• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Как устроена современная архитектура? Пять принципов Корбюзье

Современная архитектура появилась не в один миг, создаваясь — независимо друг от друга — целым рядом выдающихся архитекторов. Но один человек стоит особняком, и именно с его именем современная архитектура часто ассоциируется.

Хотя и само это имя появляется в истории довольно поздно, когда архитектурный модернизм был вполне признанным стилем. Признанным, но пока еще не вполне структурированным. А как известно, «практика без теории слепа».

В 1926 году во французском журнале «Эспри Нуво» — «L'Esprit Nouveau» — вышла статья под названием «Пять отправных точек архитектуры».

Автор — молодой архитектор Шарль-Эдуард Жаннере — просто обобщил сложившийся к тому времени опыт, сформулировав его в виде ясных принципов, которым, по его мнению, должны отныне следовать архитекторы. Свои публикации он подписывает псевдонимом: «Ле Корбюзье».

Под этим именем он и вошел в историю, как самый известный и самый неоднозначный архитектор ХХ века. А сформулированные им тогда принципы составят концепцию современной архитектуры.

По отдельности все эти принципы и были известны, и давно использовались. Но лишь Корбюзье ясно и однозначно сформулировал их, сведя в единую концепцию. Так бывает: какие-то идеи витают в воздухе, и однажды их концентрация достигает такой плотности, что остается лишь свести их в единую концепцию.

В архитектуре ХХ века это сделал Ле Корбюзье.

Памятник Ле Корбюзье на Мясницкой улице в Москве
Памятник Ле Корбюзье на Мясницкой улице в Москве
Фото: Multimooncat, ru.wikipedia.org

Сразу уточню: все здесь сказанное — это очень упрощенное понимание концепций Корбюзье. Во-первых, мы знакомимся лишь с одной его идеей. И во-вторых, его градостроительные концепции слишком глобальны.

Итак, по мнению Корбюзье, современное здание должны отличать следующие черты:

  1. Расположение над землей на столбах-опорах;.
  2. Плоская эксплуатируемая кровля.
  3. Ленточные окна/сплошное остекление.
  4. Свободный фасад, независимый от несущих конструкций здания.
  5. Свободная планировка с возможностью распланировать помещения независимо от конструкций.

Видим ли мы все это в современных зданиях? Конечно. Не всегда все пять в одном здании — ну так архитекторы и не обязаны в точности соблюдать все предписания, пускай и сформулированные гениальным мастером.

И «пять принципов» не отменяют основной идеи функциональной архитектуры: «форма определяется функцией».

Жилой дом в посёлке Вейссенгоф, Штутгарт, Германия. 1927 г.
Жилой дом в посёлке Вейссенгоф, Штутгарт, Германия. 1927 г.
Фото: Tyke, ru.wikipedia.org

Взять, например, эксплуатируемые кровли. Крыша — это практически целый этаж. Можно ли позволить такой площади пропадать зря?

Максимальное и оптимальное использование пространства — конёк Корбюзье. Конечно, жить на крыше может разве что Карлсон, а вот отдыхать и заниматься спортом — кто угодно. И Корбюзье располагает на крышах спортивные зоны, бассейны, солярии, парки.

Правда, не везде это встречает понимание. Например, в северных странах такая эксплуатация кровли обойдётся дороговато, да и то будет сезонной. Да и вообще, местным климатическим условиям с обильными осадками и мощным снеговым покровом больше отвечает скатная кровля.

Но, во-первых, люди живут не только на севере. Во-вторых, плоские кровли всё-таки прижились… да хотя бы в нашем климате. А в-третьих, сам Корбюзье был кем угодно, но не догматиком. И вряд ли он предполагал, что его принципам нужно следовать буквально, любой ценой и в ущерб здравому смыслу.

Впрочем… Помните, в фильме «Служебный роман» герои выходят из кабинета прямо на крышу? Это реальная московская крыша, и раньше на ней располагались ресторан и картинная галерея.

Кадр из к/ф «Служебный роман», 1977 г.
Фото: Кадр из к/ф «Служебный роман», 1977 г.

И это не здание Корбюзье. Больше того, когда оно строилось, Шарль-Эдуард Жаннере только начинает самостоятельную карьеру архитектора. «Пять принципов» появятся почти через 15 лет!

Тем не менее вот она — эксплуатируемая кровля в не самой теплой стране. Причем не имеющая отношения ни к Ле Корбюзье, ни к современной архитектуре.

А теперь — вниз. Буквально, на первый этаж условного «современного здания». Он здесь расположен на уровне второго. А между первым этажом и поверхностью земли — свободное пространство, весь же дом поднят над землёй на столбах-опорах.

Идем дальше? Третий и четвертый принципы: независимый фасад и свободная планировка. Что это означает? Всего лишь, что ни внешние, ни внутренние стены не являются несущими.

И значит, их можно распределять как угодно, придавая и фасаду, и внутренним помещениям любые конфигурации в зависимости от потребностей. Надо рассадить клерков — разгороди на индивидуальные ячейки; нужен спортивный зал — оставь единое пространство. Это полностью соответствует основному критерию функциональной архитектуры: «функция определяет форму».

Здание Ассамблеи. Город Чандигарх — столица штата Пенджаб, Индия
Здание Ассамблеи. Город Чандигарх — столица штата Пенджаб, Индия
Фото: duncid, ru.wikipedia.org

Реализовать же эти принципы возможно лишь в здании с несущим каркасом.

Вы ведь бываете в больших современных автосалонах и многоярусных паркингах, в офисных и торговых центрах «из стекла и бетона»? И наверняка обращали внимание на мощные столбы, проходящие здание сверху донизу через все этажи, на которые как бы нанизаны горизонтальные перекрытия. Это и есть несущие элементы.

Что мы забыли? Конечно, ещё один принцип: окна, расположенные вплотную, лентами, в пределе — образуя сплошные стеклянные стены. Сплошное остекление прежде всего практично, оно не препятствует свету проникать в помещения, создавая эффект естественного освещения.

Но это не все. А может быть, и не главное. Сплошное остекление дает еще один эффект — оно «открывает» здание в пространство.

Представим «сферического коня в вакууме»… то есть условный, привычный нам, типовой дом, стоящий на открытой местности. Обычный дом «разрывает», ограничивает пространство, взгляд находящегося перед домом человека будет неизбежно упираться в него.

А если дом находится над землей? Тогда пространство не ограничивается сплошной стеной, а визуально продолжается; дом уже не рвет ландшафт, а старается в него встроиться.

И плоская кровля с прогулочной зоной, спортплощадкой, садом становится «всего лишь» еще одной плоскостью все того же пространства, вынесенной наверх.

Ландшафт продолжается под домом, над домом… А между ними, между основанием и кровлей, у нас… прозрачные стены, позволяющие свету проникать внутрь. В идеале — проходя дом насквозь.

Здание держится на каркасе, и в чистом виде конструкция вообще не имеет стен и перегородок, максимально раскрываясь свету и воздуху, встраиваясь в пространство. Сплошной стеклянный фасад призван сохранить эту прозрачность; ну, а расположение внутренних перегородок определяется исключительно функциональностью. И перегородки эти могут быть тонкими и невысокими, ведь никакой нагрузки они не несут.

Кстати, эта архитектура современна и еще по одной причине. Каркасные конструкции с широкими окнами были известны уже много веков назад, достигнув вершины и предела сложности в эпоху готики.

Предела — потому, что каменная готическая архитектура попросту исчерпала возможности имевшихся материалов. И следующий инженерный прорыв произошёл лишь в середине XIX века, с изобретением железобетона.

Именно здания из железобетона проектировал архитектор-новатор Огюст Перре, у которого молодой Корбюзье начинал свою карьеру. Кстати, это дома Перре взяли за основу советские архитекторы, проектируя «хрущевки». И с одним необычным зданием этого архитектора нам еще предстоит познакомиться…

Статья опубликована в выпуске 3.07.2020
Обновлено 24.08.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: