• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Бывший модератор

Детское чтение: как из младенца вырастить человека читающего?

Смешны для меня стоны родителей — дите не читает! Очень быстро эти стоны по поводу нежелания конкретного ребенка читать книги перерастают в сокрушения о временах и нравах: ах, не читают дети!

Что ж, мои дети книги читают. Намедни застигла 18-летнего сыночка за чтением… Есенина (кстати, вы знаете, любезные читатели, что молодежь время от времени актуализирует те или иные моменты литературного наследия? Именно — и Бунин, и Бродский вдруг становятся читаемы).

Рассматривая свой опыт выращивания из неразумного младенца — человека читающего, с печалью предвижу, что этот опыт вряд ли может быть востребован. Поскольку этот опыт прежде всего предполагает работу не над покорным ребенком, а над ленивым собой.

Но все же — изложу. Может, кому-то пригодится?

Главное, убеждена, — личный пример. Если вы книги читаете — дети примут это как нормативное поведение. Если не читаете, а лишь вспоминаете, как читали в детстве, — не ждите, что дети вдохновятся этими рассказами.

В моей жизни книги были всегда. В жизни мужа — тоже. Естественно, и в жизни потомства книги оказывались в пределах доступности даже тогда, когда детки еще ползали: полки от пола до потолка, стопки тех книг, что на полки и в книжные шкафы не уместились — таково было детство золотое. Наряду с кубиками и куклами игрушками становились книжки — и такое использование все ж не стало для последних гибельным. Перед тем, как забрать старшую из детсада, мы с младшим заваливались время от времени в библиотеку. Я выбирала книги, он — вытаскивал деревяшки-разделители и нес их доброй библиотекарше.

Очень рано мы с мужем стали детям книги читать по вечерам. И делалось это без скидок на возраст (разница меж детьми — три года). Двухлетний малыш слушал то же, что и его пятилетняя сестра. Да, младшему было сложно — но и интересно. Непонятное, недопонятое они обсуждали меж собой и как-то дорывались до истины, насколько это было возможно. Бывало потешно слушать, как старшая младшему смыслы прочитанного объясняет либо по ходу чтения, либо позже, при случае.

«Белый отряд», «Сэр Найджел Лоринг», «Властелин колец», «Три мушкетера», «Хроники Нарнии», «Ким», «Капитан Сорви-голова», «Остров сокровищ» (семейным фольклором стала запись, которую исполнил на компьютере сын, едва овладев грамотой: «бенган оказался праф»)… Истории о капитане Бладе — одиссея, хроники, удачи…

Перебрав сейчас названия, понимаю: книги эти в первую очередь — о становлении человека. О том, как делать выбор меж честью и бесчестьем, как не пасовать перед сложностями…

Конечно, кроме приключений, во множестве читались сказки. Любимая — «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»; «Буратино» и «Пиноккио»; серия о мумми-троллях; сказки братьев Гримм; двухтомник «Сказок и историй» Андерсена, шесть книг Александра Волкова — о путешествиях в Волшебную страну девочек Элли и Энни; потом Фрэнк Баум — четыре книги о стране Оз…

Эта традиция закончилась — когда у младшего из двух в том отпала потребность, когда оба набрали нормальную для чтения-понимания скорость.

А случилось это — когда в нашу семью пришел Гарри Поттер. Сокровище это я нашла в Интернете, на каком-то фанском сайте. Случайно попала, случайно начала читать — и читала всю ночь. Наутро, в шесть часов, разбудила дочь: почитай! Той в школу надо было к восьми, час с небольшим она читала книжку с монитора. Вернувшись из школы, уселась дочитывать. Я тем временем нашла еще две книжки о Гарри Поттере, прочла их.

На Новый год мы с дочкой купили себе первую книгу о юном волшебнике. Затем — вторую, третью, четвертую. Этот комплект обошел весь класс дочери. Оказалось, что вовсю эту же книгу читает и сын, тогда еще ученик начальной школы. Книга побывала в семьях его одноклассников. Мать одного из одноклассников, сама учительница, смеялась: именно с этой книги ее сын стал читать книжки без принуждения.

Конечно, в жизни моих детей были и есть фильмы, в том числе — экранизации литпроизведений. Но книги — первичны, книга ощущается и должна ощущаться как первоисточник.

Это очень важно — понимать, что книга не есть расширенная редакция киношной версии. Фильм — часто всего лишь то, что увидел в книге сценарист или режиссер. Главное же — чтоб к моменту встречи с экранизацией уже сформировалось свое видение, чтобы первоисточник был запечатлен в памяти, чтобы на книге душа выросла, сформирован был собственный опыт ощущения и понимания.

Потому-то мы живем без телевизора. Правда, поначалу, когда ящик еще имелся, я пыталась дочь научить смотреть ТВ — образовательные программы все ж имели место быть в программе. Но плохой дочь оказалась смотрельщицей — жаловалась, что у нее от телевизора глазки щиплет. На счастье ее и наше с мужем — волшебный ящик сломался.

Чтоб купить новый, в те времена нужны были не деньги, а талон на право покупки товара. Чтоб получить талон, надо было вытянуть счастливый билетик в розыгрыше между членами трудового коллектива… Прошедшие через начало 1990-х гг. должны эти перипетии представлять, а непрошедшие пусть радуются, что от этого опыта избавлены.

В общем, судьба сохранила нашу семью от покупки нового телевизора.

Почему отказ от телевизора, наряду с органичностью книг в жилище, считаю первым и самым важным шагом для воспитания человека читающего?

Потому, что телевизор дает информацию максимально подготовленной к усвоению. Разжеванной, если хотите. И даже слегка ферментированной. На это восприятие — притом в нужном создателю программы или фильма ключе — работают звук, цвет, свет, формы и образы, даже ритм и темп восприятия уже заданы.

Общаясь же с книгой, все это — темп, образы, формы, а также живой, эмоциональный отклик на читаемое — читатель генерирует для себя сам, в своем воображении — он свободен, он сам себе и режиссер.

Чтобы смотреть телевизор, надо только сесть перед ним и щелкнуть пультом. Или лечь, что удобнее, правда? Чтобы читать книгу, надо потрудиться, первым делом надо овладеть кодом культурного человека — постичь грамоту.

Вот такой мой опыт. Он принес результаты. Дочь сделала общение с книгой профессией (добивает пятый курс филфака по специальности издательское дело и редактирование). Сын — дизайнер неясной пока специализации, в книжках первым делом рассматривает картинки. А прочитав — набрасывает этюдами впечатления.

…Одна знакомая поделилась своим опытом решения проблемы детского чтения. Сторговалась с сыном: она ему покупает новый телефон «как у двоюродного брата», он ей — читает пятьдесят книг. Что ж, тоже вариант…

Статья опубликована в выпуске 15.02.2011
Обновлено 15.02.2011

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • www.youtube.com/watch?v=CndQ-CxwnNY

    Оценка статьи: 5

  • Как это я статью не заметила! Хочу возразить комментатору не те, о кого дети не читают приманились названием статьи и ее содержанием. А именно книгочеи - близкие по духу теме статьи. Думаю, что в основном у всех запойных кничеев и дети читающие. Потому что после потребности поесть-попить-поспать, есть точно такая же органическая потребность УЗНАТЬ. А узнаем мы первично из чтения, вторично с экрана. И когда ты действительно начинаешь читать, то информация с экрана расценивается как секондхэнд или дайджест. Кроме того, чтение притягивает чтение,любая интересная ссылка тебя затравливает на дальнейшее ПОЗНАВАНИЕ.
    Личный пример, семейное чтение и обсуждение, библиотека - что нового автор сказала? Банальные истины. Но мне кажется,это самый дефицитный аспект сегодняшнего дня.
    У меня второй дом в Чикаго - Chicago Public Library Если прогуглите, вы увидите какое это огромное здание, какие там музейные сокровища, сколько единиц хранения. И вот я вам скажу - 2 первых этажа отданы детям. И представьте, что они там просто кишат! И так в любой районной библиотеке - лучшие залы детям. В детсадиках и яслях один день в пятидневке - библиотечный день. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ поход в библиотеку. Не хочешь сказку слушать, сиди раскрашивай - в уши-то все равно попадает. Но малыш вырастает среди книг, окружение книжное впивается в него навсегда.
    Да, эти вечные жалобы, что наши дети не хотят читать, что игры на компьютере все затмили...Вечный ной с древних времен. Дети читают - только не отнимайте у них эту возможность. Начало моему книгособирательству положили мои родители, когда в 60-ых стали выходить огоньковским приложением собрания сочинений Чехова, Ал. Толстого и др.Потом в 70-ые я уже собирала книги по Книжному обозрению, по букинистическим лавкам и по пятачку на Литейном (подпольный прототип парижских книжных развалов на набережной Сены). А все началось с подарка первого собрания сочинений. Самая большая боль от отъезда была не по березам, а по библиотеке, которую нельзя было вывозить. Да и то, что можно было, надо было в Горлите литовать для таможни.Мне до сих пор непонятно, почему нельзя было в иммиграцию вывозить КНИГИ!!! Не оружие, не золото, а обычные книги, изданные в СССР или до революции.
    А вспомните, какими были десидентские годы, когда Новый Мир начал печатать, когда сам-и-там издат пошел...Конечно, первому почитать подсунешь детям, когда книгу давали по кругу на ночь, а возвращать книги наутро было делом чести.

  • У нас телевизор есть, но дети его не смотрят и никогда не смотрели. Сами. Меня даже огорчало, что они не хотят смотреть исторические фильмы и замечательные фильмы о природе по каналу Nature - это единственное, что нельзя заменить книгами. Великолепно снятые животные, подводные твари (фантастика), насекомые, устройство муравейников и т.д. - это надо видеть. А там еще квалифицированный, научный и понятный текст. Вот это жаль. Но мои не смотрели. Компьютер отвлекал, и реальная жизнь. В общем вышло и так, и не так: мы с их отцом - читатели с 4летнего возраста запоем, телевизор хоть и есть, но дети его не смотрели. А выросли - средне-читающими. То есть читают в общем, но до наших запоев не доходят. Хотя может это и правильно, ведь мы в советское время читали вместо жизни. А они теперь могут жить, и живут.

    Оценка статьи: 5

    • К. Ю. Старохамская, а может, читать не умеют. Это общая болезнь. Если обращали внимание: в амер. фильмах, где речь о подростках, иногда вылезают традиции тамошнего школьного (колледж) чтения - чтения медленного, чтения-понимания, чтения-работы. И мы так читать не очень-то умеем, этому в школе надо учиться. В Америке где-то годам к 65-м это стало нормой, там даже был проект "Великие книги Западного мира" (кажется, так). У нас это было всегда поиском и прорывом отдельных немногих учителей. С ЕГЭ это чтение-понимание вообще ушло из школы, сейчас практикуется исключительно чтение ради добычи информации. Хотя т.н. концентрическая система преподавания должна бы поощрять вдумчивую работу над текстом. Парадокс))

      • Кстати, анекдот из амер. преподавательской жизни: Чем студенты отличаются от аспирантов? Студенты на "Здравствуйте" преподавателя ответят приветствием, аспиранты его законспектируют (в той книге, где я это читала, речь была именно об аспирантах, какое понятие было исходным при переводе - не ведаю).

  • В век компьютерных технологий,вырастить читающего человека сложно.Родителям необходимо прививать любовь у детей к книгам.Мир книги развивает воображение ,помогает мечтать и вдохновляет на определенные поступки.Помогает лучше выражать мысли и также пополняет словарный запас человека.

  • Люба Мельник, спасибо за статью
    Чтение хорошей книги - большое удовольствие, и как только "младенец" это поймет, сразу станет "человеком читающим". На мой взгляд, в школе ребенка скорее заставляют читать, чем учат наслаждаться чтением. Хорошо, когда у ребенка есть возможность получить вкус к чтению в семье.

  • >
    «Белый отряд», «Сэр Найджел Лоринг», «Властелин колец», «Три мушкетера», «Хроники Нарнии», «Ким», «Капитан Сорви-голова», «Остров сокровищ»

    Конечно, кроме приключений, во множестве читались сказки. Любимая – «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»; «Буратино» и «Пиноккио»; серия о мумми-троллях; сказки братьев Гримм; двухтомник «Сказок и историй» Андерсена, шесть книг Олега Волкова – о путешествиях в Волшебную страну девочек Элли и Энни; потом Фрэнк Баум – четыре книги о стране Оз...>

    в нашу семью пришел Гарри Поттер. И это уже не цитата.

    Оценка статьи: 3

  • Сергей Авдонин Читатель 3 марта 2011 в 01:32 отредактирован 25 мая 2018 в 08:24 Сообщить модератору

    Люба Мельник, читая Вашу статью ожидал немного большего, а прочитав комментарии не могу удержаться, чтобы не добавить маленькую ложку с дегтем собственного мнения )
    Итак, позволю себе напомнить название статьи - "Детское чтение: как из младенца вырастить человека читающего?" По сути, из Вашей статьи на два экрана следует, что достаточно чтобы в семье любили книги и ребенок сам начнет читать. Так вот, это неправда. Это не так тесно связано, как хотелось бы. У меня есть младший брат, второклассник, который постоянно видит читающего отца, на полках в зале стоит немало книг, ему читали в детстве, но сам он читать как не любил так и не любит. Читает только под давлением родителей.
    П.С. Открывая эту статью я ожидал найти чей то опыт преодоления этой проблемы, а не банальное хвастовство - "у нас и так все отлично". Уж простите за прямоту.
    П.П.С. Спрашиваю из чистого любопытства у людей, оставивших комментарии к данной статье. Если у вас все хорошо и дети читают, зачем вы открывали эту статью?

    • Сергей Авдонин,
      Полностью согласна и присоединяюсь к вопросу. Хотя, полагаю - вряд ли кто-то ответит.

      Люба Мельник,
      По поводу ТВ - тоже согласна. До определённого возраста в силах родителей "исключить его из жизни" (равно как компьютер и проч.). Но точно не получится до подросткового возраста держать ребёнка под стеклянным колпаком. Да, и не нужно.

      Мне кажется, что в какой-то степени имеет смысл смириться с тем, что в настоящее время книга перестала быть основным источником информации и знаний. Во всяком случае в той мере, как это было в нашем собственном детстве.

      • Мы попробовали - и у нас получилось. Компьютер был и есть - а телевизора нет. Дети взрослые, живут отдельно - но дома у нас по-прежнему телевизора нет. Радостно как жить-то без него.
        К книге лучше относиться не только как к источнику информации, книга может подарить много всяких удовольствий.

    • Сергей Авдонин, а Вы разве только статьи-советы с ответами на волнующие Вас вопросы читаете? Мне вот интересно бывает просто сравнить свой опыт с опытом других людей, и при этом приятно не только узнать что-либо новое, но и найти единомышленников. А разве в реальной жизни мы общаемся с людьми только, когда не знаем выхода из какой-то ситуации? Странный у Вас подход, однако.

      Оценка статьи: 5

    • Сергей Авдонин,
      "Спрашиваю из чистого любопытства у людей, оставивших комментарии к данной статье. Если у вас все хорошо и дети читают, зачем вы открывали эту статью?"
      У меня всё хорошо в этом плане с детьми. А вот про внуков пока ничего не могу сказать, так как они ещё малы. Вот и заглянула сюда, чтобы узнать, а как решать эту проблему мне и моим детям в скором будущем. А ещё, так как работаю в школе, знаю об этой проблеме. И считаю, что дети не читают не только потому, что их влечёт интернет и телевизор, но и потому, что целыми вечерами видят, как родители проводят время у телевизора. У них создаётся таким образом стереотип поведения - без книги! Идея жить вообще без телевизора меня не очень привлекает. Это всё равно что в скоростной век отправляться в поездку не на поезде или самолёте, а пешком или в телеге. Конечно, такая поездка интересна, но уж очень не удобна.

      Оценка статьи: 5

    • Евгения Смуровская Евгения Смуровская Дебютант 3 марта 2011 в 16:10 отредактирован 3 марта 2011 в 16:12 Сообщить модератору

      Сергей Авдонин, отвечаю: открыла статью из любопытства и в надежде узнать что-то новое для себя. Мои дети взрослые, и я очень давно учила и приучала их читать. Действительно не все дети, наблюдающие читающих родителей, рвутся к чтению самостоятельно. Но у меня есть маленькие внуки, и мне интересно, что нового в этой области можно почерпнуть.
      Добавлю: мое впечатление от нынешнего детского досуга удручающе, компьютер заменил и родителей, и книги. И я надеялась, что дискуссия на эту тему откроет скрытые возможности чтения.

      Оценка статьи: 5

    • Сергей Авдонин, я рассказывала о своем опыте, детском и взрослом.
      Я не могу судить, почему в вашей семье все складывается так, как складывается. Могу только отметить, что "давление" я не использовала - ни чтоб дети книжки читали, ни чтоб ели то, так и столько, как считаю нужным я, ни чтоб одевались так, как мне кажется нужным. По себе скажу: я на любое давление среагировала бы инстинктивным сопротивлением.
      В одном из двух экранов вы упустили важную составляющую моего опыта: исключение из жизни телевизора. Вот это - "по сути".

  • Замечательно!

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник, спасибо за статью. Актуально!! В моей семье было практически как и у вас. Все взрослые читали много и запоем. А дети - разделились. Дочь и сейчас читает запоем, а сын начал серьезно читать лет в 14, когда увидел в журнале "Техника-молодежи" фотографии автомашин. Ими и заинтересовался, и стал читать, начав с журналов. Это потом уже пришли серьезные философские книги.
    Это я к чему. Чтобы стало интересно читать книгу, надо, чтобы тема была интересная. А в разном возрасте - разные интересы. И конечно же, личный пример родителей, это факт. И запасы книг и книжек на всех стенах, чтобы было легко увидеть и достать. И читающее дружеское окружение, чтобы было еще с кого пример брать.

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник, "... значит, нужные книги я в детстве читал."
    Мой опыт очень похож на Ваш, телевизор, правда, был - сказки смотрели ("В гостях у сказки"). Старшая дочь уже обходится без телевизора, дети только читают (пока больше слушают вечернее чтение). Гарри Поттера - первую часть - подарила моя американская подруга в 1999 г., я тоже не могла оторваться. Так что присоединяюсь к основным идеям Вашей статьи.

    Оценка статьи: 5

  • По-моему, важен пример родителей. Если ребёнок видит, что в доме существует культ книги, т.е. родители читают и заинтересованно обсуждают прочитанное, он всегда будет читать. В детстве я запомнила как самый важный атрибут квартиры - этажерку с книгами. С мамой часто советовалась, что читать, так как всегда видела её за книгой, да и папа много читал. У меня сейчас довольно обширная библиотека дома: более 3000 книг. Каждую свободную минуту провожу за книгой, мой муж также много читает. Мы обсуждаем книги, бывает спорим о прочитанном. Мои дочь и сын выросли среди книг и по-другому (без книг) жизни не представляют.

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник, Я работаю библиотекарем уже 12 лет и еще ни разу не пожалела о своем выборе. Полностью согласна с вашей статьей, если читают родители то, как правило, будут читать и дети.
    Не раз доводилось наблюдать такую картину: приводя в нашу библиотеку своего ребенка, родители просят нас! заставить читать книги их! ребенка. А когда начинаешь выяснять, что читали сами родители, получается практически ни чего, да и сейчас не читают. Баловство это! (так мне сказала одна мамочка). Ну они хотя бы привели своего малыша в библиотеку. А для других, то что библиотеки все ещё работают - открытие! А Вы большая умница! Спасибо за поддержку людей читающих!

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник, хорошо написано. Я сама люблю читать, и не раз убеждалась, что еще ни разу в истории кинематографа не сняли по книге фильм интереснее, чем первоисточник. Но, к сожаленью, почитать дочке не всегда хватает времени, а сама она еще не достаточно хорошо читает. Буду стараться)))

    Оценка статьи: 5

  • У меня ситуация схожая (только мы с телевизорами)). Чтение как естественный процесс и составная часть жизни - причем, не только дома. То же дети видели и в гостях, куда бы не пришли.

    Даже не знаю, когда они сами начали читать, зато знаю, что таскали неположенные им "взрослые" книги, и по ночам часто свет горел - втихаря читали. И ведь не помешало ни учебе, ни легкому спорту, ни гуляниям. Тоже не понимаю, когда кто-то жалуется на нечитающее поколение.

    Оценка статьи: 5

    • А я не "жалуюсь на нечитающее поколение", а просто констатирую...

      Дочь, не смотря на все мои усилия, мало читала - строго "по программе" и "списку на лето" (благо - списки были не маленькими и разнообразными, спасибо хорошему учителю). Не распылялась, так сказать. Я сравнивала со своими детством/юностью и очень огорчалась. В итоге: школа - с медалью, престижный ВУЗ (бюджетно) - с красным дипломом, профессия - востребована и хорошо оплачиваема. Может быть мы отстали от жизни и что-то не понимаем?

  • Люба Мельник, мне понравилась ваша статья. Действительно, это и есть руководство к действию для родителей. Не каждый заставит себя отказаться от просмотра сериала, чтобы почитать ребенку сказку! Все родители хотят получить из ребенка успешного человека, но не каждый что-то делает для этого.

    Оценка статьи: 5