• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Шуваева Мастер

Почему детям трудно учиться?

«Не всем», — справедливо могут возразить многие. Но на сегодня, по оценке практикующих педагогов, почти половина первоклассников испытывают трудности в учёбе. Умственные способности таких детей, как правило, вполне нормальны, но развитие более сложных форм мышления у них проходит медленнее.

Им трудно осознать отношения между общими и частными понятиями, установить связь между частями целого (особенно, если предложить текстовой материал). Эти сложности можно объяснить, в основном, неумением обдумать предложенное задание, сосредоточиться на нём, рассеянным вниманием.

Эти дети особо подвижны, не могут весь урок сидеть за партой, часто встают и ходят по классу среди урока. Хаотичность и «неуправляемость» их движений ярче видна на уроках письма, рисования, ручного труда, то есть тогда, когда нужна целенаправленная работа.

Дело в том, что такие дети ещё не научились формировать отношение к ситуации, не умеют контролировать своё поведение, подавлять импульсивные желания. И, конечно же, они требуют особенного внимания и помощи. От взрослых требуется чёткая организация их работы, терпеливое приучение их к самостоятельному мышлению.

Эти дети быстро устают, поэтому не нужно заставлять ребёнка подолгу сидеть за работой. Если за 25−30 минут не удалось выполнить задание, сделайте перерыв: дайте ребёнку возможность отдохнуть, подвигаться. Приучать к самоконтролю надо без лишней строгости и назидательности, в форме, близкой к игре: а какую отметку ты бы сам себе поставил? А почему нельзя пятёрку? Четвёрку?

Игра занимает большое место в жизни ребёнка, и именно её можно использовать для преодоления отставания. В каждой игре существуют правила, которым ребёнок должен следовать. Так постепенно вырабатывается умение подчинять своё поведение требованиям педагога, формируются волевые качества, необходимые в обучении. Приглядитесь к тому, как играют ваши дети!

В детских садах воспитанников старших групп специально готовят к школе. В семье же часто к семилетнему ребёнку относятся, как к несмышлёнышу. Поэтому черты его незрелости могут остаться незамеченными до момента, пока ребёнок не переступит порог школы.

Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за порученное дело. Пусть это будет какое-нибудь маленькое задание по дому, уход за щенком или выполнение определённой роли в игре. Здесь важна не только исполнительность, но и интерес к результатам собственного труда, готовности и умения преодолевать препятствия.

Педагоги отмечают, что, помимо задержки психического развития, источником бед нередко становятся различные нейропсихологические отклонения. Очень часто детям в школе мешает несовершенство моторики, особенно нечёткость мелких движений. Развивать их помогают такие любимые детьми занятия, как рисование, лепка из пластилина. Ручной труд, умение обращаться с ножницами, красками, клеем, иголкой, аккуратно вырезать из бумаги, делать простые аппликации помогают совершенствовать координацию движений.

Для нормального формирования речи требуется так называемый фонематический слух, то есть умение чётко различать звуки человеческой речи. Дети с тяжёлыми нарушениями фонематического слуха плохо понимают чужую речь и плохо говорят сами. Эти расстройства, конечно, становятся очевидными рано, и такого ребёнка определяют в специальную школу. Но о незначительных нарушениях родители могут и не знать, часто не догадываются о них и педагоги. А ребёнку трудно даются чтение и письмо, он упорно делает, казалась бы, необъяснимые ошибки: вместо «сентябрь» пишет «сендябрь», вместо «липы» — «либы».

Дефекты фонематического слуха мешают различать звонкие и глухие, шипящие и свистящие звуки, затрудняя освоение грамоты. Но в лёгких случаях они преодолимы, если, конечно, с ребёнком будут индивидуально заниматься педагог, родители, логопед.

Трудности в учёбе возникают и у детей, страдающих расстройствами зрения, слуха и речи. И опять, когда эти расстройства выражены явно, меры обычно принимаются, а небольшие нарушения нередко проходят незамеченными. И задержка развития, и нарушение физического состояния, и несовершенство зрения и слуха, и другие расстройства, мешающие ребёнку успешно учиться, поддаются исправлению. Задача родителей — объединить свои усилия с педагогом и врачом. А самое важное — проявить много терпения, внимания, любви к маленькому человеку.

Статья опубликована в выпуске 22.02.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (38):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна, статья хорошая, слов нет, поставил пять. Но меня занимает вопрос, который несколько не по теме статьи: почему в школе не занимался лепкой из пластилина и сочинением стихов, зато учил тригонометрию. Кто-нибудь применял ее во взрослой жизни?

    Оценка статьи: 5

  • такие дети ещё не научились формировать отношение к ситуации, не умеют контролировать своё поведение, подавлять импульсивные желания., что говорить о детях, среди взрослых много таких представителей. Мне кажется причины совершенно в другом

    Оценка статьи: 3

  • Хорошая статья. Только не совсем понятно насчет фонематического слуха.
    Сказано: ...источником бед нередко становятся различные отклонения в развитии слуха и речи.
    Фонематический слух - это скорее проблема восприятия. Правильно я понимаю?
    И согласна с Pisakoй. Из всего курса математики простому смертному нужны несколько вещей: счёт, арифметические действия, пропорции, проценты. Ну, еще график полезно бывает составить. Всё! За что, спрашивается, кровь проливали?
    Алгебра с тригонометрией являлись мне во снах после школы. Для меня другие предметы были бы в 1000 раз полезнее.
    Это я к тому, что программа школьная местами очень тупо устроена, без учета индивидуальных потребностей. в старших классах это особенно актуально.

    Оценка статьи: 4

    • И не только в старших. Математика - гимнастика ума, хоть и не всем дается, а вот зачем в седьмом классе проходят во всех подробностях устройство всех систем организма всех родов живых существ - моллюски, паукообразные, насекомые и т.д. - память тренируют, что ли, неужели не полезнее было бы указать на общие закономерности и главные отличия...
      Дети этого возраста уже очень четко демонстрируют наклонности, по крайней мере разделение на гуманитариев и технарей легко можно провести, а лучше протестировать грамотно и сразу профориентированно обучать.

  • Мне кажется, чем больше внимания уделить в ранних классах, тем легче ребенку потом. И от педагога многое зависит.

    • в младших классах тоже беда. вместо того ,чтобы прививать интерес к чтению, тренируют скорость чтения. Ребенок читает, как автомат, 140 слов в минуту - учитель доволен. Любовь к учебе можно убить таким образом сразу и бесповоротно.
      А что касается "гимнастики ума", то она хороша в разумных пределах. Даже физические нагрузки разные для физкультурников и для настоящих спортсменов. Что же нам всем сальто на брусьях делать?
      То же и здесь.
      По поводу биологии не соглашусь с Марианной. Изучая скелет лягушки, мы как раз познаём её сходство (и отличия) с другими живыми существами. Например, с нами.

      Оценка статьи: 4

      • Хотела ответить каждому, но поняла. что это не нужно. Фонематический слух формируется до года, в процессе гуления и настройки речевого аппарата. Часто у детей он не развивается в силу многих причин. Потом он сам не совершенствуется и его нужно специально развивать.Это с помощью логопеда.
        Школа не выполняет свою основную функцию- учиться думать и самому учиться. И это ее беда, а не вина. То, что сейчас происходит в ней. нормальный процесс развития- низы не хотят, верхи не могут.Что-нибудь да родится.

        Оценка статьи: 3

        • Школа не выполняет свою основную функцию- учиться думать и самому учиться.

          Да! К огромному сожалению.

          То, что сейчас происходит в ней, нормальный процесс развития

          К сожалению, у нас на виду учебные программы развиваются в сторону еще большей заформализованности.
          Я уже приводила цитаты из наших учителей: "Грамотность - это личное дело каждого, а на ЕГЭ спросят морфологический разбор". "Решать они могут не уметь, а формулы знать должны". Страшно просто.

        • Ну да. Все-таки неразвитый фонематический слух - это не проблема слухового нерва и т.п. , т.е. не слух в медицинском отношении. Поэтому все-таки надо говорить , что фонематический слух - это восприятие фонем, а не "различные отклонения в развитии слуха".
          Иначе можно подумать ,что речь идёт о тугоухости или даже глухоте. А это отдельная, тоже очень важная проблема.

          А школа все-таки виновата. Это наша беда, а ее именно вина.

          Оценка статьи: 4

  • По моему им трудно учиться, потому что они понимают, что им это не нужно!!!

    • Ну ,если совсем ненужно, то они и не учатся. Мало ли балбесов!
      Обидно, что даже светлые головы не могут справиться с этой грудой знаний.

      Оценка статьи: 4

      • Руфина, золотко. Если понимают, что не нужно, то уже не болбесы. А светлые головы - это лапушки - отличники, что ли? Смело.
        По мне так светлые головы, это те, кого вы балбесами назвали.

        Оценка статьи: 3

        • светлые головы отличникаи бывают редко.

          Юрий написал: "По моему им трудно учиться, потому что они понимают, что им это не нужно!!! "
          т.е. учиться ненужно. А светлой голове это как раз нужно. Но светлая голова умеет отсекать лишнее.
          Вина школы в том, что она не даёт человеку такого права и заставляет учить все подряд.
          Да что мы говорим? все уже сказано и сформулировано. В школе преподают много лишнего, и в старших классах ученик может уже сам отделить приоритетные предметы от второстепенных.
          Только активный отбор, активное выстраивание своей учебной стратегии может дать человеку нармальную мотивацию.
          Хочу лечить кошек в клинике, стало быть, нужно учить биологию и химию (будь она не ладна) по особой программе. Остальное - в облегченном варианте. Собираюсь в журналистику - учу по углубленной программе гуманитарные науки.
          что тут непонятного?

          Оценка статьи: 4

          • а если уже 8 класс заканчивается, а кем быть - непонятно? Ну не хочется ничего такого особенно. А порой вообще работать в будущем не хочется. Как быть? Что в таком случае изучать? А таких детей, по отзывам, как СМИ, так и родителей, все больше и больше.
            А жизнь, однако, штука суровая: и все расставит по местам, и все равно заставит выбирать и работать. Так что общее высокое развитие очень даже пригодится. С высокого старта выбор больше, рано или поздно ребенок дозреет и сможет его сделать.
            Лично я не жалею, что пришлось учить тригонометрию в школе, высшую математику в вузе и что легких путей никто не предлагал. Это позволило мне развивать аналитическое мышление, понимать, о чем говорят специалисты не моего профиля (ну, по крайней мере, не выглядеть среди них идиоткой) и оставило шансы на то, что я смогу, если захочу, освоить другую профессию

  • странные ощущения от статьи...

  • Как бывший ребенок, который никогда не мечтал вернуться в детство, могу спросить: а взрослым интересно было бы учиться по тем программам, которые они насоставляли для детей? Взрослые уверены, что повзрослевшим детям действительно понадобится то многообразие сухих, мертвых знаний, которые "проходят" в школе?

    И как этот ребеночек будет успешно учиться, если живет он в обычной квартире с хорошей слышимостью, и даже через две закрытые двери в его комнату из кухни проникают звуки "ящика"? А на кухне мамочка или бабушка смотрит очередной сериал с очередным набором "пиф-паф", истошными криками и прочими атрибутами подобных опусов? Или же, пока ребеночка кормили на той кухне, его уши и глаза "напитались" зрелищем опрокинутого автобуса и лужами крови на асфальте? Если в мозгу у него (у нее) звенят слова какого-нибудь идиотского рекламного слогана вроде: "Стирает отлично, экономит прилично"?

    Не очень-то этично приводить в пример себя (всегда упрекнут в желании покрасоваться). И тем не менее... я никогда не любил школу, учебники и учителей. Если я что-то и умею в этой жизни, то это "что-то" было достигнуто исключительно за счет самообразования.

    • Как я с Вами согласна, Владислав! На счет самообразования! Не знаю, может нам учителя такие попались, но увы... действительно, все что знаю, достигнуто самообразованием. Материал в нашей школе подавался в таком виде, что учить что-либо не было никакого желания, за исключением 3-х учителей, любивших детей и свою работу. Чему может научить "педагог", который говорит "зачем вы все мне нужны, я далеко живу..." - это классный руководитель нам так говорила. Может это ужасно, но каждый раз, проходя мимо школы, я вздыхаю с облегчением...

  • Интересная статья, Таня! Пятерочка!
    Однако я бы сюда еще добавил роль бабушек и дедушек в формировании устойчивого интереса ребенка к знаниям.
    Не только пластилин должен помогать малышу, а вообще совместные походы на природу. При этом нужно не только показывать ребенку, вот это дуб, а это сосна, а это береза, а подавать все в игровой форме. Типа того, давай напишем с тобой сказку об этом дубе или березе. А дальше у кого на что фантазии хватит.
    С одной стороны ребенок запомнит свойства березы, с другой, будет относиться к дереву, как к живому существу. У него никогда не поднимется рука вырезать на зеленом друге: Маша+ Дубровский = любовь...

  • С введением системы Петерсон

    та половина детей, что училась с трудом, пополнилась новобранцами, и выросла примерно до 2/3. Это порядочное свинство - впихивать в детские головы арифметику вкупе с геометрией в первом классе. При том таблица умножения вообще в ближайшие планы не входит. Отменили?.. Кто-то стремится вырастить из российских школьников штампованных американских недоумков, которые сумму 2 и 2 с калькулятором вычисляют.

    • Алгоритмы во втором классе - играючи, это не свинство, это кайф. Как воодушевленно мой ребенок записывал в виде алгоритма технологию приготовления любимого салатика!

      Вся беда системы Петерсон - только в учителях, не умеющих ее применять, которые не могут себе представить, как это так - не выучить правило и применять потом, а дойти до него в процессе. Не просто вызубрить таблицу умножения, а понять, как она формируется. Запоминание приходит само, а умение применять - еще раньше.

      Особенно плохо детям, которые, отучившись 4 года по Петерсон, приходят в среднюю школу к учителям старой закалки и их заставляют зубрить то, до чего они своим умом не дошли, не вывели.

      Система Петерсон - наверное, первая и единственная программа в массовой школе, которая учит детей ДУМАТЬ.

      P.S. Наши дети таблицу умножения с Петерсон учили, только не всю сразу, как мы, а постепенно и осознанно.

      • Думать?

        Вы правда в это верите, Марианна? Каким, позвольте узнать, местом?
        Таблица умножения тем и хороша, что выучив раз, не приходится потом никогда останавливаться на простых перемножениях. Она действует, как упомянутый вами алгоритм, только уже в подсознании. В этом и заключается ее преимущество. А пытаться понять, как она устроена... Вы же не пытаетесь понять, как, например, устроена дверная ручка, зато несколько раз в день ей пользуетесь. Система Петерсон усложнила все простейшее, что ранее предполагалось выучить. И все - раз и навсегда.

        • Мне всегда казалось, что тот, кто усидчиво зубрит - как раз и думает не тем местом.

          Я - не пытаюсь понять, как устроена дверная ручка, а кто-то - пытается и делает ее другой формы - он умеет думать и идти от потребностей, а не от традиций.

          Мне страшно слушать, что детям не надо пытаться чего-то понять, а надо просто выучивать.

          А если студентам сразу задавать выучить формулы высшей математики, без выведения? Получим кучу "ученых", не умеющих понять, что к чему. И не умеющих думать и находить новые закономерности.

          Наши дети заслуживают такого же уважения, как студенты, мозги у них надо развивать с младенчества, а не когда попали в вуз.

          Петерсон - это идеальный инструмент развития математического мышления, это игра такая, учебник не нуждается в сопровождении учителем, делай все подряд и откроется столько интересного...

          • Видимо,

            я нарвался на одного из ярых теоретиков системы П. Ну где я сказал, что не надо учить думать? НЕ НАДО только простое делать сложным. И мусолить из-за этого один раздел годами. Непременно дети думать научатся... И даже самый плохонький преподаватель знает, что есть вещи, которые надо понять, а есть те, что надо просто выучить.

            • Видимо, да.

              И мусолить из-за этого один раздел годами.

              Математика - она такая, что лучше изучать все взаимосвязанные вещи сразу, но двигаясь от простого к сложному во всех разделах.

              Непременно дети думать научатся...

              Не уверена. Сейчас их вообще на сдачу ЕГЭ ориентируют, а не на приобретение реальных знаний и не на размышление.

              Просто выучить - всегда будет легче, предварительно поняв, зачем и почему так происходит.

              Повторяю, все сложности - от косности учителей.

              • Ноги ЕГЭ

                растут оттуда же. И сия инновация столь же полезна.
                Просто выучить - всегда будет легче, предварительно поняв, зачем и почему так происходит
                Марианна, математика тем и хороша, что наука точная. И придание ей относительно абстрактного вида - не лучший метод усвоения базы знаний для изучения в будущем тригонометрии или "вышки". Так, для решения многих задач не столь важно, каково у школьника общее представление косинуса или синуса. Главное - знать формулы. То есть те же алгоритмы. Выведение формул всегда изучается подробно, и этого вполне достаточно. А создание ложных ощущений понимания сути многих тригонометрических символов непременно приведет в тупик.

                А валить все на учителей - и вовсе не выход. Я никакой Петерсон знать не знал, и, думаю теперь, к счастью. Без нее отлично преподавали.

                • Без нее отлично преподавали.

                  Нам с Вами повезло.
                  Я не пошла бы на ПММ, если бы у меня учителя были не такие замечательные.
                  А моему ребенку - повезло, что 4 года учился по Петерсон.

                  придание ей относительно абстрактного вида

                  Вы или давно математике не обучались, или не подумавши сказали. Ну какая математика без абстрактного мышления? Так, калькуляция одна...

                  Программа Петерсон - это очень и очень прикладная математика. И главное в ней - подход "от простого к сложному", от известного к тому, что нужно освоить.

                  • Марианна, вы меня заинтриговали этой системойю. пойду, куплю учебник.
                    в школе я математику ненавидела. И таблицу умножения учила с трудом. Выучила, толькокогда мама объяснила мне её логику.
                    Через много лет я занималась этими детскими задачами с племянниками. только тогда до меня стали доходить какие-то вещи. Когда мы стали своими словами формулировать концепции каких-то правил, дело у племянников пошло лучше. Ведь даже элементарное сложение чимел "через десяток" требует и предметного видения, и понимания.
                    О себе я помню, что когда в первых классах занималась математикой, каждая цифра была для меня как живое существо. между ними происходили какие-то сложниые отношения. Сложение это дружба ,вычитание - ссора. Деление вообще равносильно расстрелу. а если появляются какие-то скобки - это слишком напоминает изоляцию.
                    Все это мешало ведению простых арифметических подсчетов. Математика осталась для меня закрытой навсегда.
                    Наверно, возьмись я сейчас изучать программу старших классов, я бы поняла ,как это красиво и занимательно. Но что сделано, то сделано. Школа не дала мне из это красоты ничего.

                    Оценка статьи: 4

                    • Я, кстати,

                      тоже к точным наукам никогда не пылал особой любовью. Но если б мне пудрили мозги всякой ахинеей вместо преподавания - точно б неучем остался. В школе должны давать знания, и процесс обучения не всегда (читай - редко) приятен. И коль вы, Руфина, такая впечатлительная, то и сейчас не разберетесь в предмете. Ибо если обычные минусы с плюсами вызывали этакие ассоциации, то что с вами будет, ежели в учебнике вместе с цифрами сплошь всякая лабуда типа картинок, отрезков и пр. И на таблицу умножения плюньте - не всем же Бог память дал емкую.

                      • есть такая вещь - детская психология. Или вы не в курсе?
                        Если вы, Игорь, сумели обойтись без впечатлений, примите мои поздравления.
                        Но даже боюсь представить, кем же вы работаете с таким трезвым взглядом на жизнь. Воображение необходимо абсолютно в любой интеллектуальной профессии.

                        Оценка статьи: 4

  • Хотел написать коротенький комментарий, а получилась целая статья. Предлагаю Вам прочесть ее.
    Заметьте это не ответ на вашу статью, а комментарий к некоторым поднятым вами вопросам. Статья называется так:

    В ЧЕМ ПРИЧИНА НЕУСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ? (КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ ТАТЬЯНЫ ШУВАЕВОЙ)

  • В каком-то учебнике находила четкие параллели между стабильностью политической обстановки в стране во время беременности матери и ростом ребенка. Между прочим, самое высокое поколение - это поколение родившихся в 85-89 годах. Не бросайте в меня тухлыми помидорами - но, может, способности тоже от этого зависят? Все учителя мои закомые твердят, что дети, которым сейчас 14-15 учатся намного хуже, чем те, которым сейчас 18-19...

    • А к обстановке к стране нужно еще прибавить обилие информационного мусора и соблазнов развлечения. Как заставить человека читать или прочто сосредоточиться на работе, если по телевизору сплошные шоу, а на столе ПК сигрушками?

      Оценка статьи: 4