• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Оксана Добрикова Профессионал

Можно ли выучить иностранный язык за три месяца?

На самом деле числительное в заголовке надо бы заменить на большее. Или же слово «месяц» исправить на «год». Выучить язык — досконально, идеально — за три месяца невозможно. Но! За этот срок можно:
• набрать лексический минимум;
• уложить в голове грамматические сложности (но не тонкости);
• «войти» в язык;
• понять, нужно ли это тебе на самом деле.
Не так уж мало. А на совершенствование своих знаний и отшлифовку произношения у нас будет вся оставшаяся жизнь. Впрочем, эти слова можно смело отнести и к родному языку!

Итак, у нас три месяца, чтобы заговорить на новом языке. Есть разные способы добиться этого, и самый простой и самый эффективный — погрузиться в языковую среду, когда вокруг тебя говорят только на изучаемом языке. Волей-неволей, а через неделю мы совместим язык жестов с десятком местных фраз, а через месяц уже начнем изъясняться. И нас будут понимать.

Следующий вариант — интенсив. На курсах изучения иностранного языка ты погрузишься в речь примерно, как и при изучении методом «поехали в страну носителей языка». Ты, преподаватель, пять-шесть твоих соучеников — и через два месяца вы сносно объясняетесь друг с другом.

Третий способ — тет-а-тет с педагогом. Грамматика закладывается в твою голову как по волшебству, объяснение подстраивается только под тебя, ты мило беседуешь на общие темы с учителем. Три месяца — вполне реальный срок для того, чтобы разговориться.

Четвертый способ — самостоятельное изучение языка. Самый сложный, самый экономный и самый успешный метод! И вы вполне можете справиться сами, без помощи со стороны. Вот этот способ и рассмотрим попристальнее.

В изучении любого языка важно охватить все его аспекты:
1) грамматика;
2) аудирование (=слушание);
3) говорение;
4) написание;
5) чтение.

Как это сделать? Взглянем пристально на каждый аспект.

Грамматику изучаем по учебнику. А можно по грамматическому справочнику, где язык препарирован по частям речи и членам предложения. Вдумчиво читаем, отыскиваем сходство с родным языком и теми остатками знаний, что уложены в нашей голове со времен школы (язык у всех нас был в программе). При тщательном изучении выясняем, что некоторые явления нам известны. Вычеркиваем их из списка того, что надо вызубрить, и уделяем все внимание тому, что в родном языке никаким образом не встречается.

Аудирование придется обеспечивать внешними носителями. Радио в авто настраиваем на волну, где вещают на изучаемом языке. Закупаем аудиокассеты — как учебного характера, так и для души. И слушаем, слушаем. Каждый день. Сначала будет идти общий гул. Затем в этом гуле вдруг выделятся фразы. А затем — о чудо! — фразы начнут дробиться на слова. И некоторые даже будут понятны! И не забываем про DVD, где есть оригинальное звучание фильма на его родном языке. Особенно приветствуются и титры.

Говорение реализовать довольно сложно, если вокруг нет ни одного человека, кто смог бы разделить с нами беседу. Не беда! В процессе обучения мы читаем и учим тексты. Наизусть учим! И делаем это вслух. Таким образом, мы перестаем бояться звучания иностранной речи в нашем исполнении. Учебные аудиокассеты помогут нам поставить произношение (ну хотя бы приблизительное), что тоже способствует развитию речи.

Написание тренируем ежедневно не только с помощью письменного выполнения грамматических упражнений, но и путем ведения дневника с описанием событий прошедшего дня. Пусть неправильно грамматически, пусть с перебивкой родными словами или рисуночками (для замены незнакомого или забытого слова) — но ежедневно!
Читаем книги, журналы, сайты. Общее правило: берем книгу, желательно увлекательную, конечно, внимательно, со словарем, читаем первые десять страниц, а потом уже в словарь не заглядываем. Общий смысл предложения уловили — и ладно. К концу романа понимаем, что одолели текст без словаря — и всё поняли!

Теперь о главном — где взять на это время. Сначала надо очень-очень захотеть выучить язык. Без этого желания ничего не получится. И времени никогда не найдется. А уж затем изыскиваем скрытые резервы. Их можно найти!

Дорога на работу. Ежедневно на дорогу у нас уходит от 30 минут и больше — так не будем больше зря тратить это время! Читаем грамматику! Можно изучить от двух до десяти параграфов.
Аспект: грамматика; время: 30+ минут.

На работе 15 минут тратим на письменные упражнения. Можно поселить учебник на своем рабочем столе и выделить в расписании эти 15 минут. Дела не убегут, а вот процесс изучения языка сдвинется с мертвой точки.
Аспекты: грамматика, чтение, письмо; время: 15 минут.

Дорога домой. Читаем книжку (это если нас везут) или слушаем кассету (это если мы сами себя везем).
Аспекты: чтение / аудирование; время: 30+ минут.

Дома, во время приготовления ужина, слушаем аудиокассету, смотрим фильм на изучаемом языке.
Аспекты: аудирование; время: до 30 мин.

Вечером заполняем «Дневник наблюдений», изучаем десять новых слов.
Аспект: письмо, чтение, говорение; время: 10 мин.

Итог: за день мы уделили внимание всем аспектам изучения языка, потратив на это только 15 минут специально выделенного времени, все остальное время (а это больше полутора часов, между прочим) было взято буквально из воздуха. За три месяца выучили 900 новых слов. Для сносного объяснения с иноязычным товарищем достаточно двухсот слов. А если учесть, что, выучив только одно слово, путем словообразования можно из него составить еще хотя бы три штуки — мы получаем необходимый лексический минимум из почти 3000 слов. Мы изучили грамматику, пусть поверхностно, пусть без подробностей, но общее представление о явлениях языка уже имеем. Мы прочитали одну (минимум) книгу, что вселило в нас уверенность в собственных силах. Мы даже начали понимать слова, а то и фразы из фильмов и песен.

Три месяца — отличная стартовая площадка для начала изучения языка. Теперь самое время поехать в страну носителей языка, записаться на курсы или найти хорошего преподавателя. Удачи!

Статья опубликована в выпуске 17.11.2006
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: