• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анна Бердникова Грандмастер

Чем примечательна «психология» последней парты?

Вопрос: У меня ребёнок учится в 3-м классе, и вот три года подряд из-за своего высокого роста сидит на последней парте. Учитель жалуется на неусидчивость, невнимательность, нестабильный почерк. Ребенок не всегда слышит учителя и несвоевременно реагирует на его слова. Может «подвисать» на уроках.

Benis Arapovic Shutterstock.com

При этом он далеко не дурак. Но каждая контрольная — полная катастрофа, хотя и правила знает, и разбираемся потом в работе над ошибками: все знает, все понимает, может решить…

У нас несколько таких детей, некоторые даже состояли на учёте у невролога, врач давал рекомендации сидеть на передних партах, но для школы — это не показатель. Только по зрению.

Можно ли ребёнку, который не может справиться с неусидчивостью и рассеян, сидеть за последней партой? Насколько «последняя» парта влияет на успеваемость и другие «благополучные» показатели?

Положение дел может быть обусловлено неврологией ребенка, а может носить характер личностных особенностей в сочетании с неврологией. Чтобы исключить (либо подтвердить) синдром дефицита внимания и минимальные мозговые дисфункции, необходимо ребенка обследовать у врача.

Что касается «психологии» последней парты, то здесь тоже есть свои особенности. Часть из них зависит от ребенка, часть — от учителя. На последней парте ребенку часто кажется, что он менее заметен учителю, он в меньшей степени вовлечен в учебный процесс. Происходящее у доски кажется далеким и не имеющим отношения к самому ребенку. С последней парты бывает трудно удерживать фокус внимания на доске, тем более, что гораздо ближе появляются значительно более привлекательные объекты.

Вот Петя с третьей парты прицепил Васе со второй на спину записку «Иго-го!». А вон Лена с ряда у окна пытается не шуршать шоколадной оберткой, а у нее ничего не получается: я внимательный, я заметил! Другими словами, между ребенком с последней парты и доской значительно больше отвлекающих объектов, чем между доской и тем, кто сидит на первой парте. Следовательно, учебная мотивация ученика за последней партой, чтобы его успеваемость была на должном уровне, должна быть в разы выше, чем у «приближенных» к доске одноклассников.

Если ученику, который долгое время сидел на последней парте, предложить на некоторое время занять место учителя, он, как правило, бывает удивлен тем, насколько хорошо виден класс с учительской кафедры.

Учитель в силу личностных особенностей также может отсекать части класса в работе. Например, очень показательна работа класса, когда учитель ходит по рядам: ученики началки обычно с усиленным рвением начинают работать, когда учитель приближается к ним, а уж если останавливается… Даже не заглядывает в тетрадь, просто проходит мимо.

В методике преподавания есть прием мотивации и включения ребенка в учебный процесс путем объяснения нового материала от его парты. Учитель может просто стоять рядом с партой, либо обозначить в еще большей степени свое присутствие, положив руку на парту. Включенность ребенка в объяснение нового материала может стать запредельной, если учитель апеллирует к нему как к эксперту.

Другой вопрос, что до последней парты учитель часто не доходит, материал объясняет, обращаясь к ученикам первых парт. Вспомните школьное детство и быстро без раздумий ответьте на вопрос: кто сидит на первой парте? Ответ: отличник, учительский любимчик.

Обычно школьный психолог учителю начальной школы рекомендует ротацию детей в классе. В первом классе это могут быть и еженедельные пересадки, затем более редкие, например, раз в четверть. Тогда каждый ребенок посидит за каждой партой, и у учителя не возникает застывшей картинки класса.

В первом классе все дети — малыши, которые хотят учиться, хотят быть ближе к учителю, быть в фокусе его внимания, независимо от того, насколько их голова возвышается над партой.

Статья опубликована в выпуске 18.10.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Все понравилось, кроме слов "апеллирует" и "ротация"..

    Оценка статьи: 5

  • У меня сын с первого класса всегда сидит на последней парте. Сейчас при росте 191 см другой вариант не рассматривается. Мечтательный, но очень довольный, что малозаметен для учителей. Уже 11 класс.

  • просидела на последней партедо 9 класса. и ничего, правда, последние три года в другом учебном заведении сидела на первой парте. золотая медаль, что было бы невозможно, если бы 8 лет последней парты дурку проваляла...

  • Но вот сын сейчас самый высокий в школе. Пересаживаться вперед нет возможности. Только на географии, которую хорошо знает и любит, сидит на первой парте. Сам так решил. Другие ребята стараются сидеть где-то посередине. Для характерно
    восприятие информации визуально, на слух - хуже, да еще бы похвалили, как эксперта, что иногда происходит на уроках отдельных преподавателей. В отношении золотой медали - очень проблематично. Я тоже закончила школу с блеском, но сейчас очень жалею о тех годах, когда надо было исследовать, как женщине, межличностные отношения, я постоянно с головой была погружена в учебу. Не все, далеко не все, пригодилось в жизни. Очень пригодилось желание постоянно получать Знания. Кстати, я тоже почти всегда сидела на последней парте.

  • Конечно, от парты напрямую мало что зависит. Наверное больше успеваемость и желание получать знания зависят от психологического климата, который "царит" в школах. Все очень просто: уважающие себя и учеников преподаватели были уважаемы и любимы и раньше и сейчас. В такую школу ученики идут с большим желанием. Ведь школа учит учиться. Жизнь - это школа, а школа - это Жизнь.

  • На первые парты всех не пересажаешь. Там сидят обычно либо близорукие, либо "блатные". У нас вообще за каждым отличником был закреплен "блатной". А последняя парта - это совсем другое дело. Там жизнь бьет ключом, передаются записочки, выясняются отношения.

  • Помню нашу школу: на первые парты учителя сажали спокойный и внимательных, ну и в очках. На задние -- лоботрясов.
    Потом уже, проходя педагогическую практику в школе я тоже заметила эту расстановку: на задних партах либо не слушают учителя, листают учебники следующего урока, играют в карты, бросаются записками, либо выкрикивают юморные фразы. С первых парт тянут руку!
    Точно так же ряд у окна более шебутной (есть на что посмотреть на улице), средний -- активный, у стены сидят троечники, мечтают, чтобы их не трогали.
    Автор права: регулярные пересадки класса полезны и для развития внимания и для дружности в классе вообще. И ходить по классу, задерживаясь у задних парт нужно обязательно! Жаль учителя этого почти не делают!

    Оценка статьи: 5

  • У сына в школена первой парте могут сидеть по воле преподавателя те, кто мешает учебному процессу, например, шумит, отвлекает. На первой парте перед учительским столом действительно сидят "блатные", которые присасываются к наиболее успевающим ученикам. Но и отдельные преподаватели поощряют такое положение, вроде как успеваемость выше.Это уже отношение к жизни. У нас в классе учится сын арбитражного судьи. Так он в глаза заявляет о том, что ему, видите ли, нужны повыше оценки, так как собирается поступать на факультет журналистики. Администрация школы притягивает результат на стипендию. Противно, ученики - молодые люди, которые завтра выйдут в самостоятельную жизнь, возмущаются. Только один педагог, преподаватель математики, отказалась ставить 4 вместо 3. И не получилась стипендия дутая. Так что, " а вы, друзья, как ни садитесь"...Приходится дома учить сына понимать, что не всегда белое есть белое. Кстати, когда сдавали ГИА, то вечные хорошистки, сидевшие перед учительским столом, получили 2 и 3.

  • Удобнее сидеть за партой, а не на парте.

  • Не думала, что у парты есть психология. Неважно, в кавычках ии без...

  • Удобнее, да и привычнее, говорить "ездить на Украину", а оно вот как приживается - "ездить в Украину". От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. Хотя Медведев разрешил употреблять "на Украину"...Так что позвольте и Вы - "на парте".

  • Про отличников - неправда, меня всю жизнь на первую парту сажали. И никакой я не отличник)..
    Кстати, после того, как меня посадили на один год в 9 классе на последнюю парту, я стала намного лучше учиться.

  • Я почти всегда сидела именно за первой партой. Из меня пытались сделать отличницу. Хочу сказать, что от непрерывного таращенья в доску умные мысли не приходили. Это заставляет думать только о том, что видишь. Но это очень тяжело ребёнку. Ведь даже на заводе рабочие пытаются разнообразить, прочередовать вид работ, дабы не свихнуться от однотипности. А тут дети... Нужны отвлекания на мелочи! На то, во что одет впереди сидящий, заметить, какого цвета сегодня заколка у девочки в соседнем ряду... Сидя где-то позади ощущаешь себя всезнающим и всеконтролирующим. Если ребёнку требуется на пару секунд больше для дачи правильного ответа на вопрос, то нет ничего лучше, чем быть в это время на глазах только у учителя. А ещё лучше отвечать сидя. Каждый из вас себя чувствует комфортнее, если не привлекает к себе надмерного внимания.

    Оценка статьи: 5

  • В школах нашего города (во всяком случае в начальных классах) обязательно пересаживают детей не реже чем раз в четверть.Первые(вторые) парты действительно только для близоруких и тех ,кто уж очень мал ростом.Остальных же в обязательном порядке в течение года пересаживают и в разные ряды и на разном расстоянии от доски.И учительский стол переставляют, чтобы угол зрения учеников тоже менялся.Учителя говорят,что дети привыкают к своим местам,пересаживаются не всегда охотно,но с трбованиями СанПиНа смиряются.

    Оценка статьи: 4

  • Не думаю,что последняя парта мешает учиться и мешает внимательно слушать учителя...Я сидела всегда на первых партах из-за своего маленького роста , но отличницей никогда не была , если мне не нравился какой - то предмет или как его преподносит учитель или преподаватель , мне было все равно , на какой парте я сижу... Моя дочь всегда сидела на первой парте , внимательно глядя на учителей и при этом витая где-то в облаках (это она мне потом сама признавалась ) , а учителя считали , что она их слушает