• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Катерина Богданова Грандмастер

С чего начать молодому журналисту? Семь принципов в работе

Итак, вас приняли на работу. И пускай это пока только стажировка или трехмесячный испытательный срок, вы им еще покажете. Всем покажете! Только через два часа еженедельная производственная планерка, на которой нужно заявить две (три, пять, десять…) темы. А идеи — ну ни одной! И становится понятным, что не одним талантом вымощена тернистая дорога к журналистскому олимпу.

С такой проблемой сталкивался не один начинающий корреспондент. У старших коллег весь блокнот исписан полезными телефонами, а у него на «производственной» странице — чистый лист. Что ж, начнем заполнять.

Принцип первый. Бегаем.

Приготовьтесь к тому, что в первое время вам придется побегать. Будут и скучные совещания, с которых вы принесете скупую заметку в три строки. Будут встречи с мелкими и не всегда приятными чиновниками, которые очень любят свою собственную персону. Будет много чего еще. Но в результате каждого такого визита (опытный журналист берет у них сведения, всего лишь позвонив по телефону) вы будете приобретать очень важное — личные контакты.

Принцип второй. Поддерживаем контакты.

Во время личной встречи нужно непременно спросить о планах на будущее. Обменяйтесь визитками. Редко кто звонит журналисту, чтобы сообщить какую-то сногсшибательную новость. Чаще приходится названивать самому. Не стесняйтесь поинтересоваться номером мобильного телефона. Важные люди редко сидят на рабочем месте — чаще в работе. А «сотовый» у них может быть служебным, который они просто обязаны давать прессе. Правда, особо занятым чиновникам я звоню на мобильный, только узнав их расписание у секретаря.

Принцип третий. Звоним.

Если вы знакомы с человеком шапочно (то есть, возможно, он вас не вспомнит), просто так с вопросом: «А что у вас новенького?» звонить не совсем уместно. Вот теперь-то и пригодится полученная при личной встрече информация. Мило интересуемся, воплотились ли планы о строительстве третьего ледового дворца в селе Заречное в жизнь. Нет? Вот теперь самое время задать вопрос: что у вас еще? Когда вы позвоните в десятый-двадцатый раз, человек перестанет шарахаться, заслышав в телефоне: «Добрый день, это Ася Звездочкина, корреспондент „Жгучего вестника“!»

Принцип четвертый. Заводим календарь.

Да-да. Календарное планирование никто не отменял. Поэтому подробно расписываем каждую страницу перекидного календаря. Важны не столько красные даты, сколько текущие, повторяющиеся ежегодно события, которые будут интересовать людей. Когда в городе ставят новогоднюю елку? Не 31-го же декабря! Чуть раньше. Сколько будут стоить розы накануне 8 Марта? Когда в городе проходит фестиваль искусства? Все это отражается в календаре, причем все идеи желательно записывать за несколько дней до события. При этом важно найти такой фокус события, который не приметят ваши коллеги: если про елку на центральной площади напишут многие, то про новогодние туры, возможно, не все.

Принцип пятый. Смотрим у коллег.

Нет-нет, речь идет совсем не о плагиате. Можно просматривать ленты новостей и применять их к своему региону (уточнив, разумеется, данные у компетентного лица). Можно пролистать подшивки нескольких газет, выделить интересные публикации и подумать, под каким углом можно еще раскрыть тему. Иногда из такой работы возникают совсем неожиданные вариации.

Принцип шестой. Смотрим по сторонам.

Наблюдательность — одна из составляющих успеха. Одна моя знакомая журналистка в молодости давала себе установку — найти пять новостей по пути на работу. Однажды мой сын помог мне с поиском информации, обратив мое внимание на то, что на одной из крыш города поменялась фигурка. Вы увидели аварийную машину, услышали милицейскую или пожарную сирену? Все это может быть поводом для публикации.

Принцип седьмой. Пользуемся компьютером.

У начинающего есть одно несомненное преимущество перед более зрелыми коллегами — многие из них если и общаются с компьютером, то исключительно на подчеркнутое «вы». А в наше время Интернет раскрывает буквально безграничные возможности. На форумах для журналистов порой сидят интересные люди. Вы сможете брать комментарии у компетентных московских экспертов, находить интересных собеседников. Это сделает ваш материал эксклюзивным.

Вы еще раздумываете, о чем будете писать? Время действовать! И через год вы уже не вспомните о том, что каждая тема давалась вам с огромным трудом..

Статья опубликована в выпуске 4.03.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хорошо изложено и верно. К сожалению, среди молодых ж-тов очень много тех, кто собирает инф. только в интернете.

  • Ух, аж вспомнился свой первый год!
    А еще я бы добавила, что из-за недостатка компетентности у молодого дарования предложенную им интересную тему главред может отдать местному зубру, а креативного молодого вернутьс неба на землю - поставить на текучку. И при этом не стоит обижаться, потому что и правда может не хватит как раз наработанности для раскрытия какой-нибудь темы.

    Оценка статьи: 5

    • Леся! Для этого надо выбирать редакцию, в которой журналист сам выбирает для себя тему. У нас, например, шеф иногда тоже дает темы, но он как раз руководствуется не опытом работы человека, а тем, на сколько тема ему близка. А вот в редакции районной газеты, где я работала раньше, все так и было, как вы описали - будь ты хоть семь пядей во лбу, все равно все самое лучшее отдавали местным "мэтрам". При том, что эти мэтры в свое время на моей теперешней работе даже не прошли испытательный срок.

  • Я могу в этой статье приветствовать - высказанное в пункте "смотрим по сторонам" - внимание к факту.

    Только что в комментах к одной статье высказалась насчет правила "не обобщай".

    Если на одном доме сменилась фигурка (кстати, это что за фигурки такие?) - ОК, это факт. На двух - тоже факт. Но говорить на основе этих двух наблюдений, что в городе идет замена фигурок на домах , нельзя. А ведь говорят!!!

    • Люба Мельник! Фигурки - это малые архитектурные формы. Просто у нас идет глобальное благоустройство, и это первый пример, который пришел в голову. На большой материал данные факты не потянут, но в качестве небольшой информации или фотофакта (фото+комментарий) - вполне могут быть.

  • Катерина Богданова, мне понравилось - четко и по делу. Подумайте над продолжением и углублением темы. Лично мне будет очень интересно (думаю, не только мне)

    Оценка статьи: 5

  • "Когда вы позвоните в десятый-двадцатый раз, человек перестанет шарахаться..."
    Вряд ли. Гораздо лучше, если он будет рад вашему звонку уже со второго раза. (Понравится ваш голос, внимание к его делам, тактичность и т.д.) Беспроигрышно - заводить личные контакты именно как личные, а не деловые. Не флиртовать, а просто общаться по-дружески, даже со старшими. Представьте, что звоните любимому учителю. Но аккуратно используйте полученную информацию, переспросите, можно ли об этом написать, сослаться или вам по знакомству рассказали что-то неафишируемое.

    • Марианна Власова, ну... если я чиновнику звоню раз в месяц, и поначалу говорю с ним дрожащим голосом (первое время текст, который требовалось отрапортавать, записывала на листочке), то как же ему не шарахаться? Честно говоря, некоторых из тех, к кому мне приходится обращаться довольно часто, я даже ни разу не виделась. И даже не уверена, что они действительно помнят меня. Но вот если ты с человеком встречался лично - тогда совсем другое дело.

  • Сам работаю корреспондентом в газете. Все изложено верно и полно. Надеюсь, молодым журналистам это поможет. А за статью - 5

    Оценка статьи: 5

  • Все правильно! Да, на первых порах бегать придется много...

    Оценка статьи: 5