• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лидия  Алексеева Дебютант

Ребенка обижают в школе? Сочиняйте стихи!

Все мы как бывшие ученики знаем, что в школе учат «крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить». Но школьная идиллия нередко нарушается конфликтами между учащимися. Об этом не принято говорить громко, но и замалчивать эти факты нельзя: с годами межличностные проблемы могут разрастись до катастрофических размеров. Поэтому решать их надо уже в младших классах. Лучше дипломатическим путем.

CristinaMuraca , Shutterstock.com

«Рыжий, рыжий, конопатый!»

Казалось бы, какие проблемы могут быть у малышни? Ну, подумаешь, обзывают рыжим или ушастым! В чем беда-то? Да в том-то и дело, что для ребенка это беда. Жил он себе, жил и не знал, что цвет волос или форма ушей могут стать причиной насмешек. Для нежной детской психики осознание своей ущербности (пусть и надуманной) может оказаться пагубным. Ребенка надо учить адекватно реагировать на прозвище.

Рыжим в этом плане проще всех. О них и песни утешительные сочинили, и мультик создали. Посмотрите с ребенком мультфильм «Веселая карусель», где звучит песенка «Рыжий, рыжий, конопатый». Пусть малыш поймет, что он не исключение из правил, а всего лишь один из многих. Или научите его отвечать на прозвище словами популярной некогда песни: «Не рыжий я, а золотой!» Чаще награждайте его ласковыми эпитетами: «золотце», «солнышко», «рыжик»… Тогда негативный оттенок школьного прозвища сильно поблекнет.

Если ребенка дразнят за оттопыренные уши, измените его прическу так, чтобы эта особенность не слишком бросалась в глаза. А еще напомните, как лопоухий герой Маколея Калкина в семейном фильме «Один дома» ловко расправился с грабителями, а сам Калкин приобрел всемирную славу.

И главное — внушите обиженному чаду, что смеяться над физическими особенностями человека недостойно. Это занятие для людей недалеких и невоспитанных, а их мнение не стоит принимать во внимание.

Толстый и тонкий

Объектом насмешек часто становится полные дети. Чего только не слышат бедные «пампушки» в свой адрес! «Пончик», «колобок», «Винни Пух» — далеко не самые обидные клички. Устраните причину насмешек — лишний вес, тем более что избавляться от него нужно в любом случае.

Обследуйте ребенка. Если он болен — лечите. Если здоров, но все же страдает избыточной массой тела, скорректируйте его рацион. Да и в спортивных школах, клубах и секциях сегодня нехватки не наблюдается.

Правда, снижение веса — процесс долгий. А что делать прямо сейчас?

Можно посоветовать ребенку дать обидчику… нет, не в нос, а симметричный ответ. И на обращение «Эй, толстый!» приветливо откликаться: «Слушаю тебя, тонкий!» Такой «классический» подход к ситуации позволит малышу продержаться до того момента, когда он сможет похвастаться стройной фигурой, а кличка потеряет свою актуальность. Здесь важно проявить чувство меры. Ответное прозвище должно лишь констатировать очевидный факт (обидчик имеет худощавое телосложение), но не обижать.

Блиновы, Горшковы, Комаровы

Отдельная песня — клички как производные от фамилий. Что делать детям с фамилиями Блинов, Горшков или Комаров? Возможны несколько вариантов действий:

1. Объясните ребенку, что своей фамилией, какой бы она ни была, нужно гордиться. Потому что это фамилия самых дорогих для него людей: родителей, бабушки, дедушки. И не беда, что папу в школе тоже называли «комаром», как и дедушку. Это не помешало им стать уважаемыми и успешными людьми.

2. Расскажите малышу, что фамилия «Блинов» принадлежит легендарному хоккеисту, «Комаров» — не менее знаменитому космонавту, а известных Горшковых и вовсе не счесть, как, впрочем, и Козловых. «Погуляйте» вместе с ребенком по Интернету! Вы удивитесь, сколько достойных людей является вашими однофамильцами. А ведь и их наверняка дразнили в школе из-за фамилии.

3. Предложите ребенку воспринимать прозвище как никнейм в онлайн-игре. А ник может быть каким угодно, и глупо на него обижаться.

4. Если малыш продолжает болезненно воспринимать свою кличку, посоветуйте ему вовсе ее игнорировать и откликаться только на собственное имя.

Принцип талиона

И все же прозвища — это полбеды. А если ребенка унижают и даже поколачивают? Здесь без вариантов — привлекайте к решению проблемы учителя и родителей обидчиков. Практика показывает, что щадящие методы в данном случае малоэффективны.

Хотите пример из жизни? Однажды мама школьника, которого обижали одноклассники — братья-близнецы — обратилась за помощью к психологу и получила неожиданный совет: «Сочиняйте стихи!» Ну, не то чтобы стихи, а кричалки, шумелки, вопилки… Эти «малые поэтические формы» должны быть меткими, как эпиграммы, но без сатирической составляющей, то есть опять-таки необидными. И вот когда в очередной раз задиры предприняли атаку, малыш выпалил кричалку, сочиненную мамой: «Влад с Данилой — забияки! Они очень любят драки!» Класс засмеялся, братья опешили и на время притихли. Но как только пришли в себя, возобновили военные действия.

Слышу возмущенные возгласы отцов семейств: «Да какие стихи! Сдачи давать надо!» А вот с этим советом будьте осторожнее. В данном случае принцип талиона (равного возмещения причиненного вреда) чреват опасными последствиями. Ветхозаветный догмат «око за око, зуб за зуб» может воплотиться в жизнь буквально. И тогда отвечать придется уже вам. Кроме того, закон «Об образовании в РФ» обязывает обучающихся «уважать честь и достоинство других обучающихся». А законы надо соблюдать. Так что гасите конфликт совместными усилиями семьи и школы. В приведенном выше примере ситуация именно так и разрешилась.

На выпускном утреннике в одном детском саду психолог напутствовала родителей следующими словами: «Любите и защищайте своих детей! Хотя бы до тех пор, пока они не научатся защищать себя сами». Как? Путем воспитания высокой самооценки, завоевания авторитета и умения договариваться с обидчиками.

Статья опубликована в выпуске 12.03.2015

Комментарии (33):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Александра Неженцева Читатель 12 марта 2015 в 18:07 отредактирован 12 марта 2015 в 18:13 Сообщить модератору

    Смешно и по-детски написано. Дразнилки-это ерунда. Всегда взрослый и без советов может чаду объяснить так, чтобы того не задевали "рыжики". Лишний вес-ещё не хватало ребёнка лечить непонятно от чего. Ребёнок, бывает, и питается правильно- без всякой гадости, но конституция, строение не позволяют выглядеть тонким. Сколько случаев, когда в детстве дети полненькие, а в подростковый возраст вытягиваются, и всё нормализуется. А тонкие-наоборот, обрастают лишним. Сейчас модно детей сажать на диеты и гормоны. И кто из них вырастет? Чтобы понять истинную причину лишнего веса, знаете, сколько надо угробить денег на исследования? А, учитывая некомпетентность современных врачей и точность современных лабораторий, ребёнка можно долечить до инвалидности.
    А уж про травлю.... Стишки... Как только в школе перестали воспитывать коллектив, то дети уже убивают друг друга, потому что далеко не все учителя хотят вмешиваться и устранять проблемы в самом начале, когда требуется лёгкая коррекция.Особенно, когда виновники дети влиятельных или исправно поддерживающих финансовое положение школы, родителей... Про иерархию правильно сказали: есть "королёк", есть "стадо рабов". Если ты не претендуешь на королька, но стадом быть не хочешь, тебя будут уничтожать, потому что отказался подчиняться. И если детям именно в школе не разбирать их же поступки, то всё закончится травмами и поножовщиной.И к тому же действительно, многие мамы, работая с утра до вечера, даже не догадываются, чем живут их чада.А чада тем временем травят свою жертву. И в данном случае ни "стихи", ни "дать в нос" не помогут. В коридоре подойдут со спины и изувечат, а потом не докажешь, потому что "никто не видел", "никто не в курсе", друг друга покрывают.В школах сейчас страшно, что делается, как послушаешь рассказы знакомых ребят...
    Но если попался по-настоящему хороший учитель в началке, да и потом классный руководитель действительно классный-у него дети чудесным образом преображаются и начинают уважать друг друга.Вот от него-то -от Учителя, зависит много.Он-главный авторитет в глазах детей.

    • Александра Неженцева, я пишу о младших классах. Про поножовщину в младшем звене я еще не слышала. Но я и говорю, что в будущем межличностные проблемы могут принять катастрофические формы, поэтому решать их надо уже в младших классах.
      Надеяться на то, что ребенок подрастет и похудеет было бы неправильно. В пубертатном периоде полнота может принять необратимый характер. Да и не все врачи у нас некомпетентные! Сколько надо "угробить" денег на исследование и лечение - знаю, сталкивалась.
      С последним абзацем комментария полностью согласна. Но Закон об образовании приоритет в воспитании детей отдает родителям, а школе отводится лишь роль помощника семьи в этом процессе. Не здесь ли зарыт корень всех проблем?

      • Александра Неженцева Читатель 12 марта 2015 в 20:32 отредактирован 12 марта 2015 в 20:33 Сообщить модератору

        Лидия Алексеева, нет, не только здесь. Я подробно написала.При каком учителе что происходит. Насчёт ножей-это пятые классы, а вот намеренно столкнуть с лестницы или ещё где, когда ребёнок на несколько месяцев попадает в больницу-это уже случалось. Дети очень подвержены коллективному влиянию. Родители обязаны воспитывать своих детей и активно участвовать в их жизни, вкладывая нормы поведения в их головы, но в школу они не вхожи. И то, что там творится, знает учитель. И от него зависит, учит ли он ребят в своем коллективе нормам отношения друг к другу или позволяет ситуации зайти очень далеко, игнорируя просьбы родителей, делая вид, что всё под контролем и надо "немного потерпеть". Вот я удивлена, что творится в начальной школе.Как будто у них уже вся жизнь прожита-искушённые во всех интригах и пакостях, причём сознательно. Уже с первого класса продают коллег, их секреты и доверие за деньги... Школа делает вид, что ничего не происходит.
        По поводу похудения-не могут все быть одинаково худыми. Посмотрите на старые фотографии. 40-50-е годы-недоедали, но мальчишки бегали крепкие , коренастые, ширококостные, широкоплечие, а сейчас много странноватых, как из художественной гимнастики. Те мальчишки сейчас казались бы на этом фоне полными, хотя просто у них параметры широкие при отсутствии жира. Откуда ему взяться, если ребёнок питается правильно? А я знаю много тонких детей, которые гордятся своей конституцией-худенькие, но при этом пьют газировку и лопают чипсы с колбасой тоннами. Здесь много факторов. Ребёнку нужно всё объяснять.
        И культурные дети не будут дразнить никого толстыми-сбрасывание веса ребёнка-это отдельная тема-слишком много причин.

  • Cадик-школа-оффисный коллектив -к сожалению, нередко являляются школой выживания.
    У нас в отделении неврозов немало деток лечатся с проблемами, истоки которых в школьной обстановке.
    В привелегированных школах есть камеры слежения, а учителя контролируют психологическую атмосферу в коллективе класса. Но и там проблемы есть... Особая тема - травля в социальных сетях, где много времени "просиживают" дети.

    Оценка статьи: 5

    • Василий Россихин, боюсь, что в привилегированных школах дела обстоят немногим лучше, чем в обычных. История с близнецами произошла как раз в такой школе. Учительница просто не хотела портить отношения с влиятельными родителями братьев и позволила ситуации дойти до критической точки.
      Согласна с Вами, что некоторые школьные проблемы могут довести ребенка до невроза.

  • Никакие слова не помогут и ни стихи, к сожалению, дети стали такие жестокие, иногда просто диву дивишься. Конечно и в наше время обзывались, дразнили и подлянки делали, но всё это как-то не причиняло жизни никакого вреда, кроме морального неудовлетворения. Сейчас страшно, очень страшно за своих чад. Воспитывайте просто характер у своего ребенка, если это девочка, чтобы отпор могла дать, а мальчику не помешают кулаки, ведь впереди еще и армия, где тоже они могут пригодится. Вспоминаю свою младшую в первом классе. Идет она по коридору, а за ней мальчишки бегут и кричат "Ирка пирка..." Моя не долго думая берет мешок со сменкой размахивает им и за ними - мальчишки в рассыпную...вот так ее стали уважать все мальчишки в течении всего обучения. Да, я ее этому не учила, просто характер такой

    • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 13 марта 2015 в 11:53 отредактирован 13 марта 2015 в 11:54 Сообщить модератору

      Лидия Богданова, сколько помню себя (более 65 лет), столько помню рыдания о том, что "Сейчас страшно, очень страшно за своих чад." Бедные дети, в которых мамы видят только "своих чад", особенно если оно единственное. Ведь само по себе, такое природное явление, как жизнь - это постоянная борьба за выживание, в которой, согласно биологии, один комплекс органических соединений поедает другой комплекс органических соединенй. . А что уж говорить о постоянной борьбе за "место под солнцем"?

      Оценка статьи: 5

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 12 марта 2015 в 14:43 отредактирован 12 марта 2015 в 14:46 Сообщить модератору

    Школа выживание - это хорошо, но плохо, что пребывание в ней приводят к нервозам.
    К сожалению, даже супердипломированные психологи не понимают (или не хотят понимать), что истинная причина нервозов не в "садико-школьно-оффисных коллективах", а в отношение к ребенку родителей в дошкольном детстве.

    Особенно это касается первых 3 лет жизни. Помещение дитяти в привилегированные условия (дипломированная приходящая нянька, развивающие частные ясли, с "контролем психологической атмосферы" и т.п.) на время пока мама кует своё общественно-экономическое счастье, блистая на службе, и формирует основу нервозов у ребенка, которые и проявляются в школьной обстановке.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Озеров, да, маму не заменит никакая няня, будь она хоть трижды дипломированной. Но и обстановку в учебно-воспитательных учреждениях я бы не стала сбрасывать со счетов.

      • Лидия Алексеева, почему же? Маму может заменить няня, которая будет с ребенком круглосуточно и круглогодично, как Арина Родионовна у А.С. Пушкина. Есть и другие примеры.

        Но обычно, когда я это подчеркиваю, делая акцент на слова - "приходящая нянька", то слышу возмущенный возглас от современнопродвинутых мам: "Где ж взять такую? И сколько ж ей надо платить?"

        Оценка статьи: 5

        • Вячеслав Озеров, Пушкина достаточно, других примеров не надо. Только "где ж на всех набрать" таких нянь, как Арина Родионовна? Может, потому и пушкины перевелись?

          • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 12 марта 2015 в 20:00 отредактирован 12 марта 2015 в 20:01 Сообщить модератору

            Лидия Алексеева, как где брать? Женщинам надо просто помнить, что они прежде всего МАМЫ, а уж потом "блистательницы" на работе, и самим заниаться детьми. Хотябы в первые 3 года. Не так ли?

            Оценка статьи: 5

            • Вячеслав Озеров, ну, кто бы спорил с этим утверждением? Но! В одном из последних выпусков АИФ глава Московского камерного хора Владимир Минин приводит в пример семью Ульянова-Ленина, где один отец, "всего-навсего" инспектор средних учебных заведений Симбирской губернии, содержал многочисленную семью и прислугу. У нас много отцов с такой зарплатой? Кроме того, есть семьи, где мама одна воспитывает ребенка или папа не выполняет свой долг главы семьи. Да кто-то из юмористов хорошо высказался на эту тему: "Если бы наши мамы работали немного меньше, а папы получали бы немного больше...".

              • Лидия Алексеева, сегодня, в отличие от светлого прошлого, никто не ограничивает мужчин в размере заработка - было бы желание, и никто не мешает женщинам рожать детей в браке – было бы желание.

                Если после войны рождение ребенка в неполной семье были вызваны объективными обстоятельствами, то сегодня - субъективными. А рождение ребенка – прерогатива женщины.

                Вот и все Ваши «но».

                Оценка статьи: 5

  • Лидия Алексеева, не плохо, но все же, иногда бывает, что надо "дать в нос". А вот здесь, ребенок должен знать: спонтанные и истеричные драки почти всегда приводят к проигрышу, что влечет ещё большие обиды. К драке надо готовиться, как физически, так и морально. Мамам обычно этого не понять - это епархия отцов. Кроме того, пока готовишься..., глядишь, и причина драки исчерпает себя.

    Оценка статьи: 5

  • В школе, где учится моя внучка, в 5-ых классах (около 130 детей) провели анонимное анкетирование по возможным проблемам.
    Около сотни учеников (согласно данным, представленным родителям на родительском собрании) написали - "...школу ненавижу".
    А так вроде у 5-тиклашек никаких проблем и ЧП нет (возможно, пока нет?)

    Оценка статьи: 5

    • Василий Россихин, везде по-разному. Мой внук идет в школу с радостью, а, возвращаясь, поет песни и взахлеб рассказывает, как здорово у них в школе. У него и прозвище есть - "Винни". Но в классе настолько доброжелательная обстановка, что он воспринимает его снисходительно и добродушно. Хотелось бы, чтобы такая обстановка была во всех образовательных учреждениях.

  • В статье 2 существенные ошибки:
    1) Со спортивными секциями сейчас как раз не очень хорошо. К тому же они недёшево стоят;
    2) Если растёт парень, то ему нужны не стишки, а хорошо поставленные удары. Хулиганы понимают только язык силы.

    • Мартин Абалкин, у нас в Рязани не только грибы с глазами. Список БЕСПЛАТНЫХ спортивных школ и секций занял в местной газете целую полосу формата А4. Допускаю, что не всем такое счастье привалило. Но возможность для занятий спортом и просто физкультурой всегда можно найти, было бы желание.
      По поводу второй ошибки... Парень и в трудовом коллективе будет строить отношения с коллегами путем кулачных боев? Все-таки главная мысль статьи заключена в последней ее фразе.
      Впрочем, за высказанное мнение спасибо.

  • Лидия, хорошо бы обойтись стишатами, но не все так просто... Надо гуглить тэг "школьная иерархия", а потом уже давать ребенку советы...

    Оценка статьи: 4

  • Коллеги! Всем очень признательна за внимание к моей статье и хорошие оценки. Надеюсь, мои советы кому-нибудь помогут сделать жизнь детей в школьном коллективе более комфортной.

  • Умная статья... Добрая и взрослая. И очень женская ( а как иначе? ) Только непонятная для меня статья. Типа взгляд со стороны. И всё.

    Меня миновала такая участь - и меня в детстве не дразнили, и моих дочерей (2 шт. ) тоже не дразнили и не задирали.

    Оценка статьи: 5