• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Михайлов Дебютант

Уходить ли из школы после 9 класса?

Близится к завершению очередной учебный год. Многие родители всерьез задумываются о целесообразности продолжения обучения своего ребенка в школе после окончания 9 класса…

Фото: YanLev, Shutterstock.com

Стоит отпустить ребенка после окончания основной школы или подождать еще 2 года? Какие преимущества и недостатки есть в решении уйти из школы без 11-летнего образования?

Недостатки

Если ребенок уезжает на продолжение обучения после 9 класса в другую местность, то сразу возникают проблемы с проживанием, питанием, проездом, контролем за успеваемостью и режимом дня, несмотря на то, что во многих учебных заведениях иногородним предоставляют благоустроенное общежитие, имеются современные столовые и кафе, а процесс обучения можно контролировать через Интернет.

Сложнее на расстоянии контролировать режим дня. Очень часто дети, вырвавшись на свободу от чрезмерной родительской опеки, начинают прогуливать занятия и посещать различные увеселительные мероприятия, общаясь порою с сомнительными личностями, которые легко затянут в такие компании, где не сформировавшаяся еще до конца психика ребенка может сломаться под воздействием коллективного «разума».

Уходить ли из школы после 9 класса?
Фото: Depositphotos

Еще один минус в том, что к этому времени ребенок до конца еще не определился с выбором профессии, и обучение может пройти впустую вместе с потерянным временем.

Если ребенок учился недостаточно хорошо, он не попадает на нужную специальность по конкурсу аттестатов, и за обучение приходится платить. Зачастую абитуриенту предлагают поступать на другую специальность, где конкурс меньше. В результате складывается такая ситуация, что ребенку не нравится учиться по предложенному направлению, и он опять же теряет время.

Многие родители до сих пор убеждены, что вузовское образование престижнее, и что его можно получить только после окончания 11 классов. Кроме того, на них влияет психологический прессинг социального окружения (родственники, сослуживцы, соседи и пр.), поэтому родители всячески стараются не ударить в грязь лицом перед людьми и доказать, что их ребенок не хуже других, что он обязательно получит высшее образование, и непременно по престижной профессии.

Уходить ли из школы после 9 класса?
Фото: Depositphotos

Преимущества

По действующему Закону об образовании после окончания 9 класса абитуриенты поступают в учебные заведения без вступительных экзаменов по конкурсу аттестатов (за исключением творческих профессий).

После 9 класса, как правило, имеется много бюджетных мест и достаточное количество мест в общежитии.

После 11 класса у ребенка меньше шансов пройти по конкурсу и получить место в общежитии. Поэтому, возможно, придется платить и за обучение, и за жилье.

Как правило, учебная программа рассчитана таким образом, чтобы курс средней школы был пройден за 1 год (вместо 2 лет, если пойти в 10 класс), остальное время будет уделено профессиональной подготовке. А если ребенок не поступил после 11 класса в вуз и решил пойти в суз (среднее учебное заведение — техникум или колледж), то он теряет при этом 1 год.

Уходить ли из школы после 9 класса?
Фото: Depositphotos

Таким образом, ребенок уже через 3−4 года получает профессию. Кроме того, средне-специальные учебные сегодня заведения активно сотрудничают с потенциальными работодателями, которые охотно берут на практику студентов. Поэтому к окончанию обучения вместе с профессией выпускник, как правило, получает и место работы. А после окончания вуза же очень многие остаются без работы, не имея соответствующего практического опыта.

Многие сузы имеют договорные отношения, согласно которым выпускники могут поступить сразу на 3 курс вуза по профильной специальности без сдачи ЕГЭ.

Как правило, студенты учатся заочно, совмещая работу с обучением, что гораздо удобнее и эффективнее, так как можно одновременно зарабатывать на жизнь, оплачивать свое обучение и завести семью. В большинстве случаев высшее образование им необходимо для продвижения по служебной лестнице, и многие работодатели охотно идут навстречу заочникам, даже порой сами заставляют повышать квалификацию, так как грамотные кадры нужны любому здравомыслящему руководителю.

Рекомендации при поступлении

Подводя итог, стоит дать некоторые практические советы и универсальные рекомендации при поступлении в ВУЗ или иное учебное заведение:

  1. Как можно раньше выявите способности своего ребенка.
  2. Совместно с ребенком изучите особенности нескольких специальностей, которые ему могут подойти по складу ума и характера.
  3. Не давите на ребенка своим авторитетом при выборе профессии, оставьте ему право самому принять окончательное решение.
  4. Зайдите на сайты потенциальных учебных заведений и поинтересуйтесь наличием действующей лицензии и аккредитации. Регулярно отслеживайте изменения в разделе для абитуриентов, познакомьтесь с информацией в гостевой книге или на форуме, если таковые имеются.
  5. Побывайте с ребенком на днях открытых дверей в нескольких учебных заведениях, готовящих по той специальности, которую он выбрал. Обратите внимание на материальную базу, на порядок в учебных корпусах и в общежитии. Обязательно встретьтесь с администрацией и членами приемной комиссии, задавайте как можно больше вопросов. Покажите, что вас интересует судьба ребенка и что он сознательно выбрал именно это учебное заведение.
  6. Профессионально подготовьте портфолио ребенка. Это обязательно сыграет положительную роль при зачислении в случае спорной ситуации.
  7. Оказывайте ребенку психологическую поддержку во время выпускных экзаменов в школе, одобряйте его сознательный выбор будущей профессии.

Правильно выбрать профессию и учебное заведение, где научат всем премудростям любимого ремесла, непросто. Но целенаправленная совместная работа обязательно принесет свои плоды.

Статья опубликована в выпуске 13.05.2013
Обновлено 3.06.2023

Комментарии (40):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
    • Наталья Юрова, очень мудрое решение. Моя дочь вот тоже захотела уйти из школы в колледж, хотя учится на "отлично" и у нее огромное портфолио. Мы с супругой не комплексуем по этому поводу, хотя многие считают, что мы не правы. Как говорится, жизнь рассудит. Нельзя давить на ребенка и отбивать у него желание к самостоятельному принятию решения.

  • Возможно не 100-процентно, но к теме (опубликовано тут на личной странице, почему-то не пустили в основной выпуск) -

    https://www.shkolazhizni.ru/school/articles/62581/

  • Григорий Шарапа Григорий Шарапа Мастер 16 августа 2013 в 11:39 отредактирован 16 августа 2013 в 11:39 Сообщить модератору

    Владимир, ну это разумеется, каждый должен решить что ему нужно именно сейчас. Есть и самообразование в конце концов, если Вы про различные курсы, которые знаний не дают как таковых.

  • Лаура Кортес Читатель 24 мая 2018 в 18:58 отредактирован 24 мая 2018 в 19:40 Сообщить модератору

    мы после 9 класса ушли на семейное обучение. Ребенок учился дома, сам, изучая тот предмет, который он хотел в данный момент, а не по расписанию, итог: Сдал ЕГЭ лучше тех кто учился в школе. Так что я считаю, что ребенок сам должен выбирать учится ему в 10,11 классе или нет.

  • и многие работодатели охотно идут на встречу заочникам

    • Олег Антонов, не совсем понял комментарий: то ли ошибку тут нашли, то ли не согласны с мнением.
      Если второе, то речь идет не о "вчерашних" работодателях, которые видят в студенте-заочнике лишь нагрузку для бюджета предприятия, а о тех, кому, действительно, нужны думающие и постоянно повышающие свою квалификацию специалисты.
      Давно прошли времена, когда единственная запись в трудовой книжке означала профессионализм. Сейчас такая запись означает, что ты больше никому не нужен.

  • Да время нынче такое, что профессии рабочих специальностей весьма востребованы на рынке.
    Хотя я теперь с трудом представляю, чему сейчас учат в ССУ, но видимо это и есть те же училища и техникумы.
    И все же родителям стоит задуматься если ваш ребенок не имеет большого желания к учебе, но скажем весьма лежит у него душа к технике, то работать уметь руками, а не только головой, весьма полезное дело для любого человека.

    Оценка статьи: 5

    • Ури Фри, Вот-вот, в школе детей учат законам физики, а как отремонтировать утюг они не знают.
      Американцы вообще не заморачиваются высшим образованием. Закончил колледж, получил профессию, открыл свое дело.

      • Владимир Михайлов, умеющий ремонтировать утюг только утюги и будет ремонтировать.
        А вот получивший в школе знания законов физики и - какой сюрприз! - в семье, именно в семье, наглядный пример и навыки кручения/верчения болтиков-гаечек починит и утюг, и электрочайник и прочие электроприборы. И это в дополнение к основной профессии, а не в рамках ее.

        • Олег Антонов, ну это если в семье есть кому починить электроприборы. Утюг ведь это только условность, сварочным работам, или скажем работу автослесаря или еще каким рабочим работам (например работу на станках с ЧПУ) дома не научишь, даже если будешь иметь такую специальность.

          Оценка статьи: 5

          • Ури Фри, согласен с Вами. Я вот тоже раньше болты крутил и автошины менял сам. А теперь приезжаю в сервис, и мне это делают профессионалы за несколько минут. Я, например, могу сам заменить электропроводку дома. Но предпочитаю доверить это профессионалам. И крышу мне в доме заменили профессиналы, и окна тоже. Сосед, например, заменил окна сам, хотел быстрее и дешевле сделать, лишь бы продать дом. Но вот дом почему-то его никто не покупает. А ко мне приходят другие соседи и берут визитки тех, кто крыл крышу и вставил окна.

            • Владимир Михайлов, тут есть свои определенные моменты, мне не пришлось работать на заводах за границей, но пришлось немного поработать на иностранном производстве в России.
              Я обратил внимание на то как брали людей на такой завод, принимали практически всех молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет, без разницы по какой специальности они работали до этого. Затем проводили маленький семинар, кто хотел бы какой работой заниматься, там слесарь, станочник, работа на конвейере, на сборке, на покраске на складе, на автопогрузчике и т.д. и т.п.
              Затем людей практически сразу ставили учениками на выбранные места, через неделю они уже знали, что надо делать. Через месяц, можно было перейти на другое место, если человеку не нравилось его место работы, через три месяца уже они могли выступать в качестве наставника, но уже поменять место работы было нельзя, после года работы на своем месте у человека есть возможность при его желании уже стать бригадиром, через 3 года мастером и далее выше.
              Но что самое удивительное, была и есть до сих пор сильнейшая текучка кадров, не хотя российские молодые люди так работать от силы год, полтора и уходят.
              Но вот кто проработал 3-5 лет, уже никуда не хотят уходить, они свою функцию выполняют от и до брака практически никакого нет, и при этом за каждый год работы платится доплата к зарплате. В результате новичок получает порядка в 3-5 раз меньше работника со стажем в 5 лет, система забавная и это сильно давит на новичков, потому администрация завода всячески пытается скрывать кто сколько получает.
              Зарплата выдается по ведомости, но в конверте, в кассу пропускается только один человек и при заключении договора на работу будущий рабочий подписывает бумагу о не разглашении своей зарплаты.
              С одной стороны получается, что на современном заводе можно научить при желании любого определенной функции.
              Но это на иностранном производстве, а на нашем производстве, встречается картина ровно наоборот, один человек все знает и фактически пашет за всех, другие способны только заниматься работой "принеси-подай".

              Оценка статьи: 5

              • Ури Фри, и вся прелесть таких работников для работодателя в том, что в любой момент времени любому из них по любому поводу можно сказать "Пошел вон!". И через пять минут его функцию будет выполнять любой другой "молодой человек в возрасте от 20 до 35 лет".
                Но так прокатывает далеко не везде. Например, в IT-сфере если уходит ведущий разработчик, то компания мелкого/среднего уровня может и загнуться.

                • Олег Антонов, так я об этом и хотел сказать, что с одной стороны современное оборудование позволяет любого научить на нем работать, а с другой там где не все определяет оборудование, а нужен и определенный навык и опыт в работе, такие работники весьма ценны.
                  И даже если ему скажут "Пошел вон", он вполне сможет пойти на другое предприятие заниматься тем же.

                  Оценка статьи: 5

          • Ури Фри, вы даже не представляете, сколько сварочных аппаратов, в том числе и самодельных, разбросано по России и прилегающим странам. И большинство имеющих и использующих их, ПТУ на сварщика не заканчивали.
            И даже станок с ЧПУ не такая уж проблема, почитайте ветку Vlasta на www.cncmasterkit.ru. Причем живет он в Германии, делает станки в том числе и на продажу и никто его не оштрафовал и даже в тюрьму не посадил за то, что он отбирает хлеб у профессионалов станкостроения.

            • Олег Антонов, наличие сварочного аппарата, и даже умение им пользоваться не определяет качество работы сварщика, тут гораздо важнее уже опыт.
              Если станок с ЧПУ "сам" все делает, его достаточно настроить по программе, то скажем обычный токарный или фрезерный станок требует совсем других знаний и опыта.
              Вот собственно об этом и идет речь, учить законы физики или приобретать опыт на технике.
              Я тут как-то видел фильм про американских лесорубов, как виртуозно они работали своими бензопилами, тут уж все зависит от любви к своей пусть и вроде простой работе, но какие навыки получает такой специалист любо-дорого посмотреть.
              К сожалению в России классного специалиста по подобным профессиям найти ну очень сложно, что сварщика, что токаря, что обычного мастера по ремонту квартир.

              Оценка статьи: 5

              • Олег Антонов Аксакал 14 мая 2013 в 22:28 отредактирован 14 мая 2013 в 22:28 Сообщить модератору

                Ури Фри, так одно дело варить магистральный газопровод, а другое - прихватить две железки в огороде. И с утюгом - можно за пять минут припаять отвалившийся проводок, а можно потерять день, чтобы отдать в мастерскую.
                Я вообще-то к тому, что чем больше у человека знаний, тем проще ему освоить какой-то смежный или даже не очень смежный навык и приобрести умение, потому что он понимает происходящие при этом процессы. А если просто приобрести навык на технике, то вполне может оказаться, что работает-то он любо-дорого, но можно сделать тоже самое другим путем и затратить в десять раз меньше времени.
                А еще почитайте коротенький рассказ Фредерика Брауна "Волновики". И представьте, что в такой ситуации будут делать высококлассные, но узкие специалисты. Конечно, фантастика, но в каждой шутке...

                • Олег Антонов, раньше врач (например, Парацельс) или математик (например, Декарт) обладали обширным кругозором (философия, литература и пр.), поэтому и результаты их деятельности были значительными и их можно было назвать гениями.
                  Но в современном мире поток информации так велик, что стать гением стало гораздо сложнее. Сейчас умный человек не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где найти информацию. Поэтому я считаю, что рядовому гражданину важнее научиться именно находить ответ на текущую проблему, а не знать все самому. Есть проблема - нашел ответ на нее - решил задачу.
                  Проблема, конечно, не в "утюге". И сейчас есть гении, которые двигают прогресс. И это здорово.
                  Я имел в виду не то, что не надо учить законам физики в школе. Речь идет о том, что теория без практических навыков бесполезна. Гении создают теории и идеи, остальная масса должна научиться их воплощать в жизнь. Знание 1 закона физики и умение применять его на практике гораздо важнее, чем просто знание в теории 30 законов.
                  Если человек знает всего 1 закон и приносит пользу другим, то это важнее, чем теоретическое пустословие.
                  Например, у нас в классе был гений (не побоюсь этого слова), который мог посмотреть 1 раз в учебник физики и потом наизусть его пересказать. Но когда он выходил к доске решить задачу, то не мог применить свои уникальные способности запоминания. Потому что, видимо, это была не его стезя. В те времена к таким детям относились весьма скептически, многих в психушку отправляли.
                  Олег, в душе я с Вами согласен, но ум говорит, что с приходом в жизнь человека Интернета, ситуация поменялась: узкий специалист гораздо быстрее решает задачу, чем Мастер.
                  Далеко ходить за примерами не надо. Многие профессиональные журналисты и копирайтеры вынуждены снижать свои расценки, потому что не выдерживают демпинговой конкуренции подмастерьев. И чтобы хоть как-то выживать, вынуждены писать не шедевры, а быстро "сваренные" поделки.

                  • Владимир Михайлов, что касается того, что цена качественного текста снизилась, то тут скорее дело не в том "подмастерья" выдерживают конкуренцию с мастером, а в том, что в интернете не нужен качественный текст.
                    Потому как доход в интернете в большей степени зависит не от качества текста, а количества его, его уникальности.
                    Это уже тонкости заработка в интернете.
                    На мой взгляд проблема прогресса сегодня, в людях, которые видя идею могут воплотить ее в жизнь и суметь на этой идее заработать.
                    А вот какими знаниями должны обладать такие люди, вопрос уже непростой. Ясно одно, он должен обладать практическими и прикладными знаниями.

                    Оценка статьи: 5

                    • Владимир Михайлов Владимир Михайлов Дебютант 17 мая 2013 в 21:45 отредактирован 17 мая 2013 в 21:45 Сообщить модератору

                      Ури Фри, я не имел в виду некачественный контент, который периодически нужен для поднятия рейтинга. Хотя и тут прогресс налицо. Раньше можно было пользоваться различными автоматизированными программами, и стоимость контента вообще была копейки. Потом поисковики изменили свои алгоритмы и некачественный автоконтент уже никому не нужен. Так что качество контента, наоборот, увеличилось. Но это в среднем, конечно. Интернет позволяет подмастерьям очень быстро прогрессировать, так как добыть знания теперь гораздо проще, чем раньше. Им остается лишь отточить практические навыки. А вот профессионалы начинают сдавать свои позиции, потому что многие не уловили этой тенденции. Некоторые по-старинке "качают права", вовремя не сдают материалы, куражатся.
                      Процесс можно сравнить с китайцами, которые в отличие от брендов, научились делать товары уже не хуже, а ценник в разы меньше. При этом без проблем меняют некачественный товар на новый.
                      Интернет УЖЕ перевернул жизнь. Но еще не все это до конца поняли. Единица информации обесценилась, так как добыть ее стало гораздо проще.
                      Сложно сказать, чем все это закончится, но сейчас в Интернете уже серьезная конкуренция. И выиграют не те, кто просто предлагает качественный товар, а те, чей сервис и отношение к клиентам лучше.

                      • Владимир Михайлов, сервис и отношение к клиентам всегда ценилось высоко, но ведь это тоже дополнительные расходы на персонал.
                        Что же касается качества контента, я с вами не соглашусь, так как вижу даже на серьезных сайтах тексты просто детские и безграмотные, не говоря уже об отсутствии корректуры на сайтах, даже не имея у себя в арсенале достаточной грамматики.

                        Оценка статьи: 5

                        • Владимир Михайлов Владимир Михайлов Дебютант 17 мая 2013 в 22:42 отредактирован 17 мая 2013 в 22:44 Сообщить модератору

                          Ури Фри, я не говорю, что сейчас тексты блещут качеством, но раньше было еще хуже: мелким текстом и таким цветом, чтобы трудно было его вообще прочесть, размещалась информация-абракадабра для поисковиков. Такие тексты стоили до 5 руб./1000 збп. Сейчас средняя цена подмастерьев с достаточным качеством составляет 15 руб./1000 збп. Так что прогресс налицо. А реально продающие тексты стоят гораздо больше. Но и там, Вы правы, можно встретить безграмотность.
                          Что касается сервиса, то сейчас очень много разного автоматизированного программного обеспечения, в том числе бесплатного, для организации процесса. И это окупается.
                          Приведу пример из КонсультантаПлюс, так как непосредственно работаю в этой сфере. Пока еще сервис зависит от рядовых консультантов, которые еженедельно обновляют у клиентов правовые базы. Но с приходом интернета, особенно широкополосного, обновления можно делать онлайн. Из последнего: новая функция Конструктор договоров может работать только в режиме онлайн. А это совсем другой уровнь сервиса. В скором времени выездных консультантов сократят, уменьшатся издержки, но качество обслуживания благодаря интернету при этом возрастет.
                          Так что интернет и знание логистики повышают качество сервисного обслуживания.

                  • Олег Антонов Аксакал 19 мая 2013 в 15:48 отредактирован 19 мая 2013 в 15:49 Сообщить модератору

                    Владимир Михайлов, найти информацию не проблема. Только очень может быть, что проблемой окажется понять найденную информацию. Самый простой пример - при поиске решения проблемы со здоровьем в подавляющем большинстве случаев человек остановится на примитивно-бытовых советах. Потому что сквозь медицинскую терминологию серьезных источников просто не продерется. Особенно, если в школе химию и биологию отнесли к "лишним" теоретическим знаниям.
                    Есть и вторая проблема. Информацию можно найти, но с большой долей вероятности можно нарваться и на чье-то частное и необъективное мнение. А то и просто на рекламную лапшу, вброшенную с целью зарабатывания денег. Опять-таки пример - сколько народу лечится бесполезными приборчиками с парой мигающих светодиодов?

                    • Владимир Михайлов Владимир Михайлов Дебютант 19 мая 2013 в 17:02 отредактирован 19 мая 2013 в 17:02 Сообщить модератору

                      Олег Антонов, понять, конечно, не каждый сможет Но про медицину неудачное сравнение. Я поработал в медицине и знаю, что "бабки" вылечивают там, где "академики" разводят руками, потому что в научных книжках это нет. Так что все это относительно. Есть и доказанный факт, например, феномена Эдгара Кейси. В общем, ничего мы еще на самом деле не знаем, только пыжимся и умничаем.

                      • Владимир Михайлов, что-то я в вашем обширном послужном списке про медицину ни слова не нашел

                        • Олег Антонов, итак пришлось сократить Работал программистом в областном противотуберкулезном диспансере и районной ЦРБ. Напрямую к медицине, конечно, отношения, не имел, но практически вся медицинская документация, в особенности статистика, проходили через мои "руки". Много чего могу порассказать. Но стоит ли?
                          Что касается нетрадиционной медицины, то имел положительный опыт на собственном примере. Было это по молодости еще. Я до сих пор хорошо помню молоденькую выпускницу-отличницу мединститута, которая ставила мне разные неутешительные диагнозы, постоянно подглядывая в свои конспекты. Мне было ее искренне жаль, потому что она очень старалась помочь. Но безрезультатно. А вот бабулька из Тобольска за 3 сеанса вылечила. А ведь я тогда комсомольцем был и не верил всяким "шарлатанам". Молодой был, "зеленый". Но жизнь многому научила...
                          К традиционной медицине я отношусь в целом нормально, потому что знаю немало талантливых врачей, что называется от Бога. Жаль, что им все больше приходится заниматься бумажной работой, а не пациентами. Поэтому все относительно: в каждой сфере есть свои профессионалы, некомпетентные и откровенные шарлатаны.

        • Олег Антонов, к сожалению, я в жизни встречаю больше примеров совершенно противоположных ситуаций. Вчерашние двоечники чинят не только утюги, а "академики" гвоздь забить не могут. Но это, конечно, не правило.
          Советское образование было политехническим. Мир изменился. Сейчас универсалы уже не так востребованы. Сейчас больше пользуются спросом те, кто умеет только "чинить утюги", но делает это лучше других.
          В Германии, например, штрафуют за то, что человек сам чинит утюг. Потому что отбирает "хлеб" у профессионала. Каждый должен заниматься своим делом.
          Летчик не должен ремонтировать и заправлять самолет, и тем более не продавать на него билет. Я, конечно, утрирую, но, думаю, суть моей позиции ясна.
          Спасибо за дискуссию. Всегда ценю чужое мнение, даже если оно не совпадает с моим.

  • Раньше был смысл после девятого в училище или техникум, если серьезно определился с профессией.
    Если нужно общее образование, то лучше 10-11 класс.
    Сейчас после всех экспериментов сложно сказать.
    Больше наверное зависит от финансового положения.

    • Дмитрий Дарк, да эксперименты серьезно подрывают уровень образования. Сейчас важнее самому научиться повышать свою квалификацию.
      И раньше, и сейчас уход из 9 класса с точки зрения получения практических навыков, скорейшего получения образования и самостоятельного зарабатывания выгоден. В 10 и 11 классах уже много "воды" для тех, кому не нужны более глубокие познания в определенной отрасли. В современных колледжах дети имееют возможность получить как общее образование, так и профессиональное. Учитывая, что в школах есть серьезная проблема с квалифицированными кадрами, то не имеет смысла учиться еще 2 года, особенно это актуально для детей с периферии.
      В 10 и 11 класс идут в основном из-за психологической неготовности к самостоятельной жизни детей, а также их родителей, которые по-прежнему считают престижным только вузовское образование. Ну и многие просто не занимались серьезно выбором профессии и считают, что через 2 года уж точно определятся. Но это заблуждение.
      Я считаю, что более эффективное профессиональное образование работает по схеме: 9 классов (основная школа) - колледж - вуз (с 3 курса по профильной специальности). При этом именно в колледже закладываются основные профессиональные навыки.
      Скажу больше. Например, выпускники педколледжей знают педагогику и психологию гораздо лучше, нежели те, кто сразу поступил в вуз. Потому что там больше дается практических навыков и меньше "воды". И многие потом получают высшее образование только потому, что так "надо".
      Но, безусловно, есть случаи, когда целесообразнее оканчивать 11 классов.
      Финансовое положение, скорей всего, влияет на престижность выбираемой специальности. Но зачастую, тратя большие деньги на обучение в вузе, выпускники в итоге работают по другой специальности, потому что "юристов и экономистов" уже переизбыток.

  • В советское время с этим было просто.
    Было общее среднее образование включающее в себя урок "Труд" и была производственная практика и УПК.
    Таким образом ученик получал общетеоретические (на уроках той же физики), теоретические и практические навыки (соответственно на уроках труда, производственной практики, упк)
    Так что в советское время любой ученик мог получить широкий круг знаний и в дальнейшем решить на чем именно он будет специализироваться.