• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Гвозденко Грандмастер

Как зародить интерес к классической литературе? Часть 2. Авторские методы

Цели и задачи определены, текст родителями прочитан, но я обещала нечто авторское, некий способ, который должен стимулировать интерес к работе над произведением. Переходим к самому интересному.

Фото: silviarita, pixabay.com

Определившись, что должен понять ребенок, надо включить интерактивные методы, которые должны стимулировать интерес.

Перед тем как начать чтение, предложите ребенку… написать рассказ, ну или роман. Современный рассказ с «попаданцем», героем, переместившимся из сегодняшнего дня в прошлое, в московский дом старой барыни.

Перейти к предыдущей части статьи

Пишем вступление… Пусть героем будет обыкновенный мальчишка, ровесник вашего ученика, который найдет портал в прошлое (с помощью магического предмета или таинственного хода, лаза, двери).

Начало написано, а теперь вперед — читаем рассказ Тургенева, обращая внимание на детали. Теперь все эти «армяки», «вершки», «сохи» — ценнейший материал для своего рассказа!

И. Н. Крамской, «Голова старого крестьянина», 1874 г.
И. Н. Крамской, «Голова старого крестьянина», 1874 г.
Фото: artchive.ru

При нахождении в атмосфере творческого замысла обсуждение поступков, характеров литературных героев принимает новый смысл.

  • И вот вы уже замечаете, что Капитон — некогда получил какое-то образование и мнил себя человеком образованным, но со временем спился, стал жалок. Замечаете, какими приемами автор описывает никчемного героя.
  • Замечаете, что кротость Татьяны, ее смирение вызывает некое отторжение у Тургенева.
  • Замечаете, что Гаврила, скорый на лесть, подворовывает у своей хозяйки при каждом удобном случае.
  • Замечаете, как душно в доме барыни, как тягостно жить в атмосфере долгого вечера.

Вам легко это заметить, ведь вы теперь смотрите на произведение глазами писателя!

К. А. Горбунов, «Иван Тургенев в молодости», 1838 г.
К. А. Горбунов, «Иван Тургенев в молодости», 1838 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Но что делать, если считаете, что у вас нет писательского дара? Можно придумать интерактивную игру. В наше время популярен Квиз, опросник, позволяющий проверить эрудицию.

Составляем вопросы для игры:

  • Вопрос. Известно, что рост Герасима — 12 вершков. Но вершок равен 4,4 см (длина основной фаланги указательного пальца). Получается, что рост дворника 52,8 см. А в тексте говорится, что он был великаном. Какой рост был у Герасима?
    Ответ: во время написания рассказа рост человека измерялся сверх 2 аршин (142,2 см). То есть рост 142,2 + 52,8 = 195 см
  • Кто такой шорник и какие еще обязанности он исполнял в московском доме барыни?
  • Какой способ изобрели дворовые барыни, чтобы Герасим разочаровался в Татьяне?
  • Какую новую одежду приобрели Герасиму после переезда в город?
  • Кто такие приживалки?
  • Выбери нужное. Отправляясь на сенокос, крестьянин брал с собой: грабли, борону, соху, косу, цепь, плуг, вилы.

Форму игры можно усложнить, добавив переходы на новые уровни после правильных ответов.

Знакомство с литературными терминами и приемами тоже хорошо провести в игре. Познакомили со сравнениями — подбираем сравнения к реальным персонажам.

Алексей Гришанков (Alegri), «Герасим и Муму (рисунок сделан автором в возрасте 10 лет)», XX век
Алексей Гришанков (Alegri), «Герасим и Муму (рисунок сделан автором в возрасте 10 лет)», XX век
Фото: artchive.ru

Литературные приемы, которые можно обыграть:

1. Олицетворение. Употребление в переносном смысле выражения (слова), которое «одушевляет» неодушевленный предмет.

  • Метель стелила белый полог.
  • Калитка жалобно пела грустную песню.
  • «Оживите» компьютер, стол, дверь, лейку душа.

2. Оксюморон. Стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой, т.к. сочетает в себе слова, противоположные по смыслу.

  • Начало конца.
  • Холодный жар.

Подберите примеры.

3. Иносказание. Выражение, которое скрывает в себе скрытый смысл.

  • Герои басен, Герасим — не просто дворник у барыни, но и образ народа, и т. д.

Найдите иносказания в других литературных произведениях.

Ориентируйтесь на индивидуальность своего ребенка, его способности, увлечения. Если он умеет делать простейшие мультфильмы, предложите создать «Историю Муму», где он покажет сюжет глазами собаки.

Понимая цели, задачи изучения классического произведения, не бойтесь использовать современные, интерактивные способы их решения. В конце концов, главное — интерес ребенка к классической литературе, к высоким образчикам литературного языка, а значит, и сохранение идентичности.

Статья опубликована в выпуске 9.02.2020
Обновлено 14.08.2022

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 9 февраля 2020 в 07:46 отредактирован 9 февраля 2020 в 07:51 Сообщить модератору

    Позвольте спросить, изначально для чего стимулировать интерес к классической литературе?
    Разве это не один из популярных и не совсем безупречных стереотипов, что именно русская классическая литература - это нечто подлинное, "доброе, вечное"?
    Может, не стоит воспринимать русскую классическую литературу, как некую аксиому для жизни, а стоит посмотреть трезво: она переполнена литературной - художественной, патриотической и пр. ложью, писательскими неврозами, да и попросту во многом устарела?
    Не лучше ли прививать любовь не к ЛИТЕРАТУРЕ, что само по себе "буква", выдумка, искусственное "искусство", а к серьезной, правдивой, научно-популярной и научной, философской литературе и реальным наблюдениями за реальной жизнью? И самому для самого себя изучать эту жизнь, составлять о ней мнение, видеть ее в подлинном виде, а не в литературном искажении в обрамлении чьих-то чужих, но не своих, мыслей и переживаний?

    ПС В свое время я прочитал тонну классики - от русских писателей и поэтов до европейских и американских, на разных языках. Могу ответственно сказать, что картину мира, даже классика, которой был долгие годы предан, искажает замечательно, и сотворяет множество проблем для реальной жизни. Это как читать русские народные сказки и потом переносить прочитанное на московские улицы 21-го столетия-)
    На мой взгляд польза от классической литературы, несомненно, есть. Но она переоценена, а вот вред недооценен.

    • Игорь Ткачев, интересные мысли вы высказали. И ведь, на мой взгляд, в ней много злободневного.
      Но я думаю, что классическая литература не должна кануть в забвение.
      С таким словарным запасом, который получает основная масса подрастающего поколения, тупо сидя в интернете, не позволит им написать даже научно-популярную статью такую, чтобы её интересно было читать.
      При наших темпах жизни, да, много времени не потратишь на художественную литературу, поэтому и следует пересмотреть школьные программы по литературе, выбрать максимально полезное чтение. И конечно же имеется в виду всемирная классика!
      С уважением,

      Оценка статьи: 5

      • Людмила Белан-Черногор, мне кажется, что как раз на литературу не надо жалеть времени. Все наши темпы - барахтанье в спаме, сиюминутном. А литература - не просто способ релаксации, это прямой отсыл к внутреннему я. Не вся, конечно.

        • Елена Гвозденко, с этим-то я полностью согласна. Но дело не в нас, а в молодом поколении. У них совершенно другой стиль и главное темп жизни.
          Думается мне, что поднимается совершенно иной тип человека. Несомненно он будет на более высоком уровне чем мы.
          На эту тему можно говорить бесконечно.
          с уважением и теплом,

          Оценка статьи: 5

          • Елена Гвозденко Елена Гвозденко Грандмастер 9 февраля 2020 в 13:50 отредактирован 9 февраля 2020 в 13:53 Сообщить модератору

            Людмила Белан-Черногор, да я тоже о молодом поколении. Они живут в эпоху колоссальной перестройки всего общества. И пока большую часть времени отнимает попытка удержаться в хаосе. Самое интересное, что мало кто решается давать прогнозы на будущее, уж слишком турбулентно все. Мне кажется, что это будет время разделения на тех, кто будет встроен в "контент" и тех, кто будет этим контентом управлять. Меньшинство (у меня тут вера в пропорции Парето - 80,20) это те, кто сохранит "человеческий потенциал", т. е. с хорошо развитыми мыслительными операциями, а следовательно, со способностью управлять вниманием и т.д. Но это меньшинство еще будет обладать эмоциональным интеллектом, т.е. не просто способностью к эмпатии, а эмпатией высокоразвитой, с осознанием мотивов. И в этом смысле, литература приобретает уже особую значимость. А лучше или хуже, кто знает, это смотря какими категориями измерять. Мне кажется, что для будущего поколения будет особо значима искренность, просто потому, что они уходят в виртуальное пространство и мир, близкий им - это виртуальный мир.

      • Людмила Белан-Черногор, а Вы с интересом сегодня читаете "Слово о полку Игореве" или какого "Беовульфа"? Они ведь не канули, остались плавать на поверхности.

        И упаси Творец, чтобы следующие поколения, откопав в одной из гробниц какую "Войну и мир" или "Собачье сердце", принялись судить о своих предках по этим "шедеврам".

        Все это, многое - литература, искусство, искусственная буква. Фантазии.
        Есть научная литература. Философия. Наконец, дневники.

        • Лидия Богданова Лидия Богданова Читатель 10 февраля 2020 в 22:36 отредактирован 10 февраля 2020 в 22:36 Сообщить модератору

          Игорь Ткачев, да никто из нормальных людей не судит об истории по художественной литературе, что вы тут ерунду молотите. Тот кто хочет изучить историю как раз и обращается к историческим очеркам, дневникам, к научным трактатам. Что ж вы всех то дураками считаете, ах да это ваша любимая фишка))

    • Елена Гвозденко Елена Гвозденко Грандмастер 9 февраля 2020 в 10:49 отредактирован 9 февраля 2020 в 10:50 Сообщить модератору

      Игорь Ткачев, ваше отношение к художественной литературе, классической литературе, известно. Вот только думаю, что вы статьей ошиблись, в первой я как раз писала о значимости и об архаичности. Несколько плоскостно воспринимать литературу как прямое руководство к действию, руководство, написанное исключительно невротиками. И обсуждать эту тему можно бесконечно. Да, невротики, и самые "отъявленные" из них, Достоевский, к примеру, один из самых популярных авторов не только в нашей стране. не задумывались почему? Почему только "невротикам" дано писать так гениально (хотя предвижу пространные сомнения в гениальности), почему их тексты спустя столько лет после создания все еще так популярны? "Тонны литературы" говорят только о том, что чтение было поверхностным. Или вы настолько впечатлительная натура, что "душевные раны от литературы" не заживают до сих пор? Что значит польза от литературы? Прикладная? Как поправить благосостояние с помощью старушек-проценщиц или манипуляционные схемы от Иудушки Головлева? Хотя многие классики никогда не потеряют актуальности, от очевидного сходства с героями Салтыкова-Щедрина до сложных аллегорий "Братьев Карамазовых". Как вы думаете, кому из братьев могли бы принадлежать схожие с вашими рассуждения?

      • Елена Гвозденко, мои мысли не новы, и они - некая альтернатива, иной вариант аксиоме, с детства вдолбенной в наши советские головы, от которой большинство не способно отойти ни на йоту: читать - всегда хорошо, классика - лучшее чтение. Невозможность поставить под некоторое сомнение свои, данные нам ценности, говорит о ригидности ума и его ограниченности, даже если в чем-то мы сами можем себя считать шибко начитанными - читайте "умными".
        Твердая убежденность в данной некогда нам истине относительно русской классической литературы, без возможностей рассматривать ее полезность и нужность под разными углами, в том числе углами вреда и ложного учения, - банальность.

        Меня также совсем не устраивает тот факт, относительно любого художественного чтения, что читающий, как правило, начинает копировать, повторять мысли автора, совершенно постороннего и несовершенного человека - в нашем представлении, безусловно, более умного и глубокого человека, чем мы сами, как ошибочно принято считать. А потом транслировать их окружающим, уже как свои мысли. Вместо того, чтобы как раз вырабатывать свои мысли и прислушиваться к своим собственным ощущениям, читать этот мир своим языком и наполнять его своими смыслами.
        Я уже не говорю про вредоносность патриотических перевранных ахиней вроде "Войны и мира" или "Тарасов Бульб", по которым многие на полном серьезе рассуждают о русской истории-)

        Ведь сколько нафантазированного, нежизнеспособного и глупейшего мусора скрывается за художественными словами и буквами - хоть невротика Достоевского, хоть "свинцовой ж.пы русской души" Толстого, который к концу жизни из ума выжил и нес полнейший делирий. И чтобы понять это, увидеть, как раз нужен опыт и смелость ставить авторитеты под сомнение.
        Конечно, было бы неразумно подвергать анафеме всю русскую классику. Но сделать шаг в сторону ее критического прочтения и разбора стоило бы сделать многим.

        ПС И обратите внимание, пож, что я ни слова не говорю про Вас, ни даю Вам оценок, а пишу о написанном. Надеюсь и Вы воздержитесь от оценок и диагнозов в мой адрес в своих ответах мне, как бы сложно это сделать не было. Ибо в Вашу пользу, для любого внимательного читателя, они говорить не станут. А лишь о той самой ригидности и заскорузлости ума и повторения чужих квази истин.

        • Игорь Ткачев, вовсе не хотела переходить на личности, так что извините. если вышло обидно. Сравнение с братьями - это сравнение ваших доводов в комментарии, а ваше отношение к художественной литературе вы транслировали неоднократно, иногда почитываю комментарии к статьям ))) Дело ведь не в вас или во мне, дело в том, что у нас есть точки пересечения. Для меня литература никогда не была памятником, это живой собеседник. И меня подход "наше все" выбешивает. Это же чаще всего произносят те, у кого ничего "не тренькает" при прочтении "всего", а может и вовсе не читали. Для меня у Достоевского мусора нет, просто даже слова лишнего нет. Это настолько мое, настолько раскрывающее что-то, что перечитано много раз. Толстого не очень люблю, менторство раздражает, но ведь не это предмет обсуждения, не так ли? Я общаюсь с детьми, и понимаю, что худ.литература для них - необходимый ИНСТРУМЕНТ выживания. Не набор "истин", а воспитание способности к осознанной эмпатии, сохранение внимания (вы не представляете, каким изменениям подвергся мозг детей). Возможно, это сохранит литературный язык как образчик, основу речи, иначе лет через 5 поколения совсем перестанут понимать друг друга. Ну и так далее...

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 9 февраля 2020 в 14:43 отредактирован 9 февраля 2020 в 14:46 Сообщить модератору

            Елена Гвозденко, "В монастырской библиотеке Мастер повесил знак, предупреждающий о смертельной опасности: череп со скрещенными костями и подпись: "КНИГИ УБИВАЮТ". - Почему? - спросил кто-то. - Потому что книги порождают идеи, а те, застыв, превращаются в убеждения, приводящие к негибкости ума и искаженному восприятию РЕАЛЬНОСТИ".
            Мне просто вспомнилось-)

            Я также, как и Вы, не сторонник крайностей. В русской классике много всего, в том числе и бездонной русской души, и ее терзаний. Примерно сколько и нафантазированного и перевранного.
            Кроме того, сам я вырос больше на той самой русской, и нерусской, классике, благодаря слову и букве во многом состоялся, так что призывать "раздавить гадину" было бы злом и глупостью с моей стороны.
            Ну и больше за научную литературу, а не придуманную.

            А также - за умеренный подход, за aurea mediocritas. Русская классика нужна.
            Прочитав немало классиков английской, немецкой и французской литературы я, в свое время вынужден был согласиться, что русская - лучшая-)
            Ну, разве что французская, с которой и русская во многом копировалась, тоже замечательная.

            Но, наверное, еще только в России и околороссийских странах она выполняет монументальную роль фетиша, священной коровы и одновременно служит предметом гордости для интеллигенции.

            Лично я в свое время ОТчитал. И немало бед по этой причине испытал. И сегодня хочу жить своим умом, генерируя свои собственные мысли и прислушиваясь к своим собственным переживаниям.

            Рад нашим точкам соприкосновения и не-категоричности-)