• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Михаил Варяница Мастер

Какой нужен фикс на кропе? Краткий словарь фотолюбителя

Предположим, вы планируете приобрести хороший фотоаппарат. С одной стороны, хочется действительно хороший, а с другой — нет желания переплачивать за ненужные опции. Пойдя долгим путем, прилежно изучаете инструкции и спецификации производителей, читаете обзоры, тесты, посещаете специализированные форумы.

Goodluz, Shutterstock.com

Или вы решили пропустить теоретическую часть и сразу обратились за советом к знающим людям. А там пишут, что…

Или фотоаппарат появился в вашей жизни недавно. Но хочется понять, почему художественная ценность снимков, мягко говоря, не радует. И где та самая кнопка, чтобы делать профессиональные кадры? Вы просите совета у гуру, а они говорят, что…

Профессиональный жаргон есть во многих профессиях. Он возникает совсем не для того, чтобы обычные люди не понимали «тайный язык» (исключая разве феню), но создает определенные препятствия для вхождения в «свой круг». Ниже приведен краткий словарь жаргонизмов и некоторых профессиональных терминов, которые чаще всего ставят в тупик новичков.

Боке — размытость вне зоны резкости. Оценивают обычно по форме и яркости кругов, в которые превращаются яркие точки. Гуру хвалят боке мягкое, критикуют боке в форме бубликов или многоугольников. Можно поэкспериментировать с искусственным боке, надевая на объектив картонку с фигурным отверстием в центре, получая боке в форме сердечек и т. п.

Бочка — искажение перспективы, из-за которого прямые линии в кадре «выпячиваются» тем сильнее, чем ближе к краю кадра. Обратный случай — «подушка». Бочка и подушка являются видами дисторсии, которая в свою очередь относится к аберрациям — разнообразным искажениям из-за оптики. Запоминать не надо. Дисторсиями «болеют», в основном, «ширики». Можно попробовать исправить в графическом редакторе или настройками фотоаппарата.

ГРИП — или просто глубина резкости. Объекты до начала зоны ГРИП и находящиеся после ее окончания будут выглядеть размытыми. Позволяет отделить объект съемки от фона. Определяется значением диафрагмы. Гуру предлагают в помощь значения диафрагмы для оптимальной ГРИП в разных сюжетах — одиночный или групповой портрет, пейзаж.

Дырка — диафрагма. Шторка с переменным отверстием в центре для регулировки светового потока. Расположена в объективе. Значение диафрагмы (размер или степень открытости в числовом выражении) еще называют апертурой. Величина диафрагмы (на пару с выдержкой) влияет на яркость кадра, определяет зону резкости (см. ГРИП), соответственно, отвечает за резкость объектов и боке. Один из трех основных параметров съемки (вместе с выдержкой и чувствительностью).

Зум — объектив с переменным фокусным расстоянием (так называемые короткий и длинный «концы»). Удобен своей универсальностью. Гуру считают, что зум с кратностью больше трех не может быть хорошим.

Кит — комплект из фотокамеры («тушки») и объектива. Как правило, «китовое» стекло — бюджетный «зум». Гуру покупают только сам аппарат — «тушку», потому что комплект «стекол» у них уже есть.

Кроп — соотношение размера матрицы фотоаппарата к классическому размеру кадра фотопленки (36×24 мм). Если кроп равен единице, фотокамера называется полнокадровой (ФФ, full frame), а гуру считают ее профессиональной (но не ее владельца). У любительских камер кроп-фактор бывает равен 1,5 или 1,6, на это же число надо умножать фокусное расстояние объектива. Пример: 35 мм «фикс» «на кропе» примерно равен 50 на ФФ, что является хорошим выбором в качестве второго объектива в комплект к китовому.

Макрик — объектив для макросъемки или фотограф, специализирующийся на ней.

Пересвет — легендарный монах-воин. Или кадр с потерей деталей из-за чрезмерной яркости, когда неправильно рассчитан световой поток. Чаще всего возникает при неправильно выставленных ручных настройках диафрагмы, чувствительности и выдержки, либо из-за неаккуратной работы со вспышкой.

Портретник — оптимальный объектив для портретов, обычно фикс или зум с небольшими кратностью и светопотерями. Предпочтительные фокусные расстояния зависят от вида портрета (плечевой, поясной, ростовый) и условий съемки (помещение, улица). Объективы с малым фокусным расстоянием могут непропорционально искажать черты лица, а с большим — ограничивают съемку в небольших помещениях. Гуру советуют «фикс» «полтинник» (см. «кроп»).

Пыха — вспышка. Гуру считают, что встроенная вспышка плохая, так как работает исключительно «в лоб», из-за чего портреты получаются плоскими, без теней. Нужна внешняя или даже несколько. А еще софтбокс, зонтик и Hasselblad. Кстати, «в потолок пыхой стреляют», чтобы свет, отраженный от белого (как правило) потолка, более мягко осветил объект.

Стаб — стабилизатор. Механизм или алгоритм, компенсирующий микродвижения при длинных выдержках, т. е. борец с «шевеленкой». Бывает в объективах, «тушках» и программный.

Стекло — объектив. Различают по фокусному расстоянию, светосиле, байонету (разъему производителя фотокамеры).

Теле — объектив с большим фокусным расстоянием, для «стрельбы издалека». Удобен для фотоохоты на дикую фауну.

Тушка (боди, тело) — фотоаппарат без объектива.

Фикс — объектив с фиксированным фокусным расстоянием (без возможности приблизить картинку). Лучше «зума» светосильностью, значит, удобнее снимать в условиях недостаточной освещенности. Ограничен в плане применения в разных сюжетах.

Шевеленка — эффект смазанности кадра вследствие движения фотоаппарата в процессе съемки. Если проще: руки дрогнули, и картинка размазалась. Побеждается более короткой выдержкой, использованием стабилизатора, штатива (опоры), вспышки, автоспуска, тросика. Либо тренировкой.

Ширик — широкоугольный объектив. В основном, для пейзажей или архитектуры.

Шум — цифровой «мусор» в виде точек. Возникает при больших значениях ISO (чувствительность) и увеличивается с нагревом матрицы. Гуру советуют правильно выставлять параметры, пользоваться «шумодавами». И почитать про ночную съемку.

Шумодав — алгоритм для уменьшения «шума» и, к сожалению, убийца мелких деталей. Бывает в фотоаппарате или в графическом редакторе.

Надеюсь, этот словарь немного поможет в освоении фотодела. Ни бочки, ни шевеленки вам, коллеги!

Статья опубликована в выпуске 2.12.2012
Обновлено 2.12.2012

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Поздравляю, Вы нашли одно из "пасхальных яиц"!

  • Куча ошибок.
    Прочитав сей опус, почему-то задумался о разнице значений слов "блатной" и "приблатненный" (тут упоминалась феня).

    "Боке – разноцветная размытость вне зоны резкости"... и т.д.
    Начнем с того, что "разноцветность" тут вообще ни при чем.
    Этот эффект даже лучше просматривается в монохромной фотографии. Ну, и остальное в этом абзаце весьма приблизительно соответствует истине.

    "Дисторсиями «болеют», в основном, «ширики». Можно попробовать исправить в графическом редакторе или настройками фотоаппарата."
    Спасибо за ссылку на мою заметку.
    Но я ни сном, ни духом не ведаю, как исправить дисторсию настройками фотоаппарата.
    Зато в таком редакторе, как "Фотошоп", не надо "пробовать". Просто берут и делают. Там есть все необходимые (и очень простые) средства.

    "ГРИП – или просто глубина резкости. .............. Позволяет отделить объект съемки от фона."
    А вот фигушки!
    Объект сливается с фоном или отделяется от него совсем по другим причинам. Приведенное категоричное заявление справедливо только для макро-съемки, да и то - только отчасти.

    "Гуру считают, что зум с кратностью больше трех не может быть хорошим."
    Пусть себе считают. Хоть пересчитывают. Потешно наблюдать за диспутами гуруобразных. Они объективами, как подростки письками меряются.

    "Пересвет – легендарный монах-воин. Или кадр с потерей деталей из-за чрезмерной яркости, когда неправильно рассчитан световой поток. Чаще всего возникает при выставленных ручных настройках диафрагмы, чувствительности и выдержки, либо неаккуратная работа со вспышкой."
    Не "кадр с потерей деталей", а только участок кадра с такой потерей.

    Возникает не при "выставленных ручных настройках диафрагмы, чувствительности и выдержки", а при неправильно выставленных.
    Что чаще всего имеет место как-раз при съемке на "полном автомате".
    Ели уж человек взялся за ручные настройки, это уже значит, что он достаточно грамотный: знает, чего хочет, и как этого добиться.
    Согласовать падежи в последнем предложении обсуждаемого абзаца автору не удалось. Сразу видно, что он не справился с ручными настройками.

    "байонету (уникальному разъему производителя фотокамеры)."

    "Байонет" - это старинное название холодного оружия. Иначе - "штык", причем - старинный.
    Байонетный замок - фигурный вырез и соответствующий ему выступ, при помощи которых штык буквально одним движением точно и прочно крепился на дуле винтовки - перекочевал в фотографию.
    Никакой он не уникальный. Наоборот, стандартный и унифицированный. Есть всего несколько типоразмеров байонетного соединения.
    В противном случае задача при обретения сменного объектива усложнилась бы до невыполнимости.

    "Портретник – оптимальный объектив для портретов, обычно фикс или зум с небольшими кратностью и светопотерями. Предпочтительные фокусные расстояния зависят от вида портрета (плечевой, поясной, ростовый) и условий съемки (помещение, улица). Объективы с малым фокусным расстоянием могут непропорционально искажать черты лица, а с большим – ограничивают съемку в небольших помещениях. Гуру советуют «фикс» «полтинник» (см. «кроп»).
    Хотел бы я посмотреть на этих гур...
    Чего проще:
    50мм - в полный рост.
    85мм - поясной портрет
    135мм - лицо.
    Или сооответствующие с учетом кроп-фактора.

    Устал... остальное - не лучше.
    Оценку не ставлю... Авторы обычно такие аллергичные на справедливость.

    • Михаил Варяница Михаил Варяница Мастер 3 декабря 2012 в 08:30 отредактирован 3 декабря 2012 в 08:38 Сообщить модератору

      И вам добрый день!
      Спасибо за критику.

      1. Монохромное боке.
      Согласен, что при съемке в ч/б эффект не теряется. Но подавляющее большинство снимков выполняются в цвете, можно даже поискать изображения по запросу "боке" - какой по счету будет первая черно-белая картинка? Поэтому пытался дать общедоступное определение, не претендуя на академичность.
      Буду рад почитать о преимуществах монохромного боке, серьезно.

      2. Внутрикамерные настройки коррекции перспективы и дисторсии есть в Nikon D3100, а это зеркальная камера для начинающих. После нее уже вышли D5100, D3200, D5200. Наверняка у Кэнона и Сони что-то подобное тоже есть.

      3. Насколько знаю, управлять отделением объекта от фона можно расстоянием до объекта, расстоянием фокусным и диафрагмой. Эти три параметра определяют глубину резкости. С удовольствием почитаю, как еще отделяют объект съемки от фона.

      4. Не оправдывая гуру, отмечу, что такая точка зрения имеет право быть: большой зум = большие светопотери, так? Покупая такое "стекло", надо понимать, что оно очень ограничивает условия съемки.

      5. Проще всего испортить снимок как раз ручными настройками. А многие покупают "зеркалки" как раз для того, чтобы иметь больше доступа к параметрам съемки.

      6. Я всего лишь хотел обратить внимание, что замечательный объектив может не подойти из-за разных разъемов, не все об этом знают.

      7. Не у всех есть возможность сразу купить несколько "фиксов" или хороший зум, верно?

      • Аркадий Голод Аркадий Голод Мастер 3 декабря 2012 в 11:03 отредактирован 3 декабря 2012 в 11:07 Сообщить модератору

        Михаил Варяница,
        1\ Речь идет о физическом явлении, при котором длина волны не играет никакой роли.
        При чем тут, какие снимки преобладают?
        А если "пытался дать общедоступное определекние", так и давали бы, не наводя цвет на плетень и не сбивая читателя с панталыку.

        2\ Вы же затеяли "словарь сленга для начинающих". Те, кто обратятся к внутрикамсерным настройкам зеркалных камер, это уже такие "начинающие"... Вы взялись объяснять отцу, как делаются дети?

        3\ Я посмотрел ссылку.
        На приведенной иллюстрации девушка (объект) выделяется из фона не только за счет размытия фона, но и за счет одежды, контрастной по отношению к фону.
        Нарядите её в осенний камуфляж, и она потеряется, несмотря на все ухищрения с резкостью.

        Приемов отделения объектов от фона имеется множество. И делается множество ошибок, при которых объект теряется в фоне.
        Написано на эту тему много. Ищите и читайте с удовольствием.

        4\ Правило: "большой зум = большие светопотери, так?"
        Далеко не всегда так.
        Уже есть объективы с переменным фокусным расстоянием, у которых при зуммировании светопотери не увеличиваются.
        А у менисковых объективов (напрмер у популярных в своё время МТО) вообще кратность и светосила никак не связаны.

        5\ Многие покупают "зеркалки" как раз для того, чтобы показать свою крутизну. И в ручные настройки не лезут, поскольку им это не нужно.
        Ручных настроек полно в просьюмерках, которые в разы дешевле и неизмеримо универсальнее.
        И если уж кто полез настраивать вручную, так камера сама подсказывает рекомендуемые экспопары и демонстрирует гистограмму.
        Ну нельзя же из редчайших идиотов, которые не способны этим пользоваться, выводить общее правило!
        А вот "автомат" врет сплошь и рядом.
        Есть еще распространенная причина пересветов и провалов в тенях (чего не упомянули?) - это неправильный выбор режима измерения экспозиции.
        Вы тут - ни гу-гу, а это очень важный момент.

        6\ У Вас папа - Рокфеллер?
        Кто идет покупать сменную оптику за очень всегда не очень смешные деньги, он уже знает, что к чему подходит. Даже не сомневайтесь.

        7\ Верно. Ну, ичто из этого следует? К чему сие бесспорное замечание.

        ======================================
        Продолжить работу над остальными ошибками?
        А то пришел на работу, а медсестры бастуют. Надо же чем-то заняться...

  • Если есть замечания, готов обсудить.
    Да и по написанному выше есть, что сказать. Только...
    Стоит ли ломать копья, ибо одна статья всяко не заменит множество справочников, пособий, таблиц теории и многих часов практики. По любому термину можно написать отдельную статью и не одну.

  • Аркадий Голод Аркадий Голод Мастер 3 декабря 2012 в 15:48 отредактирован 3 декабря 2012 в 15:49 Сообщить модератору

    ОК!
    Давайте кратко.

    "Дырка – диафрагма. Шторка с переменным отверстием" .....
    Здесь ещё грех против здравого мысла. Шторка не может быть дыркой. Вот дырка в шторке - это да, так и есть.
    В действительности же термин "дырка" обозначает относительное отверстие объектива.
    В уже упомянутых МТО шторки вообще нет, а "дырка"- относительное отверстие - есть.

    "Теле – объектив с большим фокусным расстоянием, для «стрельбы издалека». Удобен для фотоохоты на дикую фауну."

    Честно говоря, теле - как таковой - ни разу не стышал и не читал. Телевик- да, это общеупотребительно.
    И удобно не столько для фотоохоты, которой мало, кто занимается, сколько для репортажной/жанровой съемки и съемки в зоопарках. Тут ему цены нет.

    "одна статья всяко не заменит множество справочников..."
    Совершенно с Вами согласен. Но сбить с толку может радикальнейшим образом.

    " По любому термину можно написать отдельную статью и не одну..."
    Истину, истину глаголете!
    Только надо всегда иметь в поле зрения диалектику количества-качества.
    И не путать, как Оська у Л.Кассиля, собаку сенбернара с актрисой Сарой Бернар.

  • Ох, давненько не брал я в руки шашек.

    Нашел я, кто меня на шторку сподвигнул. Хотя их довольно много. Да и вики говорит, что это все греки начали.
    Сойдемся, пожалуй, на том, что диафрагма - это не шторка и не дырка, а "устройство". Конструктивно может отличаться. Новичкам это знать необязательно, если надо будет - найдут.

    ..Идея была в том, чтобы перевести жаргонизмы и некоторые специфичные термины (это уже Вам, Олег Антонов), которыми так богаты фотофорумы, на более понятный язык. Понятно, что упрощение не могло не затронуть содержание, но я оговорил, что точных определений не требуйте. Если бы я писал словарь для "авточайников", то зеркало заднего вида вполне бы могло стать "совокупностью приборов и механизмов, служащих для подачи изображения сзади в глаз водителя". Сухие определения - это же скучно, да и просто формат не тот.

    Монохромное боке? Любителям в большинстве вообще не понять, что особенного в черно-белой фотографии. Дорастут, быть может, и до нюансов обесцвечивания фотографий в фотошопе, и фильтр сепии перерастут, и будут восхищаться зерном на старых "ламповых" снимках.

    Глубина резкости... позволяет отделить объект от фона. Я и сейчас это повторю. Позволяет? Пусть даже в числе нескольких составляющих, включающих продуманный выбор фона, камуф..., простите, костюма модели и макияжа. А еще не написал, что панорамированием можно и аккуратной работой со светом.

    "Но я ни сном, ни духом не ведаю, как исправить дисторсию настройками фотоаппарата." - Вам не надо, Вы владеете фотошопом, от которого новички запросто впадают в транс. А если они, дисторсии, уже по умолчанию корректируются для jpeg-файлов у любительских зеркалок?

    Вы против "полтинника" как первого фикса? Или предлагаете три фикса для каждого вида портрета?

    Или рекомендуете светосильный зум? Больше трехкратного? Чур, по цене, сопоставимой с ценой любительской тушки, ведь папа не Рокфеллер.

    Экспопары? Гистограммы? А эксповилку и эксположку? Нельзя сразу стать профи. Сперва все (или почти все) начинают с "сувать пальцем в пупку для звонка", то есть щелкать, а уж неудовлетворенность результатом движет дальше. Или человек понимает, что фото - не его, а кино - это да!

  • Некоторые сувают пальцы в розетку, прочитав статью про елехрычество, прочитав статью для чайников от уполовника.
    И навсегда остаются при лучине, потому, как дергаить, падла.

    Ну нельзя же браться учить других, пробежавшись пару раз по сайтам на данную тему и не имея никаких знаний, кроме верхушек из Вики.

    Мудрые китайцы говорят: "Ты не наблюдал, ты не размышлял, ты не испытывал. Как можешь ты судить?"
    А учить?

    Даже в этой последней реплике автора куча чепухи.
    Разбирать опять? Получить еще порцию новой.
    Оно нам надо?

  • Статья ни о чем и не понятно для кого. Те, кто покупает фикс знают фотожаргон лучше автора, а те, кто этого не знает, еще не выросли из китового зума. Плюс масса ошибок - итог 2 с минусом