• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Как развить зрительное восприятие? Советы родителям и не только

Литературы (включая статьи в «Школе Жизни») о визуалах, аудиалах, кинестетиках — хоть отбавляй (о тех, кто информируется через ум и интуицию — чуть меньше, но тоже имеется).

Примечательно, что ориентирована она чаще всего на особенности восприятия информации с учетом преимущественного «канала связи» и в конструктивной части содержит рекомендации, как общаться с тем или иным типом.

…Мама-визуал и ребенок-аудиал. Представляете? Без дополнительных усилий получится разговор слепого с глухим. Мама-то еще, допустим, если осведомлена, то постарается для родного дитяти передать свои мысли на понятном ему языке (если не забудет), а чем она будет принимать от него встречные?

Конечно, есть на свете природные счастливчики, которым дано видеть — слышать — чувствовать без ущерба для любой из этих «линий», но их гораздо меньше, чем тех, кто предпочитает какую-то одну. К счастью, можно научиться настраивать свою информационную антенну на разные «волны». Причем — не усилием воли, а играючи.

Поскольку считается, что среди «предпочитателей» больше всего визуалов, начнем, пожалуй, с развития зрительного восприятия — чтобы облегчить взаимопонимание с этой самой массовой популяцией коммуникантов. Занимаясь в группе, в паре или даже в одиночку, можно использовать такие приемы.

1. «Назови!»
Ведущий (в группе) или взрослый — ребенку (или другому партнеру, или же самому себе) предлагает назвать:

 — пять объектов, которые больше/меньше автомобиля (блюдца, холодильника, собственного пальца и т. п.);
 — пять объектов красного (синего, зеленого, желтого, пестрого) цвета;
 — все предметы в комнате, которые имеют в себе окружность (прямоугольник, треугольник и др.).

Дальше — по вашему усмотрению, в любых вариантах. Для детей можно начать и с трех объектов, для взрослых — какие-то позиции увеличить до десяти (или наращивать постепенно). Выбор за вами!

На самом деле это первый этап или разминка, которая хороша и сама по себе (а если тот, кто справился, еще и приз получает, так и вообще замечательно, меньше походит на обучение).

2. «Представь!»
Затем можно перейти к представлению мысленных образов — картинок, например, воображая, как выглядят:

 — пять любимых игрушек (блюд, ягод, овощей, книг, дисков, блузок — маек);
 — пять слов, начинающих на букву «А» (или любую другую);
 — пять разных сортов цветов (деревьев, лекарственных трав, домашних животных);
 — пять бытовых приборов (марок автомобилей, предметов мебели).

В случае групповых или парных занятий можно называть представленные объекты после визуализации. Все, что угодно, может быть ее предметом — все, что можно увидеть.

Китайская притча в тему: Император спросил как-то придворного художника, что труднее всего рисовать, и тот ответил, что кошек и собак, потому их все слишком часто видят. А на следующий вопрос: «Что легче всего рисовать?» сказал, что духов и богов, потому что их никто никогда не видел". Учтите шутку, если начнете практиковаться.

Этот этап может быть подготовкой к следующему.

3. «Мысленная картина»
Взяв в руки предмет (авторучку, карандаш, линейку, открытку), пристально смотрим на него, а затем закрываем глаза (в группе или в паре — по сигналу ведущего). Несколько секунд вещь будет оставаться перед мысленным взором. Когда образ его растает, глаза можно открыть, снова посмотреть и снова рассматривать мысленным взором, т. е. с закрытыми глазами.
Если повторять такое упражнение в удобном для человека ритме, то воспроизводимый в воображении образ предмета будет более устойчивым, а визуальный канал информации станет действовать четче.

4. «Воображаемый предмет»
Примерно то же самое, что в «Мысленной картине», но при этом нет нужды держать что-либо в руках: образ создается в воображении. Он тоже поначалу будет ускальзывать, но постепенно станет более устойчивым. И это уже высший пилотаж, когда вы сможете удерживать его в ярком мысленном воспроизведении, а потом еще передвигать, увеличивать или уменьшать…

Когда нужны подобные упражнения? Ну, например, вы заметили, что ученик не любит, чтобы учитель чертил на доске или показывал таблицы, графики, схемы… А еще когда? Подумайте и решите сами.

Самое главное — чтобы занятия проводились в игровой форме, тогда интерес — главный мотиватор обучения будет вашим надежным помощником и гарантом успехов.

О развитии слухового и кинестетического восприятия тоже поговорим непременно.

До встречи!

Статья опубликована в выпуске 19.10.2007
Обновлено 8.11.2007

Комментарии (44):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: