• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Гвозденко Грандмастер

Почему не смолкают споры о раннем развитии?

Сторонники и противники раннего развития не покидают поля сетевых битв. Обсуждения на различных площадках не теряют остроты. Почему оппоненты не в состоянии слышать друг друга? Как подход к раннему развитию раскрывает мотивы взрослых?

Фото: Depositphotos

Совсем недавно прочла пост дамы, называющей себя логопедом, с критикой всякого вмешательства в естественное развитие. Пост так и назывался: «Почему раннее развитие ведет к отставанию». В качестве основного довода эта горе-логопед привела пример, когда ребенок хорошо называл животных, изображенных на определенных карточках, а в других изображениях не мог их выделить. Вот такие частные случаи или абстрактные рассуждения о загруженности детей и лишении их детства играют на мотивах людей, которым просто не хочется заниматься собственными детьми.

Есть и обратная сторона — родители, удовлетворяющие собственное тщеславие посредством собственных детей. И им «помогают» многочисленные детские центры, предлагающие услуги за определенную плату. Эти коммерческие организации, передачи на ТВ, где маленькие дети демонстрируют «таланты», создают атмосферу востребованности некоторых знаний для совсем маленьких детей, знаний, способных удивить окружающих. Ведь для таких родителей этот мотив гораздо значимее самого развития младенца.

Почему не смолкают споры о раннем развитии?
Фото: Depositphotos

Оба подхода могут серьезно навредить ребенку. Сторонники невмешательства в естественное развитие в качестве примера ссылаются на собственный опыт, когда у них «не отнимали детство». Во-первых, вряд ли объем их умений, знаний достаточен для человека нового общества. А во-вторых, они забывают, что десятки лет назад их формировал иной социум — более открытый, взаимодействующий с детьми. К развитию интеллекта неосознанно подключались не только родители, но и знакомые, родственники, соседи.

Детство современного ребенка проходит под постоянный шум аудиозаписей, с родителями, уделяющими светящемуся экрану гораздо больше внимания, чем малышу. С ними меньше говорят, им меньше поют песен, читают потешек, им реже улыбаются. Им труднее «считывать» эмоции, труднее различать звуки. А ведь детям до года это важно! Им нужна тишина, голос мамы, ее внимание. Им нужны песенки и потешки. Ритм, заложенный в них, помогает структурировать воспринимаемую речь. Именно поэтому малышам всегда помогали в этом сложном процессе ритмичным покачиванием.

  • «Гуси, гуси ГА, Га, Га, /Есть хотите? /Да, Да, Да», — не просто «глупый стишок». Это способ вычленения простейших слогов — слов «Га», «Да» из речи, формирование понятия слова!
  • «Ладушки» — игра на ударных: 1,2; 1,2,3 сопровождаются хлопаньем в ладошки.
Почему не смолкают споры о раннем развитии?
Фото: Depositphotos

Не секрет, что в мире растет число детей, страдающих аутизмом, дислалией, дислексией. Первые симптомы должна заметить внимательная мама. Если ребенок не смотрит на звучащую игрушку, не улыбается маме, поздно начинает хватать, сидеть, ползать — это серьезный повод обратиться к специалисту и, возможно, купировать проблему на раннем этапе. А для того, чтобы она это заметила, надо, чтобы она много времени проводила с малышом, брала его на руки. А ребенку надо чувствовать речь вибрациями материнского тела, ему важны тактильные ощущения.

Родители, увлекающиеся обучением всему и сразу, подменяют понятия обучения и развития.

Развитие — помощь всем основным психическим процессам ребенка, помощь вниманию, мышлению. Не стоит учить целые поэмы, а вот заучивать ритмические детские стихи — полезно. Запоминать географические названия — излишне, а помогать систематизировать воспринимаемые объекты по какому-либо признаку, сравнивать, обобщать — полезно.

Мозг малыша намного активнее мозга взрослого человека, и его работа куда как серьезнее — помочь встроиться в этот мир, понять, научиться взаимодействовать. Ему надо «записать» огромное количество информации, например, что горячим можно обжечься и будет больно, что эти разные предметы могут называться одним словом — кружок, и т. д.

Есть нормативы понятий и умений, которые ребенок должен усваивать к определенному возрасту: цвета, предметы окружающего мира, числа, числовой ряд, простейшие геометрические фигуры. Определенные требования к объему словарного запаса, звукопроизношению. Это тот объем знаний, который тестирует развитие малыша. Полезно ориентироваться на эти показатели.

Почему не смолкают споры о раннем развитии?
Фото: thedanw, pixabay.com

Хороший родитель не боится анализировать собственные мотивы, он умеет противостоять засилью псевдоспециалистов, модным трендам на «гениальность». Он всегда ищет ответ на честный вопрос: «зачем?». Развитие не может вести к отставанию, если развитие не подменяют набором ненужных знаний. Современному ребенку очень нужна помощь взрослых в самый ответственный момент их жизни.

Статья опубликована в выпуске 12.03.2020
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Поддерживаю Ваше мнение о том, что бояться раннего развития не стоит. Митрофанушку из классического произведения мать тоже берегла от чрезмерных умственных нагрузок. Грамоту он не усвоил, зато научился по 5 пирогов за время завтрака съедать. Собственно, ребенок не может не развиваться, не усваивать информацию из окружающего мира. Задача родителей просто дать ему нужные знания. Сомневаюсь, что интерес матери в видеозаписям сделают детство каким-то не таким, каким оно было, на пример, у детей чрезмерно общительных кумушек древности. Дитя не освоит грамоты, зато все словечки ближайшего рыночного балагана будет знать на зубок.

    Оценка статьи: 5

    • Карл-Август Аванти, интерес матери к видеозаписям плох совершенно конкретными вещами: сокращению времени контакта с ребенком, как следствие замена собственной речи суррогатами. Тут ведь не о качестве контента, тут о структурировании речи, фонетическом слухе. В этом смысле кумушки с острой лексикой много полезнее молчащих матерей, постоянно включающих искусственный звук. До года ребенок активно "слышит" вибрациями материнского тела, невербальными знаками, интонационно.