• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Проценко Грандмастер

Зачем нужна школьная форма?

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря на то, что большинство родителей в свое время и сами ее носили, отношение к форме у них совершенно неоднозначное.

Фото: Depositphotos

Кому-то не нравится сама идея «уравниловки», кого-то не устраивает дизайн или удобство конкретной формы конкретной школы (хотя глобально они не имеют ничего против), кто-то, наоборот, с радостью соглашается, так как видит в форме выход для своего ребенка в силу финансовой ситуации семьи… Словом, сколько родителей — столько и мнений.

А дети… дети — прекрасные барометры и чутко ловят наши, взрослые настроения. И если мама сама терпеть не могла форму в свои школьные годы и лишь скрипя зубами надевает ее на своего собственного ребенка — трудно ждать и от него положительного и уважительного отношения к форменной одежде (особенно если мама высказывает свое мнение вслух).

Итак, какие же плюсы и минусы есть у школьной формы? Нужна ли она, целесообразна ли, какие школьные проблемы она решает, какие — нет, а какие, наоборот, порождает?

Начнем с плохого

Во-первых, форма — это, действительно, уравниловка. У детей (особенно начиная с подросткового возраста, то есть лет с 11−12) совершенно разные фигуры, рост, телосложение. Наконец, у них разный тип внешности. Таким образом, то, что пойдет одному — будет совершенно безобразно смотреться на другом.

Чтобы этого избежать, следует дать возможность выбора фасона в пределах, скажем, единой ткани, цветовой гаммы и набора предметов (костюмы, юбки, жилетки — из одной ткани, но с вариациями покроя под разные фигуры). Однако — где это видано, где это слыхано, где это делается, кому это по карману? Можно по пальцам пересчитать такие школы, увы.

Зачем нужна школьная форма?
Фото: Depositphotos

Во-вторых, форма лишь в идеале должна быть комфортной и красивой. Однако реальность зачастую вносит свои коррективы: во многих школах цветовую гамму и ткань не согласовывают с родителями, а делают по принципу «так получилось». В соседней школе ввели форму совершенно чудовищной расцветки (в красно-зеленую клетку) только потому, что такую ткань закупили по дешевке «по каналам» директрисы.

В-третьих, форма угнетает детей своим однообразием. Каждый день школьной жизни — одно и то же! Это и правда надоедает, особенно с того возраста, когда дети становятся неравнодушны к своему внешнему виду и им хочется нравиться одноклассникам и одноклассницам. Правда, здесь изобретательные школьники (и особенно школьницы) всегда найдут выход, чем выделиться и как отличиться. Хорошо, если они додумываются сделать это с помощью деталей одежды.

Помню, чего только мы ни делали в рамках дозволенного: форму украшали и воротничками необычными, и манжетами, и передники шили красивые — девочки всегда найдут способ украсить себя. А уж длина! Да и мальчишки всегда могли надеть необычную рубашку, подтяжки, ремень — кто во что горазд. Гораздо хуже, если для обращения на себя внимания в ход идут другие приемы, поведенческие. Однако подростковый возраст — и без выпендрежа? Это все равно нереально.

И в-последних, некоторые школы делают из формы дисциплинарный рычаг, способ управлять поведением детей. Если позиция администрации в вопросах соблюдения формы чрезмерно жестка, это должно вас насторожить, как родителей: главная функция школы — учить детей, а не дисциплинировать. И если акцент ставится не на том, то и учиться там будет непросто — ведь обращать внимание, вероятнее всего, будут в первую очередь отнюдь не на качество учебы, а на лояльность и «послушность».

Теперь — о хорошем

Итак, школьная форма позволяет решить следующие задачи.

Первая. Благодаря введению формы дети в школе не могут поразить друг друга именно одеждой — и для учебного процесса это большой плюс: ведь не для того они в школу ходят, в конце концов… Хотелось бы, чтобы об этом помнили и дети, и родители. Выделиться дети и так найдут чем: телефоны, портфели, письменные принадлежности, верхняя одежда, разговоры на тему «у кого какой дом, какая машина», походы друг к другу в гости и совместный досуг — детям будет где проявить себя и помимо сферы одежды.

Зачем нужна школьная форма?
Фото: Depositphotos

Социальное и материальное положение разных семей и так ни для кого из детей в классе не секрет, об этом и говорят теперь свободно, да и дети не хуже (а то и лучше) нас знают, что сколько стоит. Так что «решить проблему социального неравенства» форма, увы, не сможет. Однако имущественное неравенство переносится гораздо легче, когда хотя бы во время учебного процесса (а ведь это основная школьная функция) одежда у всех одинаковая.

Да просто поставьте себя на их место: некто в шикарном костюме ведёт с вами важный разговор, застигнув вас в неподходящей одежде — повседневной домашней футболке или в старом свитере… Как вы себя почувствуете? А теперь вообразите тот же разговор, когда и вы в деловом костюме, даже не в таком дорогом. Когда будет комфортнее?

Вторая. Когда я была школьницей, то есть в перестроечные времена, финансовое положение было очень напряженным у подавляющего большинства населения, и форма была хорошим выходом из положения для многих. Наши времена — с учетом кризиса — обещают быть не лучше, поэтому форму можно вновь считать неплохим материальным подспорьем: все же один набор одежек дешевле нескольких. Правда, некоторые школы ухитряются сделать на этом бизнес и форма получается совсем недешевой — но это уж на совести администрации.

Третья. Дети выглядят не разношерстной массой, а некой целостностью, и это полезно и в смысле эстетики, и в смысле психологии — дополнительный момент, сплачивающий группу в коллектив, позволяющий воспитать так называемую «корпоративную культуру».

Зачем нужна школьная форма?
Фото: Depositphotos

К примеру, дочь моих друзей (ей 14) учится в Великобритании, в ее учебном заведении форма обязательна (как и во всех «хороших» школах — это традиции, сложившиеся веками). И девочка (подросток!) ею гордится — как гордится и вообще принадлежностью к этому учебному заведению. И правда, форма очень красивая.

Четвертая. Не у всех детей и их родителей есть вкус, поэтому современные школьники бывают одеты ну просто чудовищно. И нередко бывает, что и дорого, и чудовищно — «в одном флаконе», ведь эстетика зависит отнюдь не от материальных возможностей семьи. А форма, если подобрана удачно и хорошо пошита, эти моменты убирает.

Пятая. В период пубертата девочки активно стремятся привлечь к себе внимание. При помощи повседневной одежды они получают порой просто невероятные результаты. Нередко приходят на занятия в прозрачных блузках с полупрозрачными лифчиками или в таких юбках-поясах, в которых категорически нельзя наклоняться — только приседать (привет шестидесятым!). Или же в джинсах с низким поясом, в которых тоже лучше стоять ровно, как оловянный солдатик: любое движение вперед извлекает на всеобщее обозрение трусики и половину попы.

Со стопроцентной гарантией могу сказать, что если девушка одета именно так, то что бы она ни говорила, но мысли у нее будут не об учебе — равно как и у всей мальчуковой половины класса. И, как следствие, у девичьей тоже. Не стоит себя обманывать, физиология есть физиология, особенно — щедро подогретая гормонами. И тут дело не в высокой морали администрации, а в том, что они элементарно не хотят тратить свое время впустую.

Зачем нужна школьная форма?
Фото: Depositphotos

Как видите, плюсов все же больше, нежели минусов, хоть и не намного. Однако в вашей власти выбирать, какие аргументы для вас более значимы. Ведь форма — неизбежная данность во многих школах, так не лучше ли, не имея возможности изменить обстоятельства, изменить свое к ним отношение и увидеть позитив там, где, на первый взгляд, его нет и быть не может? А приняв ситуацию, ее всегда можно обратить в свою пользу: ну как минимум вам и вашему ребенку будет легче жить — одним раздражающим и напрягающим моментом меньше.

Статья опубликована в выпуске 30.06.2017
Обновлено 31.07.2023

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Наталья Проценко,
    Забавно бывает, когда не школьник\ца, а студентка приходит на зачет в супермини, топике и с пупочным пирсингом, а её бой-френд - в рваных джинсах и футболке с надписью "Рок ещё жив!". И попробуй этой категории не поставь зачёт - они сразу жалуются в студсовет ввиду "наступления препода" на демократические основы университетского самоуправления.

    Оценка статьи: 5

    • - - Читатель 25 сентября 2020 в 12:10 отредактирован 25 сентября 2020 в 22:23 Сообщить модератору

      Василий Россихин, согласен, забавно. Но рискну предположить, что эта проблема воспитания стиля и этикета у молодого поколения. Если бы родители обсуждали с детьми, что одевать в школу, то проблема бы решалась на уровне школы, а если есть единая форма, то и обсуждать нечего. Форма закончилась - вырвались на свободу (тот же принцип, что и поведение некоторых десантников (про которых ходят байки и анекдоты) на День ВДВ, когда они вне части в увольнении).

  • Nurai Malibek Читатель 3 сентября 2017 в 13:40 отредактирован 23 мая 2018 в 08:04 Сообщить модератору

    считаю что это типа дисциплина школьников, надеть школьную форму входят-это правило, мне очень нравится корейские и японские формы, купили в магазин форму, выглядит как офисная леди

  • Мария Роршах Читатель 7 июня 2013 в 12:26 отредактирован 27 мая 2018 в 19:40 Сообщить модератору

    а почему бы и не поставить зачет? я уверена, что не всем Ваш костюм по душе, но это не делает Вас хуже, как человека, верно? так по какой такой причине вы хотите обделить свободомыслящих? в 21 веке, как мне кажется, не место неразумным стереотипам, которые, о человеке с пирсингом говорят как о девианте. не все одинаковые, как могло показаться в СССР, пора это принять и не быть доисторическими занудами

  • Имя неизвестно Читатель 30 января 2014 в 09:32 отредактирован 27 мая 2018 в 11:22 Сообщить модератору

    Форма нужна и все это понимают. Самая большая проблема как будут одеваться школы - здесь огромное поле для административного ресурса. Что бы у родителей не осталось никакого осадка о его причастности: выбор цвета, фасона и особенно фирмы - производителя (которые не всегда честно лоббируют свои интересы и зачастую "говорят" только то, что им выгодно) проводить более прозрачно совместно с учениками и родителями.Идеальный вариант: когда выбирается цвет, фасон, а производитель на усмотрение родителей.

  • Кира Чивадзе Читатель 9 апреля 2017 в 12:30 отредактирован 23 мая 2018 в 14:52 Сообщить модератору

    Говорю как ученица обычной школы с формой.
    Почему вы все думаете,что школьная форма нужна и так хороша?
    Да она нам жизнь портит!Какого черта мы должны выглядеть все однообразно?
    Нам хочеться одеваться,как мы захотим ,а не как нам скажут в школе.
    Осенью и весной,хочеться ходить в рваных джинсах,в худи и тп, а если в шкалку одел это, то все - трагедия.Ходим как дебилы отбитые, в этих широких брюках и "кофточках" нежно розового и голубого цветов.
    Не уж то не понимают, что у всех стиль одежды разный?
    Конечно не понимают, они сами не знают что это такое.
    А почему в Америке уважают взгляды детей?
    Да и не только там...
    Почему в странах СНГ все должны ходить в форме?????
    1)В школу мы ходим учиться,а не ходить как роботы (одинаково)
    2)Не у всех есть деньги, чтобы покупать школьную форму каждый год, так как ребенок растет
    3)У каждого свои предпочтения в одежде
    4)Форма наоборот унижает личность ребенка
    5)Она не удобная
    Делаю вывод,что форма НИКОМУ НАХРЕН НЕ НУЖНА

    • Александр Овчаров Читатель 23 октября 2019 в 15:26 отредактирован 23 октября 2019 в 19:09 Сообщить модератору

      Кира Чивадзе, ммм.. во-первых. В США, в престижных школах, есть форма.
      Второе. Одежда мозгов не добавит. Поэтому, что бы не ходить "как дебилы отбитые", подтяните грамматику, орфографию и пунктуацию.

      • - - Читатель 25 сентября 2020 в 12:06 отредактирован 26 сентября 2020 в 17:01 Сообщить модератору

        Александр Овчаров, форма есть и в США, и в Великобритании во многих частных школах. Но зачем копировать пережитки прошлого или другие недостатки традиций этих стран? Ключевой вопрос - знания, а когда у родителей часто нет денег на отдельный ноутбук для ребенка или другие нужные расходы по учебе, единая форма выглядит как расточительство.

    • - - Читатель 25 сентября 2020 в 12:01 отредактирован 26 сентября 2020 в 07:55 Сообщить модератору

      Кира Чивадзе, в целом, согласен с постом. Рекомендую писать вежливее и менее эмоционально.
      На самом деле, важны знания, получаемые в школе и других учебных заведениях, а не форма.
      Поясню свой взгляд на вопрос (сейчас я уже сам преподаю в вузе, но когда был в школе - это были 90-е, и никакой формы не было).
      Я против школьной формы по следующим причинам.
      1. У школьников должен формироваться вкус и нормы приличия, и будет лучше, если дети в школе узнают, что и куда можно (и лучше) одевать и как производить впечатление. Если все в одной форме, то нет смысла обсуждать, что и куда можно (и лучше) одевать. Последствия этого видны позже у студентов где-нибудь на лекции - кто-то из девушек в спортивной кофте, кто-то в вечернем платье с глубоким вырезом. Честно говоря, в стенах дворца 18 или 19 века это все днем на лекции выглядит нелепо. Мне просто жаль, что у некоторых студентов (далеко не у всех, а у меньшинства) вообще пропущена эта часть обучения стилю одежды.
      Я не считаю, что пафосная школьная форма или, напротив, рваные джинсы - это нормально, и выступаю за повседневный стиль одежды (типа casual - например, джинсы и блейзер для парней), но эти вопросы должны решаться в рамках приличия.
      Дам совет по поводу худи, рваных джинсов и прочего: я рекомендую за годы школы научиться правильно выбирать стиль для каждого мероприятия и производить нужное впечатление - это актуально во взрослой жизни: удачно выбранная одежда и макияж часто могут помочь получить нужную работу, заказ, презентабельно выглядеть в глазах преподавателей, деловых партнеров и работодателей.
      Часто говорят, что на работе часто тоже есть форма, но 1. работу можно выбирать, а школу без формы сейчас еще поискать и 2. часто форма на работе является специализированной рабочей одеждой, и тогда ее применение просто необходимо из соображений безопасности и охраны труда (все рабочие специальности).
      2. Цена формы - всегда одни родители будут хотеть сэкономить деньги, а другие (те, кто богаче) будут жаловаться на низкое качество материалов и неудобство.
      3. Те, кто из родителей, кто беднее, часто говорят про то, что форма уравнивает, но 1. дети всегда найдут, как показать статус родителей - телефоны, ручки, портфели и т.д. и т.п., это все вопрос культуры и воспитания и 2. надо не прятать голову в песок, а готовить ребенка к взрослой жизни, чтобы на примере детей богатых снобов он видел, каким не надо быть.
      3. Вопрос коррупции школьной администрации при выборе производителя формы.
      Можно еще много написать, но нет времени.
      Напишу ответы на некоторые вопросы.
      "Почему в странах СНГ все должны ходить в форме?????"
      Тут все просто: в наши дни государства СНГ, недавно бывшие СССР, хотят, чтобы люди были максимально похожи во взглядах на жизнь и управляемы в своих действиях. Люди привыкли к этому - это заметно по комментариям многих здесь и на других сайтах.
      Есть еще одна причина: в условиях падения реального уровня образования (это тоже заметно по комментариям), очень удобно бороться за внешний вид - результаты видны сразу на первой же фотографии. Одним словом, имитация бурной деятельности (ИБД) со стороны государства, школы, отдельных родителей. Например, в Германии, где 2-3 иностранных языка в школах, уровень технического образования университетов виден на примере немецких автомобилей, всеобщую школьную форму никто не обсуждает. Вместо ИБД там достаточно реальной деятельности в образовании.
      С доводами 1-5 согласен.

  • Ники Эш Читатель 18 августа 2017 в 03:52 отредактирован 23 мая 2018 в 10:08 Сообщить модератору

    Эх, а ведь знаете, это все довольно печально. Ведь по сути, если немного подумать, то в школьной форме нет никакого смысла. Грубо говоря, она нужна, что бы дети не отличались друг от друга и отпрыски из бедных семей не стремались, чувствуя что их одежда хуже других (но кому какое дело? Тех, кто не способен постоять за себя, в любом случае будут унижать, форма тут никак не поможет).
    В престижных заведениях это нужно, молчу.
    Но блен, зачем заставлять подростка напяливать на себя юбку, только затем, что бы она была единым целым со своими одноклассниками, которые гнобят и унижают ее? А как насчет комплексов, которые у многих сейчас неплохо так развиты? Не будет ли именно это причинять дискомфорт? Окей, если материал одежды удобен, можно и потерпеть, но найти подобное довольно сложно.
    Дать подросткам носить удобную повседневку, что бы они могли чувствовать себя нормально и не отвлекаться на неудобную форму? Не-не-не, давайте лучше загоним подростков в тупые рамки и будем делать их школьные будни еще хуже. Гениально.
    Глупо, да, но у меня продолжает гореть с этих чудных правил.

  • виталий данилов Читатель 4 мая 2009 в 05:54 отредактирован 4 мая 2009 в 06:00 Сообщить модератору

    А что тут комментировать?Форма обозначает,что этот человек является учеником именно этой школы или сотрудником именно этой компании.И везде надо выделяться не формой а другими делами.А школьную форму сохраняли со времен Николая второго и никто не роптал.А выпендрица и себя показать это не к форме,это уже вне ее.Может на вечеринках после школы.Вот кого пригласят и будет иметь значение.

  • Магдалина Гросс Магдалина Гросс Грандмастер 28 сентября 2019 в 20:29 отредактирован 28 сентября 2019 в 20:31 Сообщить модератору

    Форма организует. Как в армии, хотя, может быть, сравнение не очень удачное. Когда читаешь такие слова, что форма на хрен никому не нужна - всё-таки думаю, что это не так. Когда приходишь в класс (а мне немного довелось работать в школе) и перед тобой - одежда всех цветов и оттенков - сосредоточиться трудно.

  • Имя неизвестно Читатель 28 сентября 2019 в 20:30 отредактирован 28 сентября 2019 в 21:05 Сообщить модератору

    Любой дресс-код, как и устав, как режим дня дисциплинирует, не даёт возможности отвлекаться и полностью погрузиться в учебный процесс. Он жолжен присутствовать не только в одежде, но и в прическе и макияже.
    А то ведь сидят ряженые с выбритыми висками и в одеждах ярких расцветок, да ещё и погрузившись в гаджеты, в потом все такие уставшие и нервные с проблемами зрения.
    Форма никогда и никому не нравилась, мальчишкам-то всегда было по барабану, но и клоунами в одежде они быть не стремились, девчонки украшали себя как могли, но в рамках, делали воротнички и манжеты из разного кружева и шитья, разных фасонов были платья и фартуки, у кого-то просто прямое платьишко, а у кого-то юбка плисе или гофре, а на лифе складочки или защипы. И длина юбок варьировалась, но в пределах разумного. И никаких помад и тушей... Если это читают мамы и девочки: нет ничего прекрасней свежей девичьей кожи и губ, и никакие краски не сделают лучше ваш естественный цвет волос. Обычное изменение стрижки может вас изменить и сделать неповторимой.

  • Артур Хансен Читатель 25 августа 2020 в 12:29 отредактирован 25 августа 2020 в 12:46 Сообщить модератору

    Школьная форма бесполезный пережиток прошлого. Помимо этого еще приводящий к дополнительным тратам семейного бюджета. Школьную форму заставляют носить во всех диктаторских режимах и ряде западных стран, где остались пережитки прошлого имперского мышления.
    Те кто мотивирует необходимость ношения школьной формы тем, что в компаниях тоже носят свою форму - так это полный бред. В компаниях работникам платят заработную плату. Это совсем разные вещи.
    Самое главное доказательство того, что форма не нужна - это скандинавские страны. Там детей не заставляют носить школьную форму, и тем не менее они живут гораздо лучше вас и жителей любой другой страны где форма обязательна.