• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марина Калинкина Профессионал

Как обучают детей в детском саду в Германии?

Родители рано утром отводят ребенка в детский сад и оставляют его там с квалифицированными педагогами. В учреждении 5 групп, в каждом от 8 до 12 детей. Каждая группа имеет свое сказочное название и свой цвет. Дети придумывают его сами.

Каждая группа находится в своем отделении (крыле). При этом все дети находятся в одном здании, имеют общий коридор и шкафчики для верхней одежды и сменной обуви. На входе в комнатный блок в группу нарисован сказочный герой, название которого носит группа.
В каждой группе есть игровая комната, кухня для детей, спальная и маленький чердачок, куда детишки могут взобраться по лестнице и поиграть там. Туалет, душ, несколько умывальников и крючки для полотенец рассчитаны на каждого ребенка. При этом над крючками висит фотография ребенка и написано его имя, чтобы дети не перепутали полотенца и соблюдали правила гигиены.

В помещении идеальная чистота. Из окна — вид на природу. На стене висят красочное расписание и дни рождения детей.

Особое внимание нужно уделить цветному изображению птиц на окнах. Обычно в Германии в любом учреждении независимо от характера деятельности на окнах изображены черным цветом птицы — или у окон пекарен, или маленьких магазинчиков стоят черные железные вороны. Интересен тот факт, что даже некоторые немцы не знают, для чего это нужно. Дело в том, что в Германии соблюдают чистоту окон при любой погоде. Птицы могут не заметить окно и пострадать, влетая через него. Именно по этой причине и в детском саду на окнах изображены картинки. Таким образом, любовь в природе и защите окружающей среды в Германии прививаются с детства.

Дети с понедельника по пятницу с 8 утра до 12.00−13.00 находятся в детском саду. Затем родители их забирают домой. В этом детском саду некоторые родители после обеда приводят детей снова в сад. И оставляют их там до 16.00−18.00. С детьми занимаются профессиональные педагоги. Есть и другая форма ухода за детьми. Некоторые дети остаются с утра до 14.00 — 15.00. Они обедают в саду. Затем педагоги занимаются индивидуально или в небольших группах с детьми.

Языковые проблемы имеются не только у детей-иностранцев, но и у немецких. Все дети до 8-ми лет учат язык, поэтому образовательная программа для детей одинакова для всех. На примере детского сада города Бонн можно сказать следующее. Для детей, чье развитие немного отстает от обычного, организуют уроки после обеда. Если же дети-иностранцы не усваивают немецкий язык, как правило, потому что дома они общаются на родном языке (турецком, арабском), то учебные занятия организуют также дополнительно небольшими группами.

Для детей организуются практические занятия и экскурсионные программы, как в школе. Это очень распространено в Германии. Допустим, воспитатели рассказали на занятиях про шоколад и его ингредиенты. Значит, на следующий день дети идут в шоколадный музей или на фабрику, и на месте знакомятся с процедурой приготовления продукта.

Интересную программу по изучению профессий придумали воспитатели немецкого детского сада города Бонн. Они организовали родительское собрание и спросили, могут ли они показать детям свое рабочее место в рабочее время. Таким образом, дети организовано знакомились теоретически с профессией, а практически посещали группой рабочее место родителей. В некоторых случаях руководители предприятий принимали активное участие в данном мероприятии и лично рассказывали о деятельности предприятия в целом.

Детские сады города Кельна при поддержке отдела по интересам детей города Кёльн, подчиненного непосредственно мэрии Кёльна, организуют экскурсию в ботанический сад, на природу. Экскурсия длится 3 часа, с 12.00 до 15.00 и только летом — ранней осенью.

Экскурсовод — специалист государственного учреждения (отдела по интересам детей мэрии Кёльна) с дипломом «социальный работник». Специалист встречает группу детей вместе с воспитателями (максимально 15 человек) и родителями, и начинает знакомство с природой. Экскурсовод спрашивает у детей, как следует вести себя в лесу, в парке и в саду, так как детство — это период активной социализации личности, когда происходит овладение основными нормами поведения, которые усваиваются всю дальнейшую жизнь человека. Специалист рассказывает о том, что нельзя мусорить, наступать на растения и насекомых, ломать ветки деревьев, и необходимо бережно обращаться с животными (белками, кроликами). После этого дети надевают головные уборы и идут за педагогами. Им рассказывают о каждом виде растения, показывают, как следует ухаживать за овощами и фруктами. Детям предлагается назвать овощи, которые они видят перед собой (картофель, морковь, свекла и другие). Затем их учат поливать огород и различать на вкус овощи и фрукты. Для этого дети делятся по парам и одному из них завязывают глаза.

К ним можно отнести две игры. Первая: все (дети и взрослые) встают в круг, держась за руки. Выбираются два человека, которые должны быть в центре этого круга. Одному закрывают глаза повязкой, а другому дают два камешка. Второй игрок должен аккуратно постукивать ими друг о друга, а первый игрок должен идти на звук и поймать его. Если это очень трудно для ребенка, то круг сжимается, и другие участники помогают поймать второго игрока. Другая игра направлена на общение с природой и борьбу с трусостью и страхом. Детей делят на пары и также завязывают глаза одному из них. Затем второй игрок берет за руку первого, у кого завязаны глаза, и молча идет с первым. Ребенок с завязанными глазами должен найти дерево, «познакомиться» с ним, чтобы потом найти его среди всех деревьев, сняв повязку. Интересна реакция всех ребятишек во всех играх. Предусмотрена игра и на внимание. На определенном участке экскурсовод кладет на веточки кустов и деревьев различные предметы, пять штук. Все должны их потом найти.

В результате экскурсии в ботанический сад дети проводят время на свежем воздухе, получая новые полезные знания и после обеда, а это очень важно, так как все дневные учреждения в Германии, как правило, до обеда.

Немаловажное значение для развития детей в детском саду имеет инициатива родителей. Детский сад организует ряд мероприятий с их участием, различного характера. К ним относятся празднование Рождества, Нового года и другие, а также церковных праздников вне зависимости от религиозной принадлежности, например, мусульманского праздника Рамадан.

По инициативе детей и воспитателей организуются сбор пожертвований детским садом для пострадавших людей. Детский сад также развивает и поддерживает международные связи с другими садами вне Германии. Например, дети рисуют, пишут письма и отправляют в один из африканских детских садов. Данная переписка плодотворно влияет на развитие детей.

Статья опубликована в выпуске 23.03.2007

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Благодарю Вас за дискуссию. Статья была написана несколько лет назад, как происходило в то время. Что в настоящий момент, не могу сказать. Однако, в своих работах я всегда уделяю внимание только хорошему. Много пишут и говорят плохого, акцентируют внимание "как все плохо, а вот у них". Всегда есть пессимисты. Что бы не делали, все плохо. По опыту могу сказать, что моя дочь ходила в российский садик три года назад. Который каждый год обещали снести. РУководство ничего не закупало, он выглядил ужасно. Но благодаря коллективу, чистоте, педагогическому составу, замечательному руководству, советской закалке воспитателей - дочь до сих пор помнит его. За год она научилась тому, чему здесь, в Австрии, она только начала проходить в первом классе. Поэтому качество образования выше в России. Все зависит от настроя родителей. В группе было так уютно. возможно, я напишу статью об австрийском опыте (школе и садах). Но знаю одно. Как только закончится командировка: наши дети будут ходить в самый обыкновенный детский сад и школу!

    Отвечаю на вопросы.
    1. В Германии, как и в Австрии, очередь на сады начиная с рождения ребенка. Многие ждут по пять лет. Т.к. с 5 лет посещение детсада обязательное. К примеру, с детьми начинают заниматься (рисовать, лепить, мастерить) только тогда, когда ему исполнится 5 лет. До этого дети рисуют сами по себе, играют в настольные игры, лего. Не разрешается бегать, прыгать, кричать, обижать. Пить дают в течение всего дня только воду. Нет компотов, молока, чая. Это к слову.
    2. Дети спят либо же в этой группе на матрасиках на полу, либо в отдельной комнате на матрасиках, что считаешься роскошью (т.к. аренда помещения дорогая).
    3. Действительно, в зависимости от того, какой это сад (полдня или на целый день), режим питания может не быть предусмотрен, так же, как и сон. Т.е. с 7 утра до 12 дня, малыш может находиться в саду. Но кушать он будет дома. Это все зависит от района, численности группы, финансирования и родителей. В нашем саду родители раз в неделю приносят фрукты, и всю неделю дети кушают фрукты и овощи. Если хочешь отметить день рождения - торт, фрукты, максимум,подарки (конфетки детям). Но обязательно показать воспитателю счет из магазина, где стоит дата покупки. Все должно быть свежее.
    4. Конечно, здесь сопли вытирать в обязанность не входит. Но зато памперсы менять 4-х летним детям входит. Мазать их солнечным кремом тоже входит. Все относительно, смотря с какой стороны посмотреть. Поэтому давайте все хорошее заимствовать и внедрять в нашей стране! Ведь в Берлине внедряют опыт России в детских садах!

    Хорошего учебного года!Спасибо Вам за вопросы!

  • Вот бы нам такие дет. сады. У нас нет никаких программ и детей выводят на экскурсии раз в год. А мероприятия с родителями это вообще предел мечтаний. Если проведут спортландии и на неё придёт кто-нибудь из старшеньких, то это уже огромный плюс для детского сада.

    • Денис, наши тоже не так плохи были. Не знаю как сейчас. Но в США в детские садики из дома каждый родитель свою еду приности, для всех не готовят. Кроваток, чтобы поспать там нет - раскатали надувной матрасик и прилегли в тихий час. Медсестер прививки сделать тоже нет. Каждый сам своего ребенка тащит в поликлинику. Да, группы маленькие, с этим проще. Но мне наши садики больше нравились - у моей дочти тоже были классы, где рисовать учили, читать-писать, танцевать и в зоопарк водили, благо это было рядом. Садик бал обычный, районный. Просто директор была действительно классная! Воспитателей подбирила действительно хороших ! И у нее самой бало трое детей, так что она знала что это такое не по наслышке. Это ведь от конкретного человека часто зависит.

    • Денис Мисюля,
      это враньё! не такие садики. и не мечтайте. Ребенок может брать игрушки по расписанию. Сопли у ребенка воспитатель вытереть не может. Это не входит в его обязанности. Детских красочных красивых площадок НЕТ!!! Никакого понятия "веранда" и т.п. не существует. Практически все сады без детских площадок. Садик БЕЗ ЕДЫ!!!кормить ребенка в саду нельзя. Садик только до обеда! А дальше, товарищи HERRы сами. Хорошие садики есть, но они дорогие и не для смертных. В РФ с этим тоже самое. Но среднестатестический садик в РФ намного удобнее, красочнее, добрее, внимательнее в ребенку и человечнее.

  • интересно...О наших и не хочется рассказывать...Стыдно!А во многих городах сады вообще закрывают,сдают в аренду,очередь на места...

  • Отлично!

    Что там Германия... Цивилизованное общество, одним словом. А вот у нас - так у нас! Смотришь на воспитание нашего будущего - и ужасу нет предела... Вот это я понимаю.

    Оценка статьи: 5

  • Марина! Как всегда интересно читать ваши статьи о Германии!
    Может быть и у нас так когда-нибудь будет!
    Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Вы упомянули, что в группе есть спальня, но не написали, когда они спят. Так когда же?