• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лариса Шеенко Профессионал

Как подружиться с конспектом и заставить его работать?

В процессе педагогической деятельности нередко приходится сталкиваться с вопросом: нужно ли во время лекции писать конспект и как это грамотно делать?

Sergey Nivens, Shutterstock.com

Особенно актуально этот вопрос зазвучал с появлением разнообразных технических носителей, позволяющих фиксировать и тиражировать любые материалы — как устные, так и письменные. И даже в среде педагогов нет однозначного мнения по данному вопросу. Вот и подумалось, что 30-летний опыт преподавателя высшей школы может помочь как лекторам, так и слушателям.

Зачем и как вести конспект?

Конспект (лат. conspectus — обзор) — краткое письменное изложение содержания чего-либо (лекции, речи, работы и т. п.). (Словарь иностранных слов. — М., 1990). Остановимся на одной из форм конспекта, а именно — студенческом конспекте лекций.

Дочь-студентка жалуется, что на одних лекциях приходится писать без передыху 2 часа (5−6 страниц мелким почерком), отчего иногда судорогой сводит пальцы; на другой же лекции любые попытки что-то записать дают нулевой эффект, т.к. преподаватель ни одну мысль не доводит до логического завершения, но при этом конспект требует. Думается, каждый, кто учился, вспомнит свой пример малорезультативных попыток конспектирования.

Если под ведением конспекта понимать механическое записывание за лектором по принципу «что успел», то я — против.

Во-первых, требования к конспекту по разным предметам (к примеру, по математике, иностранному языку или истории изобразительного искусства) будут существенно отличаться.

Во-вторых, КПД конспекта по дисциплине, по которой имеется масса фундаментальных учебников (по которым можно подготовиться самостоятельно), и по авторскому курсу, особенно, если он только проходит апробацию, будет совершенно разным.

В-третьих, многое зависит от темпа речи и дикции лектора. Далеко не за каждым лектором можно угнаться. С другой стороны, можно нечаянно и заснуть. Даже средний темп речи может быть записан только методом стенографии (скорописи), а значит при обычном записывании многое будет упущено. И не факт, что слушатель сможет самостоятельно выделить главное и полностью это зафиксировать, тем более, грамотно.

В-четвертых, устная речь и письменная — это разные жанры, и по-разному воспринимаются сознанием. Следовательно, то, что мы слышим (даже если это — блестящая лекция), совершенно иначе выглядит, когда мы это читаем.

В-пятых, как, не отрываясь от тетради, не упустить ораторско-актерские приемы, которыми расцвечивает свою речь опытный лектор, как зафиксировать яркие эмоциональные акценты, дискуссионные вопросы, обращенные к слушателям, требующие включения их сознания для поиска ответа?

В-шестых, даже если снизить темп речи (с неизбежной потерей красок, зажигательности и пр.), как подстроиться под всех слушателей? Ведь скорость и качество записывания у всех разные. И т.д., и т. п.

Отсюда вывод: механическое записывание на ходу — вещь малоэффективная. Хотя этим грешат многие преподаватели высшей школы, особенно старой закалки.

Можно ли заменить конспект?

С появлением технических средств (диктофонов, копировальных аппаратов и пр.) проблема, казалось бы, решена. Так, в американских вузах принято перед лекцией раздавать размноженные на ксероксе тексты лекций, а лектор озвучивает текст и дает разъяснения по спорным и сложным вопросам (в таком случае лекция, как одна из основных форм работы, теряет свой смысл).

Или возьмем пример, приведенный Е. Ермоловой в статье «Стоит ли конспектировать лекции?». Интересно, тремя диктофонами и фотоаппаратом студентов вуз снабжает? И сколько времени студент должен потратить на расшифровку зафиксированного этими носителями и записывание конспекта с 3-х (!) диктофонов и фотоаппарата? А если таких лекций за день было 3−4?.. А учитывая качественный состав и «трудолюбие» сегодняшних студентов?..

В моей практике были случаи, когда студенты записывали лекцию и на диктофон, и на видео. Но при этом все равно от записи со временем отказывались и возвращались к ведению традиционного конспекта. А записи оставляли на память.

Дело в том, что при записывании включается еще один инструмент памяти — моторная память. Давно доказано, что наилучший эффект достигается лектором, который задействует и слуховую, и зрительную, и моторную память слушателей.

Возьмем, к примеру, такой метод, как записывание на доске, который многие сегодня считают анахронизмом. Куда как эффектнее выглядят мультимедийные технологии! Я лично — за. Но есть материал, который лучше осваивать вживую. При записи на доске студент как бы участвует в процессе разворачивания мысли, схемы, логической цепочки или словосочетания. Особенно эффективно привлекать аудиторию к подсказке следующего шага, раскрытию недосказанного (недописанного). Одна и та же информация лучше усваивается и запоминается, если ее записываешь на доске, а студенты — вслед за лектором в свои конспекты, нежели показать им готовый слайд или схему и рассказать их суть.

Так как же организовать процесс конспектирования?

Каждый лектор должен тщательно продумать собственную методику с учетом всех изложенных и не изложенных факторов. Я же поделюсь тем, как это делаю я.

Темп речи у меня быстрый, напористый. Студент за мной записывать все равно не успеет. Да и мне важно видеть их глаза, их полное включение в происходящее. Поэтому изначально прошу за мной не гнаться. То, что мне представляется наиболее важным и нуждающемся в записи, предлагаю записать, проговаривая в более медленном темпе. Все ключевые понятия, схемы, новые и сложные слова в обязательном порядке записываю на доске (с акцентом на правильном написании). Активно использую иллюстративный материал, который представляю и на бумажных носителях, и в виде слайдов и схем.

Еще на первой лекции 5 минут трачу на ликбез: прошу записывать каждую тему с отдельной страницы, оставляя место для дополнительных заметок; каждую мысль — отдельным абзацем; выделять разными способами (маркерами 2−3-х цветов, цветными ручками, рамками и т. п.) ключевые понятия, определения, персоналии.

Стимулом является разрешение на итоговой контрольной работе на 2 минуты воспользоваться конспектом. В таком случае упорядоченные маркированные записи помогают быстро сориентироваться в тексте.

Опыт показывает, что такой конспект «работает», что не исключает необходимости работать с литературой и другими источниками.

И никакие технические и прочие носители не заменят живого общения лектора с аудиторией, особенно, если лектор живет делом, которым занимается, любит и уважает аудиторию, которой доносит свои знания, и ценит не только свой труд, но и труд тех, к кому обращены его речи.

Приятного вам конспектирования!

Статья опубликована в выпуске 19.12.2013
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (62):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересно, тремя диктофонами и фотоаппаратом студентов вуз снабжает? И сколько времени студент должен потратить на расшифровку зафиксированного этими носителями и записывание конспекта с 3-х(!) диктофонов и фотоаппарата? А если таких лекций за день было 3-4?.. А учитывая качественный состав и «трудолюбие» сегодняшних студентов?.Со мной чуть было обида не приключилась. Вроде бы изо всех сил постаралась донести ту мысль, что материал лекции может быть усвоен прямо во время лекции. Если не отвлекать внимание от понимания на процесс записи, то есть на совсем другой процесс, из-за которого на расшифровку потом приходится отдельно выделять время.
    Но потом вспомнила свои моменты отупления на лекциях. Бывало, хоть и крайне редко. Упустишь что-то - и не понять профессора, сколько голову ни ломай.
    Все-таки бывает, что надо просто пытаться делать хоть что-то на лекции и потом любым способом пробиваться к смыслу в тишине самостоятельной работы.

    Вузы не снабжают техникой, но от нее все равно нет спасения. Вот и сейчас на Новый год многие студенты найдут гаджеты под елочкой. Так пусть техника работает, пользу приносит.
    Другое дело, что талантливых студентов в аудиториях как правило меньше половины, и бесталанные будут злоупотреблять разрешением гудеть, мешая другим.

    Оценка статьи: 5

    • Елена Ермолова, пойду с конца.
      Насчет гудеть: это тоже на 99% зависит от мастерства лектора. Даже самых неорганизованных студентов можно заинтересовать либо "принудить", так организовав процесс, чтобы не до гудения было.
      Насчет техники - все же не все студенты сегодня могут себе позволить такое оснащение. Есть студенты со старенькими телефонами без фотоаппарата. Где уж тут 3 диктофона, да еще и с запасом батареек, общей месячной стоимостью, сопоставимой с размером стипендии! )))
      Хотя, конечно, методики могут быть разные, в том числе, и такие. Только с учетом контингента и специфики предмета, а также равенства возможностей.
      А усвоение материала на лекции в идеале - не более 20%. Со временем остается 5-10%. Так что записи не отвлекают, а помогают. Главное, правильно организовать процесс.

      • Кстати, человек способен концентрировать внимание на одном процессе или объекте не более 20 мин. Поэтому переключение с одного вида деятельности на другой помогает разгрузить сознание и весьма эффективно против усталости, отупления и т.п.

  • Спасибо! Буду рада, если кому-то принесет пользу.

  • Прекрасно написано. Очень профессионально.

    • Mаша Романофф, согласна и с первым и со вторым и прекрасно написано и профессионализм налицо, чувствуется, что автор собаку на этом сьел

      Оценка статьи: 5

      • Лидия Богданова, Спасибо!

        • Лариса Шеенко, столкнулась с такой методикой лекторства недавно на профессиональных курсах, она имеет свои плоды, особенно, если лектор читает лекции с чувством юмора, то заснуть на такой лекции просто невозможно В годы моей учебы у нас не было некоторых возможностей, например, аудиопоказа, это намного упрощает работу лектора и освобождается время на вопросы в конце лекции от слушателей, разбор которых дает ответы на многие недопонимания в предмете...

          Оценка статьи: 5

          • Лидия Богданова, не совсем поняла насчет аудиопоказа - может, видеопоказа?

            Мне, к сожалению, на лекции не удается освободить время для обсуждения - его всегда не хватает, так многим хочется поделиться! )))

            Если возникают вопросы - отвечаю по-ходу, т.к. считаю, что ни один вопрос не должен остаться без ответа. Однако предпочитаю вопросы и обсуждения выносить на семинары.

  • 3 магнитофона и фотоаппарат...
    А что, они еще продаются? И пленки к ним?
    У кого из студентов нет сотового телефона?
    В каком сотовом нет если не камеры, то хотя бы диктофона?
    И вполне достаточно записывать не всем, а 2-3. Размножить быстро и просто.
    Уж если нет денег на сотовый, то за полторы тыс руб видеорегистратор...

    Оценка статьи: 5

  • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 26 февраля 2014 в 20:35 отредактирован 26 февраля 2014 в 21:00 Сообщить модератору

    Этот пример из статьи Е.Ермоловой меня тоже весьма удивил, но техническую сторону я вообще не рассматривала. Спасибо за комментарий!

  • Статья - точка зрения "очень" преподавателя - ну, всё он знает. Как конспектировать его напористую речь, как успеть за ходом его мысли... как дышать, как думать... как жить студенту.

    Будучи студентом ВУЗа, приспосабливался к разным преподавателям и к себе - искал свою методику конспектирования. К сожалению, их было несколько этих методик - уж слишком одиозны порой были "преподы".

    Ничего нового не узнал. Получил удовольствие от текста. За это и ПЯТЬ.

    Оценка статьи: 5

    • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 20 декабря 2013 в 00:16 отредактирован 20 декабря 2013 в 00:22 Сообщить модератору

      Вячеслав Старостин, наверное, я - действительно "очень" преподаватель - 30 лет стажа преподавательского, всегда полные аудитории, студенты хвалят, да еще и аплодисменты после лекций бывают. Просто очень люблю свое дело и своих студентов.
      Как дышать и как жить студенту... Это уже из другой оперы. В своем тексте ничего подобного не заметила. Но, если нужно, могу и проконсультировать - и как дышать, и как жить. ))) Как-никак, одно из моих образований - психолог-практик. Так что можно записываться на консультации. Мастерам ШЖ - скидки.
      Насчет нового - это не та тема, где можно изобрести велосипед, особенно для таких матерых мастеров. Но кому-то, может, такой опыт пригодится.
      А за похвалу спасибо!

  • Лариса Шеенко, впечатляет. Всё видите, всё замечаете... А есть ли студенты, которые принципиально не конспектируют?.. Или просто ленивые?.. Как с ними дела обстоят?..

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, ну, допустим, не всё...
      Ленивые, конечно, есть. И чем дальше, тем больше. Есть экземпляры, которых практически ничем не пробьешь. Но, все же, таких мало. Скорее, больше не ленивых, а просто не обученных учиться. Спасибо средней школе! Таких нужно заинтересовать и показать - как.
      Принципиально неконспектирующих не попадалось. Наверное, мне удается быть о-о-очень убедительной. Да и студенческая почта работает - доносит до них, стоит ли тут манкировать. Требовательность любви не помеха.

  • Так и не поняла зачем писать конспект.

    • Катя Марьина, и не поймете, это только для дураков, а вы, Катя, слишком умны для этого У вас, наверное, не голова, а мощное запоминающее устройство Запомнить всё, просто, невозможно...только не говорите, что надо понимать, а не запоминать, некоторые вещи пониманию не подлежат, их просто надо записать, зарисовать и воспользоваться этой информацией Если бы вы заканчивали технический ВУЗ, у вас бы такого вопроса просто бы не возникло

      Оценка статьи: 5

      • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 21 декабря 2013 в 00:57 отредактирован 21 декабря 2013 в 00:57 Сообщить модератору

        Лидия Богданова, это касается не только технического ВУЗа и не только технических предметов. Я, в свое время, такие предметы, как сопромат, по учебникам осваивала, а вот историю искусств, которую у нас читал блистательный лектор - музейщик, искусствовед, ни в одном учебнике не прочтешь!

        • Лариса Шеенко, ну, поскольку я заканчивала технический, где было куча схем и чертежей, формул, различных ГОСТОВ документов, я об этом и пишу. Хотя еще много дисциплин, где без конспекта не обойтись, если взять медицину, то там очень много чего надо записывать, названия лекарств, дозировки, например И опять же, зачем захламлять свою память тем, что нужно в определенный момент, а может, вообще, и не понадобится, рыться в учебниках и тратить на это время тоже жалко, впрочем, вы уже об этом Кате подробно написалиА по опыту знаю, очень много чего мы узучаем не используется нами в жизни, поэтому просто сдал зачет или экзамен и забыл

          Оценка статьи: 5

    • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 21 декабря 2013 в 00:50 отредактирован 21 декабря 2013 в 00:52 Сообщить модератору

      Катя Марьина, если Вы это серьезно, то попробую объяснить. Если это - ирония, то я ее не осилила.

      Итак, причина первая, прозаическая - чтобы проще было готовиться к зачету-экзамену. В конспекте более концентрированная информация, нежели в учебниках. Следовательно, времени на подготовку тратится меньше. А при сегодняшнем построении учебного процесса, когда некоторые дисциплины вычитываются, к примеру, за 6 недель, у студента попросту нет возможности осилить большие массивы информации. Увы - это наши реалии.
      Причина вторая: нужно учиться излагать материал тезисно (как в контрольных, так и в устных ответах), а конспект этому учит.
      Причина третья: есть, как я уже писала, авторские курсы, которые не имеют пока достаточной библиографической базы. Тогда конспект становится незаменимым источником информации.
      Причина четвертая: на мой взгляд, лекции, на которых преподаватель читает по учебнику, попросту не нужны. Лекция - это творчество, это каждый раз новые примеры, это слияние с аудиторией. Учебники этого не учитывают. А в конспекте это может найти свое отражение.
      Пятая: см. статью - там сказано и про слуховую, и про моторную и пр. память.
      Шестая: конспекты могут служить и вне процесса обучения. Некоторые мои студенты дома родителям читают то, что на лекции записали; есть выпускники, которые используют свои записи в практической деятельности; старшеклассники, с которыми я работала, потом уже в ВУЗе успешно пользовались школьным конспектом, на зависть сокурсникам.
      Седьмая: конспект - это не только студенческая работа. Преподаватель тоже делает для себя конспект каждой лекции - не текст, а именно конспект. И все приемы применимы и здесь. Я, к примеру, на лекции в свои записи практически (а чаще всего, вообще) не заглядываю, но когда готовлюсь, конспект обновляю.
      Еще аргументировать?
      А вообще-то, кто заставляет? Способен обходиться без конспекта - флаг в руки, и на баррикады! Конспект - помощник, а не обязаловка.

      • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 21 декабря 2013 в 01:09 отредактирован 21 декабря 2013 в 01:38 Сообщить модератору

        Лариса Шеенко, В конспекте более концентрированная информация, нежели в учебниках. Следовательно, времени на подготовку тратится меньше - если ПОНЯЛИ тему на лекции, то времени на подготовку вообще не требуется.

        есть, как я уже писала, авторские курсы, которые не имеют пока достаточной библиографической базы- проще лектору издать свои брошюры и продать их студентам, где все тезисно излагается (нужно учиться излагать материал тезисно).

        см. статью - там сказано и про слуховую, и про моторную и пр. память- аргумент, память действительно у всех разная

        конспекты могут служить и вне процесса обучения - учебники тоже.

        Вообще, если под конспектом понимать осмысленное и краткое изложение текста, то получается, что студент мозг не включает вообще, а тупо записывает продукт мыслительной деятельности препода, а надо бы и свою головушку студенту включать. Можно тогда требовать не запись за лектором, а понимания здесь, в аудитории (времени мало, что бы все совместить) и самостоятельное изготовление конспектов, а потом спросить, кто что понял, попросить пояснить какие-то фразы из их личных конспектов.

        • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 21 декабря 2013 в 01:38 отредактирован 21 декабря 2013 в 02:24 Сообщить модератору

          Катя Марьина, если ПОНЯЛИ тему на лекции, то времени на подготовку вообще не требуется - это из области фантастики. Давайте я Вам пришлю конспект одной моей лекции, и посмотрим, как Вы, один раз ее прочитав (а Вы предлагаете: прослушав), через месяц повторите все факты, персоналии, схемы и пр. Это - даже не фантастика!
          проще лектору издать свои брошюры и продать их студентам - наверное, мы с Вами обитаем в разных мирах. Я живу в Одессе. Так вот, чтобы издать одну брошюру, нам приходится ждать минимум год. Печатают 50! экземпляров. Ксерокс у нас на кафедре сломался, а нового уже год не дают. Печатать за свой счет и продавать... Простите, не обучена. Нужные материалы раздаю в электр. виде. Но я уже высказывала свое мнение, что это не заменяет конспекта, написанного собственноручно. Если же кому-то этого не нужно, кто же принуждает?
          конспекты могут служить и вне процесса обучения - учебники тоже. - конечно! Но, если конспект базируется на десятке (а может, и больше!)книг и учебников, Вы их все под руками иметь будете? Буду нудной, но еще раз повторю: одно другого не исключает, а дополняет. Нет в этом нужды - в чем проблема?
          получается, что студент мозг не включает вообще, а тупо записывает продукт мыслительной деятельности препода - Вы это о чем? Лекция и есть продукт мыслительной деятельности препода. А вот семинар - продукт обоюдной деятельности, на котором, опираясь на записи "преподавательского продукта", надо бы и свою головушку студенту включать. Кстати, некоторые темы задаются домой для самостоятельной проработки и конспектирования (по желанию).
          Конспект - только одна из форм работы с информацией. И я считаю, что этим инструментом нужно уметь пользоваться грамотно и по мере необходимости.
          Думаю, я достаточно обосновала свое мнение. А то мы начинаем переливать из полного в еще более полное.

          • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 21 декабря 2013 в 01:45 отредактирован 21 декабря 2013 в 01:46 Сообщить модератору

            Лариса Шеенко, Давайте я Вам пришлю конспект одной моей лекции, и посмотрим, как Вы один раз ее прочитав через месяц повторите все факты, персоналии, схемы - так на то лекция и дана, что бы вопросы задать, попросить как-то по-другому объяснить и т.д.

            "Лекция и есть продукт мыслительной деятельности препода." - тогда получается, что они должны за очень короткое время понять и еще и записать самое важное, у вас Эйнштейны учатся?

            "А вот семинар - продукт обоюдной деятельности, на котором, опираясь на записи "преподавательского продукта", надо бы и свою головушку студенту включать." - лекции бывают чаще семинаров? Тогда мозг студенты будут включать не часто.

            • Катя Марьина, попробую еще раз
              Дисциплины, которые я преподаю, имеют, как правило, равное количество лекций и семинаров. А головушку еще можно включать при написании (не перекачивании из интернета!) реферата или творческой работы.
              так на то лекция и дана, что бы вопросы задать, попросить как-то по-другому объяснить и т.д.
              тогда получается, что они должны за очень короткое время понять и еще и записать самое важное, у вас Эйнштейны учатся?
              Знаете, были в истории человечества Великие Учителя - Будда, Христос, Конфуций и др. Так вот, что поражает, - они умели говорить о самых сложных вещах так просто, что их могли понять и кузнецы, и рыбаки... А потом их последователи начинали мудрствовать над их учениями и так загружать их своими интеллектуальными и не очень умозаключениями, что, чем дальше, тем менее понятно, чему же, собственно, они учили.
              Я это - к чему? Лучший лектор, на мой взгляд, - тот, кто умеет объяснить сложные вещи простым доступным языком, будь-то математика, религиеведение или фармацевтика. Не примитивным, а доступным именно для данной аудитории. На то он и профессионализм.
              А вопросы для размышления должны исходить не от непонимания сказанного, а от недосказанности...

              • Лариса Шеенко, "Лучший лектор, на мой взгляд, - тот, кто умеет объяснить сложные вещи простым доступным языком, будь-то математика, религиеведение или фармацевтика" - согласна, но ответа на вопрос так и нет.

                • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 21 декабря 2013 в 02:23 отредактирован 21 декабря 2013 в 02:23 Сообщить модератору

                  Катя Марьина, имеющий уши, да услышит; имеющий глаза, да увидит...

                  • Лариса Шеенко, было бы что видеть.

                    • Катя Марьина, стесняюсь спросить, а "вы" вообще когда-либо за партой сидели, т.к. ваши аргументы создают впечатление, что мы с вами с разных планет и имеем абсолютно разные представления осистеме высшего образования?! Прошу прощения, однако ваше ЧСВ и манера общения оставляет желать лучшего! Мы с "вами" почти ровесники, год разница, однако, за вашими "умными" словами, фразами и постановкой предложений скрывается абсолютное непонимание того, что написано, во всяком случае в комментариях к данной статье.. А по поводу статьи.. Я сама на данный момент являюсь студенткой ВУЗа. И, положа руку на сердце, могу сказать одно, Я СОГЛАСНА С КАЖДЫМ СЛОВОМ. Имея отвратительных преподавателей меня спасают НЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ, а мною написанное, будь-то конспект, дом.задание, или шпаргалка. У меня очень хорошая механическая и зрительная память, поэтому во время "ступора" при ответе перед глазами у меня всплывает картинка: абзац, слово, строчка, схема и т.д., которую я в прям смысле читаю в своей голове. И они не из книги, не из учебника, а точно как написано в статье - моим почерком, выделенное маркерами и отдельным абзацем.

  • Давно заметила, читать дальше →


    Статья замечательная. Жаль, что мне такие преподаватели редко попадались.

    Оценка статьи: 5

    • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 19 декабря 2013 в 23:23 отредактирован 19 декабря 2013 в 23:23 Сообщить модератору

      Маргарита Ромашкина, люди действительно делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков, а еще физиков и лириков и т.д. Т.е. речь идет о преимущественном способе восприятия. Редко, кому дано пользоваться всеми каналами в равной мере. Поэтому лектор должен ориентироваться на все типы и так подавать материал, чтобы каждый психотип мог получить в полном объеме информацию в доступной для него форме. Однако, развивать "вспомогательные" каналы тоже полезно.
      Поэтому своим студентам советую, как вести конспект, но не настаиваю, предоставляя каждому возможность сформировать собственный способ.
      И спасибо за высокий отзыв.

  • P.s. обращаюсь к редакторам! Поставила оценку "5", а высветилось почему-то "3"..

    • Алёна Лёка, нечего подтирать комментарии. " У меня очень хорошая механическая и зрительная память" и "меня спасают" - и? Это аргумент? А кого-то не спасают и что? То, что вы записываете за преподом - продукт мыслительной деятельности препода, а не ваш, и дальше таким же "специалистом" будете - пешкой.

      • Алёна Лёка Алёна Лёка Дебютант 4 января 2014 в 23:18 отредактирован 4 января 2014 в 23:19 Сообщить модератору

        Катя Марьина, довожу до вашего сведения, что комментарий убрала, т.к. слишком резко выразилась. А ВЫ не в праве указывать, что мне делать... А кого-то не спасают и что? мне кажется, что я не имею права говорить за всех, это моё личное, индивидуальное мнение, и я его не навязываю, в отличии от вас, а всего-лишь ставлю в пример.. То, что вы записываете за преподом - продукт мыслительной деятельности препода, а не вашА почему вы из моей фразы выдернули лишь то, что выгодно вам? Я написала: мною написанное, будь-то конспект, дом.задание, или шпаргалка.А д/з или шпаргалка - ну уж явно не продукт мыслительной деятельности препода.. Читайте внимательнее

        • Алёна Лёка, если врубиться во что-то, то и шпаргалка не понадобится Так что надо стараться понять что-то.

          • Катя Марьина, кроме "врубиться" есть еще масса информации, которую надо запомнить: даты, имена, формулы, названия (например, Трипитака, Сиддхартха Гаутама, калокагатия и т.п.), лекарства и т.п. Тут уж врубанием не обойдешься.

            • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 4 января 2014 в 23:40 отредактирован 5 января 2014 в 00:00 Сообщить модератору

              Лариса Шеенко, то-то, формулы надо учить выводить самостоятельно и объяснять откуда берутся даты и названия. Для усвоения важны две вещи: интерес и соображалка, а память сама включится, если инфа интересна.

              • Катя Марьина, а память сама включится, если инфа интересна, опять-таки, мой пример - в школе в 11 классе не понимала химию в упор и учителю был "необъясняющий", я понимала, что никогда в жизни она мне не пригодится, мне это не интересно и т.д. - приходилось зубрить. Как тогда? Что если инфа не интересна и скучна? Так вот, даже зубрить вообще-то надо уметь грамотно!

                • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 5 января 2014 в 00:09 отредактирован 5 января 2014 в 00:09 Сообщить модератору

                  Лёка Лёка, я понимала, что никогда в жизни она мне не пригодится, мне это не интересно и т.д. - приходилось зубрить - это временная память, потом все сотрется, а вот профессию так осваивать - значит готовить себя к непрофессионализму.

                  • Катя Марьина, это временная память, потом все сотрется, а вот профессию так осваивать - значит готовить себя к непрофессионализму - согласна полностью, но сдать же надо хорошо, еще и в выпускном классе, вот и приходится

              • Катя Марьина, скопируйте мне, где я утверждала, что шпаргалки вам помогают больше книг..

                • Лёка Лёка, шпаргалки вам помогают больше книг - вы утверждали, что шпаргалки ВАМ, а не мне помогают больше книг:"меня спасают НЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ, а мною написанное, будь-то конспект, дом.задание, или шпаргалка". Обломались? Думали вашего коммента у меня нет?

                  • Катя Марьина, поясняю!.. Имея отвратительных преподавателей меня спасают НЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ, а мною написанное, будь-то конспект, дом.задание, или шпаргалка 1)Эти отвратительные преподаватели дают на подготовку, такие же отвратительные учебники, разбираясь в которых попусту тратишь время! 2)Шпаргалка - это краткое и тезисное изложение необходимого материала, и не важно, ты ею будешь пользоваться на экзамене или нет - это другой вопрос.. Поэтому подготовив её КАЧЕСТВЕННО, она поможет побольше, т.к. содержит в себе концентрат НЕОБХОДИМОГО, без лишних примеров, пояснений, которые должны уже должны содержаться в голове. 3)мною написанное, будь-то конспект, дом.задание, или шпаргалка - почему вы напрочь не замечаете дом.задание?!! Если надо или хочешь хорошо подготовиться, тупо смотреть в учебник - это узко, особенно, повторюсь, если он убогий и примитивный.. А вот пользоваться дополнительными материалами (ДРУГИМИ - это получше будет.

                    • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 5 января 2014 в 00:26 отредактирован 5 января 2014 в 00:26 Сообщить модератору

                      Лёка Лёка, так и надо было писать сначала. Только в статье говорится про то, что студенты записывают за преподом во время лекции, а не про домашнее понимание и конспектирование. Если преподы у вас плохие и вы должны за ними записывать, то вы будете неучем.

                      • Катя Марьина, да, надо было, согласна.. Если преподы у вас плохие и вы должны за ними записывать, то вы будете неучем. - так я ЗА НИМИ и не записываю, а записываю то, что СЧИТАЮ НУЖНЫМ и ЧТО МНЕ МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ. И кстати, к нам очень часто приглашают профессионалов с разовыми, авторскими, очень интересными лекциями, которые потом нигде не найдешь, ни в нете, ни в учебниках.. И вот тут, конспект незаменим, не так ли?..

              • Катя Марьина, информация есть разного вида, и для каждого - свой механизм освоения. И далеко не всегда она интересна, а освоить нужно. Но даже, когда интересна, не все можно усвоить слету и не все прочтешь в книгах. Преподаватель десятилетиями набирает информацию из сотен, если не тысяч источников, прежде чем начнет генерировать что-то свое. По силам ли это студенту при подготовке к сессии?
                Но доказывать Вам что-либо, похоже, бесперспективно. Поэтому откланиваюсь.