• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Бондковская Профессионал

Как организованно попрощаться? Педагогические заметки.

Завершить занятие немного проще, чем закончить целый курс (семестр). Казалось бы, вы сделали все возможное, осталось распрощаться со своими подопечными и пожелать им счастливого плавания.

Но, во-первых, весело расстаться — это оставить незабываемые воспоминания и закрепить пройденное. Во-вторых, это ваш престиж: так называемое «сарафанное радио» может создать к вам очередь учащихся, если все остались довольны и вы вместе добились высоких результатов.

Ваша задача на последнем завершающем этапе состоит в том, что вы должны еще раз убедиться, насколько знания укрепились и расширились; дать установки для всех участников, что каждый из них талантливый и способный и возможности их безграничны; дать попрощаться друг с другом на позитивной ноте, запомнить ваши занятия яркими и насыщенными.

Проверить уровень знаний может каждый педагог, поэтому привожу несколько подходящих для завершения блока занятий игр, которые направлены на формирование положительного настроя у участников.

«Нас с тобой объединяет» — это упражнение проводится в кругу с использованием мяча. Тот, у кого в руках мяч, кидает его любому из играющих по желанию и говорит: «Нас с тобой объединяет… (и заканчивает фразу на свое усмотрение, например, „любовь к путешествиям“)». Игрок, поймавший мяч, отвечает, если согласен со сказанным: «Да, спасибо», если сказанное не имеет к нему отношения, удивляется: «Спасибо, я подумаю». И объединяется со следующим игроком.

Упражнение лучше не ограничивать во времени, чтобы у всех участников была возможность объединиться со всеми, с кем хочется, по всем признакам. Результаты этой игры можно представить графически, особенно, если группа креативная и неконфликтная. На листах бумаги рисуется «солнышко» (окрашенное в теплые цвета спектра) — круг с именем адресата в центре и лучиками по числу оставшихся участников. На конце луча участник пишет свое имя, а вдоль луча то качество, которым он объединился с «солнышком». Важно, чтобы у всех участников все лучи были заполненными, поэтому, если группа не особенно активная, эту часть упражнения лучше не проводить. Время проведения 10−20 минут.

«Рисунки» — всем участникам раздаются цветные карандаши и бумага. Ведущий просит в течение пяти минут нарисовать свои впечатления от занятий (или от сегодняшнего занятия). Рисунок можно делать в любой манере, главное, чтобы он отражал реальные чувства и переживания. Участники должны постараться рисовать так, чтобы никто не видел их работы.

Когда установленный срок (5 минут) истечет, ведущий собирает нарисованное, перемешивает и раздает участникам в произвольном порядке, чтобы каждому досталось чужое творение. Задача игроков — посмотреть на рисунок и догадаться, кто его автор. Затем ведущий предлагает назвать все предположения и каждому объяснить, почему он так считает.

Другой вариант второй части упражнения состоит в том, что ведущий показывает каждый рисунок группе, а «эксперты» (вся группа) записывают свои гипотезы относительно их авторства. Затем участники зачитывают свои предположения и обсуждают.

Можно сузить тему рисунка, если того требуют обстоятельства, например, пейзаж, отражающий реальное состояние рисующего, «географическую» карту занятия и др. Время проведения 10−20 минут.

«Благодарности». Хорошо это упражнение проводить под музыку. Ведущий пускает по кругу какой-либо предмет (мягкую игрушку, мяч или др.) и говорит, что, когда музыка перестанет играть, тот участник, у которого «остановится» предмет, должен сказать слова благодарности соседям справа и слева. Лучше, чтобы благодарности касались тех качеств, которые были полезны и важны в течение периода обучения.

Если участник затрудняется, то можно предложить ему просто порадовать своих соседей (комплиментом, жестом и т. д.). Если группа открытая и артистичная, можно предложить в качестве радостного пожелания спеть песню, станцевать, рассказать стихотворение. В заключение ведущий сам берет игрушку и благодарит группу. Время проведения 10−15 минут.

«Хиппи». Эту игру можно использовать и в другие дни, завершая занятие, но при условии, что участники уже достаточно хорошо узнали друг друга. Упражнение проводится в кругу. Ведущий предварительно рассказывает о движении хиппи, которое было популярно во многих странах мира и одной из традиций движения было делать какие-либо надписи на своей одежде. Зачастую эти фразы отражали жизненную позицию, девиз.

Затем игроки должны перебрасывать друг другу мяч со словами: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано» и предлагать свой вариант надписи. Тот, кому брошен мяч, говорит, согласен ли он надеть такую футболку. Важно, чтобы каждый участник «получил» индивидуальную футболку. В конце упражнения желающие могут сказать, какую надпись они хотели бы иметь на своей футболке.

Если есть возможность, можно создать настоящие футболки с девизами. Эта игра не подходит для многих подростковых групп, в которых зачастую возникают внутренние конфликты. Время проведения 7−15 минут.

Очень хорошо на завершающем этапе проходит чаепитие, это также вызывает много положительных эмоций. Мы проводили заключительный этап с некоторыми группами с небольшим застольем и песнями под гитару. Лиричность, романтичность, открытость, шутки и смех создают такую атмосферу доверия, понимания, что трудно такое не запомнить. Следующая игра относится к разряду застольных, но ее можно провести и как самостоятельное упражнение. Отлично подойдет для креативной группы.

«Котята в мешочках». Для ее проведения ведущему нужно заранее подготовиться, ему понадобится много материала, а именно целлофан и мелкие съедобные однородные предметы (количество ассортимента должно превышать число участников игры на одну-две позиции). Это может быть: цукаты, сухарики, драже-аскорбинки, фигурки из жевательного мармелада, орехи, макаронные изделия и т. д. Если набирается ассортимент меньше, чем количество человек в группе, можно перейти к мелкой канцелярии.

Все однородные предметы распределяются по прозрачным мешочкам, пакеты перетягивают шнуром или резинкой. Эти заготовки складываются в большой непрозрачный пакет. Участники по очереди на ощупь вытягивают по мешочку. Их задача — рассмотреть содержимое и сформулировать для группы пожелание на будущее, навеянное этим содержимым. Время проведения 10−15 минут.

Также можно провести окончание курса в виде известной игры в «Ассоциации», она достаточно объединяет и углубляет взаимоотношения. После ее проведения лучше обсудить с группой, какие были затруднения и почему. Или, наоборот, почему подбирались ассоциации легко, что при этом чувствовали участники.

Конечно, не обязательно свое занятие перегружать большим количеством разминок и упражнений, во многом это определяет количество имеющегося времени, иногда бывает достаточно нескольких игр, чтобы возникла рабочая и дружественная атмосфера. Важны такие упражнения на начальном и завершающемся этапе работы, а в течение курса — на усмотрение учителя (тренера).

Как уже говорилось, вариантов таких игр множество, и у каждого талантливого педагога море фантазии, чтобы создать увлекательное путешествие в мир знаний. Но очень полезно иметь запас, копилку упражнений. Недаром мы взяли универсальные разминки, помогающие и в школе, и на психологическом тренинге, которые выручат и в трудной ситуации, и помогут усилить эффект ваших педагогических способностей. Удачи!

Основная литература: Сто разминок, которые украсят ваш тренинг / сост. Авидон И., Гончукова О. — СПб.: Речь, 2007. — С.198−236.

Статья опубликована в выпуске 25.09.2008

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Важны такие упражнения на начальном и завершающемся этапе работы

    Может, лучше сказать на завершающем?

    Мне показалось, что статья больше о сплочении и начале работы на тренинге (а во вступлении речь идет о «завершении семестра»). Честно признаться, название и вступление не соответствует остальному тексту, ожидала совсем другого содержания.

    Да и в заключении как раз мелькают:

    Недаром мы взяли универсальные разминки, помогающие и в школе, и на психологическом тренинге, которые выручат и в трудной ситуации, и помогут усилить эффект ваших педагогических способностей.

    В общем-то, статья как раз об этом.

    А в целом, вы молодец в том, что сделали хорошую подборку таких инструментов.

    Удачи!

    • Светлана, спасибо за комментарий. Это вообще-то был целый ряд статей, про знакомство, начало, середину, конец занятия, и про завершение большого блока занятий (семестра). Вы видели последнюю статью. Я работаю со школьниками (дополнительные репетиторские курсы по выходным), и эти упражнения у нас хорошо проходят, несмотря на их тренинговую направленность, сказала бы, что они помогают настрою, сплоченности, снимают многие проблемы у бедных современных детей. Из-за моего не совсем правильного, в тренинговом смысле, опыта "завершение семестра" и завершение тренинга - у меня получились синонимами .
      Ошибку исправить не удасться, статья уже вышла.

      Оценка статьи: 5

  • Спасибо!