• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Майя Конькова Профессионал

Как противостоять хамству?

Как вести себя с «трамвайными хамами», знает большинство взрослых людей. Тут все ясно: посылаем. В быту и на работе общаться с хамами мало кто любит, поэтому, как правило, люди бегут от них подальше. Но если вам хамит новый начальник? Или новая девушка друга? Или новый человек в компании ваших друзей? Как быть, если вы столкнулись с хамством там, где вы к этому совсем не готовы?

ArtFamily, Shutterstock.com

Вы теряетесь, в замешательстве что-то мямлите себе под нос и весь оставшийся день выбиты из равновесия. Время от времени вас посещает светлая мысль, что надо было бы ответить… или вот так сказать… да что уж там, просто послать… Но момент упущен, а опускаться до ответного хамства для вас неприемлемо. Обида и гнев остаются с вами.

Итак, как поставить на место хама, сохранив достоинство и не потеряв лицо?

В современном обществе хамство — понятие размытое. Во многом понимание наглости и грубости зависит от уровня культуры. Для кого-то наглость может выглядеть как настойчивость, а грубость — как уверенность и находчивость, а иногда даже как проявление чувства юмора. Поэтому отличить хама от просто грубого, плохо воспитанного человека бывает нелегко. Тем не менее отличия есть.

Цель хама — намеренно обидеть, унизить другого, вызвать неприятные чувства и вывести из равновесия. Причина хамства — это страх.

Некоторые люди действуют по принципу «лучшая защита — это нападение». А защищается человек, когда боится. Новый начальник может бояться выглядеть некомпетентным по сравнению с предыдущим, может тревожиться, что не получит должного уважения со стороны подчиненных. А так как эффективным способам справиться со страхом и тревогой человек не обучен, он нападает. И хамит.

Бывают еще более трусливые хамы, которые нападают исподтишка, в ситуации, когда вы меньше всего готовы конфликтовать. Например, новый человек в компании может чувствовать себя неуверенно, бояться показаться смешным. Он может думать: «тут все умнее, успешнее, красивее, т. е. лучше меня». И вместо того чтобы раскрыться, проявить свои таланты, такой человек начинает хамски подшучивать, унижать других, чтобы хоть как-то «сравнять планку».

Поэтому сразу скажу: доказывать хаму, что он ошибся насчет вас и вы не такой, бесполезно. Нарветесь на истерику. Переживать по поводу того, что вас унизили, поставили в глупое положение перед значимыми для вас людьми, тоже бессмысленно. Как правило, люди воспринимают хамство однозначно и редко поддерживают хама. Это еще вопрос, кто оказался в глупом положении.

Помните, что причина хамства — страх и слабость. Если вы все же хотите ответить хаму достойно, проявите уверенность и силу.

Чтобы противостоять хамскому поведению, нужно выйти из связки «преследователь — жертва», подняться над ситуацией. Для этого очень хорошо работают ЭНКОДы (В.А. Петровский, А. Ходорыч).

ЭНКОД — это фраза, в которой закодировано несколько смыслов. Эти фразы можно употреблять в юмористическом контексте, чтобы показать абсурдность нападок хама. Смех — лучший способ поставить агрессора на место, не оскорбляя его и не вступая с ним в конфронтацию.

Прочтите фразы ниже и подумайте, в каких ситуациях и в каком контексте их можно применить. Некоторые из них универсальны.

Если вас отчитывает начальник в присутствии коллег:

Если начальство не орет, то добру никогда не победить!
Я ведь человек слова… но не дела!
У любой проблемы есть простое и неправильное решение.
С третьего раза, ребята, вы все гении.
Считайте, что я вам ответил.
Я мог бы сделать что-то и похуже.
Это моя работа!
Я буду у себя учиться!

В ответ на хамство в компании:

Ты хочешь с самого начала подтвердить худшие подозрения?
Хороший ты был человек!
У тебя нюх, как у дворняжки!
Уж не хочешь ли ты сказать что-то неприятное в мой адрес?
Хороший товар в рекламе не нуждается (показать на себя или на предмет придирки).
Только никому не говорите…
Не обязательно говорить гадости, чтобы признаться в любви!
Иногда руку помощи протягивают для того, чтобы спрятать другую с козырем.

Универсальные ЭНКОДы, которые работают в любой конфликтной ситуации:

Удар есть удар. Не стоит экономить силы.
Камешек в мой огород?
Я, кажется, уловил, к чему ты меня склоняешь!
Это сближает!
Хорошая шутка! Я куплю ее за доллар!
Не надо оваций. Цветы поставьте в машину!
Голосуйте за меня!

С помощью ЭНКОДов вы можете не только достойно ответить хаму. Их можно использовать в конфликтных ситуациях, чтобы настроить собеседника на сотрудничество. ЭНКОДы помогают наладить контакт с собеседником, снять напряжение и недоверие, которое может возникать в начале общения. Полный список ЭНКОДов ищите в книге «ЭНКОДЫ. Как договориться с кем угодно и о чем угодно», В. А. Петровский, А. Ходорыч.

Статья опубликована в выпуске 30.06.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (31):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Карин Андреас Карин Андреас Мастер 30 июня 2014 в 09:54 отредактирован 30 июня 2014 в 09:55 Сообщить модератору

    "Я бы вас послала, но вижу вы оттуда" - Фаина Раневская.
    - этот ответ отрезвит, если назвать фамилию автора.

  • Навскидку повспоминал понравившиеся мне ответы из реальных ситуаций:

    • Начальник хамски гнобил доцента. Фраза:
    Нас родилось трое. Лень, Я и совесть. Последняя умерла при родах.
    • В трамвае. Фраза:
    Я твои возможности на теории вероятности вертел.
    • Начальник разносит сотрудника. Фраза
    Шеф! Работая (с Вами) последние полгода понял: у меня в жизни есть только одна белая полоса - рулон туалетной бумаги.
    • Начальник сотруднице: «Дура! Я с вами с ума сойду!». Фраза:
    Я проверялся. Вы больны не мной.
    • Начальнику, который разносит за представленный план мероприятий. Фраза:
    Шеф! По секрету - я признан негeeспосoбным для нашего отдела!.
    • Хаму-доценту. Фраза:
    Вот это слушал я Вас и понял, что бесплатный природный газ только в желудочно-кишечном тракте.
    • Шеф раздраженно разносит сотрудника за безалаберность. Фраза:
    Никак не могу собраться с мыслями... то они заняты, то я...
    • Шеф разносит сотрудника-еврея. Фраза:
    Ну, да! Если в кране нет воды, значит, жива еще российская интеллигенция
    • Шеф наорал за излишнюю инициативу. Фраза:
    Понял! Права народная примета: не спорь с начальником, денег не будет!

    Оценка статьи: 5

  • Эти ответы слишком дёшевы...
    Списаны с американских тренингов..

    Отвечать надо либо очень грубо, и резко что бы не было желания повторить...
    Либо очень остроумно, что бы перевести это в шутку...

    Причём важно не то что вы скажете, а КАК...

    Ну и ответы...
    Ну например... из простеньких

    Какой острый язычок.... как раз для бритья моей задницы..

    Или спросить... тебе что жена( муж) сегодня не дал ( не дала)...и т.д...

    Или .... "Что ПМС замучил"?



    масса.. таких ответов.

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Владимиров, фу. Ваши ответы - не комильфо, и уж никак не претендуют на шутку.

      Важно не ощущать себя жертвой, и если удается не вовлечься в эмоции, то ответ достойный найдется. А если не найдется, то тоже не стоит переживать. Часто таким образом человек, который хамит, провоцирует вас на выброс энергии.

      Психическое айкидо - лучший способ. Веселое занятие, я вам доложу. И великолепно работает. Старый добрый Литвак его уже ох как давно описал.

  • Действительно, ощущение примитива и что особенно настораживает, так это готовность считать хамами(!) и даже допускать такую возможность по отношению к новому начальнику, коллегам по работе или в компании. Утверждение: при таком настрое уже ничего не поможет и тем более какие-то фразы. Что значат слова против эмоций? Ноль.
    Какие бы эмоции не выражали эти люди, нужно же уважительно относиться к эмоциям, которые о чём-то их предупреждают.

    • Марина Разумовская, научно доказано, что психически здоровый человек, какие бы сильные эмоции он ни испытывал, может контролировать свое поведение. Так зачем же хамить? Вы предлагаете проникнуться сложными эмоциями хама, понять и простить? Тогда, проявляя сочувствие к хаму, вы будете поощрять хамское поведение. Ставить на место хама полезно, это одна из социальных норм. Помните дуэли? сейчас все проще...

      Оценка статьи: 5

      • Марина Разумовская Читатель 4 июля 2014 в 08:04 отредактирован 4 июля 2014 в 08:06 Сообщить модератору

        Майя Конькова, психически здоровых людей не бывает, не существует подобных норм, тем более, научно обоснованных.
        Всё же, мне непонятна готовность автора в лёгкую считать хамами людей из достаточно близкого круга, что допускает проявление неуважения к эмоциям, пусть даже тем эмоциям, которые нам не нравятся.
        Конечно, не проявлять сочувствие и не улыбаться в ответ, а понять причины, вызвавшие эмоции, т.е. какие ценности он защищает. Это же самое важное в общении между людьми.
        Мы хотим ближний круг из эмоционально выгоревших людей? Так это мёртвые пни в лесу.Независимо от страны проживания.
        Мы настолько умны и талантливы, насколько эмоциональны.

        • Майя Конькова Майя Конькова Профессионал 7 июля 2014 в 13:29 отредактирован 7 июля 2014 в 14:40 Сообщить модератору

          Марина Разумовская, готовности считать хамами людей, конечно же нет. И в статье об этом ни слова. Если Вы внимательно прочтете текст, то вам станет понятно, что описан один из способов реагировать достойно на хамское поведение. Которое, к сожалению, иногда случается. Но это не значит, повторюсь, что все начальники, девушки друга и прочие люди хамы. Это просто примеры, иллюстрация, как иногда бывает, понимаете?

          Оценка статьи: 5

        • Марина Разумовская, психически здоровые люди есть. И их много. См. Определение психического здоровья человека ВОЗ. Этот комментарий я просто не могу пропустить. Я ценю ваше мнение, уважаю ваши эмоции, но наука дороже...

          Оценка статьи: 5

          • Майя Конькова, численные характеристики поведения людей не подчиняются нормальному распределению, как и в любой самообучающей системе, нелинейной по сути. Не существует норм психически здоровых людей, значит, их нельзя определить среди нас.
            По качественным критериям ВОЗ, для психически здорового человека хамов просто не существует.
            Кто верит в хамов, тот с ними встретится, рано или поздно. Это бизнес - защищать нас от угнетателей. Почему меня никто не угнетает?

      • Майя Конькова, ну да, прирезать гада на месте без церемонитй с секундантами. Делов-то!

        Кстати, если Вам в тарелку плюхнется жаба, как Ваше поведение будет научно конролироваться?
        Кстати, гогда и кем это "научно доказано"?
        Можно узнать источник информации?

        • Майя Конькова Майя Конькова Профессионал 7 июля 2014 в 14:08 отредактирован 7 июля 2014 в 14:39 Сообщить модератору

          Аркадий Голод, вопрос "как ваше поведение будет научно контролироваться?" не поняла. Уточните, пожалуйста, Вы хотите знать, как ученые проводят эксперименты, изучая поведение людей? Или Вы про мой лично самоконтроль? Или про жабу в тарелке? Если про жабу - подобный эксперимент, только со змеей, описан у Дарвина. Если про изучение поведения и эмоций - это у Экмана. Если Вам интересна моя реакция на жабу, то считайте, что я Вам ответила.

          Оценка статьи: 5

  • Правильно, спокойствие и еще раз спокойствие. А еще, можно обескуражить хама доброжелательностью. Он НЕ знает, как реагировать на улыбку и добро. У хама в запасе тысяча гадостей, на любой ваш резкий выпад. Зато на комплимент ничего нет. Какое наслаждение наблюдать эту застывшую ухмылку. В следующий раз он не нахамит - побоится опозориться.

  • И в статье и в большинстве комментариев предлагается просто нахамить в ответ. Но ведь это не выход

  • Михаил Никонов Читатель 1 июля 2014 в 22:38 отредактирован 26 мая 2018 в 19:45 Сообщить модератору

    Лучше не обращать на него никакого внимания и постараться оставаться спокойным. Чаще всего хамы - это энергетические вампиры, которые стараются вывести вас из равновесия, чтобы затем подпитаться вашей энергией.

  • -"Еще один гудок с твоей платформы и твой зубной состав тронется" На самом деле, хамить в ответ, конечно же, не выход, обычно так происходит, когда человек не ожидал хамства и для него это как удар в поддых, это все лишь эмоциональный выхлоп...Лучше промолчать, если это визуальное хамство, достаточно одного взгляда, но такого, чтобы у него мороз по коже пробежал, главное. показать хаму, что вы его не боитесь и заставить испугаться самому

  • Судя по предисловию и началу первой главы, книга "Энкоды: Как договориться с кем угодно и о чем угодно" должна быть очень занимательной.
    Без проблем скачивается с нескольких он-лайн библиотек.

    Но только "энкоды" для противостояния хамству - инструмент далеко не универсальный. Действенный только для самоуспокоения в тех ситуациях, когда неприменимо правило моей покойной бабушки: "Свинья должна схлопотать в рыло".

    В подаче автора вся эта "энкодика" выглядит скорее как нео-толстовщина с кукишем в кармане.

  • Интересно, хамить принять только в России.Хамство сегодня является одной из самых распространенных форм взаимного общения. Проще говоря, хамят много, часто и многие. Если раньше хамство наблюдалось, так сказать, на индивидуальном, частном уровне, то теперь это самая распространенная модель поведения. Если раньше подобное поведение было вычурным, необычным, вызывающим и вызывало в основном протесты второй стороны, то теперь мы практически привыкли к хамству и зачастую перестали на него отвечать. Почему в других странах не хамят, это не принято. И сколько поколений должно смениться в нашей стране, чтобы хамство исчезло....

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 30 июня 2014 в 10:16 отредактирован 30 июня 2014 в 10:17 Сообщить модератору

    Про ЭНКОДЫ не понял - наверное, мельком читал.

    Хамство бывает очень разное. И хамство ли всегда? И всегда ли по причине страха и неуверенности?
    За хамство могут принять просто уверенный голос с не очень лестными оценками в адрес темы или личности в обсуждении. А начальство и вовсе любой голос - кто-то что-то там пищит - кто посмел?!!!

    Способы борьбы с хамством тоже разные, как автор верно замечает. Можно проигнорировать, и тем самым это будет "наш ответ Чемберлену". Но порой нужно ответить на том же языке, чтобы было понятно.
    И, безусловно, не торопиться рефлексировать и обижаться, а читать хама между строк. Его порой и пожалеть можно, бедняжку-)

  • Не согласна с автором. "Причина хамства – страх и слабость". Сложно, конечно, понять... Но, сомневаюсь, что дело здесь только в страхе. Это люди такие. И прет из них в любых ситуациях. И какими бы "энзимами" не защищался другой, не способный на хамство, человек, чувство гадливости останется. И может, даже больше, чем, если не ответил. Даже, если нахамили не вам. Ситуации бывают разные. Иногда, хама просто необходимо поставить на место. Но, ни в коем случае, не опускаясь до его уровня. Можно взглядом, а можно подчеркнуто вежливо и твердо. Можно, просто, перейти на Вы... Главное, уважать себя. И на работе, и в компании.