовать свою волю окружающим. Выход — терпимость, спокойствие, разъяснение. Диалог строится по принципу: «В нашей семье командует папа (мама) потому, что делает большую часть работы и обеспечивает семью. Основная наша задача — сделать жизнь в семье комфортной для всех. Совсем скоро у тебя будет своя семья. В которой главным (главной) будешь только ты». Перспектива — великая сила. Осознав временность неудобного положения, ребенок легче соглашается с неприятной для него дисциплиной.
Стоит ли конфликтовать с ребенком в период становления его личности? Желание его пожалеть легко приводит к истерии и вседозволенности, что, согласитесь, хуже самой болезни. Однако именно вдумчивые, длительные и абсолютно спокойные разговоры с настаивающим на своей позиции взрослым могут стать инструментом давления, не ломающим психику, но приводящим к нужному результату.
«Давай поговорим спокойно, я хочу спокойно и серьезно разобраться, давай поговорим как взрослые люди — без лишнего крика, я хочу услышать твою взвешенную и спокойную позицию» — переведите эмоции в конструктив, и вам будет легче справиться с трудностями трудного возраста.
Спасибо на добром слове, Леонид.