• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ирина Литновская Грандмастер

Как научить ребёнка писать слова печатными буквами быстро и с удовольствием?

Возможно, мою методику изобрели задолго до того, как я появилась на свет. Но идея именно такого способа — легкого и, главное, не занудливого, обучения письму дошколят пришла в мою голову с опытом и порадовала меня столь быстрым результатом, что я вправе называть её «моей методикой».

pixabay.com

Как известно, в русском языке 33 буквы. Ровно 30 дней нам с вами понадобится, чтобы научить дошкольника быстро писать печатными буквами. Почему 30? Потому что на написание пар Е/Ё, И/Й, а также Ъ/Ь мы отведем по одному дню.

Прежде чем приступить к делу, мне хотелось бы донести до родителей важную информацию.

Я знаю, что все детки разные, но я не рекомендовала бы нагружать письмом ребёнка в возрасте до пяти с половиной лет. Буквы для него — абстракция, причём довольно-таки скучная. Лучше порисуйте. Если же вам дарован «вертун и хохотун», то время терпит посадить его за стол после шести лет. Он быстро наверстает отставание. Ещё одно важное условие: чтобы писать буквы, надо узнавать их на листе. Даже неуверенно читающий малыш освоит письмо куда быстрее своего не читающего сверстника.

Не мучайте ребёнка написанием одной буквы, доводя её до идеала. Это раздражает, как раздражает нас самих длительная неинтересная работа. Написание одной буквы должно занимать максимум 2 строки.

Не спешите доставать кошелёк, самые лучшие прописи можно скачать в Интернете бесплатно и распечатать на работе. Выбирайте такие прописи, чтобы на строке уместилось максимум 10 букв, не надо выбирать шрифты для первоклассников, пусть малыш пишет более крупно. Его задача на этот момент — запомнить сам принцип написания.

Не требуйте идеального письма, требуйте старания. Работайте карандашом. Если малыш решил схалтурить, попросите его стереть некрасивую букву и переписать. Но требуйте исправлений только в том случае, если малыш действительно решил поскорее отделаться от вас, а не в том, когда он старается, но у него не получается.

Пишите по одной букве в день, очень важно не пропускать ни дня. Всё занятие займёт у вас не более 20 минут. Вечерние «послесадовские» часы тоже подходят. Ребёнок не успеет устать. Скажу больше: дети вообще не устают от того, что им нравится.

Пишите буквы строго по алфавиту. Этим вы убьете ещё одного зайца: выучите алфавит или большую часть его.

Вы можете показать написание буквы на отдельном листе, а можете первые 2−3 буквы в строке написать с малышом вместе, ведя его руку, показывая, с какого места следует начать письмо. Тем самым вы поможете его руке «запомнить» движение. Если малыш упорно пишет не с того места, ставьте ему цветным карандашом или фломастером точку на строке, с которой следует начать. Не сердитесь, ставьте точку столько раз, сколько требуется. Поверьте, вам не придется ставить ему точки до старости. Как только у него начнёт получаться, он сам откажется от ваших услуг.

Любая работа должна иметь смысл. Только конкретная цель делает её интересной, а интерес, в свою очередь, побуждает любого человека к действию. И ребёнок в этом деле не исключение.

Поэтому, потратив 4 дня и прописав первые четыре буквы алфавита, добавьте задание, ради которого ребёнок и старается. Смысл задания заключается в том, чтобы разгадать загадку, т. е. слово, зашифрованное в картинку, и написать его. Распечатайте (вырежьте и наклейте или нарисуйте) картинки с простым и понятным названием, например, с кошкой.

Рядом с картинкой проставьте столько нижних подчёркиваний, сколько букв в слове (в нашем случае 5). Над каждой чёрточкой малыш должен будет вписать знакомую ему букву. Ещё не знакомые ему буквы впечатайте (впишите) самостоятельно. Если ребёнок усвоил буквы от, А до Г, то слово КОШКА, будет выглядеть: К О Ш К _.

Ребёнок будет очень рад «угадать» слово. Над каждой чёрточкой малыш вписывает недостающие буквы. Делается это так: он пишет букву и читает написанное, пишет следующую и снова читает. Это позволит ему лучше чувствовать звуки русского языка, соотносить их с буквой, знать их место в слове, ведь ему придётся не раз произнести слово вслух, прежде чем написать его.

Старайтесь избегать слов наподобие «МОЛОКА», когда слышится одна буква, а пишется другая.

Итак, рецепт: две строчки и пять слов с картинками в день в течение месяца.

Чем дальше следует малыш, тем меньше вписанных вами самостоятельно букв и тем длиннее слова. Как только вы дойдете до «Т», почти все буквы будут заполняться самим малышом, поскольку последующие буквы используются в языке реже.

С этого момента можно попросить ребёнка подписывать свою работу, ставить имя и фамилию. Ничего не выбрасывайте, изучите листы, исписанные им. Вы заметите, что какие-то буковки даются ему не сразу. Если, например, «З» упорно крутится не в ту сторону, просто добавьте слова с непослушной буквой. Очень хорошо помогает соревнование, когда мама и малыш пишут одну строчку с проблемной буквой, стартуя в одно и то же время. В ходе такого соревнования вы пропишете ещё несколько строк, и навык ребёнка в итоге закрепится.

Как я уже говорила, буквы для ребёнка — абстракция, которую нельзя пощупать, поиграть с ней, поэтому вместо того, чтобы убеждать его в необходимости письма, полезней «материализовать» алфавит.

Делать это лучше в тот момент, когда вы только приступаете к письму, когда ваша рука ведет руку ребёнка. Например, если малыш знает, что у буквы Б есть «спинка, животик и шляпка», а Ё отличается от Е «глазками», правильное написание начнется быстрей.

Как видите, не надо быть Макаренко, чтобы научить ребёнка писать. И не надо рассчитывать, что кто-то сделает это за вас: бабушки, няня, воспитатель и т. д.

Спустя две недели от начала занятий ребёнок начнёт заполнять места над чёрточками быстро, воспроизводя на бумаге слово на слух. Почему умение писать так важно для малыша? Потому что чем больше ты умеешь, тем меньше ты переживаешь. Вам придется лишь поддерживать это умение до того момента, когда вы решите, что время прописных букв пришло.

Статья опубликована в выпуске 24.11.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ирина Литновская Ирина Литновская Грандмастер 23 ноября 2015 в 13:12 отредактирован 23 ноября 2015 в 13:14 Сообщить модератору

    Надо было, видимо, в основной текст это кинуть, но не сообразила сразу. Это пройдено всё, до буквы Ш. Практически ничего уже не вызывает вопросов в написании спустя 3 недели. Все буковки, даже К и И повернуты в нужные стороны. Непрерывность занятий здесь имеет решающее значение.

  • согласна с такими постулатами: не надо насилия (ребенку должно нравиться то, чем он занимается), маме надо становиться самой учителем (следим за динамикой, анализируем и комплектуем задания), плюс система (без нее вообще никуда )

    Оценка статьи: 5

  • Любой взрослый, окончивший хотя бы 4 класса, сможет заинтересованного ребенка научить писать, но зачем?!!!! Если ребенок захочет, то лет в 6 научиться сам, если нет, то научат в 1 классе! Похоже, у современных мамаш, благодаря механизации и автоматизации домашнего труда, столько свободного времени, что они от скуки, не знают, чем бы заняться, и пытаются применить на себе тогу педагога.

    • Ирина Литновская Ирина Литновская Грандмастер 24 ноября 2015 в 11:50 отредактирован 24 ноября 2015 в 11:53 Сообщить модератору

      Смешной коммент. Мамы учат детей, канеш, от безделья. Особенно, если мамаша работает и имеет не одного ребенка (как я) Трудно представить заинтересованного ребенка у родителя, окончившего 4 класса. В школах нынче письмо начинается сразу же,в первую же неделю обучения, никто не тратит время на то, чтобы учить писать буковки, сразу начинается звуковой анализ. И тем, кто не освоил письмо самостоятельно, приходится туго. Да,и я не склонна спорить,для меня это даже не предмет для спора.

      • Ирина Литновская, "В школах нынче письмо начинается сразу же,в первую же неделю обучения, никто не тратит время на то, чтобы учить писать буковки, сразу начинается звуковой анализ." Это "плохие" учителя так делают, а "хорошие" исправно исполняют требования закона об образовании, где сказано, что дети, поступающие в первый класс не должны уметь писать и/или читать. "Плохим" учителям намного проще, если дети пишут/читают - можно пропустить самую трудную часть обучения: с нуля НАУЧИТЬ читать/писать.

        • Игорь, в конституции тоже много чего сказано. А реалии таковы, что задания, предусматривающие умение читать, считать, писать начинаются с первой учебной недели. И еще раз повторюсь: ребятам, которые этого не умеют, ОЧЕНЬ трудно.

          • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 24 ноября 2015 в 21:47 отредактирован 24 ноября 2015 в 21:47 Сообщить модератору

            Ирина Литновская, одна из задач начальной школы - научить ребенка учиться. Сегодня в 1 класс приходит ребенок, мама которого с гордостью сообщают, что он умеет "читать", "писать", "считать", "бацать на клавиатуре", "владеет энциклопедическими знаниями" и т.д. Правда он, почему-то, по оценке специалистов, физически намного слабее первоклашек начала 2000 -х, быстрее устает, чаще болеют, у него плохо развита мелкая моторика, память, а освоение устного счета и таблицы умножения превращается в зубрежку. Истоки всех этих проблем лежат в семье, но…, по мнению мам, "во всем виновата школа".

            В частности уроки письма, предусмотренные программой начальной школы, являются обязательными элементом обучения для интеллектуального развития ребенка. Письмо - это сложный навык, требующий выполнение тонких движений руки, сложной работы мелких мышц кисти и всей руки. У ребенка должно быть развито визуальное восприятие и произвольное внимание. В дошкольном возрасте надо развивать ручную умелость, накапливать двигательный и практический рукотворный опыт. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, когда к 6-7-ми годам заканчивается созревание лобных долей зон головного мозга и развитие мелких мышц кисти. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Плохое держание ложки, карандаша, неспособность застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, указывает на плохую развитость мелкой моторики. Таким детям сложно собрать детали конструктора, пазлы, мозаику и т.д. Необходимость обучения ребенка писать печатными буквами, может говорить о том, что у него плохо развита мелкая моторика.

            А главное не спешите делать детей взрослыми, всему своё время.

          • Ирина Литновская, У меня первый ребёнок шёл в школу умея писать/читать (спасибо воспитателям детсада), а второй - нет. Итог: не вижу разницы. Пришла "правильная" учительница и разучивает с детьми буквы и цифры, учит читать/писать. Письмо стали осваивать только во второй четверти. Учительница и д/з даёт дифференцированно: для умеющих читать - читать весь текст, для неумеющих - читать только те слова, где есть проходимая буква. Вот это правильный подход: интересно заниматься и "продвинутым" и "отсталым" детям. Повторюсь ещё раз: самое сложное - научить с НУЛЯ, а не развивать навык, и большинство учителей просто облегчают себе работу, а отстающим рассказывают сказки, что пришли неподготовленными к школе.

  • Понравилась работа. Если бы у меня дети были маленькими, обязательно попробовала бы применить такой способ обучения. Кажется, это даже не столько обучение письму и чтению, сколько развивающие занятия с детьми.
    Вопрос к автору - не возникнет ли трудностей "перехода" с печатных букв на письменные?

    • Ирина Литновская Ирина Литновская Грандмастер 24 ноября 2015 в 13:14 отредактирован 24 ноября 2015 в 13:16 Сообщить модератору

      Лада,здравствуйте! Я с проблемами перехода пока не встречалась. Но я изначально исхожу из того, что к письму печатными буквами не надо относиться с фанатизмом, это скорее подспорье, которое используется по мере необходимости. читать дальше →

  • Елена Вренёва Читатель 26 января 2017 в 19:01 отредактирован 26 января 2017 в 19:01 Сообщить модератору

    Утопия. Интересно было бы узнать образование автора

    Оценка статьи: 1

  • Елена Вренёва Читатель 26 января 2017 в 19:09 отредактирован 26 января 2017 в 19:10 Сообщить модератору

    Действительно. Проще научить в школе с нуля, чем переучивать с печатных букв на прописные и разбирать ту кашу, которую можно заварить в голове у ребенка, если давать ему каждый день новую букву. Особенно, смешиваемые буквы Е,Ё и ь,ъ в один день. Хорошо еще автору не пришла в голову светлая мысль давать одновременно Ш и Щ.

    Оценка статьи: 1