• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Гвозденко Грандмастер

В чем секрет гипнотического письма? Эмоциональные качели

Почему некоторые тексты мы читаем не отрываясь? В чем секрет завораживающей магии такого произведения? Что заставляет нас, позабыв о собственных проблемах, переноситься в мир, выдуманный для нас чародеем-автором? Почему мы часто не можем ответить на вопрос, чем привлекает нас подобное перемещение?

Фото по лицензии Depositphotos

Когда я слышу рассуждения об ауре литературного произведения, то понимаю, что речь идет о неких трудноопределимых приемах, которые при чтении книги создают почти физическое ощущение мира авторской фантазии, а главное, резонирования с ним читателя. Можно, конечно, ссылаться на лексическое богатство, красочность языка, особый ритм текста и т. д. Но я решила искать ответы в другой плоскости.

Много лет назад, читая детективы тогда еще начинающей писательницы Дарьи Донцовой, я не могла понять, какая гипнотическая сила заставляет меня покупать и тратить свое время на прочтение безумных сюжетов, написанных довольно незамысловатым языком? Что привлекает меня, перечитавшую огромное количество книг, в этих байках-сплетнях? Какие особые литературные приемы сделали огромное количество читателей заложниками ее творчества?

В этом желании открыть томик с нелепым названием было что-то болезненное, что-то, что заставляло меня делать это раз за разом. Некий вопрос, на который я не могла найти ответ. Пробовала переключиться на других авторов, пишущих в этом жанре, но их шедевры не могла осилить уже на первой странице. Хотя и язык, и стиль были очень похожи.

Если рассматривать «магию» подобных текстов, то первое, что приходит в голову — продуманный маркетинговый подход к их написанию. Автор четко знает или чувствует свою целевую аудиторию, их психологические проблемы и всевозможные комплексы. Читательница, отождествляя себя с главной героиней, на некоторое время становится свободной от каких-то давно надоевших обязательств, собственных проблем.

Она больше не Марья Ивановна, уставшая от хронического безденежья, от пьющего мужа, от бесконечных кастрюль и тяжелой работы. На некоторое время наша Марья Ивановна превращается в креативную Вилку, сообразительную, независимую и любимую, или Дашу Васильеву, даму приятную во всех отношениях, порхающую между элитным поселком и Парижем, не считающую денег и мужей.

В чем секрет гипнотического письма? Эмоциональные качели
Возможно, в ее книгах есть скрытые механизмы, стимулирующие выброс серотонина?
Фото по лицензии Depositphotos

Думаю, что феномен Дарьи Донцовой мог бы стать достойным объектом для изучения профессиональных психологов. Но вернемся к пресловутому маркетинговому подходу. Итак, писатель хорошо знает свой потребительский сегмент, знает их проблемы и потребности. Этот литературный продукт выполняет свою главную функцию, на какое-то время удовлетворяя потребности клиента в самореализации, статусности и т. д. Но почему книги других, весьма похожих авторов, не столь популярны?

У рекламщиков есть термин — имажитивная реклама, то есть реклама, в которой воздействуют на сферу эмоциональных переживаний потребителя. Вспомните рекламные ролики косметических средств. Обычно этот способ рекламы используют в случаях, когда невозможно или довольно сложно высветить УТП (уникальное торговое предложение) — проще говоря, когда трудно убедить клиента в разумности предстоящей покупки, обратиться к его логике.

Книги Донцовой, на мой взгляд, некий продленный рекламный имажитивный ролик. Мне показались интересными приемы, которые удерживают внимание читателя на протяжении огромного количества страниц. Главный способ — эмоциональные «качели». Читатель, вместе с главной героиней, вынужден выпутываться из довольно сложных ситуаций, бороться за справедливость.

Множество вспомогательных сюжетных линий «работают» на эту же задачу. Написанные языком женских сплетен, они ненавязчиво вводят читательниц в излюбленный диалог о добре и зле, справедливости и возмездии.

В чем секрет гипнотического письма? Эмоциональные качели
Читатель, вместе с главной героиней, вынужден выпутываться из довольно сложных ситуаций, бороться за справедливость
Фото по лицензии Depositphotos

Интересно, что в книгах Донцовой практически нет выписанных отрицательных героев — все они довольно неоднозначны. Подобный прием очень часто используется и в кинематографе. Он позволяет «приковать» внимание зрителя к подобному персонажу на длительное время, заставляя его с интересом наблюдать, как (хорошо или плохо) будет действовать герой в разных ситуациях. Этот прием делает отрицательного героя «живым», достойным сочувствия.

В одном из интервью Дарья Донцова заявила, что ее детективы — это «таблетка от депрессии». Возможно, в ее книгах есть скрытые механизмы, стимулирующие выброс серотонина?

Джо Витале в своей книге «Гипнотические рекламные тексты: Как искушать и убеждать клиентов одними словами» раскрывает секреты «гипнотического письма». Он утверждает, что многие писатели владели искусством написания гипнотических текстов:

«Вспомните, когда вы последний раз были совершенно поглощены чтением письма или книги. Вы утратили чувство времени? Вы не слышали призывов того, кто вас звал? Вы так углубились в чтение, что ничто уже не имело значения? Признайтесь: вы были загипнотизированы».

Продолжение следует

Статья опубликована в выпуске 2.08.2017
Обновлено 14.09.2023

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Да, как Донцову читал раньше я больше никого не читал. С желанием закончить за один день ее книжку.

    Оценка статьи: 5

  • Если честно, с таким же успехом можно читать сайт анекдотов.нет, с которого все эти донцовские байки позаимствованы.

    Прочитала ровно одну ее книгу. Не выкинула потому, что не привыкла выкидывать книги. Было б кому, отдала, только желающих не находится. Где уж там магия письма и прочее заявленное в статье, не поняла.

    Неужели статья написана на полном серьезе?

    Оценка статьи: 2

    • Натали Мар, уважаемая. Я, как автор, не ставила задачи восторгаться творчеством Донцовой. Более того, я вообще не считаю ее книги литературой. Но меня, как человека пишущего, всегда интересовал секрет ее популярности. Смешно не замечать очевидного. Ее первые книги не просто издавались огромными тиражами, но и были читаемы огромным количеством людей. Вы прочли первую часть из трех и ставите свои оценки не вникая в суть статьи, по сути оценивая свое отношение к Донцовой. По поводу воздействия лично на Вас, так не все методы НЛП имеют 100% воздействие. А речь идет именно о приемах НЛП, о способах привлечения читательского внимания.

      Оценка статьи: 5

      • Елена Гвозденко, я знала только одного человека, который действительно читал ее книги, и который, собственно, и снабдил меня той единственной, которую я прочла. Выдавать жвачку для мозгов за гипнотическое письмо - это сильно. Наберите в поисковике "Как Донцова крадет тексты" - это и будет ответ на вопрос о ее популярности. Одну из позаимствованных ею историй я лично читала в первоначальном и гораздо более интересном варианте как раз на сайте анекдотов. Т.е. ее книги - это как сборник анекдотов купить, собственно, за тем, видимо, и покупались. Только, в случае ее произведений, анекдотов несвежих и плохо пересказанных. Искать в них "завораживающую магию" и приемы нлп - это как божий дар с яичницей. Нет, честное слово, меньше всего я, открывая статью про гипнотическое письмо, ожидала прочитать о Донцовой.

        При этом сам феномен отношения к книге как к предмету потребления, вкупе с распространенными в последнее время "книжными вызовами" и пр. достоин исследования - вот там-то упоминания произведений Донцовой будут как нельзя кстати.

        Оценка статьи: 2

      • Женевьева Шаде Читатель 29 октября 2019 в 09:31 отредактирован 29 октября 2019 в 09:42 Сообщить модератору

        Елена Гвозденко, Вряд ли авторы классики задумывались о том, чтобы воздействовать на читателя при помощи НЛП. ))) Они писали то, что шло им свыше. Скажу, как человек, который пишет стихи и немного прозу, кстати есть мои притчи, которую психологи читают на ютубе... , так вот автор пишет то, что идет свыше и ни о каких НЛП он не задумывается, но тем не менее читаем ))

  • Спасибо Вам, Елена.
    Книги Донцовой, каюсь, не читала. Хотя прочла и читаю за свою жизнь много.
    А вот магия письма...
    Да, это есть.
    Много книг прочла я взахлеб, но отчетливо магию письма почувствовала на трех произведениях:
    1. Мария Сюарт Цвейга (сплошной текст практически без диалогов, но как прилипла к ковру на полу, так и не встала с него, пока за 4 часа не прочитала всю книгу)
    2. Белая гвардия Булгакова.Текст завораживающий! С самого начала, где идет повествование о печке и Саардамском плотнике и далее...
    3. Тимур Зульфикаров Цикл повестей о Ходже Насреддине. Читала в детстве, но д сих пор помню странную, словно бы наркотическую магию письма.

    Оценка статьи: 5

  • Женевьева Шаде Читатель 29 октября 2019 в 09:18 отредактирован 29 октября 2019 в 09:43 Сообщить модератору

    Одно время , по признанию моей знакомой, она работала на Дарью Донцову. Не верить ей я не могла, т.к. она показывала мне тексты... Конечно, я не сличала конечный результат книги и то что было на этих компьютерных листах.., тем более как говорила знакомая - на Дарью трудится штат. И этому я верю, потому как невозможно написать такое количество книг одному человеку, клепая их как пирожки... Даже великие писатели не успевали столько написать...Я понимаю разность технологий, но всё же. Да и не читаю , если честно, Донцову.

  • Женевьева Шаде Читатель 29 октября 2019 в 09:23 отредактирован 29 октября 2019 в 09:43 Сообщить модератору

    То что магия идущая от написанных текстов существует - верю! Мне часто раньше говорили, что общаясь со мной ( в письменном виде), подсаживаешься на переписку. Есть много факторов, влияющих на это..., особенно самый сильный фактор, когда автор пишет от себя, как бы пропуская сказанное через себя... , конечно же стиль изложения тоже влияет - будет читаем..,, воспринимаем текст или же с трудностью...