• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Гвозденко Грандмастер

Учиться легко! Как организовать «математическую» прогулку?

Родители часто сетуют на недостаток времени для занятий с ребенком. Но самые эффективные занятия проходят в игре, которую можно организовать в любом месте. Сегодня мы поговорим о «математической» прогулке.

Фото: Depositphotos

Думаю, что вы считаете различные предметы и изучаете числа и нумерацию и без моих подсказок. Упражняетесь в развитии глазомера (сколько шагов до той березы). Мы попробуем организовать самую настоящую тематическую прогулку, то есть пешую прогулку, посвященную конкретной цели обучения.

Самым эффективным приемом повышения интереса к предмету, а значит, и качества знаний является практическая обоснованность темы. На этом принципе, к примеру, построена сингапурская методика преподавания математики. Это системный путь от необходимости, объясненной на практике, к выведению алгоритма. Не столь системно, но подобные приемы использовались и в советской школе.

Но вернемся к практике занятий математикой.

Уравнения, переменная

Для упражнений нужна аллея с деревьями
Для упражнений нужна аллея с деревьями
Фото: Depositphotos

Решаем простые примеры, опираясь на образы.

Найдите аллею с рядом деревьев. Найдите точку отсчета (пусть этот каштан будет первым). Спрячьте незаметно какой-нибудь маленький приз. Предложите найти дерево с сюрпризом.

— Если от этого дерева вернуться на три дерева назад, то окажешься около четвертого.

Поиграйте в прятки. Пусть ребенок теперь что-то спрячет и придумает свое уравнение.

Проложите маршрут. Допустим, вы собираетесь в какой-то магазин, находящийся на 2 этаже 5-этажного торгового центра. Предложите ребенку отгадать, куда вы идете.

— Если бы это здание было на 3 этажа выше, то оно было бы восьмиэтажным.

— В названии этого центра 9 букв.

— Если бы этот магазин находился на 2 этажа выше, то мы бы поднимались на 4 этаж.

Вопросы формулируются так, чтобы решение можно было бы записать уравнением:

Х + 3 = 8
Х + 2 = 4

Пробовали умножать перчатки?
Пробовали умножать перчатки?
Фото: Depositphotos

Умножение

Обязательно считайте группы одинаковых предметов. Это могут быть варежки на руках прохожих, дома с тремя подъездами, 5 этажами и т. д. Считайте «двойками», «тройками», а потом определяйте количество предметов.

Четные — нечетные

Обращайте внимание детей, что нумерация по одной стороне улицы идет «через один». Пока ребенок не знает этих понятий, не надо заострять на них внимание. Объясните разницу между четным и нечетным.

Четные делятся на 2 без остатка. То есть четное количество можно разложить в 2 корзинки (кучки, тарелки) и ничего не останется. Чаще раскладывайте предметы по 2 группам. Когда ребенок хорошо усвоит, можно поиграть в «четное — нечетное».

Вариантов игры множество. От подчеркивания чисел «через один» в ряду до игр с мячом по аналогии с игрой «съедобное — не съедобное». Когда вы познакомите с нумерацией домов по признаку четности (левая сторона улицы — нечетная, правая — четная), предложите определить, на какой стороне находится дом с номером 65, 34 и т. д.

Задачи на движение

Кто из нас не помнит математические задачи на скорость, время и расстояние? А где лучше всего объяснить ребенку и сами понятия, и взаимосвязь между ними?

Не забудьте взять с собой рулетку, мелок, секундомер (эта функция есть практически во всех гаджетах), блокнот и ручку.

На зимней прогулке, кроме предметов для упражнений, пригодится термос с чаем
На зимней прогулке, кроме предметов для упражнений, пригодится термос с чаем
Фото: Depositphotos

Определяете участок, расстояние которого будете измерять. Отсчитываете количество шагов, которые вы делаете за минуту (это скорость). Засекаете время, которое вы проходите до выбранной точки. Умножаете скорость на время и получаете, естественно, расстояние. Но в шагах. А дальше измеряете длину шага, получаете материал для перевода в сантиметры и метры.

Математика невозможна без определенных навыков, т. е. знаний, доведенных до автоматизма. Сложение, умножение — все это дети учат наизусть. Как облегчить этот процесс?

Нам помогут прогулки с мячом или скакалкой. Бросаете мяч и задаете пример: 3+2 или 4×4. Ребенок должен поймать и одновременно произнести ответ. Скакалка поможет запомнить действия по порядку, в таблице. Ритмичность прыжков способствует запоминанию.

Прогулки могут стать не только приятным, но и занимательно-обучающим занятием. Важно помнить о позитивном настрое. Учение может и должно быть увлекательным!

Статья опубликована в выпуске 7.11.2018
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: