• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Морозова Мастер

Почему надо учить шахматам маленьких детей?

Ваш ребёнок достиг четырёхлетнего возраста, и Вы учите его считать свои пальчики, запоминать стишки, складывать слоги из букв алфавита. В этом же возрасте можно познакомить малыша с шахматной военной игрой и обучить правилам хода и боя фигур. Знание правил позволит с помощью различных игровых положений развивать у ребёнка сообразительность, память, быстроту мышления.
Это могут быть примеры на расстановку фигур, на их перемещение по конкретным полям, на взятие и нападение — математика на шахматной доске. Вам не надо играть с малышом никаких длинных партий — достаточно решений задач на ход конём, ладьей, ферзем, с комбинированными перемещениями. Особо одарённые дети могут, конечно, разыгрывать и шахматные партии в четырёхлетнем возрасте, как третий чемпион мира Хосе Рауль Капабланка или пятый — Макс Эйве, но не спешите — это достаточно серьёзная нагрузка для детей дошкольного возраста.

Если Вы сумеете увлечь малыша этой древней военной игрой и сделать со временем любимым занятием, то подарите на всю оставшуюся жизнь изумительное хобби: он сможет учить других, участвовать в интернет-соревнованиях, не выходя из дома, по переписке, играть в любом возрасте в отборочных турнирах, создавать в своих партиях красивые комбинации, придумывать задачи и этюды, восхищая шахматный мир своим творчеством, стать аналитиком теоретического и исторического наследия. В каком ещё виде спорта возможно такое соединение искусства, науки и состязательности, да к тому же без ограничения возраста!

Не беда, если Вы сами не умеете играть — любой самоучитель поможет в течение двух-трёх дней освоить правила. И нет необходимости до шести лет отправлять малыша в специализированную школу, секцию или кружок - в домашней обстановке Вы постепенно, шаг за шагом, научите его, как ходят, как бьют и как ставят мат шахматные фигуры. Не пытайтесь разыгрывать с ним шахматные партии — в течение первого года он должен хорошо усвоить перемещение фигур на доске, различные положения нападения и защиты.

Знаете ли Вы, что известный американский учёный и педагог Бенджамин Франклин утверждал: «Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются в ней настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни. Жизнь является своего рода шахматной партией…», «Играя в шахматы, мы приобретаем привычку не падать духом и, надеясь на благоприятные изменения, упорно продолжать поиски новых возможностей. Игра вырабатывает способность находить выход, казалось бы, из непреодолимых трудностей, … в шахматной игре мы видим пример того, как даже скромный успех может поднять веру в свои силы, а невнимание привести к потерям, игра учит нас не терять надежды при перевесе противника».

Шахматы концентрируют внимание, заставляют работать мозг, и очень скоро Вы заметите, что ребёнок стал усидчивее, смышлёнее. Эта интеллектуальная, многовариантная игра сравнительно быстро развивает умственные способности, логическое и аналитическое мышление, в ней, как правило, победу одерживают ум и воля. Своей красотой и грандиозностью замыслов она может доставлять истинное художественное удовлетворение. Ещё в древности философы отмечали, что «игра эта воспитывает в людях рассудительность и законопослушание». В старинных арабских рукописях советует древнегреческий философ Аристотель своему ученику Александру Македонскому играть между сражениями в шахматы.

А как был несказанно рад Александр Сергеевич Пушкин сообщению жены, что она учится играть в шахматы:
«Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе…».
Чемпион мира Александр Алёхин был уверен, что шахматы помогли ему избавиться от многих недостатков: «Посредством шахмат я воспитал свой характер…»

Лев Николаевич Толстой забросил карты, когда познакомился с древней игрой: «Шахматы — прекрасное развлечение: за игрою мы отдыхаем от работы и забываем о невзгодах». Французский полковник, принц Конде, был уверен, что «прежде, чем стать хорошим генералом, надо выучиться хорошо играть в шахматы». По мнению немецкого философа, математика Готфрида Вильгельма Лейбница шахматы служат для «усовершенствования искусства умозаключения и сообразительности». Немецкий поэт Гёте создал крылатый афоризм: «Шахматы — это пробный камень человеческого ума»

Шахматы вошли прочно в быт человечества с 1393 г., когда Регенсбургский собор изъял их из числа запрещённых игр. Игра, развивающая интеллект, получила быстрое развитие, а в некоторых странах стала почти обязательным предметом воспитания в знатных семействах.

За досками с черно-белыми клетками сражались с переменным успехом, находя в этом огромное удовольствие, писатели и политики: Макиавелли, Ришелье, Талейран, Данте, Навои, Монтень, Мицкевич, Вольтер, Сервантес, Боккаччо, Рабле, Эразм из Роттердама, Томас Мор, Руссо, Дидро, Прус, Кэрролл Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Ю. Лермонтов, великие композиторы и живописцы: Римский-Корсаков, Шопен, Бетховен, Прокофьев, Рембрандт, Репин, политики, учёные и вожди: Потёмкин, Марат, Робеспьер, Карл Маркс, Владимир Ульянов, Михаил Ломоносов, Лютер, Гус, Ньютон, Лейбниц, Франклин и многие, многие другие лучшие умы человечества.

Учите своего малыша шахматам, и, если даже он не станет впоследствии чемпионом мира или сильным гроссмейстером, хотя и это не возбраняется, систематические занятия и игра дадут много положительного в развитии интеллекта ребёнка.

Не забудьте! В начале знакомства с шахматами Вы должны внушить Вашему ребёнку, что это всего лишь игра, и никогда нельзя расстраиваться из-за проигрыша.

Статья опубликована в выпуске 1.11.2006
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: