• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Большакова Профессионал

Как конфликтовать «правильно»?

Как конфликтовать «правильно»? Известна такая точка зрения: лучше не конфликтовать совсем! Как говорится, «вашими бы устами да мёд пить!» Дело в том, что конфликт интересов разных людей возникает постоянно — жена просит мужа уделить внимание ребёнку, а мужу хочется лежать на диване и смотреть телевизор, мама просит дочку помыть посуду, а дочке хочется поговорить по телефону…

hin255, Shutterstock.com

Это примеры простейшего, бытового столкновения интересов. А вот примеры более глобальных столкновений — как воспитывать детей, как расходовать семейный бюджет, пора или не пора делать ремонт, куда ехать в отпуск?

Трудно даже представить ситуацию, чтобы все люди стали мыслить одинаково и все конфликты вдруг исчезли сами собой. Это нонсенс. Но вот не доводить конфликт до «точки кипения», научиться спокойно обсуждать со своим оппонентом возможные варианты решения проблемы — это настоящее искусство, и им очень стоит овладеть на пути к достижению душевной гармонии…

Для начала давайте определимся, в чём же была цель вашей дискуссии, которая переросла в ссору. Давайте вернёмся на несколько шагов назад. Возникла спорная ситуация. Один человек считает, что поступать надо так, другой считает, что наоборот. Какова цель их диалога? Если вы ответили: «Доказать, что я прав!», ваш ответ неверный. Неверный в корне. Сейчас объясню почему.

Вся наша жизнь — это взаимодействие с людьми, и человек, который «всегда прав», обязательно заимеет серьёзные проблемы во взаимоотношениях с окружающими (и даже наверняка они у него уже есть).

Поэтому обратите внимание — в любом конфликте у нас должно быть две цели, и обе их надо «держать в голове» в процессе конфликта:

1. Сохранить нормальные отношения с оппонентом (конечно, если вы не «заварили эту кашу», чтобы с кем-то разорвать отношения, но, я думаю, и «рвать отношения» надо цивилизованно).

2. Прийти к такому решению, которое в большей или меньшей степени, но всё-таки устраивало бы обе конфликтующие стороны.

Вот такие цели. А не «выпустить пар» (для этого есть более эффективные и безопасные для отношений способы) и не объяснить мужу, что он «разрушил всю вашу жизнь» (если вы так думаете, лучше обратиться к семейному консультанту и спокойно во всём разобраться, в пылу ссоры вы всё равно никакую проблему не решите).

А теперь давайте посмотрим, как правильно обсуждать проблему, на которую два (или больше) участника смотрят по-разному.

1. Пускай кто-то из вас (возможно, тот, кто выдвинул «спорную идею», или тот, кто первым столкнулся с проблемой, если она пришла «извне») ещё раз кратко изложит в чём дело. Очень полезно вновь сформулировать суть проблемы, потому что, прежде чем что-то решать, надо чётко понимать, как всё обстоит.

2. А теперь каждый из вас спокойно предлагает свои пути решения, высказывает свои аргументы. Говорящего нельзя перебивать, пока он не закончит! Если обсуждать придётся довольно долго и тема непростая, рекомендую вам воспользоваться ручкой и блокнотом. Только после того, как все заинтересованные стороны оказались выслушаны и услышаны, можно переходить к следующему шагу.

3. Момент самый ответственный и, возможно, самый сложный (особенно для людей не очень уравновешенных). Теперь из предложенных вариантов решения надо выбрать то, что в наибольшей степени устраивает большинство участников. Если это никак не получается и проблема не очень срочная, отложите решение на время. Часто бывает, что у отложенной проблемы возникают новые варианты решения или кто-то из участников меняет свою точку зрения. Некоторым решениям «надо созреть», и это нормально.

4. Если «всё получилось» и вы пришли к взаимовыгодному решению, теперь, если нужно, можно углубиться в детали.

5. Правильность любого решения подтверждает время. Если через какой-то срок вы видите, что совместно принятое решение оказалось «неидеальным» и нуждается в доработке — спокойно сделайте это совместными усилиями (у вас уже есть опыт!), ни в коем случае не прибегая ни к каким обвинениям! Вы всё решали вместе! Не перекладывайте ответственность на чужие плечи!

Умение уважительно относиться к чужому мнению — очень редкое в наше время качество. И каждый из нас не единожды страдал от того, что его мнение не учитывали, принуждали к выполнению и исполнению чужих сценариев. Иногда люди так с нами поступали намеренно, а иногда — из-за отсутствия элементарных навыков культуры общения. Мы все — чьи-то родители, чьи-то дети, партнёры, друзья. Давайте будем учиться общаться так, чтобы все конфликты вели к улучшению отношений!

Статья опубликована в выпуске 30.04.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: