• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталия Валенти Профессионал

Каковы ошибки и правила общения русских в США?

Разумеется, этот вопрос слишком общего характера. Действительно, мы ведем себя абсолютно по-разному в зависимости от того, с кем мы общаемся. Однако есть моменты, которые объединяют всевозможные ситуации в общую категорию: во-первых, вы выступаете в роли иностранца, во-вторых, вы ведете общение на чужом вам языке, в-третьих, вы представляете культуру своей страны, а не только себя лично.

Chris Parypa Photography , Shutterstock.com

Умение подать себя есть тонкое искусство. Оно приходит с опытом или тренировкой. Но не стоит слишком бояться ошибок. Иначе вы потеряете естественность своих реакций. Поверьте, от вас, как от иностранца, ожидают чего угодно! Главное, не оскорблять чувств окружающих! А вот прослыть немного забавным как раз нестрашно. Значит, с вами будет весело!

Как правило, наши соотечественники выглядят настолько серьезно, что их побаиваются. Но ведь наша задача — сделать общение легким и комфортным для всех участников. Заметьте, что если вы смогли расслабить и расположить к себе нового человека, значит, вы ведете игру.

Вот и первое правило: не смущаться, а проявить заботу о вашем собеседнике, создать ему максимальный комфорт. Кстати, перенеся центр внимания с самого себя на другого, вы будете держаться намного естественнее. Шутка, особенно на свой счет, всегда удачное начало любой беседы.

Второе правило звучит банально, но оно очень действенно: почаще улыбайтесь! Улыбаясь, вы приглашаете к общению, как бы распахиваете дверь вошедшему человеку! Если человек постоянно хмурится, то скорее всего его оставят в покое, а точнее, в полном одиночестве. Вдруг он скорбит об ушедшей юности или задумывает какую-нибудь интригу… В любом случае, лучше не отвлекать его от тяжелых раздумий. Одним словом, не пугайте окружающих.

Третье правило не менее важно: не будьте занудой! Говорить только о том, что интересно вам, или любой разговор переводить на себя — признак дурного тона. Причем слегка похвалиться своими достижениями — гораздо меньший грех, чем перечислять свои проблемы и жалобы. В первом случае, вы, по крайней мере, приглашаете разделить радость. В США не принято обсуждать вопросы политического или религиозного характера. Люди боятся настроить вас против себя, потому заведомо избегают спорных моментов. Достаточно того, что вы из России, страны, к которой испытывают очень смешанные чувства, граничащие и с восторгом, и ужасом. Но ведь русскому человеку развести жаркую дискуссию — особенное наслаждение. Наши предки были умнее нас, они знали, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Поберегите свою энергию для более удобного случая.

Помню, как меня однажды спросили о политической ситуации в России, и я, прямо за столом, в лицах, поведала гостям все ужасы Беслана. Воцарилась тяжелая атмосфера, ужин остывал, аппетит так и не вернулся. Это было не только неуместно, это было жестоко по отношению к хозяевам. Другой случай оставил неприятное впечатление, когда к моему спутнику обратился представитель бывшей южной республики СССР с просьбой о финансовой поддержке своего государства! Вечеринка еще не началась, а никому не знакомый человек уже клянчит деньги… Разумеется, его усиленно избегали до конца вечера.

Итак, всему свое место. Лучше обойтись общими фразами и показать, что с вами легко, и вы — предсказуемый, адекватный собеседник.

Четвертое правило следует из третьего: tone it down — не слишком резвитесь! Желание заинтриговать, повергнуть в шок, прослыть оригиналом похвально, но опять же, не каждый из нас — прирожденный Черчилль. Кроме того, в США черный юмор не пользуется таким спросом, как в Англии. Американцы настроены благодушно и предпочитают ha-ha funny stuff, поскольку он не требует напряжения. Сарказм ценится в определенных кругах, но он не годится среди людей, которые вас не знают.

Что такое сарказм? Это юмор со знаком минус. Он не разряжает обстановку, а напротив, вы как бы взводите курок. И хорошо, если целитесь не в переносицу вашего несчастного собеседника. Возможно, искушенный или циничный человек оценит вашу оригинальность, но средний американец, доброжелательно к вам настроенный, просто растеряется. Вы прослывете «негативным», ваше присутствие будет только напрягать, что противоречит нашему первому правилу.

Пятое правило затрагивает нечто большее, чем вашу личную репутацию. Вы — представитель 1/6 части суши планеты Земля. Вы — человек Русского мира. У вас русский акцент, русские гены, русский темперамент и т. д. и т. п. Если вы решите, что вам легче подать себя как некоего космополита, человека без всяких корней, привязанностей, рода, то вы потеряете главное — самого себя, свою индивидуальность. Вы — русский человек, и в этом ваша сила, ваша особая стать.

Самоуважение вызывает уважение. Комплексы, навеянные либеральными СМИ, стремление каяться перед всем миром за то, что вы не совершали, есть определенная форма неврастении, которая вполне излечима жизнью за рубежом, ознакомлением с мировой историей и политикой. Те господа, что являются русскими, но презирают Россию, бледно смотрятся на фоне уверенных людей, лишенных внутреннего конфликта. Пятое правило успешного общения за рубежом: держитесь с достоинством.

Шестое правило: осторожно — английский!. У вас могут возникнуть проблемы из-за неудачно выбранного слова. Конечно, вас простят, как простили Джорджа Буша, когда он на весь мир заявил о готовности США идти в крестовый поход! Crusade — слово опасное. Что спасло Буша? Его имидж человека простого, безграмотного, даже глуповатого. И нам, иностранцам, прощают речевые промахи, особенно если мы приятны в общении. Иной раз важнее как сказано, а не что сказано. Однако свободно общаться на языке, которым не владеешь, просто невозможно. Учите английский!

Последний раз, когда задержали мой чемодан с закваской, я пыталась объяснить, что везу бактерии. Ни мой акцент, ни «удачно подобранный» термин не вызвали полного доверия у работников аэропорта. Баночку с загадочными бактериями пришлось выложить. Если бы я употребила выражение yogurt culture, то вполне возможно, что проблемы бы не возникло.

Статья опубликована в выпуске 23.01.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (49):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 23 января 2015 в 00:43 отредактирован 23 января 2015 в 00:44 Сообщить модератору

    Я не испытывал никаких комплексов без знания языка, ввалившись в американский коллектив одного из супер-маркетов. С удовольствием и благодарностью вспоминаю всех, причастных к моему "вхождению в плотные слои атмосферы американского общества".
    Даже несёт перефроазировать известный шлягер:"Там в маркЕте суперном //паренька приметили //руку дружбы подали, повели с собой..."
    Американцы "в массе" приветливы и держат дистанцию.
    Подробнее я красочно расписывал в статьях.
    Статья ненавязчивая и полезная для русских с любым стажем в США.
    У каждого, конечно, "свой талисман", но жалоб на общение в США я не слышал ни от кого.

    Оценка статьи: 5

  • Я думала, здесь практические рекомендации о том, как упростить общение: какие жесты и слова быстрее поймут, какие технические средства помогут наладить диалог и т.п.

    А здесь какие-то советы дикарям о том, как вести себя в приличном обществе. За что уж вы нас так-то?

  • еркин сарсенбаев Читатель 23 января 2015 в 04:51 отредактирован 23 января 2015 в 04:52 Сообщить модератору

    Спасибо за статью. Жду продолженья.

  • Наталия Валенти Наталия Валенти Профессионал 13 января 2015 в 22:15 отредактирован 15 января 2015 в 00:27 Сообщить модератору

    Уважаемая Марта! Спасибо за отзыв. Статья, скорее, написана для русских эмигрантов, людей, уже владеющих языком, но не совсем адаптированных к жизни в Америке. По мере общения с американцами я замечала стандартные ошибки, которые допускают наши соотечественники, причем постоянно. Зачастую из за маленьких нюансов отношения не складывались (манера спорить, переводить все разговоры на политические темы, поднимать "тяжелые и неприятные" темы для обсуждения, к которым рядовые американцы не имеют никакого непосредственного отношения, черный юмор, странные комплексы по причине того, что мы из "рашки" и даже полный отказ от своих корней....Все это неприятно самим американцам.... А практические советы в след. выпуске.

  • Проблема давно сформулирована лаконично и чётко: "Смотрите на жизнь без очков и шор, //глазами жадными цапайте // всё то, что у нашей земли хорошо // и что хорошо на Западе." (ВМ)

    Оценка статьи: 5

  • Жаль, что обсуждение хороших манер свелось к сравнению национальностей. В этом споре все проиграют, но разница культур есть, она заметна. Если мы выбрали США как страну проживания, то ее надо научиться уважать за то хорошее, что есть в ней. Когда же встречаются люди, получившие шикарное бесплатное образование в СССР, способность читать Достоевского и Пушкина в оригинале, но при этом презирающие "рашку", то если честно, хочется забыть о хороших манерах ;) хаха

    • Наталия Валенти,
      Да, конечно, американцы не получили «шикарное бесплатное образование в СССР». Вот спросите своего мужа-американца, что он знает о марксиско-ленинской философии или об истории КПСС, я уверен, что он полный ноль. Ну а насчет якобы «бесплатного» образовании, мы поговорим в следующий раз.
      Blintzes with venison and ‘Koonunga Hill’ are over, so I’m going to bed.

      • Образование узкое, но если есть желание и возможности, то в принципе сам решаешь: сын сознательно брал разносторонние предметы (математика, философия, франц. язык) теперь ежемесячно выплачивает, хотя были стипендии за академические успехи Жаль, что приходится ему начинать свою молодую жизнь с такой гирей.... Вот она суровая правда.

  • Сергей, спасибо за все ваши комментарии. Мои знакомые (девушки русского происхождения) довольно часто жалуются на непонимание, даже отторжение на более близком уровне общения. Но в принципе, я с Вами совершенно согласна: американцы хорошо относятся к иностранцам, без снобизма. Иногда наши люди над ними смеются как правило, после того как неправильно переведут реплику на русский.

  • С йогуртом язык бы вам никак не помог, провоз без спецразрешений любых живых культур, растений и даже мёда запрещён во всех странах.

  • Главное в США не произносить в публичных места слова "бомба" практически в любом контексте. Иначе этот контекст будешь объяснять с большой вероятностью в полицейском участке.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 23 января 2015 в 17:29 отредактирован 23 января 2015 в 17:36 Сообщить модератору

    Да, американцы в своем большинстве добродушные, гостеприимные, как дети - непринужденные и восторженные. Но и в своем большинстве, они, простите за задорновщину, глу-по-ва-тые.

    Даже те, что graduated from college, верят, что земля плоская, а булки растут на деревьях (утрирую, но мировоззрение у них, даже если английский не твой, а его родной, как у тех же детей: добродушное, непринужденное, и для возраста 7-10 лет).

    Со временем, если ты не такой же, как они, восторженный дегенерат, тебя этот примитивизм начинает угнетать: даже язык - American - примитивный (исковеркали они язык Шекспира до неузнаваемости).
    Верно кто-то из известных сказал: "Роль США - опошлить весь мир". Пошлость, называемая "добродушная простота", везде. В виде пончиков, кантри и вездесущего американского оптимизма, который заменяет янки любую философию - глубокая серьезность - для американца грех.

    • Игорь Ткачев, я часто слышу от американских друзей: "Этот фильм мы смотреть не будем, надо что-то такое, чтобы не думать" Если фильм заставляет задуматься, это фильм вредный ;) К сожалению, у многих американцев не только тела заплывают жиром. Молодое поколение россиян имеет тенденцию скатиться до такого же уровня!

    • Игорь Ткачев,
      Вот про американскую тупость Вы верно подметили: «Американцы не заготовляют на зиму соль, сахар и крупы, потому что они тупыыые». К сожаленнию, Вы забыли об основном качестве американцев и всех остальных нерусских народов – их бездуховность:»Основным занятием москалей была кpитика дpyгих наpодов, y котоpых всё ладилось за счёт их бездyховности и тупости».

      • Владимир Радченко, в технической сноровке, в строительстве им не откажешь. Посадить на комету аппарат? - но проб!

        Но в кино, на эстраде, особенно на ТВ в рекламе эта "бездуховная тупость" цветёт-переливается всеми цветами радуги.

        В этом разрезе ИТ хорошо срезал:"Роль(цель) США - опошлить весь мир". С таким багажом, с такой "базой данных" культуры нечего и мечтать о мировой политической гегемонии, о чем недавно размечтался и главный менеджер страны.

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев,
          Пожалуйса, выучите сначала английский язык, а потом рассуждайте какую глупость говорят американцы по-английски на американском ТВ. Мой английский далёк от совершенства, да и смотрю я в основном Foxnews, тем не менее постеснялся бы говорить за всё Американское ТВ.

          • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 24 января 2015 в 06:14 отредактирован 24 января 2015 в 06:16 Сообщить модератору

            Владимир Радченко, Ха ! Одного видеоряда с понятными б/м титрами в достатке, чтоб "медленно делать выводы" о низком уровне американского ТВ во всех номинациях. Против хорошего советского ТВ американское не тянет даже на плотника против стОляра.
            У них всё на эпатаже, нагнетают пущий серьёз на пущие пустяки.

            Foxnews я смотрю регулярно; этот их ведушщий Relly-factor не даёт никому говорить, всех перебивает и заглушает, все уже готовы к его напору и "с пониманием" относятся к неудобному собеседнику.
            Конечно, Вы вправе повыхваляться знанием языка. Не всем же он даётся так, как Вам.Остаётся утешиться, что детки в нём преуспели, особенно сын.

            Оценка статьи: 5

            • Сергей Дмитриев, у меня нет проблем с английским, у меня проблема с амер. культурой. Я с вами солидарна. Голливуд опошляет даже любовь. Насколько прекрасны амер. фильмы 30 - 50 x! Они учили думать, хранить семью, учили добру, уважению к личности (to kill a mockingbird, к примеру) Искрометный юмор (all about Eve), а сейчас? Мне обьясняют, что народ тупой и не пойдет на кино высокого качества (говорят это сами американцы). Я считаю, что Голливуд свой народ не дооценивает, да и вообще искусство должно народ облагораживать, РАЗВИВАТЬ, а не опускать и развращать. ТВ мы давно не смотрим, что Fox, что CNN вызывают отторжение и своей манерой и подачей материала. А сколько пропаганды, причем, самого грубого помола.

              • Рамбалак Рамбалак Читатель 24 января 2015 в 10:53 отредактирован 24 января 2015 в 10:56 Сообщить модератору

                Наталия Валенти, вы видели все фильмы 30-50х? Вау, даже порнушные, трэшевые и просто мерзкие? Или вы судите по какому-то набору избранных фильмов? А ничего, что с того времени стали снимать в сотни и тысячи раз больше фильмов, просто потому что это сейчас много дешевле? Это не говоря уже о том, что доставка фильма зрителю сейчас мгновенна и бесплатна, никакой дядя не будет сидеть и думать чтобы такого интересного везти в Россию и чтобы не зря таскать.

              • Наталия Валенти, эпатаж, однообразие, повторы особенно меня достают на HISTORY. Там коммерческие мотивы заслоняют историю. И вот рядятся о цене предмета истории за прилавком, как на базаре.

                Я предлагал CNN организовать раз в неделю или месяц "Обратную связь" с тв-зрителями, где почитать наиболее содержательные отзывы о передачах CNN. Так где там? Они упиваются своей неотразимостью.

                Оценка статьи: 5

    • Рамбалак Рамбалак Читатель 23 января 2015 в 17:41 отредактирован 23 января 2015 в 17:42 Сообщить модератору

      Игорь Ткачев, вы только что описали практически повальное большинство россиян, но тогда помимо этого надо бы добавить расовую и религиозную нетерпимость, неуровновешенность и агрессию.

      • Рамбалак Рамбалак, серьезно, не совсем. Уж поверьте мне - я в этом спец - лицо незаинтересованное-)

        Россияне, в своем большинстве, агрессивны, хамоваты, нетерпимы, скорее. Американцы же, напротив: добродушны, терпимы, неагрессивны. Здесь не спутать-)

        Но россияне и не совсем дураки - у них со знанием родного языка, литературы, истории, географии и т.д., более-менее. У янки же - как у того Дж. Буша мл. - что Ирак - что Иран, что Гегель - что Гоголь. И в родном языке ни немец вам, ни русский, таких идиотских ошибок делать не будет - совсем они неуважительно относятся к своему же языку.

        • Рамбалак Рамбалак Читатель 23 января 2015 в 17:59 отредактирован 23 января 2015 в 18:11 Сообщить модератору

          Игорь Ткачев, вы точно видели россиян в последнее время? Наверное 90%, не меньше, книги не читает, не может отличить Японию от Китая, с трудом использует правило жи/ши. Причём это не только молодые, но и пожилые. Надо ли говорить, что пожилые, и не очень, русские повально не в состоянии воспользоваться простейшей инструкцией по пользованию приборами на русском языке? Вы похоже воспринимаете это всё само собой разумеющимся.

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 23 января 2015 в 18:08 отредактирован 23 января 2015 в 18:09 Сообщить модератору

            Рамбалак Рамбалак, Вы явно преувеличиваете-) (Хотя, можно и таких найти - при желании-)

            Но в своем большинстве, все выглядит несколько иначе. Хотя, вот у Вас, уважаемый Рамбалак Рамбалак, русскоязычного, судя по всему, человека, в Вашем недолгом комментарии, я насчитал 4 ошибки - готов поверить, что неграмотных стало больше-). (Да не обидьтесь Вы на меня - не хочу Вас оскорбить-)

            Мне кажется, Вы явно предвзяты.

            • Игорь Ткачев, не претендую на грамотея, но почему это предвзят я, когда пишу, что среди русских так же полно глуповатых и откровенно тупых людей? Но что лучше, дурак агрессивный и упрямый, или дурак наивный и добродушный? В какой стране обладание интеллектом и работа с ним связанная, это оскорбление? Явное не в США. В какой стране честная работа, это повод быть оскорбленным, а воровство восхваляется? Явно не в США. В какой стране каждый гражданин знает, что любой иностранец тупой по умолчанию? Явно не в США.

    • Игорь Ткачев, самое смешное в Задорнове, то, что его шутки не о иностранцах, а о русских.

      • Рамбалак Рамбалак, Задорнов смеется над всеми и со всеми . В этом его обаяние. Соглашусь с Задорновым в том, что русские креативнее, хотя он не выносит это слово: более любопытны и мыслят нестандартно. Я закончила вуз в РФ и в США (социология). Требования к степени магистра смехотворны. В РФ приходилось ночами не спать, многие преподаватели стали кумирами, в США все было иначе. Преподаватели заискивали перед студентами, боялись потребовать серьезной работы, а когда я за 10 дней написала курсовую, меня просто выставили, и мурыжили еще 3 семестра (!!!). Причем, ничего в конечном варианте диссертации не было изменено.

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 23 января 2015 в 18:29 отредактирован 23 января 2015 в 18:31 Сообщить модератору

      Игорь Ткачев, последний Ваш "проезд" в реале стирается, "но всё же, всё же, всё же" ...имеет место. И эту слабость культивирует ТВ и его реклама, НЕ "уставая из вечера в вечер".
      Для полного матерального и ментального Щастья американцам недостаёт передовой коммунистической идеологии и марксистской эстетики.(Я заглядывал толстую книгу по последней, когда меня прочили возглавить новый отдел технической эстетики в Гипромезе)
      Но к счастью, не судьба...

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев, Вы забываете - я работал и общался с американцами долгие годы (опыт личный, не теоретический).
        И среди них встречал весьма неглупых людей (справедливости ради, замечу, что их ум и опыт имеют несколько иную направленность, в отличие от наших - отсюда часто они кажутся недалекими). Но с своем простом в большинстве, и то, что я вижу по амер ТВ и т.д., меня удручает своей детской наивностью.
        Впрочем, это же относится и к нам. Глупцы, похоже, национальности не имеют, и в том или ином мы все такие.