• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Рита Розова Мастер

Куда движется российская высшая школа? Ниже уровня...

Побудительными мотивами для написания статьи послужили: мое собственное обучение в вузе, долгие беседы с моим дедушкой-профессором и наблюдения за друзьями и знакомыми, профессиональная деятельность которых связана с высшей школой.

Aaron Amat, Shutterstock.com

Я закончила биофак МГУ почти 10 лет тому назад. Учиться было очень интересно, поскольку у нас на факультете преподавали маститые ученые. Некоторые профессора были уже довольно почтенного возраста, но их лекции я посещала с особым удовольствием. Они были, в моих глазах, связующим звеном между уже ушедшим поколением ученых и нами — молодежью.

Летом у нас на факультете проводились очень интересные полевые практики. Но к концу четвертого курса я стала задумываться: а куда я пойду с дипломом биолога и учителя биологии и химии в средней школе. Это было явно не для меня. Мы с дедом много раз обсуждали, что же делать дальше, но он твердо сказал, что надо оканчивать университет, а потом будет видно. Кончилось все тем, что работать по специальности я так и не пошла.

Мой дедушка

Деду в этом году исполнилось 75 лет. Он — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки, был членом ВАКа в течение многих лет. Сейчас он отдыхает. Очень часто мы беседуем с ним о переменах в системе высшего образования России.

Все помнят, что было решено ввести в нашей стране двухуровневое высшее образование: выпускать бакалавров после 4-х лет обучения и магистров после еще 2-х лет специальной подготовки. Какое-то время в стране существовало обычное пятилетнее обучение, четырехлетнее и шестилетнее.

В этот период началась аттестация вузов, некоторые из них «приказали долго жить», другие были укрупнены. Дальше началась политика по «омоложению кадров» в вузах. Многие заслуженные профессора и преподаватели в возрасте были отправлены на пенсию. Если у них были преемники, чтобы продолжать обучение студентов на достойном уровне, то они встали перед дилеммой: продолжать трудиться за мизерную зарплату или попытаться найти что-то еще, чтобы выжить.

Выбор

У среднего поколения преподавателей был выбор. Наиболее умные и талантливые постарались «утечь» заграницу, сначала на контрактной основе, а потом остались навсегда. У меня есть знакомый программист Вадим, кандидат наук. Когда началась чехарда с трансформацией образования и ротацией кадров, то он (бывший доцент) живенько нашел себе позицию в Силиконовой долине, осел там, а потом перетащил всю семью. Сейчас ему в районе 40 лет, но он очень доволен, что покинул родину.

Есть и второй — прямо противоположный пример. Недавно еще один доцент повстречался на моем пути. Сейчас Алику где-то 34−35 лет. Мужик с хорошими мозгами, окончил вуз, быстренько написал диссертацию, был оставлен преподавать на кафедре. Но, судя по всему, карьера в вузе его привлекала мало. За полтора десятка лет работы написал два десятка тезисов, кои поместил в список печатных трудов. В этом же списке оказалась диссертация и автореферат, которые фигурируют на «правах рукописи».

Когда я показала деду это «шедевр», у него волосы на голове зашевелились. Он не поленился сходить в родной ВАК, когда был в Москве, и почитал эту диссертацию. Резюме было неутешительным: «Такой лабуды давно не читал, и как только Ученый Совет пропустил это произведение?»

Судя по всему, новоиспеченный доцент оказался ленив, ему наплевать на студентов, которым он читает лекции. Начальству для отчета подает «филькины грамоты». Но он — активный участник социальных сетей, надувает щеки при каждом возможном случае… и знает, как зарабатывать деньги, втюхивая, например, «тупым нефтяникам» какие-то сомнительные советы и компьютерные программки. Там хорошо платят, однако…

Еще один пример: моя подружка Света окончила СПбГУ, поступила в аспирантуру академического института. Она занимается моделированием морских экосистем. Через год руководитель отправил ее на стажировку в институт Макса Планка в Германию.

После окончания стажировки ей предложили остаться там еще на пару лет по контракту. После этого она успешно защитила там диссертацию и заняла постоянную позицию, вышла замуж, возвращаться в Россию не собирается. Молодые талантливые и энергичные всегда могут найти себе применение.

У меня есть еще один удивительный пример, как преподаватель вуза нашел себя совершенно в другой области, далекой от его основной профессии. Психолог по образованию, Юрий имел хобби, которому посвящал все свободное время — это фотография. Он добился больших успехов и стал профессиональным фотографом.

Иногда он приезжал в вуз прямо с фотосъемки в «хипповатом виде»: лохматый, в джинсах, с серьгами в ушах. У него не было времени сменить имидж после «фотосессии». Пару лет назад он оставил преподавательскую деятельность и окончательно посвятил себя своему любимому занятию.

Немного статистики

Согласно официальной статистике, из каждой 1000 выпускников средней школы 60% намерены поступать в вуз.

Свыше 80% родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование.

На обучение одного студента в нашей стране в год тратится в среднем 80 тыс. рублей (вдумайтесь в эту цифру).

Средняя зарплата преподавателя вуза колеблется от 25 до 50 тыс. рублей.

Необыкновенная «популярность» высшего образования в нашей стране имеет оборотную сторону: его качество находится на очень низком уровне. Многие выпускники вузов работают не по специальности. Некоторые из них даже не имеют представления, что они будут делать после окончания вуза.

Сейчас в вузах России проходит очередная реформа: они должны перейти «на образовательные стандарты третьего поколения», чтобы еще больше приблизить российское высшее образование «к международным тенденциям развития». Это значит, что очень скоро страна попрощается с классическим академическим высшим образованием, которым она так гордилась на протяжении десятилетий.

Не очень хочется заканчивать статью на минорной ноте. Но российскую науку мы уже похоронили, теперь настаёт очередь справлять тризну по российскому высшему образованию. Бесконечные реформы, отток профессиональных кадров из вузов, понижение уровня обучения, финансирование образования по остаточному принципу — все это не внушает оптимизма.

Примите мои соболезнования!

Статья опубликована в выпуске 29.10.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (96):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Уважаемые! Высшее образование неизбежно сойдет на нет, учитывая, что сейчас сделали со школой. Ведь в вузы идут выпускники, не желающие думать, не умеющие трудиться, не знающие, чем они хотят заниматься в жизни. В школе с ними носились, как с яйцами (в большинстве случаев - тухлыми), родители их обеспечивают, вылезая из кожи вон, работая на нескольких работах! Из нынешних старшеклассников - в лучшем случае 30% способны усваивать программу. Остальные просиживают занятия, даже не пытаясь вникнуть в материал. И ведь почти все пойдут в вузы! И их возьмут! О каком качестве образования мы можем говорить? Пусть в вузе работают хоть светила науки, но, как сказал М. Любавин, высшее образование - это множитель интеллекта. Если изначально был ноль, то...

    • Мария Леонтьева,
      Высшее образование неизбежно сойдет на нет, учитывая, что сейчас сделали со школой
      С бесконечных реформ средней школы все и началось. Ваш комментарий - это крик души. Я вас очень хорошо понимаю. В высшую школу приходят недоученные ребята из средней школы, на выходе из ВУЗа имеем кого? Еще мудрый Аркадий Райкин сказал: "Ученье - свет, а неученых -тьма!" Этот очень хорошо описывает сегодняшнюю ситуации с высшим образованием в России.

    • Мария Леонтьева,
      вы совершенно правильно подвели черту под темой. Если процесс "развития российского образования" будет продолжен в том же направлении, то очень скоро оно прекратит свое существование. Что будет с "мозгами государства" лет через 15-20? Кто виноват? Что делать, чтобы не происходило дальнейшее отупение молодого поколения в нашей стране?

  • Повторюсь - из опыта. В нашем городе есть только православная гимназия. И там работают обычные учителя, перешедшие из других школ. Просто дети более организованные и воспитанные, потому что родители держат их в строгости. И уроки там начинаются с молитвы, что, знаете ли, тоже настраивает определенным образом, и на службы дети ходят, и со священниками общаются, и историю религии изучают. Я человек далекий от церкви (не от веры!), но результаты работы православной гимназии мне по душе.

    • Мария Леонтьева, историю религии, Закон Божий... и все??? Нет, я, конечно, понимаю, что выпускник (тем паче выпускница) православной гимназии в страшном сне не увидит себя биологом, медиком или авиаконструктором... выпускница вообще если куда дальше учиться и пойдет, то в духовное училище на иконописицу или регентшу, а еще вернее - нырнет замуж в 17 лет... В дореволюционных гимназиях (в которых тоже учили Закону Божьему и молитвы читали... как детишки реагировали - почитайте классиков) все же на первом месте была программа и заточка под университет (а кто не хотел учить латынь - шел в реальное училище и дальше в технический вуз, если была возможность учиться дальше, а не идти работать и содержать родителей и младших братьев-сестер), в современных православных гимназиях на первом месте - ПРАВОСЛАВИЕ, чреватое "христанутостью".

      • Мария Семенихина,
        школы нужны разные и православные в том числе. Чем больше будет разноплановых средних учебных заведений, тем больший выбор будет у родителей. Да и конкуренция заставит владельцев гимназий повысить качество обучения. Конечно, государственные школы должны тоже остаться, но не в таком количестве.

    • Мария Леонтьева,
      Я человек далекий от церкви (не от веры!), но результаты работы православной гимназии мне по душе.

      Может быть, это один из выходов, чтобы спасти российское образование. Вероятно, нужно побольше частных гимназий, где дети могли бы получить глубокие знания, не в классах по 30 человек, а вполовину меньше. Учителя могли бы уделить больше времени каждому воспитаннику, не боясь, что их будут ругать за второгодников.
      .

  • Мария Леонтьева Читатель 4 ноября 2011 в 22:07 отредактирован 4 ноября 2011 в 22:07 Сообщить модератору

    Рита Розова! Вопрос "что делать?" не решен еще со времен господина Чернышевского. Можно будет что-то сделать, только когда поменяется государственная политика. Мы, рядовые учителя, на местах мало что можем и лишь вздыхаем от бессилья. Когда правит агрессивная посредственность (как среди детей, так и среди родителей), можно работать только с адекватными учениками, которых остались единицы (4-5 в каждом классе). Нельзя заставить ученика учиться, пока он знает, что на второй год его не оставят, из школы не отчислят в вечернюю, а учителю еще и влетит за то, что он не смог всех научить хотя бы на "3". Опыт показывает, что эффективное образование есть в однополых классах (ноухау еще царской России. Качество образование выше, потому что не надо отвлекаться, чтобы повыделываться перед противоположным полом)и... в православных школах, куда отбирают детей и родителей.

    • Сергей Миколич Читатель 4 ноября 2011 в 22:28 отредактирован 4 ноября 2011 в 22:41 Сообщить модератору

      Мария Леонтьева,...в православных школах, куда отбирают детей и родителей
      Не только православных, но и католических, и евангелистских. Там все зависит от академизма препода, то есть ученики хорошие, а препод латыни не знает, увы, универов не заканчивал. Бывает, но плохому точно не научит.

  • Гламур, бандитизм и коррупция сегодня доминируют как основные ценности, так как укоренилось расхожее "лучше быть богатым и здоровым...."
    В школах приблизительно так:
    Приехали американцы посмотреть и побольше узнать о наших школах. Ходят, смотрят. Один из них спросил:
    - Вы используете компьютеры в школах?
    - Да, с первого класса.
    Заходят в класс, видят - стоят на подоконнике 4 компьютера. Учительница говорит:
    - Сидоров, возьми 1 компьютер и поставь его на стол. Дети, сколько осталось компьютеров на подоконнике?

    • Василий Россихин,
      Заходят в класс, видят - стоят на подоконнике 4 компьютера. Учительница говорит:
      - Сидоров, возьми 1 компьютер и поставь его на стол. Дети, сколько осталось компьютеров на подоконнике


      Это пожалуй,было бы очень смешно, если бы не было так грустно...

  • Максим Иманов Читатель 31 октября 2011 в 14:46 отредактирован 1 ноября 2011 в 01:42 Сообщить модератору

    Я тоже думал, что российскому образованию уже кердык. Оказалось, что ошибался.

  • Уважаемые модераторы!

    Что-то на этой странице все портреты комментаторов "съехали" вниз. Да и вся страница отображается неправильно. Можно как-то это поправить? Спасибо.

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 30 октября 2011 в 16:24 отредактирован 30 октября 2011 в 16:41 Сообщить модератору

    Рита, статья правильная и нужная, небольшое уточнение: в вузы собираются поступать не 60% выпускников, а более 90% (в прошлом году число абитуриентов превысило число выпускников, т.к. поступали и те, кто не прошел год назад)

    Оценка статьи: 5

    • Рита Розова Рита Розова Мастер 30 октября 2011 в 20:32 отредактирован 31 октября 2011 в 22:31 Сообщить модератору

      Галина Резапкина,
      в вузы собираются поступать не 60% выпускников, а более 90% (в прошлом году число абитуриентов превысило число выпускников, т.к. поступали и те, кто не прошел год назад)
      Спасибо за уточнение. Более высокой процент поступающих в ВУЗы типичен для больших городов. В глубинке эта цифра гораздо ниже. Я пользовалась официальной статистикой, где все осреднено.

  • Рита Розова Рита Розова Мастер 14 декабря 2011 в 22:27 отредактирован 14 декабря 2011 в 22:28 Сообщить модератору

    Только что получила письмо от своего знакомого, который учится на 4 курсе в СПбГУ. Привожу отрывок:"с приходом в 2008 году нового ректора университета стал наблюдаться развал системы управления. Ректорат за эти 3 года раздулся в 6 раз - с 200 человек до 1200 человек. Увеличен штат проректоров, получающих неимоверные зарплаты (300000 рублей - $9500 - в месяц). Ну а бюрократии важно показать свою значимость, что выражается в печатании бесчисленных бумажек. В общем, главное - получить диплом здесь, а параллельно я прикидываю, куда пойти дальше. Потому что нынешний тренд развития университета - это развал системы образования".
    Процесс развала ситемы высшего образования благополучно продолжается. Еще один молодой человек созрел, чтобы покинуть родные пенаты...

  • Мария Семенихина Читатель 7 ноября 2011 в 22:34 отредактирован 7 ноября 2011 в 22:35 Сообщить модератору

    Кстати, нечего кивать только на учеников. Среди учителей тоже халтурщиков хватает. Ну вот есть у меня ученичок, я его по русскому подтягиваю - нет, учительница по русскому у него хорошая, просто товарищ страдает дислексией и дисграфией (помноженными на воспаление лени)... Но он меня тут недавно попросил ему помочь сделать задание по географии, в которое он не въехал. Я почитала и тоже не въехала. Это набрано на компе - явно индивидуальные преподские разработки... ну и вот такое милое задание: "Назовите исследователей России". Все. Каких исследователей, в смысле чего исследователей? Ребенок дает наводку, от которой я в очередной раз схватилась за сердце: "Ну это по морям смотреть". Офсайд вашу через коромысло, ну неужели не написать: "Назовите путешественников, в честь которых названы географические объекты на карте России"??? Второе задание было такое же лапидарное: "Назовите исследователей 18-19 веков". В смысле??? Оказалось - назвать путешественников 18-19 веков... причем даже не уточнено, русских или иностранных. И это не ребенок неправильно записал, ему это дали уже в готовом распечатанном виде. Ну и кто тут дебил, извините за вопрос? Ученик или...?

  • Сергей Миколич, я пока не могу найти другой вариант работы, ибо все остальные варианты по разным причинам хуже (да их в нашем городке в 100 тысяч неселения не так и много). А до того, чтобы просто уйти в никуда, я, видимо, еще не докатилась.

    • Сергей Миколич Читатель 7 ноября 2011 в 05:54 отредактирован 7 ноября 2011 в 06:01 Сообщить модератору

      Мария Леонтьева, я не призываю безответственно все бросать, я говорю, что на дворе капитализм со своими ЗАКОНАМИ. Как бы нам не хотелось. В западных обычных школах порядки (читай бардель) похуже будет, так что не отчаивайтесь. Один из законов капитализма - жить нужно там, где есть работа. А где ее нет, где идет деградация и разложение жить не нужно. Ищете где жить хорошо и туда переезжаете. У капитализма все житейские законы такие тупые, вернее незамысловатые. Когда вы начнете не только жить, но и мыслить по капиталистически, то многие описанные проблемы решаться сами собой.
      В отношении образования - еще в советские времена мне рот никто не закрывал - может повезло. Я призывал отказаться от обязательного образования с четырех классов. Кто хочет и способен пусть учится, кто нет - идет работать. Хорошим человеком можно быть и без алгебры и английского. Современную систему образования нужно рассматривать как вид бизнеса, образовательный бизнес. А в бизнесе есть хорошие предприятия и плохое. Вы Мария сейчас на плохом предприятии - платят как неграм, ученики - сброд и т.д. Думаю тема об проблемах учителей, а ведь это действительно проблемы учителей, нескончаема. Ведь у образовательной системы и учеников проблем этих нет, у них вообще нет проблем. Я говорю как бы абстрактно, но по сути жизни, ведь индейцам в резервации зачем давать должное образование. От него только смуты и революции. Это американская поговорка - "Проблемы индейцев шерифа не е**т." От туда и этот бардак и нищета учителей, а от куда? Мне кажется тема исчерпана в плане обсуждения статьи.

  • Мария Семенихина, мы смотрим на проблему с разных колоколен. Сытый голодного не разумеет. Вы, к сожалению, меня так и не поняли, видимо, потому что занимались образованием только своих детей (если они у вас есть). Предлагаю не продолжать обсуждение. Кстати, Гай-Германика сняла чудовищный сериал. Целиком я ни одной серии не смотрела, но и увиденного мельком было предостаточно. Кто только его в прайм-тайм на телевидении выпустил? И так уже школу опустили ниже плинтуса, так еще и это...

    • Мария Семенихина Читатель 6 ноября 2011 в 20:43 отредактирован 6 ноября 2011 в 20:45 Сообщить модератору

      Мария Леонтьева, я не занималась образованием своих детей за неимением таковых, но я преподаватель вуза и работаю так или иначе с конечным продуктом, так сказать, нашего среднего и очень среднего образования... И я действительно Вашего, говоря современным дурацким языком, мессиджа не понимаю. Что Вы конкретно хотите сказать??? Что нужен в классе порядок и нужен учебный настрой - да кто же спорит, что нужен. Что родители должны отвечать за воспитание своих детей - да никто не спорит, что должны. Но при чем тут обязательная для всех порка и обязательное для всех хождение строем как ЕДИНСТВЕННЫЙ залог успешного усвоения программы???

  • Мария Леонтьева Читатель 6 ноября 2011 в 11:27 отредактирован 6 ноября 2011 в 11:29 Сообщить модератору

    Вячеслав Чермных, я Вас понимаю, но не во всем с Вами согласна. Мы с супругом живем в ЗАТО, причем я вернулась после педагогического института в родной город, а его, так как он хорошо учился в соседнем городе, ПРИГЛАСИЛИ НА РАБОТУ. Он инженер-технолог, но выполняет работу и инженера-конструктора. Ему нравится, он работает, начальство, по-возможности, дает премии. В вузе, который есть в городе, учатся в основном слабые студенты, кто не поступил в Нижний, или Питер, или Москву, хотя есть и те, которые не захотели уезжать. Так вот им уже с третьего курса говорят, что тех, кто учится на тройки, не возьмут на работу в градообразующее предприятие. И не берут. Чем не стимул? Когда я заканчивала институт, у меня, как у одной из лучших студенток, был просто громадный выбор работы. Мое нахождение в школе сейчас - мое решение (хотя я часто прихожу с выводу, что оно было неправильным). Как вывод я хочу сказать,что в трех институтах, с которыми я имею связь, успешных студентов видят и предлагают им варианты работы. Чем не мотивация? Ведь чтобы быть успешным, нужно или выбирать специальность, которая в данный момент востребована, или быть лучшим в своей.

    • Мария Леонтьева, за меня ответил В. Чермных. Вы уже осознали, что с вашим уровнем нечего делать в уездной школе? Я это с болью осознал через 4 года после университета и как максималист поставил диплом на полку. Я про ваш выбор, а суждения у вас хорошие.

  • Сергей Миколич, я как никто знаю, что в реальности есть в школе. И куда мы с этой реальностью катимся? Я бы не говорила о мечтах. Я бы сказала о правильном восприятии. И почему это МОИ мечты? Вы хотите сказать, что родителям не нужно заботиться об образовании своих чад? И кому как не им тогда объяснять детям перспективы? Вы забываете, что школа оказывает лишь образовательную услугу. А задача обеспечить получение ребенком образования возложена государством на родителей.

    • Вячеслав Чермных Вячеслав Чермных Дебютант 6 ноября 2011 в 09:33 отредактирован 6 ноября 2011 в 09:34 Сообщить модератору

      Мария Леонтьева, Ваши мысли вполне адекватны ситуации. Беда в том, что наша страна сейчас не в адеквате. Если власти что и делают, так ровно то, что делать не следует. И всё завязано в жуткий клубок противоречий, которые неумолимо ведут страну в новый кризис.
      Взять ВО, нужны ли, к примеру, инженеры-конструкторы? Теоретически нужны, а если с таким образованием работу по специальности (да ещё с достойной оплатой) не найти, то получается, что и не нужны. А студенты это ощущают и их мотивация на учёбу стремится не к нулю, а в глубокий минус. Такие явления как протекционизм, демотивируют детей уже со школы. Чего учиться, если хорошую должность не получишь, а детям-мажорам она и так достанется, сама-собой.
      Одним словом, в больном обществе и система образования больна (и высшая и средняя).

  • Мария Семенихина, Вы, как я понимаю, смутно себе представляете обстановку в современной школе. Ибо от того, ходят ли дети строем в перемену и как часто их порют дома, напрямую зависит усвоение учебной программы. Должен быть учебный настрой. На уроке должно быть внимание. Позиция школы и родителей должна быть одинаковой. Порядок нужен, порядок. Тогда и процент усвоения учебной информации гораздо выше.

    • Мария Семенихина Читатель 6 ноября 2011 в 18:25 отредактирован 6 ноября 2011 в 18:29 Сообщить модератору

      Мария Леонтьева, а Вы, верно, слишком много смотрели Гай-Германику, хотя она тоже говорит не всю правду. Если дети будут на переменах ходить только строем, а на уроках на них будут исключительно орать, обзывать быдлом и скотами, выбрасывать из класса за случайно упавшую ручку, а всей учебной работы на уроке будет одно тупое переписывание учебника, а д/з - заучивание наизусть переписанного (и попробуй при ответе скажи хоть что-то своими словами - два без права пересдачи, вон из класса и без родителей не возвращайся) - боюсь, результаты будут тоже не очень чтобы очень.
      Хотя при взгляде на нынешних деток порой пожалеешь об отмене телесных наказаний. Но если вспомнить историю - из постоянно поротых кадетов выросли декабристы, из постоянно поротых семинаристов - нигилисты, а непоротые лицеисты дали миру Пушкина.
      Меня за тупизну в области точных наук пороли до 14 (в скобках прописью: четырнадцати) лет. И что? Софьи Ковалевской из меня не выросло.

    • Сергей Миколич Читатель 5 ноября 2011 в 22:01 отредактирован 5 ноября 2011 в 22:03 Сообщить модератору

      Мария Леонтьева, Должен быть учебный настрой. На уроке должно быть внимание. Позиция школы и родителей должна быть одинаковой. Порядок нужен, порядок.
      Я вас понимаю, но как реалист хочу уточнить. Ни кто вам не должен. У учеников конкретная личная мотивация. То что вы перечислили непременное условие успешного обучения, но в реале это ваши мечты. В школу ходят не учиться вот это реал. Такая слабо организованная тусовка., отсюда и неуважение к учителчм.Правда не все ученики. Когда в школе будут экзамены, отбор то есть тогда только реализуются ваши должен.

      • Мария Семенихина Читатель 6 ноября 2011 в 20:11 отредактирован 6 ноября 2011 в 20:18 Сообщить модератору

        Сергей Миколич, в том-то и дело, что реально мотивированы на учебу во все времена (шепотом: И В СОВЕТСКИЕ ТОЖЕ) были процентов 15-20 из общего числа обучаемых, остальные или тихо тянули лямку, боясь порки, родительских воплей или еще чего-нибудь вроде, а кто пооотчаянней - не боялся ничего. Просто учителей... ну я б не сказала, чтоб уважали, скорее умели грамотно притворяться, что уважают (в глаза явно не хамим, а вышел из школы и на заборе - подальше от школы желательно - крупными буквами - "Марьиванна - сука!"). Причем неуважение к учителям еще в позднесоветские времена культивировались в некоторых семьях (типа ну что эту Марьиванну уважать, жить не умеет, даже с работы своровать ей нечего), как в мещанских, так и в интеллигентских, где детям внушали, что "интер магиструм эт дисципулюм нулля амицития эст", учителя - все как один стукачи и чуть не агенты КГБ, только и ждут, как бы втереться к ребенку в доверие и потом им манипулировать (и порой это была, мягко говоря, не совсем паранойя)... Ну и учителя-новаторы своих коллег-традиционалистов тоже хорошо демонизировали... тог же Крапивина почитать - волосы дыбом встают (эх, сбылась мечта Владислав-Петровича о том, как училке красиво надерзить в ответ под аплодисменты всего класса и смешать ее с грязью)
        А сейчас полная швабода... научили на свою голову ценить личность...

  • Мария Семенихина, Вы прекрасно понимаете, что помимо факультативов, касающихся православной культуры и религии, у учеников есть обязательная программа, основанная на государственных стандартах. Речь не о том, что изучают, а о том, что у этих учеников и их родетелей часто другое отношение к образовательному процессу, и порядка в школе больше.

    • Мария Семенихина Читатель 5 ноября 2011 в 17:37 отредактирован 5 ноября 2011 в 17:40 Сообщить модератору

      Мария Леонтьева, результаты работы школы - это не то, насколько в ногу и строем дети ходят на переменах и сильно ли девочку дома порют за то, что явилась в школу без платка, а то, насколько дети именно усваивают основную программу.

  • Одна из причин популярности высшего образования - возможность откосить от армии. Как только призыв перестанет быть обязательным, уйма парней не станет "мозги сушить".
    Ведь до чего доходит, в аспирантуру идут по этой причине. (знаю конкретные случаи)
    А вообще-то всё в общем русле. ВШ-отражение общества. Больное общество => больная ВШ.

    • Вячеслав Чермных,
      Одна из причин популярности высшего образования - возможность откосить от армии. Как только призыв перестанет быть обязательным, уйма парней не станет "мозги сушить".

      Спасибо, что напомнили. Я про это совскм забыла. Сначала институт, потом аспирантура, потом 27 лет, призыву человек не подлежит.

  • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 29 октября 2011 в 19:47 отредактирован 29 октября 2011 в 20:21 Сообщить модератору

    В сентябре была опубликована моя статья "Куда ведет технический прогресс". Меня публично "выпороли" за безосновательный пессимизм. Но ваша статья, Рита, как раз и дает основание для пессимизма. Пусть в ней нет аргументов, зато иллюстрации красноречивы.
    Не думаю, что высшую школу намеренно разваливают. "Кадры",привыкшие работать "за идею"(то есть ставить во главу угла ум, честь и совесть), увы - вымирают или уже вымерли. Новое поколение просто приспособилось. Ваш Алик - своего рода герой времени: наиболее приспособленная к существующей системе особь.
    Бесполезно винить Фурсенко - он стрелочник.
    Что делать? - дать возможность хотя бы собственным детям стать крепкими профессионалами, попытаться помочь им сохранить порядочность. Т.е создать пятую колонну в тылу весьма специфического времени.

    Оценка статьи: 4

    • Людмила Ливина, а я полагаю, что разваливают намеренно. Если считать, что разваливают ненамеренно - по простоте душевной, а другими словами по глупости. То следует, что нами правят дураки. Считаю, что нами правят не дураки, но тогда следует, что разваливают намеренно. Вот такие силлогизмы....

    • Людмила Ливина,
      Что делать? - дать возможность хотя бы собственным детям стать крепкими профессионалами, попытаться помочь им сохранить порядочность. Т.е создать пятую колонну в тылу весьма специфического времени.
      Очень толково.Возвращаясь к теме нашего обсуждения еще раз хочу повторить, что не все могут остаться на преподавательской работе за идею, если дома на хлеб не хватает, и жена пилит. Идеями сыт не будешь, пора спускаться на землю и и становиться материалистами.

  • Ладно когда меня студент-француз на занятии по истории культуры Петербурга спрашивает, кто такой Меншиков, ему извинительно... у нас тоже про суперинтенданта Фуке не все знают... Но когда бывшие питерские школьники спрашивают, кто такой Юлий Цезарь и ел ли Ганнибал людей, и считают, что Гомер написал поэму (одну) "Эллиада и Одиссей" - хочется кидаться табуретками. Хотя не все так безнадежны, вот нынешний мой первый курс вроде ничего, культура не на высоте, но мозги не атрофированы и мотивация есть.

  • Удручает, когда студентка 3 курса спрашивает:"Что больше - фунты или стерлинги?"

    • Мария Семенихина Читатель 29 октября 2011 в 17:55 отредактирован 29 октября 2011 в 21:30 Сообщить модератору

      Василий Россихин, не читали "Нестандартные версии истории" Дружинина? Это одно время был хит нашей кафедры
      "Узуфрукт - это сервитут, упавший с дерева"...

      читать дальше →



      Хотя чтоб тянуть деньги из клиента, юристу необязательно знать латынь и историю государства и права... это, скорее, наоборот, мешает...

  • Вот только что отчитал лекции и 30% студентов даже не совсем понимают что они тут делают, Мама с папой заплатили - надо учиться..... Жутко от этого

    • Валерий Уральский,
      Мама с папой заплатили - надо учиться..... Жутко от этого
      Ни родители, ни дети не понимают, зачем нужно высшее образование, если после окончания дети пойдут работать туда, где есть работа, а не поспециальности. Сейчас ВУЗы выпускают слишком много специалистов, которые стране не нужны.Пример, у моих родственников сын 2 года назад закончил географический ф-т СПбГУ. Пошел работать в магазин младшим менеджером. Протусовался там 2 месяца, потом заявил родителям, что он больше не хочет там работать. Родители его поняли, через месяц он нашел раблту в логистической компании, которая занимается перевозкой грузов. Сейчас географ носится по всему Питеру с накладными, путевыми листами и пр. документами. Он - в восторге! Спрашивается, зачем было 5 лет протирать штаны на студенческой скамье и париться над учебниками.

      • Рита Розова, учатся в высшей школе не только ради профессии, а в том числе ради знаний которые могут пригодиться и как правило пригождаются. Я вот тоже по образованию технарь а преподаю в гуманитарном вузе и что? .... Образование не бывает невостребованным

        • Валерий Уральский,
          учатся в высшей школе не только ради профессии, а в том числе ради знаний которые могут пригодиться и как правило пригождаются.
          Вы в это верите? Ребята поступают в ВУЗ после окончания школы, потому что 1.Это престижно. 2. Так хотят родители.3.Все поступают и я тоже. Если после окончания ВУЗа половина выпускников понятия не имеет, чем они будут заниматься после. В советские времена была отработана до мелочей: 1.система профессионального образования (ПТУ), 2 техникумы, куда поступали, чтобы получить среднетехническое, медицинское и т.д. образование 3. ВУЗы - с этим все понятно. Экономика была плановой, и государство давало разнарядку, какие специалисты потребуются в ближайшие годы. Теперь специалистов неведомого профиля выпускают миллионами ежегодно, а они никому не нужны. На заводах полно рабочих с инженерными дипломами, но качество знаний этих инженеров на нулевом уровне, они нигде не могут найти себе применение. Конечно, если у родителей много денег, они могут дать своим детям любое образование, но надо же подумать и о том, чем они будут заниматься в жизни, чтобы образование было базисом их будущей профессии.

          • Рита Розова, не соглашусь с Вами , молодежь есть конечно разная и профессии тоже, но я всё чаще вижу на лицах явный интерес к тому что я преподаю, а что касается армии, так у нас нет обязательной службы и проблемы этой нет. Но повторюсь, что конечно же первичное желание получить конкретную профессию для продолжения работы в этой отрасли на сегодня процентуально крайне мало

            • Валерий Уральский,
              конечно же первичное желание получить конкретную профессию для продолжения работы в этой отрасли на сегодня процентуально крайне мало
              У некоторых студентов есть интерес к тому, что они изучают в ВУЗе, а насчет профессионального использования полученных знаний - вы сами ответили на этот вопрос.

  • Где вы такие зарплаты у преподавателей видели? Мой сын до недавнего времени был старшим преподавателем - ставка с доплатами 8 тыс. Невестка, кандидат наук, доцент - на ставку 15 тыс. Сейчас несколько университетов объединили, сделали федеральный университет - зарплата упала примерно процентов на 30. Сын махнул рукой на преподавание и написанную диссертацию и ушёл в банк. Зарплата в 3,5 раза выше.
    Нормальные преподаватели уходят из высшей школы или их уходят...

    Оценка статьи: 2

  • А Вы, ну просто случайно, не в Америке живёте? Фото с американской улыбкой, да и желание жить позитивно -всё оттуда. Красота писанная. Статья вроде на больную тему, да и начало тоже по-взрослому, а потом пошёл не анализ и мудрые выводы, а пересказ личных ощущений и слухов.
    Почему Вы не работаете по специальности, хотя вроде любили биологию? Почему многие не работают по специальности, полученной в ВУЗе? Преподавание -это рутинная специальность или призвание? Программистам хорошим везде хорошо, тем более в России, тут больше возможностей. Второй, Алик, тоже программист? Вы не указали, впрочем это как раз в стиле слухов на скамейке у подъезда. Вы бы сравнили сколько получают программисты у нас и как они себя здесь реализуют. Например, простой дизайнер-программист приглашался для оформления сайта за 70 тысяч при нагрузке три рабочих дня. Это уже из моего опыта поиска работы для одного молодого человека.
    Вы не знаете реальной ситуации, хотя пишите, что в курсе.
    Так может Вы засланный казачок отдалённых мест? Впрочем, можете и не отвечать, какая разница, статья-то ни о чём и с враньём.

    Оценка статьи: 2

    • Людмила Есипова,
      тем более в России, тут больше возможностей
      Вы бы сравнили сколько получают программисты у нас и как они себя здесь реализуют

      Судя по популярности тезиса "поравалить" среди айтишников, вы не в теме Причем, в Москве оплата может быть, и правда, несколько выше, но качество жизни... увы.

      простой дизайнер-программист приглашался для оформления сайта за 70 тысяч при нагрузке три рабочих дня
      Полная чепуха, нет таких цен. Вы что-то не так поняли.

      В статье все правильно описано. Про*рали ВО - это факт. Как, впрочем, и множество других областей.

      Оценка статьи: 5

    • Рита Розова Рита Розова Мастер 29 октября 2011 в 22:51 отредактирован 30 октября 2011 в 04:11 Сообщить модератору

      Людмила Есипова,
      У вас, вероятно, сегодня плохое настроение.Бывает! Вы, хоть, поняли, что вы написали: не нравится улыбка,расценки на работу программистов, шпиёнки с крепким телом...Смешались в кучу кони-люди... Если бы я не знала ситуации, эта статья бы никогда не появилась.

      • Рита Розова, сказки, что программистам платят тыщи долларов в день - не заслуживают даже обсуждения. Это писать может только или "работник на службе", или полностью одурманенный человек, который живет в каком-то своем мире. Ведь вокруг столько "непознанного и таинственного", вот например, страна, где программистам за простую работу платят 2000 баксов за три дня...

        А ненависть к улыбке- это очень типично, к сожалению. И это грустно.

        • К. Ю. Старохамская,
          вот например, страна, где программистам за простую работу платят 2000 баксов за три дня... А ненависть к улыбке- это очень типично, к сожалению. И это грустно.

          Я что-то тоже про такие расценки за работу программистов не слышала. Бог с ним! Но, почему улыбка вызывает такую негативную реакцию я не понимаю. Не могут же все "одеть на свое лицо минорную маску?"

  • Рита, спасибо за поднятую тему.
    Я доктор наук, доцент кафедры со стажем (www.urostar.ru) и член-корр. Российской Академии Естествознания. Автор более 140 работ, есть защищенные ученики и прочее... Соглашусь с тем, что обучать студентов в последние несколько лет стало, как бы выразиться проще, "как об стену горох". Впечатление, что большинство людей приходят на учебу за дипломом.
    С радостью смотрю на англоязычных студентов, которые тянутся к знаниям. Хотя за семинары на английском языке нам приплачивают аж по 200 руб. за час...
    Кстати, о зарплате. Вы написали: "Средняя зарплата преподавателя... от 25 до 50 тыс. рублей" Извините, бред. Недавно за мою 1/2 ставки доцента я получил 6900 руб. И ВСЕ! Тяжело принимать решения, когда за 40, и призвание "дарить тепло" хочется уже как-то использовать и для себя, любимого.
    Согласны?

    • Владимир Старцев,
      Тяжело принимать решения, когда за 40, и призвание "дарить тепло" хочется уже как-то использовать и для себя, любимого.
      Согласны?

      Конечно, согласна! Вы из той категории замечательных преподавателей, которые до самого последнего момента выполняют свой профессиональный долг, "сея разумное, доброе, вечное". Но, наступает момент, когда жизнь хватает за глотку, нужны деньги, чтобы выжить, своим трудом их заработать достаточно нельзя. Что делать? Тут каждый выбирает наилучший путь для себя и расставляет свои приоритеты. У вас есть ваши профессиональные навыки, вы - молодой доктор наук, имеете много публикаций, учеников. Может быть, вам стоит поискать работу где-то в другом месте. Если владеете английским, то можно почитать лекции где-нибудь за границей. Вы лучше знаете свои возможности. Сейчас наступил момент важного решения в вашей жизни. Не упустите его, действуте!

  • Ну, у нас и качество учащихся оставляет желать лучшего сейчас. Кстати, и раньше так было. И преподаватели раньше тоже были не ахти.
    Это идет, на самом деле, еще со школы, где детям не учиться нужно, а баллы зарабатывать.
    Помню такой случай. Писал всю ночь контрольную, хорошо написал, идейно так. С утра преподаватель у меня ее не принимает, говорит - объем не дотягивает, даже не открыла. Я очень сильно разозлился, прямо с этой пары уехал, отсканировал две главы учебника, распознал Куниформом. Куниформ тогда плохой был, распознавал с огромных количеством ошибок, я даже править не стал, распечатал 30 с лихуем страниц, поехал к концу пары. Сдал без проблем, зачет автоматом, работу открывать даже не стала. И, главное, мысли не возникло, как можно за пару объем работы увеличить с 10 до 30 страниц.

    • Андрей Лебедкин,ничего нового - называется формальный подход к своим профессиональным обязанностям. Вопрос почему он у неё формальный сугубо конкретный. Я оставляю за преподавателем право на такой подход как форму протеста или несогласия.

    • Андрей Лебедкин,
      Секвестр образования начался со средней школы, там пытаются всех причесать под одну гребенку, не утруждая себя индивидуальной работой с каждым учеником. Чехарда с програмамми, переписывание учебников каждый год в угоду новым веяниям,безразличное отношение к подрастающему поколению привело к тому, что к окончанию школы мы имеем будущих бестолковых студентов, которые не способны к самостоятельной работе, мышлению и пр. Конечно, не все такие, но серая масса молодежи твердо шагает по российской земле.

  • Сергей Миколич,
    Задачи мировых правителей - развалить промышленность, армию, образование и медицину в СССР - сами думайте как у них успехи.
    Я не знаю насчет мировых правителей, но у местных развал всего, что можно, получается очень даже хорошо. Я тоже не советую вашей жене возвращаться в систему высшего образования. Ничего хорошего в ближайшее время ожидать не приходится.

  • Мария Семенихина Читатель 29 октября 2011 в 02:00 отредактирован 29 октября 2011 в 02:15 Сообщить модератору

    Дорогуша, это где ж Вы видели зарплату в 25 тыс. рэ? 6 тыс. - ставка старшего преподавателя. Доцент за степень, руководство курсовыми и прочие радости жизни получает тысяч 12-14. Если кто и получает 50 тыс., так это либо средства, выигранные по какому-нибудь гранту, либо, извините, взятки. Потому у нас высшее образование и никакое, что почти все преподаватели вынуждены работать где-то еще, совмещать кучу работ и в результате - ни там, ни сям. Или просто, как Вы правильно отметили, бросают нафиг эту шарашкину контору и уходят в фирмы, во фриланс, к чертовой бабушке, только чтоб не оставаться в системе нашего богоспасаемого образования. Или еще миленькая вещь - НАГРУЗКА. Вот на твой предмет не набралось нужного количества часов (ну набор в этом году маленький, планировали 9 групп набрать, а набрали 3)- веди еще что-то, хоть физкультуру, хоть мировую художественную культуру, хоть тушкой, хоть чучелом, чтобы добрать эти самые часы... неважно, умеешь, не умеешь, знаешь предмет, не знаешь... У меня так подруга в одном (правда, негосударственном) вузе, будучи дипломированным специалистом по классической филологии, вела ИСТОРИЮ ИСПАНИИ. "А я метатель молота, приказано метать - я и мечу". Вот и чему может научить человек с определенной методической "насвистанностью" и университетским дипломом, но имеющий по предложенному ему предмету знания на том же уровне, какого он будет требовать на выходе от своих подопечных, прослушавших этот курс в течение семестра за 36 часов?
    А Вий, то есть ФГОС ВПО 3го поколения, УЖЕ ПРИШЕЛ. Радуйтесь, веселитесь (мотет, музыка Моцарта, слова народные).

  • Мне трудно судить о российской школе, но я преподаю в Чехии в институте, и могу ВАс уверить что и у нас тут образование опустилось ниже всех возможных уровней...

  • А я думал, что российская система высшего образования уже давно загнулась. Подражать западу - занятие неблагодарное!

    Оценка статьи: 5

    • Борис Абрамов,

      Нет, еще не совсем умерла. Есть слабая надежда на реанимацию...

      • Комментарий удален
        • Вест Неруш,
          А реаниматора купим за бугром что ли?
          Надо как-то реанимировать, используя "внутренние резервы". Фурсенко уже наломал дров, потребуются десятилетия, чтобы исправить перекосы, и разгрести "образовательные завалы". Тут без помощи следующего поколения никак не обойтись!

          • Комментарий удален
            • Вест Неруш,
              Куда не кинься одни уроды. Демократия, экономика, право, медицина, пенсионный и т.д и т.п.....

              Мне крыть нечем! вы - правы!

              • Сергей Миколич Читатель 4 ноября 2011 в 22:37 отредактирован 4 ноября 2011 в 22:38 Сообщить модератору

                Рита Розова,
                Ну, не надо заклинаний. Впервые люди стали жить тем, что им на самом деле нужно. И учеба нах*й во многих областях не нужна. Я так легко говорю, что давно покончил с преподаванием. Не мистифицируйте высшее, а тем более среднее образование. Оно так и есть - кирпич на кирпич, и не дурите каменщику голову тройным интегралом

                • Мария Семенихина Читатель 4 ноября 2011 в 23:26 отредактирован 4 ноября 2011 в 23:27 Сообщить модератору

                  Сергей Миколич, нет, что правда, то правда... порой в программе куча лишних предметов. Типа философии или политологии. Ладно бы философия учила шевелить мозгами, а политология - учить разбираться, что происходит с Родиной и с нами... нееет, учим даты жизни платонов-аристотелей (читать Платона - ИНТЕРЕСНЕЙШЕЕ ЗАНЯТИЕ, но бедному студню за 36 академических часов этого Платона и посмаковать не дадут... даты жизни-основные идеи-все-пошли дальше) и заучиваем погонные метры схоластических определений... Про милейший курс "Концепции современного естествеознания" ваще молчу. Похоже, его придумали для безработных преподов истмата и диамата.

                • Сергей Миколич,
                  Не мистифицируйте высшее, а тем более среднее образование. Оно так и есть - кирпич на кирпич, и не дурите каменщику голову тройным интегралом
                  Вероятно, слышали, что при советской власти после семилетки не хочешь учиться, иди в ПТУ. Голова будет прозрачной, как чистый лист бумаги. Выучился в ПТУ на каменщика, ну и строй себе на здоровье до пенсии. Работа не хуже других. Но сейчас будущие каменщики и слесаря заканчивают среднюю школу, потом родители их пихают в ВУЗ еще на пять лет. Зачем - не ясно, а там им по полной программе "дурят" голову ненужными науками. Вопрос: на хрен они пошли в этот самый ВУЗ? Шли бы себе в армию, а потом строить или разбирать дома, чинить крыши на дачах и т.д. Ответ простой: кому охота идти в армию, если можно откосить. Одно цепляется за другое, за третье. Получается замкнутый круг.

  • Мария Семенихина

    Спасибо за ссылку. Материал замечательный.

  • Экзамен. Преподаватель:
    — Итак, начнем. Кто знает на "5"?
    Поднимается несколько несмелых рук, преподаватель берет у них зачетки и ставит "ОТЛ".
    — Ну, а кто знает на "4"?
    Рук уже больше, довольные студенты полу¬чают "ХОР" и уходят. То же самое — с "УД".
    В результате в аудитории остается несколько студентов, рвущих на себе волосы за нереши¬тельность.
    — А вы, значит, знаете на "2". Значит, хо¬тите на пересдачу.... Ну что ж, пересдача... Кто знает на "5"?

  • Мария Семенихина,
    Я 10 лет в высшей школе работаю и каждый сентябрь занимаюсь подсчетами лекций-семинаров-консультаций при заполнении индивидуального плана... научилась это делать даже без калькулятора ловчее замзавкафедрой.

    В любом ВУЗе кроме основной зарплаты и надбавок руководство всегда находит способ заплатить дополнительные деньги людям. Вам должно быть это известно. Кроме того существуют различные гранты, на которые надо подать заявки во время, существуют договорные темы, в которох можно принять участие. Это я говорю все к тому, что если человек подсуетится, то он может заработать дополнительные деньги в ВУЗе. Но, с другой стороны, это ненормально, преподаватель должен получать достойную зарплату за свой труд, а не бегать в поисках дополнительного заработка.

    • Рита Розова, ну да, есть такое... надбавки, премии... это значит - плюс еще тысячи 3 раз в полгода...
      Гранты - ну я про это тоже говорила, но, как бы мягче выразиться, гранты сами по себе, а преподавание само по себе... Если хочешь подать на грант - чаще всего надо выкраивать время, пишА, так сказать, что-то разумное-доброе-вечное в отрыве от своих непосредственных преподавательских обязанностей (если это не грант по методике преподавания). И к тому же это большая лотерея, да и срок подачи документов, как правило, "вчера". Сама я на гранты, скажу честно, ни разу не подавала, но знаю, как это другие делают...
      Порок нашей образовательной системы в том, что т.н. НИР часто не имеет ничего общего ни с наукой, ни с исследованиями... вот как в случае с Вашим приятелем Аликом. Вместо подлинной научной работы не столь уж редки и отписки левой ногой.
      Я одно время собирала, вы уж извините, русскоязычные статьи по Толкину (ну попросили помочь с библиографией) - ладно бы их писали неграмотные старшеклассники в плащах из занавесок для самиздата "Фродо жив"... Нет, университетские преподаватели, кандидаты наук, которые при этом демонстрировали такое невежество и не то что элементарное неумение работать с текстом - отсутствие даже ЗНАКОМСТВА с текстом источника! Скажете - "фу, Толкин"? А почему по матерным частушкам или сортирным надписям писать можно (о, напиши я работу по сортирным надписям, грант какого-нибудь Европейского университета точно был бы мой), а по Толкину нельзя? Исследование есть исследование и методы есть методы... и неважно какой перед нами материал... А народ этого делать не умеет, несмотря на статус университетских преподавателей. Ну и чему такие могут научить?

      • Мария Семенихина,
        Порок нашей образовательной системы в том, что т.н. НИР часто не имеет ничего общего ни с наукой, ни с исследованиями...

        Это совершенно верно, там сидят люди, далекие от науки. Почему-то это закономерность, почти во всех ВУЗах так. Их только интересует, чтобы народ вовремя подал научные отчеты, тогда НИРовцы получат премию в конце года, причем эта премя будет намного больше, чем получили исполнители за свою научную работу.