• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лаура Ли Грандмастер

В чем плюсы и минусы круизного отдыха? Советы в дорогу. Часть 2.

Мелкие брызги: можно существенно сэкономить на питьевой водичке, если прихватить с собой в поездку небольшие термосы на пристежках. 300-граммовая бутылочка воды, которую вы захотите купить на борту, сходя на берег, обойдется вам 4 бакса. Умножьте на три лба. 12 баксов в день на 14 дней. А? Сколько пропьете? В каюте и в холлах стоят диспенсеры со льдом. Вода в каюте тоже в специальном ледничке. Подсуетитесь и, если даже вы за день все выпьете по жаре, лед всегда можно получить бесплатно в любой кафешке.

Чаевые. Существуют круизные линии, где чаевые автоматически снимаются с вашей кредитки по окончании рейса. Есть и такие, где вам предлагают на выбор первый вариант или персональные конверты со списком, кому сколько в день полагается чаевых. Можно и так и так. Как делаю я? Человек, с которым я контачу больше всего — мой каютный стюард. Он никогда не знает, как я буду благодарить его в конце круиза и буду ли вообще, благо такой шанс при конвертном варианте имеется. Человечек этот мне нужен как «встань передо мной как лист перед травой», и я выкладываю карты рубашкой вниз: свои чаевые он получает от меня в первый же день знакомства впрок. Чей звонок он обслужит первым, чей кофе в постель первому принесет?

Выпивка. С этим круизы кусаются. Все компании предупреждают, что спиртное на борт приносить нельзя, и это так. Только не в первый день — имейте хоть при себе, хоть в багаже. А в остальном нарушать нехорошо, но если очень хочется сэкономить, то можно — люди при мне незаметно проносили то, что не зазвенит в ловушке. А звенят обычно металлические крышки. Если противно исхитряться, то вот мой совет: можно заранее или прямо на борту приобрести алкогольный пакет на весь рейс. Тогда вы экономите вдвое. Если в баре-ресторане вы платите 10−15 долларов за бокал шампанского, то в пакете вы имеете 5 стограммовых бутылочек шампанского в день всего за 20 баксов. Есть более крепкие варианты. Но пакетом всегда выгоднее. Если вы круизите в первый раз, учтите, все, что куплено в дьюти-фри портов при ежедневной посадке, будет отбираться и храниться до последней ночи на борту теплохода.

В барах не садитесь за стойку. Они подают счет после каждого заказа. За столиком прикормите своего бармена и всегда садитесь за один и тот же столик. Не давайте чаевых до самого ухода из бара — вы никогда не знаете не сменят ли его в полночь и тогда расчет по чаевым будет зависеть уже от количества ходок последнего официанта. Хотя чаевые в размере 15% уже включены в стоимость спиртных напитков в баре или ресторане, я обычно даю еще пару баксов наличкой. Зато ко мне бегут в первую очередь с подносом, и если принесут «маргариту», то в ней точно сидит сколько положено текилы.

Торжественные ужины. При двухнедельном круизе у вас их будет 3 или 4. Это очень обязывает. Здесь мужчинам уместен смокинг, клубный прикид, строгие украшения. Дамы могут проветрить свои вечерние платья. Похвастать бриллиантами и мехами. Танцы после таких ужинов обычно классические, под одежку. Прекрасное время сделать студийные фотографии у судовых профессионалов. Дамам советую заказать время в салоне для причесона и макияжа. Хорошо часок-другой провести в спа перед таким ужином.

Кормят на теплоходах отменно и по всем правилам fine dining. Если у вас какие-то особые пожелания к кухне, дайте знать метру — это учтут обязательно. В вечерний ресторан принято одеваться и кушать там с толком и смаком. Тем, кто не хочет каждый вечер сидеть с прямой спиной, можно вполне поужинать в ресторане самообслуживания. Семьи с детьми так и делают. Ребенку тяжеловато отсидеть двухчасовый неспешный ужин в супер-дупер ресторане с салфеткой на коленях. Один из дней на теплоходе обязательно будет ужин-шоу не а-ля карте, а шведский стол. Сервировка и блюда вас поразят, но ожидайте некоторой суетливости — иначе невозможно при шведском столе.

Обычно на судне есть платный ресторан с какой-нибудь особливой кухней — прованской, генуэзской, нормандской и т. д. Если вам некуда деть деньги, можно сходить для интереса, но там вы будете находиться практически в одиночестве — никто туда не ходит, как правило. И ничего такого особенного там нет, кроме трех гарсонов за спиной. Эти деньги (порядка 150 баксов на гостя) лучше спустить в барах, на прогулках по городам и в кафешках.

Еще маленький совет: обычно в вечернем ресторане на стол выставляют тарелку с хлебом и набор масел. И обслуга ждет пока все, кто сидит за этим столом (обычно 8 человек) не подтянутся. Возникает такая пауза на голодный желудок. Используйте это время, чтобы заказать метру-сомелье свои напитки. Не кидайтесь на хлеб и масло, как бы голодны вы не были. Вас обслужат быстро — накидывается человек 15 разносчиков еды на столик. Потерпите.

Наевшись сытных булок, вы лишите себя удовольствия съесть один из пяти-шести на выбор потрясающих аппетайзеров, салатов, первых блюд (советую фруктовые супы, отведайте — это особая специфика круизной кухни) и блестяще приготовленных и сервированных вторых блюд. Осилить целиком огромного омара или с мужскую лапу стейк вы точно не сможете. А за этим еще грозит и прекрасный десерт, и мороженое. (АХ, как они сервируют десерт!) Вас всегда спросят, как вы хотите ваше мясное блюдо — заранее ознакомьтесь с этими терминами по-английски.

Английский язык. Не рассчитывайте на персонал, говорящий по-русски. Один болгарин или другой какой славянин на судне может с трудом пополам понять вас на ресепшен, но в ресторане вы не увидите такой обслуги. Не принято у них. А ресторан — именно то место, где вам будут задавать много вопросов и ожидать ответов. Подучите немножко основную лексику по теме. Иначе придется ужинать в ресторане самообслуживания. В остальном ваше отсутствие языка не будет препятствием для хорошего круиза, кроме, разве что, проблемы с объявлениями по судовому радио. В таких случаях я советую держать включенным судовой канал телевидения — часто объявления можно понять визуально. Кстати, с вечера всегда идут ролики завтрашних экскурсий — интересно бывает заранее посмотреть видео своей экскурсии и получить дополнительную информацию. Внимательно читайте также ежедневные бюллетени — вам их подбросят в каюту с вечера. Всегда можно выловить какие-то скидки дня.

Особые даты — дайте знать, если у кого-то день рождения, юбилей свадьбы. Это событие команда специально отметит или шампанским, или дружным пением «Happy Birthday» под вынос десерта со свечами, а в каюте у юбиляра вы найдете десертный поднос и цветы.

Простынный ужин и бал. Линия Costa (одна из моих любимых) имеет обычай в последнюю ночь устраивать простынный ужин-бал. С чем это едят? Вам выдают нестандартного размера простыни, разного рода застежки, тиары, короны и картинку с фасончиками, как эти простыни закрутить в виде римских одеяний. Все пассажиры имеют возможность до прощального ужина неспеша сложить все в свои чемоданы, запаковаться на утро и выставить чемоданы в коридор для выгрузки. Оставляете только то, в чем вы полетите обратно, а обычно это самолетное удобное тряпье, в котором неприлично идти в ресторан. Поэтому вы с удовольствием для прикола заматываетесь в простыни и чешете на торжественный ужин, во время которого происходит парад команды, обычны комплиментарные бесплатные напитки от их стола вашему столу, рукопожатия с капитаном и старшими офицерами. И время расставания с конвертиками с чаевыми. А потом простынный бал хоть до утра. Главное, утром не забудьте заглянуть в сейф за билетами и паспортами.

Расчеты по круизу. В ночь перед портом прибытия все финансовые расчеты по круизу будут закончены и вы получите свое спиртное и финальный счет. Проверьте его, иногда они ошибаются. Поэтому храните промежуточные счета и все чеки из ресторанов, баров, экскурсий. Систематизируйте их на досуге, чтобы было легче проверить финальный счет.

Чего не нужно брать? Зонтов. (Но прихватите пару одноразовых пластиковых плащей). Фенов, шампуней, банных халатов. О халатах особо — по судну принято ходить в халатах в спа и бассейн. Не тушуйтесь. Если вы бросили полотенце или халат на пол, вам его тут же поменяют, независимо от того, сколько раз в день вы будете принимать душ. Стирка и химчистка на судне стоят недорого — 3 бакса за штучку одежды. Есть смысл. Кроме того, если не лень, можно мелочь постирать самому, и за день белье вполне успевает высохнуть в каюте.

Чек-аут. Всегда имейте в запасе как минимум 5 часов до вылета. Выгрузить 2000 пассажиров и багаж, сами понимаете, займет несколько часов. Заполните заранее судовой вопросник с указанием номера рейса и авиакомпании. Это определит приоритетность выгрузки ваших чемоданов. Приготовьтесь к двухчасовой очереди на регистрацию в аэропорту — таких судов в порт прихода придет с десяток в одно и то же время. Я всегда беру послекруизный день в порту прихода. У меня получается целый день экскурсий, ночь для посещения хорошего местного ресторана и прогулки по городу, и еще полдня на следующий день отдыха до полусуточного перелета через океан. Если я вам скажу, что после круиза нужен день отдыха, лучше поверьте мне на слово — круизы очень насыщенные. Отоспаться вам не придется — надо же бегать на экскурсии, успеть на все мероприятия на борту. Выжать все 24 удовольствия за свои честно уплаченные трудовые. В общем, сутки как минимум оставьте на отдых после отдыха.

Совсем маленькие детали.
Казино. Казино открыто только после полного выхода из территориальных вод порта — 10 морских миль. Сразу же ознакомьтесь с программой работы казино — у них бывают промоушены, когда они дают вам алаверды двадцаточку-десяточку для затравки на халяву. Вот эти деньги проиграть не жалко. В казино вас будут на некоторых линиях бесплатно опаивать — не покупайтесь, не теряйте контроля над собой. Лучше установить себе лимит проигрыша, а дальше играть только на выигранные, если повезет. Особо азартным я советую добираться в вечерний ресторан и из него мимо казино на ближайшем к ресторану лифте. От соблазна подальше.

Аукционы и бутики. Линии Cеlеbrity, Princess, NCL и многие другие известны своими художественными аукционами. Любителям живописи, скульптуры и изящных искусств предоставляется хороший шанс приобрести по мыслимой цене как работы старых мастеров, так и известных современников. Аукционщики бесплатно доставят ваше бесценное приобретение застрахованным прямо к вам домой. Просто глазеющим зарегистрированным участникам светит шанс получить в подарок за заполнение вопросника и участие в викторине интересный подарок в виде рисунка или скульптурки. В бутиках, особенно ювелирных, вы экономите на хороших дизайнерских изделиях за счет отсутствия налога на продажу. Возможен возврат, если вы передумали. Покупая косметику, просите подарки — вам полагаются сувениры в виде пробников. Не стесняйтесь это делать — все включено в цену вашей косметики. Возможен возврат, а пробники — ваши. Чем бегать по бутикам на берегу, купите то же самое на борту дьюти-фри и с гарантией аутентичности.

Курение. Курить можно только в отведенной стороне баров и казино. Ну и конечно, на курящих этажах судна в каюте. Не советую нарушать. Был опыт.

Халява. Имейте в виду, что во всех развлечениях в качестве стимула за участие заложена какая-то халявка: презент за перетягивание веревки, за игру в бинго, за танцы у бассейна, за спортивные конкурсы. Поэтому участвуйте, не стесняйтесь. Вы можете выиграть майку с логотипом круиза, бутылку шампанского, сувенир, бесплатный ужин в ненужном ресторане (см. выше). Даже во время автобусной экскурсии можно что-то получить на халявку, если не спать сиднем, а участвовать в мероприятиях.

Не посчитайте меня крохоборкой. (Ага, в США живет, сама исподне стирает, на воде экономит!) Круиз — очень дорогое удовольствие. Я потому и могу себе его позволить, что лишний раз на воде сэкономлю — а это лишняя бесплатная экскурсия или лишний день в гостинице в Европе. Шиковать надо разумно, избегая ненужных трат и пользуясь всеми способами разумной экономии. Вы поехали смотреть страны — сосредоточьте траты на этом. Вы их не увидите толком — компенсируйте это разочарование экономией на ненужном и оттянитесь в виде компенсации на других прелестях морского круиза. После круиза жизнь продолжается, эйфория спадает, а кредитные карты надо выплачивать. Поэтому развлекайтесь разумно на здоровье и удовольствие. Бон вояж и семь футов под килем!

Статья опубликована в выпуске 6.08.2008
Обновлено 30.08.2008

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: