• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Людмила Есипова Мастер

Как разговорить маленького молчуна?

Дитя в первые годы жизни пытается подражать тому, что делают взрослые. В том числе и звукам речи. Вот только личный речевой аппарат никак не хочет воспроизводить те звуки, что произносят окружающие. Довольно рано так называемые несмышленыши понимают свою несостоятельность и уходят часто в глухую оборону. По принципу — ничего не слышу, ничего никому не скажу, бя, бя, бя.

А это, как понимаете, на практике речевой отражается плохо. Начинается период переделки взрослых под свои возможности, причем, не без успеха.

Взрослые с удовольствием показывают свои неограниченные возможности в понимании звуко-жестовой речи ребенка и предугадывании его желаний, и даже начинают говорить за него. Если бы это было редкое явление!

Но… Будем честными сами перед собой и перестанем понимать и предугадывать несловесные просьбы и объясняловки наших деток. Пережить придется немало грустных минут. Но дело того стоит.

Когда он или она поймут, что вы настойчивы, и вас не переубедить криками и бойкотами, можно начинать работать над восприятием звуков речи. В методике это называется развитием фонематического слуха.

Вы ему слово — он вам первый звук. Прошу обратить внимание на точное произношение звуков. Произносить их нужно так, как они звучат, без дополнительных призвуков. Например, ТОК произносится [Т О К], а не [тэ о кэ]. Буква Я состоит из двух звуков — [Й А]. А в слове МЯУ она произносится как один -а.
[МЬ, А У].
Звуки первые должны быть гласными или протяжными согласными — С, М, Ш и т. д.

Потом ваш слуховой гений должен отыскать последний звук в слове. Принцип тот же. Как только ему станет это делать легко, можно заняться поиском звука в середине коротких слов из трех звуков — СОК, СУК, КОТ и т. д.

Дальше все интереснее. Ищем уже конкретные звуки в конкретном месте слов.

И где же они спрятались?

Где звук, А в слове БРАТ?

А звук Т куда спрятался?

И не просто тычем пальцем, тем более что тыкать некуда, а называем точный адрес звука — перед, между или после какого он стоит.
Потом уже целые слова, как орешки, колем на звуки. Сначала вы, уважаемые взрослые. Потом и ваше чадо. Так и соревнование можно устроить, кто больше слов соберет из звуков.

Можно вас поздравить с важным достижением — ваш ребенок усвоил главное умение — фонематический анализ и синтез слов.

Потом нужно подключить работу над ритмом слов. Это только кажется, что проблема яйца выеденного не стоит. А вы попробуйте попросить ребенка прохлопать слово из двух слогов так, чтобы ударный и безударный отличались по громкости и не вызывали затруднений! Работать и еще раз, работать!

Потом трехсложные слова и… пределов совершенству нет. Хлопать нужно научиться быстро и ненапряженно. Можно по ритму, прохлопанному вами, подбирать слова, которые укладываются в этот ритм. Тоже хорошее дело.
Так вы освоите второе важное умение — метроритм слов.

Теперь последнее умение — пространственное ориентирование.

Нет, нет, в поход идти не надо. Все проще. В речи звуки располагаются перед, после или между другими звуками. Легче это начать прорабатывать на мелких игрушках. Поставить их в ряд, друг за другом и переставлять по вашей просьбе перед, после или между какими-то другими игрушками или предметами. Потом обязательно просить самих детишек определить, куда вы поставили игрушку.
Так и до слов доберетесь. Как только умение будет закреплено на предметах, со звуками будет уже просто и легко.

Ну вот, три основных умения, на которых стоит вся устная и, не побоюсь этого слова, письменная речь у вашего ребенка будут успешно закреплены.
Теперь вашему трехлетнему или четырехлетнему лапушке будет проще наверстывать упущенное и в практике быстрее появится навык правильной речи.

Статья опубликована в выпуске 27.06.2007

Комментарии (65):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: