• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Нелли Гогус Мастер

Красивый почерк у ребенка. Насколько это реально?

Зачастую, просматривая тетради наших детей-школьников, мы с удивлением замечаем полное отсутствие каллиграфических навыков. Неровные, прыгающие буквы, отсутствие правильных соединений, наклона, а порою откровенная неразборчивость — все это, похоже, становится нормой не только для школьников старших классов, но и для детей начальной школы.

Nikolay Bassov , Shutterstock.com

Давайте обсудим, реально ли в наше время иметь красивый почерк и обучить ребенка правильному письму? С самого начала обучения у детей возникают следующие трудности:

1. Трудности перехода в написании с одной буквы на другую.

2. Незнание, с чего начать написание того или иного элемента буквы.

3. Смешение печатных и рукописных букв.

4. Пропуски элементов букв, соединений.

5. Неправильная посадка школьника при письме, что приводит к усталости и снижению его внимания.

Итак, чем же мы можем помочь ребенку? Прежде всего нужно создать удобное рабочее место. Правильно подобранная мебель создаст комфортные условия для школьника, он будет меньше уставать, не будет ненужного напряжения, да и можно избежать искривления позвоночника, что стало в последнее время довольно распространенным явлением среди наших школьников.

Вы когда-нибудь обращали внимание, как ваш ребенок держит ручку? Посмотрите, приглядитесь. Все большее количество детей держит ручку неправильно, создавая себе дополнительные трудности при письме. Нужно также чередовать виды деятельности. Монотонная и продолжительная работа способна ослабить внимание не только ребенка, но и взрослого (вспомните почерк своего врача, а ведь он портится от постоянного заполнения историй болезни).

Как же помочь ребенку в формировании навыков письма? Существуют прописи-помощники, которые помогают сформировать механическую память. Это прописи копировальные — когда ребенок обводит уже написанные буквы, слоги, слова и предложения. Есть еще линейные тетради, которые разлинованы таким образом, что ребенок непроизвольно вынужден соблюдать и наклон, и высоту, и ширину буквы. Конечно, лучше выбрать комбинированный подход. Не стоит забывать, что наряду с механической памятью нам еще будет помогать и зрительная. Чем больше ребенок видит перед собой правильно написанные тексты, тем больше вероятность того, что он сам начнет копировать манеру написания.

Не стоит забывать, что наших детей ждет еще одна трудность: переход от тетрадей в узкую линейку, на тетради с широкой. По мнению специалистов, именно в этот период у детей почерк становится хуже. Как избежать этого? Ребенка нужно прежде всего поддержать. Не нужно заставлять его писать большие тексты. Умение контролировать ширину, высоту и наклон в тетрадях с широкой линейкой — само по себе испытание серьезное. Поэтому начать стоит с простейшего: написания палочек, отрабатывая их высоту и наклон. А уж потом переходить к написанию отдельных элементов, букв, слогов, слов и предложений.

Опять же, не забывайте о систематичности занятий, пусть ребенок пишет понемногу, но часто. В дни школьных каникул, чтобы ребенок не забывал, как правильно держать ручку и писать. Можно придумать свои игры — например, секретные записки, в которых каждый день ребенок может описывать что-то для него важное. Пара строк — уже небольшая тренировка! Но и вы сами должны участвовать в этой игре: оставляйте свои записки не только с указаниями, что нужно сделать, но и со словами любви и вашего отношения к маленькому человеку. Как знать, может, эти записки помогут не только в формировании красивого почерка, но и станут особыми воспоминаниями в жизни вашего малыша.

Статья опубликована в выпуске 9.05.2014
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Неактуально. Все важные бумаги сейчас красиво пишет принтер.

    • Анатолий Григорьев, кому как. Видели бы вы каракули американских школьников! Их школы отказываются от письма вообще. А знаете ли Вы, что письмо развивает личность и пока ребенок вырастет до написания и подписания важных бумаг он должен дорасти до определенного уровня, не оставаясь человеком , способным лишь отпечатком пальца оставить свой автограф. Но... Каждый воспитывает своих детей как считает нужным, имеем право!

  • Актуально - интерес к каллиграфии не ослабевает. И это - закономерность. Такая же закономерность, как интерес к индивидуальному во время бума массового.

    Ребенок - та еще индивидуальность!

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за комментарий и Ваше внимание . Для меня это актуально. Я помню советскую школу, ее уровень, сама проработала в школе 12 лет, сейчас воспитываю сына и очень хочу, чтобы он рос образованным.

  • Актуальная тема...
    Позволю себе дополнить то, что было упущено в статье, по сути, никаких конкретных советов по формированию почерка нет..
    Итак...
    1. Рабочее место должно быть правильно освещено. Если ребёнок праворукий, лампа стоит в левом дальнем углу, если пишет левая рука, то наоборот. Это важно!
    2. Важно с самого начала приучить держать письменный прибор правильно. Конец ручки должен смотреть в плечо пишущей руки.
    3. Спина прямая! В современных школах этому вообще не уделяют внимания! Почему - неизвестно. Никаких наклонов головы, изгибов позвоночника. Мало того, что неправильная осанка влияет на почерк, так и на позвоночник тоже.
    4. Увы, чернильные ручки отменили, а они, именно они формировали правильно наш почерк! Особенно с широким пером. Перо просто не позволяло писать неправильно, а рвало бумагу.

    Оценка статьи: 4

    • Мира Сим, Верно! Осмелюсь еще заметить, что когда писали чернильными ручками, то написание слов было прерывистым (чернила заканчивались, я имею ввиду самые первые перьевые ручки, которые постоянно макались в чернильницу) и это ставит под сомнение, что написание должно быть безотрывным. Если сравнивать почерк детей, пользующихся перьевыми ручками и шариковыми- разница поражает и увы не в пользу современных школьников. Спасибо за дополнение и Ваше внимание!