• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Екатерина Оксанен Мастер

Что такое клиповое мышление?

Информационная перегрузка — это не просто разовое состояние отдельного человека. Это особенность современной культуры. И человек не отстаёт от прогресса: мы тоже меняемся, пытаясь подстроиться под информационные атаки. Как наше мышление приспосабливается к условиям постоянных перегрузок? Ответ прост: оно становится другим.

pixabay.com

Вы заметили, как сильно изменилось массовое кино за последние 15−20 лет? Не только по части содержания, но и касательно технической стороны вопроса. Посмотрите на подачу: картинки на экране сменяют друг друга с сумасшедшей скоростью, сюжет развивается стремительно, но не всегда он кажется связным и логичным. Конечно, не каждый фильм стопроцентно попадает под эти характеристики, но тенденция очевидна: в большинстве случаев выходишь из кино — и не помнишь, что смотрел, зачем смотрел и как это отличалось от всего предыдущего.

Изменились не только фильмы, но и зрители. Современная молодёжь с трудом смотрит «классическое» кино, эти картины кажутся невыносимо нудными, долгими и затянутыми. А если фильм чёрно-белый, то совсем трудно становится его воспринять. Да и обсуждают в основном не подтекст, игру актёров или сюжет. Сейчас внимание зрителя сосредоточено скорее на спецэффектах и отдельных эпизодах.

На примере кино легко заметить, что современный человек иначе видит мир. Нам нужно быстрее, ярче, короче. А всё почему? Потому что нужно приспосабливаться под ускорившийся мир, обстреливающий нас информацией. Вот наше сознание и преобразилось, да так, что отдельное название получило: клиповое мышление.

Это такой способ восприятия мира, при котором поступающая информация воспринимается как мозаика, набор слабо связанных между собой данных. Клиповое мышление позволяет быстро сориентироваться в большом потоке информации и моментально улавливать главное, но поверхностно.

Хорошо это или плохо — вопрос сложный. С одной стороны, клиповое мышление защищает нас от информационной перегрузки. Собственно, для того оно и появилось. Ресурсы организма не бесконечны, и мы бы лопнули или сошли с ума, если бы полноценно обрабатывали всё подряд. Клиповое мышление позволяет быстро справиться с большими объёмами данных. Так мы спасаемся от количества информации. Но теряем в качестве. И вот почему.

Человеку с клиповым восприятием всё время нужно впитывать новое. Правда, обработать и запомнить это «новое» он не успевает: не хватает ресурсов. В итоге получается, что у обладателя клипового сознания глубина знаний очень и очень слабая. При таком способе мышления выхватываются отдельные факты и образы, а цельности и системности нет.

Кроме того, у такого человека снижается критичность мышления. Не хватает времени и дотошности, чтобы как следует разобраться в том, кто и что говорит, а самое главное — оценить всё это своей головой. Просто впитать то, что дают — куда легче, чем обрабатывать и копаться в деталях. Поэтому сознанием «современных» людей очень просто управлять — достаточно лишь быстро менять темы и картинки, тогда человек и не заметит, что что-то тут не так.

Телевидение — отличный тому пример. В передачах практически на любую тему (медицина, отношения, юриспруденция и т. д.) в качестве «экспертов» часто приглашают звёзд эстрады. А что они знают о теме? Как правило, ничего. Качество их знаний такое же обывательское, житейское, как и у простых зрителей. Но человеку с клиповым сознанием эта мысль редко приходит в голову, ведь он занят попытками понять, кто кого перебивает и оценкой «прав- не прав».

Ещё одна особенность клипового мышления в том, что информационная перегрузка в основном касается зрительного и интеллектуального. То есть вокруг нас много картинок, фактов, экранов и видеоинформации. Нам надо, чтобы мелькало. А ещё надо, чтобы коротко и ясно. Но в этом нет не только глубокого анализа, но и чувств. Чего-то живого и настоящего.

То, как изменилось наше отношение к себе и другим, очень явно показывают тенденции в развитии Интернета. Раньше мы вели дневники (роскошь, между прочим — уделять себе время, давать себе внутреннее разрешение быть). Сейчас — Твиттер. Раньше писали длинные и содержательные комментарии, сейчас — просто ставят лайки. Когда-то фотографии «рассказывали» о жизни, путешествиях и событиях. Но их заменили селфи. А статьи? Сейчас важна не суть, не новизна или глубина, а чтобы текста было поменьше, а картинок побольше (как в букваре:). Можно сказать, что девиз клипового мышления в этом смысле такой: «От содержания — к форме!»

В отношениях тенденция тоже повторяется. Всё труднее нам разглядеть внутреннюю красоту и изменчивость другого. Всё невыносимее становится работать над отношениями долго и методично, два шага вперёд — один назад. Проще сменить картинку. Да что уж там, мы и разговаривать-то разучились. Зайдите в кафе, посмотрите: как долго люди беседуют, сконцентрировавшись друг на друге? Если вы не за первым свиданием наблюдаете (и то не факт), то вы увидите картину «вечеринка, на которой есть вай-фай». Стимулов от личности одного человека — мало, нужны параллельные потоки информации.

Интересно, что в наше время всё чаще и чаще встречаются симптомы, порождённые «клиповостью» современной реальности. Причём они противоположные. С одной стороны это гиперактивность, хаотичность мышления и неспособность к концентрации. С другой — стремление уйти от мира. Одни чувствуют себя в этой реальности как рыба в воде, успевая всё и сразу, словно подпитываясь разносторонней деятельностью. Они дышат, потому что двигаются. Другие всё сильнее устают от людей, слов и картинок, ищут свою идею/ веру, прирастают к компьютерам, уезжают дауншифтить в Таиланд. Как будто пытаются сбежать от невыносимого давления.

А бывают такие счастливцы, которые тонко чувствуют свои потребности. Они умудряются быть активными, не теряя при этом себя. Они могут быть «в теме», но при этом дают себе право на одиночество и тишину. Чего нам всем и желаю.

Статья опубликована в выпуске 18.03.2016
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Таисия Эверстова Читатель 18 марта 2016 в 05:14 отредактирован 18 марта 2016 в 05:15 Сообщить модератору

    Очень согласна в Вами. Клиповое мышление ни хорошо и ни плохо. Это - требование времени.
    Мне приходится по роду своей деятельности заниматься с молодыми людьми, подростками. Без всяких экспериментов становятся очевидными изменения в способе мышления

  • Это мышление хорошо видно на поколении "Дома-2". Ни чувств, ни мыслей, только примитивное мышление.

    Оценка статьи: 5

    • Еркин Сарсенов, -)
      Отчего же, и эти морские свинки и чувствуют и мыслят. И вовсе не глупы или бесчувственны. Просто неглубоки. И в заданном формате.

      • и вовсе не морские свинки, к чему ярлыки? просто такая работа, типа на на хлеб насущный, ну и чтобы с маслицем. С другой стороны - сия работа есть форма реализации личной значимости. Актёрам "Дом -2" интересно эпатировать обывателей, обыватели и отвечают так, как доктор прописал - пребывают в возмущении от падения нравов.

        А нравы падают и падают, уж сколько сотен лет

        Оценка статьи: 5

        • Муратова Ирина, свинки, свинки. Даже свиньи. На всю Россию хрюкающие-)
          Необходимость делать свою работу (их что, под пистолетом там заставляют повальным грехом заниматься, материться и подличать?-) как-то нивелирует ее грязь?
          Ну вот, боец на скотобойне делает свою работу тоже. Солдат на поле боя. Да, кому то нужны результаты и такой работы. Но по простой констатации, и тот, и другой убийцы - работа это или нет. Только и всего.

          • Игорь Ткачев, а вот и не свиньи, а очень даже симпатичные внешне человеки, слабые человеки, живущие по написанному не ими сценарию, слаб человек и падок на денюжки. И вообще - кто музыку заказывает - тот и платит. Эти актёры и актёрки сами себя транслируют на всю Россию? апартаменты кто им предоставляет? еду? а рейтинги какие!

            Смешно думать, что сии персонажи в Доме-2 живут так как живут и якобы реале. Три раза хи-хи. Но у нас же верят в реалити ток-шоу, прикольненько

            Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья. Совпала с тем о чем я думаю сейчас.

    Клиповое мышление - только часть нашего сознания. Какими приемами переключаться со сверхбыстрого приема информации на ее обработку, желательно, правильную?

    Оценка статьи: 1

  • Прошу прощения у автора. Хотел поставить 5, получилось 1. Могут ли администраторы исправить оценку?

    Подобная история происходит со мной на сайте уже второй раз. Пожалуй, лучше сначала ставить оценку статье, а потом ее комментировать. Тогда нет возможности поставить низкую оценку.

    Оценка статьи: 1

  • Согласен.

    1) восприятие становится поверхностным (особенно видно по молодым, что они успевают много где, но гребут только по поверхности, не успевая и не желая погрузиться глубже).

    2) клиповое - отчасти что и шаблонное, стереотипное. быстростереотипное. Картинка - быстрое сканирование - такая же быстрая рефлексия (реакция). Или отсутствие последнего.

    Я бы сказал, что мы стали шире, но мельче.

  • Понравилась статья, задуматься никак не дают, приходится порой жить по такой команде - Вспышка! упал-сжался-пальцы на оружие! Быстренько реагируй - ВопросОтвет

    Грустно

    Оценка статьи: 5

  • Клиповое мышление? Да, есть такое. Некоторым людям, да и мне иногда трудно воспринимать какие-то длинные видео, но мне всё таки кажется это зависит от подачи. Так же как, например, с учителями/преподавателями.
    Но вот насчет фильмов я не согласен. Сейчас редко можно встретить фильм короче двух часов. В то время как раньше и полтора часа наверно считалось за счастье. Классические фильмы нудные? Не знаю, не так давно посмотрел "Банковский билет в миллион фунтов стерлингов" и сказал бы, что отличный фильм.

    Оценка статьи: 4

  • Господь создал человека,Кольт уравнял его шансы,а Джобс дал им айфон и вышел покурить.А у людей теперь эволюционирует система мышления,меняются способы общения друг с другом и появилось искривление в шейном отделе позвоночника.Интересно,сколько еще пройдет времени,прежде чем клиповое восприятие информации сменит коб-формат,а потом и вовсе придут веселенькие мысли-гифки?)
    Когда в следующий раз будете покупать новенький айфончик,не удивляйтесь если протягивая чек,продавец пристально глядя вам в глаза скажет "Валар Моргулис!"))Вы знаете,что надо ответить.

    Оценка статьи: 5