• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дмитрий Лейкин Мастер

Как парадоксальным образом прекратить любые страдания?

Вы хотите избавиться от страданий? Думаю, все люди хотят избавиться от страданий. Во всех религиях избавление от страданий — это важный вопрос. Любая психотерапия — она про избавление от страданий. Вот только знаете что? В самой постановке задачи «Избавиться от страданий» лежит причина всех ваших страданий.

Фонтан-скульптура в городе Аахен, Германия Фото: pixabay.com

Что я имею в виду? Сейчас объясню. Чтобы не тратить ваше время попусту, сразу напишу способ, которым вы можете избавиться от страданий, а потом объясню, почему он работает.

Вот этот способ:

Чтобы прекратить страдания, надо захотеть страдать.

«Но это же абсурд!» — возможно, скажете вы. Да, это абсурд. Точнее, это абсурд с вашей текущей точки зрения. Но эта точка зрения не обязательно является правильной.

Давайте для начала разберемся, как происходит страдание. Вот как обычно понимают его люди:

1. Что-то произошло.
2. Я начал от этого страдать.
3. Я каким-либо способом пытаюсь перестать страдать.

1. Что-то произошло. 2. Она начала от этого страдать
1. Что-то произошло. 2. Она начала от этого страдать
Фото: pixabay.com

Это кажется верным. Но! Я утверждаю, что на самом деле происходит совершенно другая последовательность событий:

1. Что-то произошло.
2. Я начал испытывать какие-либо чувства, какую-то реакцию на произошедшее.
3. Я начал считать свои чувства и реакции страданием.
4. Раз я считаю их страданием, я начинаю с ними бороться.
5. От того, что я борюсь со своими чувствами, я страдаю (то есть испытываю определенные чувства) еще сильнее, так как борьба вызывает новые чувства.
6. Цикл повторяется, страдания усиливаются.

Вы понимаете? На самом деле, никакого «страдания» не было до пункта номер 3. Были просто события. Были ваши чувства и реакции на эти события. Но как только вы начали считать их страданием — всё, вы начали страдать!

Изначально страдания не было, были лишь чувства и реакции на событие
Изначально страдания не было, были лишь чувства и реакции на событие
Фото: pixabay.com

Ну хорошо, а что я предлагаю? А я предлагаю вот что:

1. Что-то произошло.
2. Я начал испытывать какие-либо чувства, какую-то реакцию на произошедшие.
3. Я начал считать свои чувства и реакции «страданием».
4. Я вспомнил о своем методе и захотел испытывать свои «страдания».
5. Как только я захотел испытывать «страдания», я перестал с ними бороться.
6. Как только я перестал бороться со «страданиями» и начал их испытывать, я обнаружил, что эти «страдания» — всего лишь мои чувства и реакции, и ничего плохого в них нет.

То есть как только вы захотите испытывать страдания — они перестают быть страданиями! Точнее, вы обнаружите, что они никогда и не были страданиями. Они были ими только до тех пор, пока вы с ними боролись. А как только вы перестали с ними бороться и захотели их испытывать — всё, это больше не страдания!

Как только вы захотите испытывать страдания — они перестают быть страданиями
Как только вы захотите испытывать страдания — они перестают быть страданиями
Фото: pixabay.com

И я даже более того скажу. Сказать «захотеть испытывать свои страдания» — даже не совсем верно. Потому что вы с самого начала хотели испытывать эти «страдания». Иначе бы вы их не испытывали, черт возьми! Это же ваши чувства, это ваши эмоциональные реакции. Вы бы не стали их испытывать, если бы у вас не было такой потребности.

Да, это выглядит абсурдно, но на самом деле эта идея не так уж и нова. Многие религии, если не все, рекомендуют полюбить свои страдания, найти в них смысл. И у верующих это работает.

Христианство много внимания уделяет страданиям вовсе не для того, чтоб призывать всех «страдать». Наоборот — оно, по сути, предлагает преодолеть свои «страдания» через любовь к ним. И это правильно. И это — работает!

А один из величайших психологов ХХ века Виктор Франкл изобрел, например, способ работы над собой, названный методом парадоксальной интенции. Он используется для лечения навязчивого поведения — например, когда человек не может прекратить мыть руки. Согласно методу парадоксальной интенции, не нужно бороться со своим желанием мыть руки — наоборот, надо поставить себе задачу мыть руки как можно дольше! И от этого человек очень быстро теряет желание мыть руки до бесконечности.

Все чувства и реакции, которые мы испытываем, нам зачем-то нужны
Все чувства и реакции, которые мы испытываем, нам зачем-то нужны
Фото: pixabay.com

А то, что мы обычно называем «страданием» — и есть та самая навязчивая привычка. Навязчивая привычка бороться с самими собой.

Потому что, повторю еще раз, все чувства и реакции, которые мы испытываем, нам зачем-то нужны. Мы бы не стали их испытывать, если бы не видели в этом никакого смысла. Но если мы начинаем что-то из них считать «страданием» — мы начинаем их отрицать. И тратить всю свою жизнь на бессмысленную борьбу с самими собой.

А если признать, что наши страдания — это что-то хорошее, то никакой борьбы больше не будет. В сущности, захотеть испытывать свои страдания — это и есть то, что называется словами «принять себя». Поэтому — захотите испытывать свои «страдания». Полюбите свои «страдания». Примите решение испытывать свои «страдания» так долго и интенсивно, как только можно.

И тогда вы, наконец, поймете, что страданий не существует. Существуют только ваши чувства и ваши реакции. И вы на самом деле будете счастливы от того, что вы их переживаете.

Статья опубликована в выпуске 3.09.2016
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: