• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анна Бердникова Грандмастер

Сколько стоит «пятерка»?

Стоит ли платить ребенку деньги за хорошие отметки? Давайте более детально рассмотрим феномен школьной отметки. Это субъективная оценка учителем уровня знаний ученика по определенному предмету. Традиционно ей приписывается функция критерия качества обучения.

Смысл школьной оценки как своего рода обратной связи от учителя к ученику — дать понять последнему, с каким качеством он выполнил то или иное задание. Как будто без этой отметки ученик не узнает, хорошо или плохо он подготовился. Также оценка становится инструментом взаимодействия учителя и родителей. Изучая дневник своего ребенка, родитель составляет представление о том, насколько продуктивно осваивается школьная программа.

При этом часто взрослые сами воспринимают оценку как сверхценность и внушают это трепетное отношение своим детям. Таким образом, в ребенке культивируется чувство, что от школьных отметок зависят одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера и жизненный успех в целом. Однако следует заметить, что сама отметка ничего не создает в педагогике и ничего не стоит. Она относительна.

Перед учителем всегда стоит вопрос: какого ученика мы должны поощрять? Того, кто получил «5» и реализовал только 20% своих возможностей, или того, кто получил «3» и выложился на 102%? Каждый ребенок — это индивидуальная личность. У всех учеников разные способности и возможности. Отметку ставить за абсолютный объем знаний? Или за дельту изменений? Ведь если в начале года ребенок в диктанте делает двадцать пять ошибок, а в конце — только пять, то налицо колоссальный прогресс, а формально и в первом случае «два» и во втором.

Еще один немаловажный момент заключается в том, что учитель пользуется в настоящее время трехбалльной системой оценивания. Единица — отметка, которая может быть поставлена в журнал в целях последующего исправления. В школьной среде существует мнение, что в качестве отметки единицу может поставить учитель, у которого сдали нервы. Ведь отметка, указывающая на полное отсутствие знаний — двойка, именно ее обычно получает ученик, абсолютно не готовый к уроку.

Большое количество отрицательных отметок в журнале побуждает администрацию школы более пристально взглянуть на деятельность педагога, снижающего таким образом общую успеваемость школы. Учителю затруднительно ставить текущие неудовлетворительные отметки, потому что ему же потом придется тратить силы и время, побуждая ребенка их исправлять, выравнивая успеваемость. Следовательно, снижается уровень требований, предъявляемых к знаниям, оцениваемым положительными отметками, что обусловлено школьной системой.

При оценивании не стоит сбрасывать со счетов также ригидность восприятия ученика учителем. Другими словами, если ученик, который еле-еле на троечку учился по русскому языку, вдруг начнет писать отличные сочинения, то редкому учителю будет легко перестроиться и оценить бывшего слабого троечника на «отлично».

Теперь вернемся к первоначальному вопросу об уместности оплаты хороших отметок. Задача ребенка в школе — получение знаний и развитие. При оплате именно определенной отметки ученик начинает стремиться не к наращиванию массива знаний, а к получению конкретной отметки, не всегда честными методами. В сознании ребенка происходит подмена: не важно, что ты знаешь, важно, что тебе удалось получить за это пятерку. Цель начинает оправдывать средства.

Душевные переживания ребенка здесь трудно переоценить. Тяжело ребенку приходится. Ведь деньги здесь начинают выступать также и эквивалентом родительского одобрения и внимания. Мама гордится дочкой, которой выплачивает зарплату. А дочкой, которой не выплачивает зарплату, не гордится. Как получать родительское внимание в каникулы, например?

Формально ситуация выглядит замечательно: ребенок стремится повышать успеваемость, как будто улучшая качество знаний, но по факту происходит подмена понятий. В результате оплата отметок приводит к их первичности в сознании ребенка, развитие и обучение уходят на второй или даже более дальний план.

Статья опубликована в выпуске 15.06.2009

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Грандмастер 15 июня 2009 в 02:39 отредактирован 15 июня 2009 в 02:40 Сообщить модератору

    Вот давать за оценки деньги, причём в фиксированном размере - это ставить крест на образовании. Я помню, что ради денег готов был напрячься и вызубрить что угодно, и отвечал в итоге на "пять", но знания-то в голове не откладывались. Я щитаю, что нужно терпимее относиться к тому, что ребёнок - троечник, лишь бы хоть что-то извлекал из школьной программы. Тем более что даже те, у кого много двоек, хорошо успевают по каким-то отдельным предметам, не исключая, казалось бы, самых закоренелых оболтусов.
    Вон же был мультик про двоечника, у которого тем не менее не было ни одной двойки по пению, а была пятёрка.

  • Анна Бердникова, вот оно где и выплыло! ТО, о чем я тут в последнее время и плакалась - нарушение динамического стереотипа успех-деньги-успех. Если дитя не в спецшколе для УО, то на старте все равны. У нас система градации при трехмерной АВС имеет еще сто (100) подгрейдов. Вы хотите, чтобы ваш труд был дифференцированно оплачен - так же и ребенок! Да, надо стимулировать. Надо выработать прямую связь в сознании ребенка с усилием и вознаграждением. Возьмем стобальную систему и разделим доллар на центы. Ведь так все просто. Без стимула и ишак не пошагает. И не деньги обязательно - есть другие системы стимулирования: выбирай любую.

    Оценка статьи: 4

    • Лаура Ли, на мой взгляд, при оплате отметок смещаются акценты с получения знаний на получение пятерок. Тогда ребенок учится не новым более продуктивным способам получения знаний, а новым способам получения пятерок.

      Согласна, что усилия должны вознаграждаться. Но является ли пятерка именно усилием? Связанным при том с повышением собственного уровня обученности? Если не пятерка, то что может стать критерием приложения усилий? Например, количество проведенного за уроками времени... тоже не факт, что это критерий. Поэтому раз не удается выделить достоверный критерий приложения усилий, то, мне кажется, лучше и не привязываться к фиксированным материальным формам вознаграждения.

      • Аня, Аня, Аня - почему американский ребенок не смещает акцентов? Он учится ради карьеры чтоб дворы не подметать, а деньги (или подарки, или что хотите) являются для него домашней пятеркой. Как же так, он старался - ему в школе поставили А, а дома - фигу? Потом кто как страется - кто усидчивостью (временем), кто вниманием на уроках, кто интересом к предмету на энтузиазме. Но вообще, признаюсь честно, что из того, что я знаю, у нас настолько разная система обучения, что и сравнивать мне не резон - у нас она направлена на самостоятельный поиск информации, а у вас - на усвоение кургузого школьного минимума. У нас отсекается все лишнее из знаний, а углубляется в сферу профориентации ребенка. Я сомневаюсь, что современному обществу нужен рзаносторонний пятерочник со средним образованием - нужен спец, но глубокий. И мне плевать, если мой врач не читал Гамлета. Понимаете о чем я?

        Оценка статьи: 4

        • Лаура Ли, я полностью согласна, что к врачу ходят не рассуждать о Шекспире. Врачу важно ,чтобы были прочитаны необходимые для наращивания профессиональной компетенции медицинские книги.

          Не знаю, как строятся отношения учитель-ученик в американской и за счет чего достигается объективность оценки. В нашей школе оценка - далеко не всегда объективный показатель затраченных усилий. Отметка запросто может стать выше благодаря участию мамы ребенка в заклеивании окон... Поэтому производить оплату по такому формальному показателю как отметка, вовсе не означает стимулировать тягу к знаниям.

          • Анна Бердникова, система контроля знаний построена так, чтобы предвзятости случиться не могло - на контрольный листок накладывается трафаретная сетка как при сдаче на права теории. А в расплывчатых науках, где пишутся рефераты всегда идет коллегиальная оценка плюс обсуждение в классе. Насчет мытья ококн - ой, как знакомо А еще чей мама-мама может достать на ремонт школы...

            Оценка статьи: 4

  • Катерина Богданова Катерина Богданова Грандмастер 15 июня 2009 в 08:15 отредактирован 15 июня 2009 в 08:16 Сообщить модератору

    А я вот сторонник того, чтобы не платить ЗА ОЦЕНКИ. И не ругать. У нас в самом деле сложился стереотип - нужно хорошо учиться, иначе пойдешь в дворники и т.п. А это крайне неправильно. Если же у ребенка с первых классов не сложились отношения со школой, вина не всегда в ребенке - в педагоге тоже. Мне вот довелось недавно побывать на выпускном одной школы. После того, как директор устроила спич на целый час, я поняла, что в этом учебном заведении мой ребенок учиться не будет. Потому что это были нравоучения, обвинения, обличения. А кому это надо на пороге школы?

    А платить можно за что-то другое - действительно выполненную работу. Мне мама давала деньги за то, что я на каникулах смотрела своего младшего брата. Целый день, пока мама работала на подмене отпусков.

  • Андрей Десятников Андрей Десятников Профессионал 15 июня 2009 в 14:59 отредактирован 15 июня 2009 в 15:02 Сообщить модератору

    Всё это так, и упомянутые аргументы справедливы... А платить или нет - в том или ином виде - тоже вопрос.

    По поводу оценок хотел сказать. "Ведь если в начале года ребенок в диктанте делает двадцать пять ошибок, а в конце – только пять, то налицо колоссальный прогресс, а формально и в первом случае «два» и во втором."

    А потом эти детки, которых поощряли за прогресс от 25 ошибок к 5, становятся, например, врачами. Или банкирами, которые делают ставки на то, что стоимость активов всё время повышается, и устраивают нам глобальный кризис. При пятибалльной системе оценок любая оценка, кроме "пятёрки", означает, что работа выполнена с ошибками. Требования средней школы рассчитаны на среднего ребёнка, и если он систематически "не успевает", оценки сигнализируют об этом родителям.

    В чём проблема? В том, чтобы оценивать знания, умения или качество выполненной работы оценкой? Или в том, что оценка субъективна?

  • Мне кажется оценки это вообще не главное. Какая разница пятерка или тройка. Главное чтобы ребенок был счастлив и занимался теми предметами, которые ему интересны.

    • Виктория Белкина, а вот это правильно, пока в России в старших классах не разрешили выбирать курсы предметов по ориентации на колледж. Если у меня двойка по химии, а ориентируюсь на филфак, так и леший с ним. Но зато по гуманитарным предметам я буду стимулировать труд быть оплаченным - это основное финансовое правило во всем мире.

      Оценка статьи: 4

      • Лаура Ли, да... А у нас в Беларуси при поступлении в вуз учитывается даже средний балл аттестата - по мне, так полный бред.

        • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 16 июня 2009 в 22:43 отредактирован 16 июня 2009 в 22:43 Сообщить модератору

          Катерина Богданова, именно так: он идет на химфак, а ему по труду и физвоспитанию выводят средняшку. Я вам сейчас больше скажу - узкие профи в США и высокого ранга руководители специально скрывают, что они читают худ.лит - они должны читать только спецлитературу! Начальство должно видеть, что они повышают уровень, а не лапшу читают. Наши дети с 9 по 12 класс сами выбирают предметы, их оценивают в целом по стобальному критерию. Он заканчивает, допустим с 86 - его универ принимает с 80 и выше. Смысл вступительных экзаменов отпадает - зачем дублировать? И в школе нет никаких выпускных. Зачем, если все дисциплины уже выведены к баллу за 3 года. Так надежней, т.к. любой экзамен имеет элемент случайности и везения или невезения. А три года ступенчатой аттестации говорят сами за себя.

          Оценка статьи: 4