• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галина Резапкина Мастер

Чем опасны школьные учебники? Убойная сила слова

«Какие они счастливые! О них узнает вся страна», — мечтательно сказала семиклассница из подмосковной Балашихи на похоронах трех своих одноклассниц, которые, взявшись за руки, выпрыгнули из окна квартиры на девятом этаже…

soncerina, Shutterstock.com

Ассоциативная память напомнила этот случай во время чтения учебника Бунеевых по литературе «Путь к станции «Я» для 7-го класса. Интерес к книге был подогрет случайной фразой мамы семиклассницы о том, что дети скачивают из Интернета полную версию «Синей травы» — дневника наркоманки, фрагмент из которого изучается на уроке.

Неплохая рекомендация! А еще говорят, что современные дети мало читают! Заинтригованная, отправляюсь в Интернет за «Синей травой». От своих комментариев воздержусь, но приведу пару, под которыми готова подписаться:

«Бьет по мозгам сильно, конечно. Но впечатление неоднозначное — своему 12-летнему сыну, скорее всего, читать не дам. Если мне стало страшновато, то подросток может запомнить в этой книге совсем другое — прикольные улеты и свободный подростковый секс под наркотиками».

«Сильно сомневаюсь, что это — подлинный дневник пятнадцатилетний американской наркоманки. Слишком литературно, слишком смачно описаны ощущения американской школьницы, употребляющей наркотики, потерявшей девственность и озабоченной возможной беременностью, ушедшей из дома и испытавшей самые страшные унижения и надругательства за дозу наркотика».

Действительно, о чем еще думать нашим семиклассницам. До ГИА и ЕГЭ еще далеко… Бедные дети! Уж лучше пусть прогуливают уроки и получают двойки за невыученные уроки, чем изучают такую литературу!

Многие люди наивно считают, что самое лучшее воспитание — это запугивание. Прочитает подросток о страшном конце сверстника, который не слушался родителей — и будет слушаться. Авторы уверяют, что чтение такой литературы — своего рода профилактика наркомании, а также алкоголизма, нежелательной беременности и СПИДа.

Это справедливо для определенной категории подростков, например, тревожно-мнительных. Демонстративных такое чтиво может спровоцировать на поступки, от которых взрослые так неуклюже стараются их оградить. Кстати, демонстративных подростков сейчас намного больше, чем 10−15 лет назад.

Сквозной персонаж, ведущий ребят по страницам своих дневниковых записей — студент Алексей, лет на пять-шесть старше своих подопечных. В юности пять лет — целая вечность. Алексей, по замыслу авторов, ищет смысл жизни и вовлекает в это занятие семиклассников.

Кроме «Синей травы», семиклассники должны прочитать фрагменты «Былого и дум» Герцена, наводившего тоску еще на их родителей; «Детства» Толстого и Горького; «Мне скоро шестнадцать» М. Цветаевой (семиклассникам, кстати, на три года меньше); Ш. Бронте «Джен Эйр»; жесткий рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки»; «Слепой музыкант» В. Короленко; дневник Анны Франк «Погибель»… Не уверена, что все эти тексты семиклассники станут разыскивать в Интернете и библиотеках с таким же энтузиазмом, как «Дневник пятнадцатилетней наркоманки».

Читать и анализировать в течение года произвольно выхваченные отрывки из чужих дневников и мемуаров — удовольствие на любителя. Должна же быть в этом какая-то сверхзадача? Что объединяет авторов разных эпох и стран, собранных на страницах учебника, который, по замыслу авторов, должен помочь подростку пройти путь до станции «Я» через полустанки «Я и детство», «Я и другие», «Я и мир»?

Герои большинства текстов, включенных в хрестоматию, трагически погибают в подростковом возрасте. Остальные испытывают нравственные потрясения, которые накладывают отпечаток на всю их жизнь.

Из заключения Российской академии образования о работе экспериментальной площадки Российской академии образования «Образовательная система „Школа 2100“» и использовании ее в широкой практике: «…учебники формируют у ученика целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач…»

Целостная система знаний подростка о себе и своем месте в мире на страницах учебника выглядит очень однобоко и безрадостно: конфликты, болезни, грязь, насилие, непонимание окружающих, смерть… Зачем все это? Чтобы вогнать читателей в депрессию, откуда один шаг до раскрытого окна? «Убойная сила слова» очевидна: предсмертные стихи Есенина спровоцировали эпидемию самоубийств.

Стихотворение А. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный». Вопросы к учащимся: О каком душевном состоянии поэта говорят строки стихотворения? Найди философские размышления поэта о жизни. Что его заставляет страдать? В чем видит поэт свое предназначенье? Попробуй доказать на примере прочитанных тобою произведений А. С. Пушкина справедливость последних строк второй строфы.

Последние строки второй строфы звучат так:

…Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал…

Непонятно, что ребята должны здесь доказывать. Предвкушаю анализ знаменитого поэтического диалога Пушкина и Филарета. Интересно, что думают о нем школьники, как воспринимают стихотворение, написанное поэтом в свой 29-й день рождения, блистательный ответ митрополита и ответный ход Пушкина — стихотворение «В часы забав иль праздной скуки»? Считают ли они ответ Филарета пародией на пушкинские стихи или палинодией, то есть отрицанием того, что сказано в оригинальном тексте?

Ничего этого нет. Вопросы, заданные поэтом в минуты уныния, тяжелыми гроздьями повисают над бедными головами семиклассников. Вероятно, чтобы закрепить полученный эффект — стихотворение Н. Огарева «Хандра»:

Бывают дни, когда душа пуста:
Ни мыслей нет, ни чувств, молчат уста,
Равно печаль и радости постылы,
И в теле лень, и двигаться нет силы.

Напрасно ищешь, чем бы ум занять, —
Противно видеть, слышать, понимать,
И только бесконечно давит скука,
И кажется, что жить — такая мука!

Затем — «Пока горит свеча» А. Макаревича, лучшая, на мой взгляд, песня «Машины времени», которая в стихотворном виде теряет многое, если не все. Вряд ли когда-нибудь Андрей Вадимович мечтал попасть в учебник литературы для 7-го класса.

Итоговой работой по данной теме должно стать лирическое размышление «Бывают дни…». Чтобы задать мыслям ребят правильное направление, водитель по учебнику студент Алексей читает любимое место из дневника Печорина: «Что ж? Умереть так умереть: потеря для мира небольшая: да и мне самому порядочно уже скучно».

Авторы учебника не обманули. В книге есть и «строгая логическая последовательность, оригинальность композиции, единство нравственной проблематики, наличие внутренней ассоциативной и смысловой взаимосвязи всех разделов». «Логично» и «последовательно» детей ведут в трясину уныния. «Нравственная проблематика» сводится к актуализации негативных переживаний.

Есть в учебнике и светлые страницы, такие как «Алые паруса» А. Грина. Но они растворяются в массе тенденциозно подобранных литературных произведений, показывающих картину мира, в котором не хочется жить.

Знакомый издатель говорил, что издательский бизнес по доходности занимает третье место после торговли оружием и наркотиками. По «убойной силе», наверное, тоже.

Статья опубликована в выпуске 13.11.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (28):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Да, упадочна не только направленность образования, но и общая атмосфера. Ее каждый день подпитывают угнетающими новостями - там убили, тут взорвалось... И мусолят бесконечно одно и тоже. Что ж, тенденция ясна - создать общий депресняк на подсознательном уровне, как стиль жизни. Это хорошо помогает избавиться от разумного и самостоятельного анализа происходящего и превратиться в стадо запуганных гамадрил.

    Оценка статьи: 5

  • Пусть статья будет грозным предупреждением думающим родителям, а преподавателям - поводом для размышлений.

    • Вячеслав Старостин,
      преподавателей не спрашивают по каким программам и учебникам они хотят учить.Это просто сообщается сверху и обсуждению не подлежит.
      А когда родители пугаются,то им ответ такой:вы можете искать для ребёнка другую школу ,работающую по программам,которые вы одобряете,это ваше право.

      Оценка статьи: 5

      • Марина Новикова, речь идет у вас не о преподавателях, а об учителях. Я как преподаватель вуза никогда не ощущал давления, в нашей среде это не принято. Но и учителя не так зажаты, как кажется. Есть выбор учебников, можно определиться.

        Оценка статьи: 5

  • Илья Горохов Илья Горохов Профессионал 24 декабря 2011 в 07:26 отредактирован 24 декабря 2011 в 07:40 Сообщить модератору

    Человек, любящий читать, читать будет. Тот, кто не любит - не будет.

    Все чаще слышу, что, мол, "я очень люблю читать, но дурацкая учебная программа не дала это сделать", или еще хуже "эта система ужасна - она губила мой потенциал. и вообще, я читаю фантастику". Фактор заинтересованости...

    Теперь насчет учебника. В литературе я не силен, конечно, но ... показалось, что в статье, как и в каментах, все повернуто на том, что система образования такая...

    А как же вся иерархия требований? Гос.стандарт, обяз. минимум содержания? Вроде учебник есть как авторская программа занятий, причем с обязательным допущено/рекомендовано. Вот например первый попавшийся мне Обязательный Минимум Содержания основных образовательных программ по литературе на ступени основного (общего) образования

    Где видите хоть одно произведение, схожее с Трын- травой ит.д?
    ______________________
    П.С. Нашел я тот самый учебник в списке допущеных Ну что же, значит учебное заведение такое, что не имеет педагога по литературе, способного отбирать учебники и подсовывать такое. печаль.

  • Да, тоже тепло вспоминаю это время. Не скажу, что особо прессовали - но надо было видеть лицо завуча, когда она поняла, что молодой специалист весь год рассказывала детям про Грина и Лондона, читала стихи Высоцкого и Ахматовой и т.д.

  • Мне тоже посчастливилось преподавать с 1986 по 1989 год... Был душевный подъем после застоя. Еще были пионеры и комсомольцы. Были такие замечательные творческие эксперименты среди преподавателей, были поиски и удачные находки... Было хорошо!

    Завучи все понимали и поощряли. Методисты из Института усовершенствования учителей не чинили препятствий.

    Я сам преподавал ИЗО и черчение ( ), но жил я общим настроем коллектива и потому с уверенностью говорю.

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 13 ноября 2011 в 19:23 отредактирован 13 ноября 2011 в 19:25 Сообщить модератору

    Я образно, а вы все буквально... "Криминалом" в школе считается любое отступление от программы. Вот я пришла в школу после университета (распределили, т.к. учителей не хватало), веду уроки, все нормально, детям нравится, приходят из других школ (это конец 80-х, тогда охраны не было). В конце года завуч допрашивает на предмет прохождения программы. Оказывается, на каждую тему отводится определенное число часов, и любое отклонение чревато наказанием. Сейчас, говорят, еще строже.

  • Криминал?.. Сошлитесь на Уголовный кодекс РФ, пожалуйста!

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 13 ноября 2011 в 19:10 отредактирован 13 ноября 2011 в 19:14 Сообщить модератору

    Во-первых, хороших учителей и раньше было немного - мне в школе как-то не встретились. А во-вторых... Можно, конечно, вести уроки и вообще без учебников, как я это делала, но это криминал. Инструментарий должен быть качественным. Простите за банальность!

  • В трясину уныния уводят не только наших детей, достаточно посмотреть центральное телевидение. Все плохо: конец света, киногерои бандиты и матери-одиночки,передача"пусть говорят" и т.д. зачем людям все это. Я практически отказался смотреть ТВ, иногда смотрю новости и тогда прихожу к выводу, что крепко взяла нас чья-то сильная рука и долго еще не отпустит. Единственное, что у нас с вами пока осталось это право выбора что именно читать , смотреть и слушать.

  • Если есть хороший учитель, то макулатурно-образные учебники не страшны.. Школа - это почти 100% человеческий фактор, как в хорошем, так и в плохом.

    Статья - очередная страшилка, ничем не отличающаяся от "дурных" учебников.

  • программа есть программа... в частных школах учатся по тем же самым учебникам, потому что стандарт, не будешь соответствовать стандарту - закроют нафиг

  • Я очень люблю читать, но всю классическую литературу школы, училища и потом универа ненавидела люто. Только стихи любила - за их свет и красоту формы.

    И только сейчас начала понимать, почему терпеть их не могла - действительно ведь: там сплошной мрак и тоска, начитаешься, а потом тонешь, как в омуте в депрессиях и страхах. А, учитывая, чот у школьников ещё самосознания нет, то неудивительно, что они не понимают, откуда у них такие состояния, не удивительны их мысли о самоубийствах и трагедии из-за полученных двоек.

    Вместо школьной литературы я ходила в библиотеку, набирала кучу книг, которые нравилось читать МНЕ, а не которые заставляли читать учителя, и, забывая о таком мрачном окружающем мире, уносилась в подземные пространства золотых пирамид, межэвёздные галактические путешествия, чудеса от Хотаббыча и романы, где всегда всё заканчивалось хорошо.

    Эпоха ушла, а программы остались старые - как во времена страны Советов. Отвратительно. Лучше отдавать ребёнка в частную школу, просмотрев лично, какую программу они предлагают к обучению, чем отдавать своих детей в общеобразовательные заведения. У меня школа не оставила в воспоминаниях ничего, кроме того, что это было сущее мучение.

    • Мария Семенихина Читатель 13 ноября 2011 в 15:44 отредактирован 13 ноября 2011 в 15:45 Сообщить модератору

      Анна Бывшева, "в подземные пространства золотых пирамид, межэвёздные галактические путешествия, чудеса от Хотаббыча и романы, где всегда всё заканчивалось хорошо" - вот, вот... нам вправляли, что это ПЛОХО, это легкое чтиво, от него не хочется плакать! А читать надо было либо русскую классику, либо про войну, либо "Дорога уходит вдаль" и Алексина.

  • Что школьные учебники по литературе, кажется, составляются так, чтоб у детей на эту самую литературу возникла рвотная реакция - я давно заметила.