• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Олег Банцекин Грандмастер

Как готовиться к интервью? Советы журналисту и блогеру

Когда делаешь первые шаги в журналистике или пиаре, то самым простым делом считаешь интервью. Накидал едких вопросиков, загнал собеседника в неудобное положение, и материал готов. Увы, но первый же реальный опыт ломает схему.

Фото: Depositphotos

Из-за волнения журналист стремится быстрее отстреляться, забывая об уточняющих и дополняющих вопросах. В итоге никакого глубокого интервью не получается, а озвученные ответы представляют собой сборник банальностей. Выходит что-то вроде сухого и скучного пресс-релиза, а не полноценной журналистской беседы.

Тогда как настоящее интервью — это целый жанр публицистики в виде серии вопросов и ответов со своей структурой текста. Целью интервью является обмен мнениями о том или ином событии. Умение проводить интервью — верный путь к популярности для журналиста и блогера. Развить в себе это умение помогут советы из этой статьи.

Играйте на опережение

Изучайте потенциальных кандидатов для интервью с момента первого дня работы в компании или издании. Кто чем занимается, какие вопросы решает, что он знает о товарах, услугах компании. Формулируйте вопросы, заведите картотеку, составляйте досье на всех и каждого. Это, между прочим, и есть настоящая журналистика.

Хорошо запомните имя, отчество и фамилию собеседника, его должность, рабочий опыт. Держите в уме краткую биографию интервьюируемого.

Не ограничивайтесь прочтением статьи в «Википедии» о собеседнике. Если общаетесь с айтишником, например, копните тему интервью на форумах и тематических ресурсах. Узнайте тенденции в отрасли и спросите о них. В беседе с юристом изучите хотя бы те законы, о которых будет идти речь.

Изучайте персону до тех пор, пока информация не начнёт повторяться. Вот тогда вы проделали работу полностью.

Донт ворри, би хэппи!

Волнуются все, даже знаменитости. Успокойтесь!
Волнуются все, даже знаменитости. Успокойтесь!
Фото: Depositphotos

Люди боятся интервью. Даже знаменитости и политики. Поэтому успокойте своего респондента и начните с себя. Люди инстинктивно копируют собеседника, и если вы нервничаете, то это передаётся окружающим: у оператора начинает дрожать камера, телохранитель хватается за пистолет, уважаемый человек потеет и ерзает в кресле.

Перед интервью проведите экспресс-релаксацию, выпейте валерьянки, сделайте пару асан из йоги. Расслабьтесь, короче. Делайте что хотите, но расслабьтесь. На интервью вы должны представлять собой гибрид растамана Боба Марли и спецагента Джеймса Бонда.

Чтобы заполучить доверие собеседника, поделитесь с ним чем-то общим, а также учитесь слушать его, реагировать на его слова. Интервью — это диалог, а не допрос.

Корпоративным блогерам несколько проще: они всё-таки действительно знакомы с сотрудниками и руководителями компании. Однако офисные клерки и даже топ-менеджеры не умеют давать интервью и от этого нервничают ещё больше. Так что тут всегда нужно заранее обсуждать вопросы, чтобы собеседник мог к ним подготовиться. Предупредите коллег о сложных или неудобных вопросах, объясните, почему на такие вопросы надо ответить.

Расставьте приоритеты

Согласуйте вопросы заранее, если это можно. Не читайте по бумажке
Согласуйте вопросы заранее, если это можно. Не читайте по бумажке
Фото: Depositphotos

Если вы когда-либо слушали докладчика, читающего заметки во время презентации, вы знаете, насколько безжизненным выглядит человек с бумажкой. Вместо того чтобы зачитывать своему собеседнику вопросы из блокнота или экрана планшета, сосредоточьтесь на разговоре. Вопросы должны быть у вас в голове!

Запишите все вопросы на лист бумаги, выделите самые важные и запомните их. Затем придумайте уточняющие вопросы к самым важным вопросам. Запомните их. Повторите цикл несколько раз. В идеале у вас должен получиться не набор вопросов, а тема собеседования, которую вы раскроете во время интервью.

Разумеется, интервью надо записывать на аудио и/или видео. Не надейтесь на айфон или один диктофон, используйте несколько устройств. А вот заметки на бумаге во время интервью лучше не делать. Это раздражает.

Придумайте свою «фишку»

Собственный стиль - это признак профессионализма
Собственный стиль — это признак профессионализма
Фото: Depositphotos

Найдите правильное сочетание вопросов! Все великие интервью имеют одну общую черту: они показывают что-то новое, полезное, интересное или спорное. Изучите критику, заставьте жертву говорить о негативных вещах.

Однако не бросайте подобные вопросы с ходу. Оставьте их под конец интервью. Даже если собеседник выйдет из себя, изобьет вас, будет грозить судом и физической расправой, у вас останется первая часть беседы, которую можно будет использовать для статьи.

Идеально, когда журналист сам знает ответы на вопросы и может поймать собеседника на вранье, неточности, незнании или подтасовке фактов.

Редактируйте всё, что можете!

Пусть ваше интервью не будет унылой беседой, побольше жизни!
Пусть ваше интервью не будет унылой беседой, побольше жизни!
Фото: Depositphotos

100% интервью — унылая болтовня ни о чём. Превратить их в интересный текст — вот истинное призвание журналиста. Заставить людей дочитать до конца враньё политиков, бред пиарщиков, несусветную чушь «звёзд» — наисложнейшая задача автора и редактора.

У текста должен быть темп и структура, и в случае интервью темп задаёт последовательность вопросов. В этот раз неудобные и сложные вопросы должны стать началом статьи, а не её концом — самое важное, скандальное, интересное, провокационное выносится в начало (хотя на середину и конец тоже оставьте пару перченных фактов).

Статья опубликована в выпуске 7.08.2018
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: