• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Виктор Губерниев Мастер

Игра «Монополия»: продолжение следует?

Ещё год назад моя десятилетняя падчерица Алиса понятия не имела о таких вещах, как акции, облигации, опционы, курсы валют, биржа, страхование, инвестирование, диверсификация, дефолт и т. п. Сегодня она прекрасно в этом ориентируется. Думаете, мы с ней год зубрили вузовский учебник по экономике и финансам? Ошибаетесь! Просто год назад я ей купил игру «Монополия». И творчески её развил.

Немного истории.
Игра была запатентована американским инженером-электриком Чарльзом Б. Дарроу в 1935 году. Первоначально фирма «Parker Brothers» отклонила его предложение о промышленном производстве настольной игры, но когда более 500 копий, изготовленных автором вручную, разлетелись как пирожки, согласие было получено. «Монополия» очень быстро завоевала весь мир: сегодня насчитывается около 480 миллионов игроков — почти каждый десятый житель планеты хоть раз играл в эту увлекательную игру [1].

Классические правила
Классические правила игры просты: имеется квадратное поле, разделённое на участки. Каждый участок, не являющийся угловым, принадлежит определённой компании. Исключение составляют участки «сюрприз», попадая на которые игрок вытягивает одноимённые карточки и следует указаниям. Компании сгруппированы в группы по цветам, по три компании в группе. Игрок, владеющей всеми компаниями группы, имеет право строить на участках компаний филиалы и предприятия. Имеются транспортные компании — вокзалы, расположенные посередине каждой стороны квадратного поля, а также компании электрического и водного снабжения.

Игроки ходят по очереди, бросая 2 игральных кости. Дубль даёт право на внеочередной ход. Игрок, пришедший на свободный участок, может его приобрести. Игрок, пришедший на занятый другим игроком участок, выплачивает владельцу арендную плату, размер которой зависит от числа филиалов и предприятий на участке. Клетки, находящиеся по углам — особые: с клетки «Старт» игроки начинают игру. Проходя эту клетку в процессе игры, они получают «зарплату» установленного размера. Клетка в левом нижнем углу — «биржа». Из неё игрок может выйти только после выпадения дубля, либо пропустив три хода. На клетке «Отдых» игрок пропускает свой ход. И, наконец, клетка «Маклер» посылает игрока на биржу. Игра заканчивается, когда один из игроков добьётся полного разорения всех соперников.
Игра знакомит с такими понятиями, как банк, акция, кредит под залог, монополия.
Это само по себе немало, но я решил: почему бы не включить в игру и другие экономические понятия?

И вот что я придумал:

Страховой полис. Он может быть как универсальный, страхующий от любых выплат, так и специальный: страхующий только от выплат банку, или только от выплат соперникам. Полис стоит определенную сумму и продается на определенной клетке. При наступлении страхового случая полис отдается в банк. Если нужно было выплатить деньги сопернику, то при предъявлении полиса всю сумму ему выплачивает банк.

Карточка «+1». Стоит она очень дорого и продаётся только на клетке «старт». Карточка позволяет увеличить результат бросания костей на 1. Возможно применение нескольких карточек за один раз. Это позволяет управлять игрой намного больше, чем просто доверяясь тупой воле случая.

Облигации государственного займа. Они продаются на бирже, по одной штуке за каждый визит на биржу. Облигация приносит владельцу доход 10% круговых. Т. е. при прохождении клетки «старт» владелец облигации получает 10% её стоимости. Облигация может быть в любой момент погашена за номинальную стоимость.

«Высотки». Между каждой серий «фирменных» клеток (монополией) имеется клетка «сюрприз». На неё кладётся карточка «высотка», имеющая тот же цвет, что и окружающая её монополия. Стоимость высотки зависит от стоимости фирм, входящих в ту же монополию. Высотка, как и любой другой актив, может быть продана соперникам по договорной цене или заложена в банк за половину стоимости.
Высотка даёт владельцу три преимущества:
1. Каждая высотка добавляет к «зарплате» игрока определённую сумму. Чем выше стоимость высотки, тем больше сумма дохода.
2. Обладание монополией с высоткой позволяет нарушить правило равномерности распределения построек. Можно на одной клетке монополии построить предприятие, а на остальных — хоть голый участок.
3. Обладание монополией с высоткой снимает ограничение по числу предприятий. Это самое главное преимущество монополии с высоткой.

Рулетка. Я купил специальную игру «рулетка» с самой рулеткой, полем ставок и фишками. Такая игра продается в «Детском Мире», в киосках и т. п. Сама по себе игра не очень интересная, а вот в сочетании с «монополией» она становится просто супер!
Приходя на поле «отдых», игрок не просто пропускает свой ход. Он вместо своего хода может сыграть в рулетку. Соперник в это время играет роль крупье для игрока.

«Европа». У нас монополия не классическая, игра «Менеджер». Там все фирмы — российские. Мы называем этот круг Россией. А пустое поле внутри игры я заполнил внутренним кругом «Европа», который состоит из европейских фирм. Поскольку внутренний квадрат меньше, то и монополий в Европе меньше — всего 4 вместо 8 российских. Вместо монополий в Европе у нас — страны: Франция, Италия, Великобритания и Германия. Напротив российских вокзалов находятся европейские аэропорты (Хитроу, Орли и т. д.). Через них осуществляется связь между Европой и Россией.
В Европе действует своя валюта — евро. Все платежи осуществляются только в ней. Обменять евро на рубли и обратно можно в российских вокзалах, европейских аэропортах и биржах. Игрок, желающий обменять одну валюту на другую, спрашивает курс обмена у соперника. Соперник бросает один кубик, и результат умножает на 10. Это и будет текущий курс евро к рублю, по которому игрок может обменять любую сумму.
Попасть из одного круга в другой можно тремя способами:
1. Находясь на вокзале России (или аэропорте Европы) купить визу (специальную карточку) другой страны (одноразовую или многоразовую, которая стоит намного дороже). Первый шаг будет на вокзал (аэропорт) другой страны, а дальше — как обычно по часовой стрелке.
2. Среди карточек «сюрприз» находится несколько карточек «командировка». Если игрок вытаскивает эту карточку, он попадает на клетку «старт» другой страны и получает свои «командировочные» — сумму, которая полагается ему на проходе через «старт» в этой стране (с учётом облигаций и высоток). Дальше он ходит, как обычно.
3. Три дубля подряд у нас теперь не биржа, а командировка.
В Европе не действуют активы России и наоборот.
Введение этих новшеств позволяет познакомить игроков с такими понятиями, как визы, облигации, валютные курсы, страхование, диверсификация и даже опционы (среди карточек «сюрприз» имеются контракты на покупку валюты по фиксированному курсу). Игрок обучается оценке рисков при игре в рулетку, создает свои стратегии и т. д.

Ресурсы Монополии:

[1] История Монополии
[2] Форум Монополии
[3] Монополия — онлайн
[4] Монополия — оффлайн

Статья опубликована в выпуске 18.02.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: