• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталия Новикова Мастер

Как правильно поставить ударение?

Неправильная постановка ударения в словах является очень распространённой ошибкой. А причина этого проста — в русском языке нет единых правил постановки ударения. Будет не лишним выделить те слова, с которыми часто возникают сложности.

Фото: Depositphotos

Прочитав статью до конца, вы поймёте, что большинство людей неправильно ставят ударение во многих словах. Но не отчаивайтесь: есть к чему стремиться.

Для начала немного из теории. Сложность в правильности постановки ударения заключается, повторюсь, в отсутствии единых правил в русском языке. Встречаются случаи, когда оно зависит от смысла. При склонении или спряжении слов ударение может перемещаться — это также осложняет правильность его постановки. В большинстве случаев его надо просто запомнить, а при возникновении трудностей следует обращаться к орфоэпическому словарю. Попробую частично выполнить его функцию.

Начнём с самых простых слов, которые мы постоянно слышим и сами регулярно употребляем в речи: договОр, каталОг, квартАл, магазИн, срЕдства, тУфля.

кОмпас
кОмпас
Фото: pixabay.com

Как уже упоминалось выше, необходимо не ошибиться с ударением в случае склонения слов: например, вОлка, вОра.

При постановке слов во множественное число ударение часто изменяется: директорА, кружевА, сирОты. Но: аэропОрты, договОры, бухгАлтеры.

Для удобства запоминания перечисляемых слов выделю в отдельные группы существительные, ударение в которых падает на первый слог:

  • гЕнезис, дОгмат, знАмение, Искра, Иконопись, кОмпас, мАркетинг, фОрзац;

и на последний слог:

  • апострОф, диспансЕр, дрофА, жалюзИ, жерлО, киломЕтр, кремЕнь, коклЮш, столЯр, христианИн, шассИ.

Существительные с прочей постановкой ударения, которые не вошли в две верхние группы, укажу здесь: вероисповЕдание, дремОта, пулОвер, рожЕница, феЕрия.

новорождЁнный
новорождЁнный
Фото: pixabay.com

Отдельно отмечу «растительные» существительные: каучУк, ревЕнь, щавЕль, но пИхта, свЁкла; и прилагательные: грУшевый, слИвовый, но кедрОвый.

Несомненно, в постановке ударения в прочих прилагательных тоже частенько случаются ошибки: гЕрбовый, оптОвый, портОвый, грунтовОй, ценовАя.

Про краткие формы тоже забывать не будем: глУхи, гОрьки, рЕдки, но грубЫ, светлЫ, дружнЫ.

Не оставим без внимания также причастия и прочие части речи, их формы: дЫшащий, завИдный, зубчАтый, красИвее, мозаИчный, новорождЁнный, прадЕдовский, прибЫвший, принЯвший, прозорлИвый, скОлькими, украИнский.

слИвовый
слИвовый
Фото: pixabay.com

Далее перейдём к глаголам: бралА, взялА, гналА, добылА, ждалА, забралА, задалА, поднятА, порвалА, баловАть, воспринЯть, облегчИть; заперлАсь, сбылАсь; включенО, звонИт, повторИшь; сЕрдится, чЕрпать.

Хотелось бы также отдельно выделить так называемые «провОды» и «проводА»: водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, путепровОд, но — электропрОвод. В данном случае важно понять значение слова.

Буду немного оригинальной и отмечу отдельно группу слов, которая пригодилась бы для использования в каком-либо развлекательном заведении, на примере следующего текста.

звонИт
звонИт
Фото: pixabay.com

Эта девушка любила проводить свой досУг в этом баре. Только она села за столик, рядом с которым мило дралАсь молодая парочка, бАрмен поставил перед ней как обычно: тарелку, на которой лежал перевАренный картофель, ломОть хлеба и бОчковое пиво в декоративной посуде, сумев тОтчас её мастерскИ откУпорить. На вопрос девушки он, не раздумывая, ответил: «ТанцОвщик сможет прибЫть только поутрУ». Спустя несколько часов она занялА немного денег и послАла мужчину, сидевшего за соседним столиком, выбрать для неё лучшие тОрты этого заведения. Девушка считала, что её годы прОжиты не зря.

Слова со «спорным» ударением, которые подойдут для лексикона юриста, я собрала в следующем тексте.

Необходимо было увЕдомить истца об обеспЕчении верховЕнства международного соглашения. В ходе производства по делу произошло упрОчение базы доказательств против ответчика. В частности, стало известно, что сосредотОчение нелегально полученных денежных ресурсов сОздано именно им для того, чтобы премировАть деятельность своих сотрудников. Также ответчика решили принУдить к даче показаний, для этого пришлось упомянУть об уголовной ответственности за отказ от их дачи. ПрИняли ходАтайство свидетеля, для составления которого ему потребовалось углубИть свои знания по юриспруденции.

нарАщенные ногти
нарАщенные ногти
Фото: pixabay.com

Также существуют и такие слова, ударение в которых можно ставить по своему выбору, к примеру: твОрог или творОг, нарАщенные или наращённые (ногти, но никак не нарОщенные), пОдал или подАл.

Представленные примеры правильности постановки ударения в словах просто запоминаем, а за прочими — обращаемся к орфоэпическому словарю и также запоминаем.

Статья опубликована в выпуске 30.09.2016
Обновлено 30.06.2021

Комментарии (54):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Кстати да
    вот например мне, изучавшему русский язык подобно г-ну В. Ларсену, а именно по книжкам, расстановка ударений в устной речи доставляла и продолжает доставлять немало проблем.

    С оценкой повременю, дождусь мнениев словесников.

    Оценка статьи: 4

  • С оценкой повременю, дождусь мнениев словесников.

    ... ржунимагу

  • Нет слов.. Весь в смущении - даже не смогу своего мнения высказать. Увы!

  • Если нет четких правил, то как же тогда определить что правильно, а что нет. Кто тогда судья и какой критерий правильности ударений. Словари ведь тоже кто-то как-то составлял.

  • Чей туфля ?!

  • Вопрос слишком глобален, чтобы его можно было разрешить в рамках одной статьи. И за попытку разобраться кратко держите "5". Хотя замечу, что, например, слово "рОжЕнИца" имеет целых три "правильных" словарных ударения.
    По моим наблюдениям, очень часто размещение ударения обусловливается особенностями произношения в русском языке. Скажем в словах "столЯр" и "малЯр" ударения вряд ли когда-нибудь перемеситься на первый слог. Хоть очень многие люди их так и произносят. Но тогда, в соответствии с правилами произношения, получаются "стОлир" и "мАлир".

    Оценка статьи: 5

  • "ДалЁко, далекО идут суда своим путём // мы тоже с ними в плаванье, хоть на земле живём".(из песни не оч точно) Это пример плавающего ударения.
    Главное, усвоить правильное ударение в слове каталОг, почувствовать, как некрасиво ударять на второе А.
    Тогда появится интерес и другие сомнительные слова произносить правильно.
    " ДокумЕнты носят в портфЕле, а докУменты в пОртфеле".
    Можно поставить 5 за радение о разговорном языке.

    Оценка статьи: 5

  • по Зарве сверялись что ли? там много наукообразных рекомендаций, не имеющих ничего общего с реальным употреблением слов в речи.
    "фОрзац" вынес мозг напрочь. "маркЕтинг" вообще-то имеет два легитимных ударения. ну и еще много спорных моментов, по которым, если заглянуть на Грамота.Ру, можно обнаружить разночтения (если не ограничиваться Зарвой).
    Поймите, русский язык - он живой. и если люди в основной своей массе ударяют не так, как хочется Вам (или товарищу Зарве), то рано или поздно это станет языковой нормой.
    Всё вышесказанное не умаляет ценности Вашей попытки разобраться в ударных дебрях. и да, Вы мало коснулись темы "смещение ударения как составная часть профессионального жаргонизма" (кроме пассажа про юристов). "компАс" (у моряков) и "комплЕксные числа" (у математиков), а также множество других примеров помогли бы иллюстрировать мысль о том, что иногда постановка ударения не догматична.

  • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 8 августа 2012 в 12:03 отредактирован 8 августа 2012 в 12:03 Сообщить модератору

    Очень часто путают ударение в словах типа газопровод. Полезно это напомнить - путают даже дикторы.

    Но почему слово украинский попало в прочие части речи? Это не прилагательное?

  • забыли упомянуть слово, которое, каждый раз, когда я слышу с экрана из уст представителей наших доблестных органов, меня просто вымораживает - возбужденО, возбуждённое. Или им (органам) можно возбУджать?

    • Элина Оборотова, Вы, видимо, хотели сказать, что отдельные безграмотные лица произносят "возбУждено" и "возбУжденное"? Так это они просто пытаются выделиться, как моряки "компАсом", бухгалтеры "квАрталом", шахтеры "дОбычей" и т. д.

      Оценка статьи: 5

      • Валерий Сатокин, судя по телевизору у нас вся полиция и прокуратура в стране - отдельные безграмотные лица Но во избежание признания этих жуткий вариантов нормой (а это у нас сейчас запросто может произойти. что там думает новый министр образования?)надобно внести ясность!

        • Элина Оборотова, увы, хоть нормой такие жаргонные словечки не становятся, но все чаще в словарях встречаются сноски: "проф." с такого рода странными смещениями ударений.

          Оценка статьи: 5

          • Валерий Сатокин, некоторые "профессиональные" смещения ударений вовсе не странные, а очень даже объяснимые : они возникли для того, чтобы сразу на слух можно было отличить квартАл улицы от отчётного квАртала, а химический комплЕкс от кОмплекса неполноценности (или, скажем, комплЕксные числа от кОмплексной застройки).
            Некоторые словарно правильные ударения абсолютно не в ладах с нормами русского языка и произношения...Попробуйте произнести такое длинное слово, как "Иконопись" с ударением на первом слоге! Это не говоря уже о том, что слово сие происходит от слова "икОна", что непроизвольно (и логично!) тянет за собой произношение "икОнопись". Нечто похожее происходит со словом "свЁкла". Если уж "свекОльный", "свекОльник", то почему - "свЁкла"??? Потому, что так когда-то решила некая группа умников? Но язык человеческий сопротивляется...Вот так же сопротивлялся он мужскому роду слова "кофе",тогда как все остальные слова иностранного происхождения,оканчивающиеся на -е, -и или -о, были в русском языке среднего рода. И простой человеческий язык вкупе со здравым смыслом победили!

            • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 8 августа 2012 в 21:57 отредактирован 8 августа 2012 в 22:21 Сообщить модератору

              Евгения Комарова, вы абсолютно правы. Язык постоянно развивается, изменяется. И нормы устанавливаются задним числом - анализируется частотность употребления того или иного языкового явления в произведениях писателей. А тенденции изменения произношения отследить значительно труднее - они фиксируются на бумаге только в поэтическом ритмическом тексте.
              Жесткая норма постановки ударения оправдана в том случае, если оно имеет смыслоразличительный характер. Например: нет рекИ и текут рЕки. В других случаях люди произносят слова так, как им удобнее, привычнее.

              Впрочем, речь и постановка ударения в словах скажет о человеке не меньше, чем его одежда. На моей памяти был случай, когда мужчина искавший невесту через брачное агентство, отказался от продолжения отношений с весьма подходящей девушкой только потому, что она говорила "ПозвОнишь".

              Оценка статьи: 3

              • Людмила Ливина, какой глупый мужчина (хотя он себя-то считал очень умным-)

                • Игорь, знать бы какие действия при выборе партнёра глупы, а какие нет - наверное уже существовала бы математически точная наука на этот предмет
                  Людмила хорошо заметила, что употребление ударений достаточно много говорит о человеке. Возможно, та девушка что он отверг, также - сразу отбраковывает тех, кто ездит на отечественном автомобиле, или пользуется дешёвой парфюмерией. И нас такой подход не удивляет. Хотя, так она тоже запросто может пройти мимо весьма достойного мужчины (на наш взгляд).
                  Когда человек определил, чего (и кого) он ищет, он знает и критерии отбора.
                  Ситуация с ударением в слове "Звонить", наверно может служить неким символом обсуждаемой проблемы.
                  Это достаточно чёткий маркер. Этакий культурный водораздел. Между теми кто звОнит, и теми кто звонИт.
                  А культурные несовпадения очень сильно осложняют совместную жизнь. В этом я убеждён.
                  С этим словом еще интересен тот момент, что и звОнящих могут уровнять со звонЯщими. Под действием тенденции, описанной Евгенией Комаровой. Победит простой человеческий язык
                  И если даже многие взволновались когда победилО кофе (где здравый смысл действительно - вкупе), то введение в норму "звОнит", подобно падению последнего бастиона. После которого теряется смысл отстаивать что-то еще. На мой взгляд.

                  • Владимир Володин, кстати, по-поводу "звОнит - звонИт": я до сих пор, по привычке, говорю "звОнит" - то есть, неправильно, с точки зрения правильного большинства-) - и меня можно "забраковать" - как глупого мужчину, например-) (хотя я давно не мальчик, пишущий сочинения, который сумлевается что и как).

                    Меня, знаете, что умиляет? Те, кто устремляется в правильные ряды, часто лишь просто повторяют "как правильно", "веским" доказательством имея лишь то, что так "положено говорить". (Положено кем? Может, теми, кто сегодня вчера, вопреки логике русского языка, заставлял нас говорит "кофе - он мой", а сегодня разрешил "кофе - оно мое", а?) И редко могут доказать эту правильность другими методами.

                    А ведь в русском языке, довольно часто, правильное такое странное, такое алогичное, что не оспаривать его трудно-) "нужно запомнить"-)

                    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 13 августа 2012 в 18:39 отредактирован 8 ноября 2012 в 22:49 Сообщить модератору

                      Игорь Ткачев, колокол звОнит, а телефон звонИт. "У мнея зазвонИл телефон. Кто говорит? - Слон". Я тоже считаю это академической придиркой. "ПозвОнишь мне завтра." - Штоштакович? Особенно для О-кающего контингента.

                      Оценка статьи: 5

                      • Сергей Дмитриев, нет такого слова "звОнит". Ни для колокола, ни для телефона, ни для лжеца.

                        Оценка статьи: 5

                        • Валерий Сатокин, слышал звОн, да не знает,где он. Уж слово звон-то есть. " ХОдит и звОнит беспрестанно своим колокольчиком".(как бы С). Вот звенит, так уж не попрёшь.ЗвонИт проекция,тень от звенИт, зело имхо.

                          Оценка статьи: 5

                          • Сергей Дмитриев, интересно, а каким еще образом можно произнести слово "звон"? Не очень понял Вашей странной цитаты. Колокольчик не звОнит, он звонИт. И никаких проекций!

                            Оценка статьи: 5

                            • Валерий Сатокин, в том-то и дело, что никак. Вы скажите ходИт и звОнит не покажется таким страшным. Проекций никаких, но анАлоги действуют, влияют на произношение,имхо.

                              Оценка статьи: 5

                              • Сергей Дмитриев, Ваши рассуждения напомнили мне десткую песенку:
                                читать дальше →

                                За сим, совершенно неконструктивный диалог о возможности произносить слова и ставить ударения кому как взбредет в голову, в одностороннем порядке прекращаю, уж извините.

                                Оценка статьи: 5

                    • Игорь, простите если как-то вас задел!
                      Действительно считаю что различия в культуре речи осложняют принятие человека как своего, родного.
                      Но это вовсе не значит, что на оснований этих различий человека нужно относить к глупцам.

                      Что касается правильности. По моим ощущениям, не так уж и неприятно слушать человека соблюдающего правила речи. Обычно наоборот - очень приятно. И пусть часть этих правил произвольно назначена кем-то. Здесь можно привести разные аналогии. Поскольку вы мужчина, предлагаю такую:
                      Культурист. Как выражаются многие, человек "тупо качающий железо". Даже если он на самом деле тупо соблюдает правила, которые ему диктует тренер - в итоге он имеет тело которое многих восхищает. У каждого тренера свои тараканы в голове. Но вектор развития, у всех (как правило) направлен в одну сторону. На повышение культуры тела. Результат - красивое тело. А другие освободили себя от такого культивирования. Они наверное свободнее и умнее. Ведь им не нужно ни кого слушаться и соблюдать кучу правил. Но тело у них, гораздо реже вызывает приятные впечатления. То же самое - с культурой речи. На мой взгляд.
                      Что касается слова "звонит" то так как раз весь здравый смысл, как я его понимаю, говорит что ударение нужно ставить на втором слоге. Не вижу здесь ничего алогичного. Признаю и то, что удобнее ударить по первому. А когда удобно - человек готов соблюдать даже абсурдные правила.

            • Евгения Комарова, объяснить, при желании, вообще можно что угодно. В том числе и отсутствие грамотности. Не думаю, что в словосочетании "отчетный квартАл" можно предположить, что речь идет о части города и т. д. Как по мне, так "профессиональные" искажения слов сродни оттопыренному мещанско-купеческому мизинцу при чаепитии.

              Оценка статьи: 5

              • Валерий Сатокин, ваще отчетный квАртал как пример проф. произношения - это нечто новенькое. Видимо, в бухгалтерском мире существуют особые языковые нормы, и простым смертным опасно туда свой язык протягивать.
                А по мне, так все гораздо проще. Лягушка, как известно, - тотемное животное для предков большинства дорогих россиян. Ритуальные пляски с бубном у мери-чуди-веси сопровождались литературно-музыкальными композициями на темы из жизни праматери Лягушки - с имитацией жизненных циклов, особенностей поведения, образцов сакральной речи. Каким образом именно бухгалтеры сохранили эту традицию - надо еще подумать, но перспективно, даааа... Но что интересно, по наблюдениям: говорящие: квАртал - говорят и: жАлюзи.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 8 августа 2012 в 19:14 отредактирован 9 августа 2012 в 09:55 Сообщить модератору

    Дам-с, понял, что и мне есть куда стремиться-)

    Русский язык - великий и могучий. Не всякий его умом поймет. Как и тех словесников и филологов, что над ним колдуют.

    1) директорА - привык говорить "дирЕкторы" - вроде устарело, но новояз, вроде "директорА", "клапанА", "контейнерА" режет слух. Еще в 90-х ни один словарь и не один преподаватель русского языка такое и произнести не смел: надо же - "директорА"-)

    2) за "договОры" - низки поклон. Хотя уже и "договорА" "канают". Причем по словарям. Тьфу!

    3) "знАмение" - не единственный правильный вариант. Можно и "знамЕние". Да и привычнее для простых людей.

    4) А вот "апострОф" лишил веры в людей. Что, дей-но, "апострОФ??? Как же меня учителя английского все научали говорить "апОстроф", а? Пойду, зашибусь "апострОфом".

    5) А вот с англицизмом "мАркетинг" - позвольте. Можно, конечно, не задумываясь повторять за умниками "мАркетинг" - ведь на родном, английском языке ударение падаем именно на первый слог. Оазве этого объяснения предостаточно?
    Ну, тогда давайте говорить "фУтбол", "хОккей", "экОномист" и т.д. - ведь изначально они все так и произносятся.
    Дело ведь в том, что слово давно русифицировано. А для русского уха привычнее именно "маркЕтинг". Да и многие словари допускают ОБА варианта - спасибо, уважили-)

    4)"ПрОвод" - но "газопровОд", "нефтепровОд" - но "электропрОвод" - где же элементарная логика? А, у современных словопытателей она своя, глубинная-)

    5) "Роженица", кстати, может быть трех видов: "рОженица", "рожЕница", роженИца" - наверное в зависимости от кого она рожает-) . Все три варианта допускаются. Хотя одни словари допускают два. А вот автор - один-) И ведь у каждого своя словологика! У кого она глЫбже, логичнее, а?-)

    6) "брАл" - но "бралА", "гнАл" - но "гналА", добЫл" (или дОбыл? - а вдруг потомственный шахтер?) - но "добылА".

    И уже кофе - оно мое - ведь можно же-с! И "брелоки" - "брелки", и "носок" - "носками", и "дверьми" - дверями". И везде своя, сермяжная логика. Не оспоришь-((

    И жерлО - жерламИ - из жерлА - мне режет слух. Буду как Лермонтов продолжать говорить "жЕрло": "И к жЕрлу он приник, несчастны".

    "КоклЮш" - "больной болен коклЮшем" - "у вашего дитяти коклЮш" - убил бы дохтура. За одно слово.

    ПС Завидую французам: у них все ударения на последний слог. И элегантно, и про любовь-)

  • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 8 августа 2012 в 22:18 отредактирован 8 августа 2012 в 22:47 Сообщить модератору

    Статья слабовата. Заглянул автор в орфоэпический словарь, удивился: вот , оказывается, как надо! А кто решает, почему ТАК надо? И по какому праву? И как поступить, если ваш собеседник (не ребенок) неправильно поставил ударение? Пропустить мимо ушей или поправить?
    И наконец,не кажется ли вам, господа,что, если Большинство людей неправильно ставят ударение во многих словах, то пора пересматривать нормы.
    P.S. Кстати, о "договорах". С середины двадцатого века в разговорной речи весьма четко прослеживается тенденция образовывать множественное число мужского рода с ударным -а. Отсюда: директора, инспектора, инструктора, свитера.

    Оценка статьи: 3

    • Людмила Ливина, Вы во многом правы - логично. Однако если следовать заданной Вами логике до конца, то грамотность должна быть согласно НЕГРАМОТНО говорящему большинству.
      Нормы - возможно. Но грамотность, правильность речи ни в коем случае не может равняться лишь на то, как говорит большинство.
      Иначе, у нас в Беларуси, "гавару", "забольшой-замаленький" и прочая трасянка - грамотная русская речь...

    • Людмила Ливина, не могу согласиться с Вами. при все уважении. Если большинство говорит неверно, то это значит только одно - большинство плохо владеют русским языком. Это, увы, факт. Я не дочитал статью, когда влетел в слово "директорА". Знаю только говорить надо дирЕкторы. И ни в коем случае не разрешать своим детям говорить "позвОнишь". НАдо учить умению говорить правильно: позвонИшь. В России, как автор верно подметил, нет узаконенных правил постановки ударения. Но есть грамотная речь, а есть безграмотная. И последней, увы, грешило большинстово населения страны. Ведь недаром в мои годы бытовала такая присказка: "а 50 прОцентов, наших дОцентов говорят слово пОртфель... Но с другой стороны, если министр угольной промышленности обратится к шахтерам со словом добЫча, вместо дОбыча, то уважение горняков он потеряет. И чтобы закончить: говорят и пишут (пока что) договорЫ, но не договорА. А самое последнее - согласен по большинству пунктов с г-нм Ткачевым, который, как и всегда, дотошен и скурпулёзен, по мелочам же спорить нет охоты. И самое последнее - меня учили, что в слове с Ё ударение ВСЕГДА падет на эту букву.

      Оценка статьи 4

  • Спасибо! Статья нужная.

  • Светлана Беляевская Читатель 8 ноября 2012 в 19:52 отредактирован 27 мая 2018 в 19:50 Сообщить модератору

    Добрый вечер.Не можем определиться с ударением в словосочетании "социально-срЕдОвАя адаптация".Как говорить правильно?

    • Светлана Беляевская, полагаю, что ударение будет на последнем слоге, поскольку "средовОй".
      А вообще руки, или чего еще там, надо выкручивать тем, кто такие словеса изобретает. От безграмотности они скорее всего выползают. Ведь само слово "среда" в данном ракурсе обозначает "социально-бытовую обстановку..." и далее по словарю. Таким образом данное слово получается... Хм. Белиберда.
      А из того определения, которое я в Инете подсмотрел, вообще получается, что у нас теперь есть магазинный социум, почтовый, транспортный, поликлинический.
      Какие уж тут правильности в ударениях!

      Оценка статьи: 5

  • Проверьте себя - там же можно проверить слово по словарю.

  • как это нет слова "звОнит",если люди его произносят? И что по вашему лучше слово с неправильным ударением,которого нет,или хорошее,крепкое русское нецензурное слово,которое,хотите ли вы или не хотите,но оно всёже-есть!

  • Имя неизвестно Читатель 19 марта 2013 в 17:10 отредактирован 27 мая 2018 в 20:33 Сообщить модератору

    что вы тут вылупляетесь,умники хреновы?ЗвОнит или звонИт...Почему вы по-русски,а не по-турецки говорите,хоть кто-нибудь задумался?Вот по той же причине и говорят кто "звОнит",а кто "звонИт".

  • Роман Смирнов Читатель 8 января 2020 в 18:47 отредактирован 8 января 2020 в 19:17 Сообщить модератору

    Я moderate с этого языка. У нас и так что не слово, так исключение, а тут еще и правила как такового нет про орфоэпию. В тупую все запоминать - это, конечно, гениально, как по мне....