• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Среднее образование в Израиле - что необычного? Средняя школа

Рассказывает девушка, которая приехала в Израиль в возрасте 15 лет: «Я приехала сюда и когда начала учиться здесь в школе… Немножечко разленилась, потому что политика здесь — каждый ученик отвечает сам за себя. И никто не заставляет. А мы привыкли, что учителя нас пасли, звонили домой, требовали, чтобы мы не пропускали уроки. А тут вдруг такая свобода! Естественно, все расслабились, никто не учился. Ну, мы были детьми. Перед армией — ветер в голове!»

Можно добавить к этому, что постоянное ожидание терактов, каких-то военных действий, неизвестность — сколько ты еще проживешь… Все это действует на молодежь не так, как хотелось бы родителям. Дети хотят успеть взять от жизни все. Поэтому многие начинают всерьез задумываться о завершении образования только после армейской службы.

И нет смысла жаловаться на то, что и учителя не те, и ученики сегодня хуже, чем вчера, и методики никуда не годятся, и сама система от чего-то отстает. Главное: если ученик выходит из школы и хочет продолжать образование — школьных знаний вполне для этого хватает.

Возможности продолжения учебы зависят от нескольких составляющих: уровня аттестата зрелости, средних оценок по профилирующим предметам (в аттестате зрелости) и оценки по психометрии. Приемная комиссия рассматривает документы поступающего и выдает ему список рекомендуемых направлений учебы.

В Израиле существует три градации аттестата зрелости: 3 единицы, 4 единицы и 5 единиц. По результатам контрольных работ, проводимых в 9 классе (всего — 12 лет обучения), определяется возможность получения одной из градаций. Если ученик пишет контрольную для аттестата на 80 (при 100-балльной системе оценки), он может получить аттестат на 4 единицы. А если ниже — 3 единицы. Иными словами, в 9 классе ученик сам выбирает себе сложность своего аттестата зрелости. При поступлении в вуз оценка по конкретному предмету, стоящая в аттестате на 5 единиц, умножается на 25, а оценка из аттестата на 4 единицы умножается на 12,5.

Вот как описывает эту систему выпускник школы, а сейчас — студент университета: «Разница в объеме материала, насколько глубоко этот материал изучается, сложность задач. Допустим, на 3 единицы: у тебя все данные есть, тебе нужно только поставить в формулу и решить. На 4 единицы: тебе нужно найти какие-то данные, потом с помощью этих данных решить задачу. На 5 единиц: там уже требуется поразмыслить, требуются более глубокие знания. Может быть, использовать теоремы. Не просто подставить в формулу».

Естественно, аттестат нужен для продолжения учебы. Но и то не везде: есть много частных учебных заведений, где можно продолжать образование, не имея аттестата зрелости.

Из продолжения разговора со студентом:

 — Ты как считаешь, то, что здесь делается — это вообще нормально? Или есть какие-то провалы?

 — Конечно, есть провалы, потому что люди не учат… Я здесь не учил ни географию, ни биологию, ни химию. Потому что я выбрал себе физику. И для минимального уровня аттестата зрелости этого достаточно. Человек отбрасывает предметы, которые ему не нужны. Есть люди, которые учили социологию, ТаНаХ и историю на 5 единиц. Английский, математика и все остальное у них на самом низком уровне. Физику учить все как бы не обязаны. Можно позволить себе не учить вообще. Но английский, математика… И это в конечном итоге им не портило аттестат. Допустим, человек из религиозной семьи хорошо знает ТаНаХ и другие вещи… Он сразу может взять 5 единиц ТаНаХа (минимальное по ТаНаХу — 2 единицы). (ТаНаХ — это священные книги иудеев, в которые входит и Тора, в христианстве называемая Ветхий Завет. Изучение ТаНаХа важно потому, что в языковой культуре израильтян поражает обилие цитат из священных книг — Б.Р.)

 — И в любом случае это открывает ему дорогу для общественных наук. Если он хочет изучать социологию…

 — Конечно. Математика решает все при поступлении только в технические учебные заведения. С 3 единицами математики туда никто не возьмет. Даже не будут смотреть. С 4 возьмут в большинстве колледжей. И даже в университетах можно попасть на большинство факультетов. А если 5 единиц по математике — сразу смотрят на психометрию.

Психометрия — это экзамен на способность применить полученные в школе знания по всем предметам. Сюда же включаются задачи по логике, теории вероятностей. Отзывы сдававших психометрию (с форума): «Большая часть логики — расположения, опыты и правда/ложь. Тексты и дополнение предложений рассчитаны в основном на проверку внимательности и скорости работы — без особо сложных логических построений. Темы текстов: наука (исследование Луны), социология (развитие религиозных норм по Максу Веберу) и история/медицина (развитие модели мозга от Платона до Галена). Уровень — популярный».

Система среднего образования построена на идее: школьник может сконцентрироваться на том, что ему больше нравится и лучше дается. Базовых знаний по остальным дисциплинам достаточно для получения любого образования в дальнейшем (профессионального или университетского). А если у молодого человека возникает потребность дополнить пропуски в школьном курсе — есть вечерние школы, которые помогут это сделать.

Статья опубликована в выпуске 28.09.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • То есть система профильного образования. Профиль ученик подбирает под себя. Разумно. Правда считаю, что есть минимум в других дисциплинах, который должен знать каждый, незавмсимо от профиля. А специализацию считаю необходимой.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Чермных, "есть минимум в других дисциплинах, который должен знать каждый, незавмсимо от профиля." - есть. Нет предметов в школьной программе, которые можно не изучать вообще. Есть предметы, которые можно сдать на самом низком уровне. Главное - чтобы для дальнейшего образования они не понадобились.

  • Борис Рохленко, И так прямо все с самого начала знают, кем будут. Просто класс. Когда я заканчивал школу сто лет назад, то выбор был - от физкультурного до университета на физтех - все нравилось.

    Оценка статьи: 5

    • Ю. Лях, а тут всё как бы автоматически выходит: 15-16-летние выбирают уровень предметов, исходя из "нравится - не нравится", "получается - не получается", и потом перед ними вырисовывается картина, на какие специальности они могут и не могут рассчитывать. Гуманитария по складу ума не заставишь выбрать математику, физику уровня 5 единиц, а если и выберет - не потянет. Технарь не захочет глубоко разбираться в гуманитарных науках. Можно взять и всё по высшему уровню, а если не хватит сил - учителя порекомендуют снизить какие-то предметы.

      • Марианна Власова, Вы взяли крайности - физики и лирики. Но есть несколько химий, биология/зоология/ботаника, спорт, рисование/черчение, пение, в конце концов . Их к чему отнести? И, к ужасу, если все получается и интересно на фоне чисто лирики или физики..... У взрослых другой подход: как/где я буду зарабатывать после вуза, какая будет ситуация на рынке труда к моменту окончания, состояние выбранной области будущего приложения своего труда, стажировки, чтоб семейный бизнес продолжил, если таковой есть и т.д. Вот и выбирают за своих, даже 15-16 летних чад.

        К началу: если учитель по своим критериям говорит, на что ориентироваться - понятно, но не сами дети.

        Оценка статьи: 5

        • Ю. Лях, мы говорим о предметах на аттестат. Рисование и музыка - это в школах с художественным уклоном. Этим можно заниматься серьезно или для души. От этого и зависит выбираемый уровень. Химия и биология - естественные науки, тот, кому они интересны, сможет выбирать между профессиями медика, зоолога, биолога и т.п. Если он при этом собирается автоматизировать сельское хозяйство, то и без математики и компьютеров не обойдется.
          После школы - еще три года армии, как тут можно планировать рынок труда? Можно лишь двигаться в выбранном направлении. И можно, да, во всех сразу, а когда дело дойдет до вуза, 20-летний человек определится. Но кстати - огромное количество израильских выпускников не считают нужным получать багруты, а деньги, которые дает армия на частичную оплату учебы в вузе, проматывают на путешествия. Зато потом если учатся, то сами зарабатывают на учебу. Они вообще самостоятельные, как правило.

          • Марианна Власова, армейские деньги свободно можно использовать только после 7 лет (с момент демобилизации). Если нужны деньги на учебу - учебное заведение выдает просьбу в банк. И только по этой просьбе банк перечисляет учебному заведению деньги. Студент их не видит, но он о них знает.

            • Борис Рохленко, почему-то пропустила этот комментарий. "армейские деньги свободно можно использовать только после 7 лет" - есть способы:

              • Марианна Власова, вероятно, это работает. Только за это надо платить, а сколько? Может быть, это используется массово, но мне об этом ничего неизвестно. Официальной статистики: сколько демобилизованных снимают со своих счетов такие деньги - естественно, нет. Да и каких-то журналистских расследований на эту тему я не встречал (может быть, потому что не интересовался). Если у меня появится что-то новое по этому вопросу, я сообщу.

  • разобрался в той системе

    Интереснейший материал, по разным причинам. Пишет мне сокурсница, которая живёт в Израиле (её сын уже закончил вуз), о своей дочери Николь - как долго Николька идёт из школы домой: то на бабочку засмотрится, то на цветочек, то на котёнка... Учится всего пару лет, младшие классы. А читаю Вашу статью, и как бы вижу их перспективы - что и как. По крайней мере, кажется, чуть-чуть разобрался в той системе.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за комментарии и оценки. Это интервью стало лауреатом конкурса "Золотое перо Руси".