Игорь Вадимов Грандмастер

Малые тела Солнечной системы. Что такое кометы, метеоры и почему Плутон — больше не планета?

Солнечная система — Солнце и восемь планет, на них приходится почти 99% всего вещества системы. Но кроме них по орбитам вокруг Солнца вращаются еще сотни тысяч, а то и миллионы различных малых космических объектов. Что это за объекты?

Фото: Depositphotos

Кометы

Название происходит от греческого κομήτης (komḗtēs — волосатый, косматый). Это небольшие небесные тела, вращающиеся по очень вытянутым орбитам вокруг Солнца. При приближении к Солнцу вокруг ядра кометы образуется кома — огромное облако пыли и газа, из которого под воздействием давления солнечного излучения образуется хвост. Ядро и кома составляют голову кометы.

Про кометы люди знают тысячи лет. В Вавилонских клинописных глиняных табличках найдены упоминания о кометах, которые наблюдали примерно в 750 году до н.э. Долгое время считалось, что появление кометы предвещает начало каких-то бед — эпидемий, войн, голода…

Комета C/1996 B2 (Хякутакэ)
Фото: ru.wikipedia.org

Кометы сияли в небе во время убийства Юлия Цезаря в 44 году н.э. Смерть Константина Великого, Вещего Олега, Ивана Грозного и некоторых других глав государств заставила правителей всего мира поверить, что появление кометы означает смерть для королей. Комета 1680 года заставила дрожать Людовика XIV, а когда слуги пытались его успокоить, он резко ответил: «Хорошо вам шутить, господа: вы не принцы». Прошло много времени, прежде чем люди наконец осознали, что кометы — просто малые тела Солнечной системы.

Метеорные потоки

Метеорные потоки (звездопад, звездный дождь) возникают, когда атмосферу Земли пересекает рой метеорных тел.

Астрономами прошлого было зарегистрировано свыше 1000 метеорных потоков. Однако после того, как всю информацию о потоках систематизировали и появились автоматизированные средства наблюдения за небом, оказалось, что подтвержденных метеорных потоков 64. Правда, еще 300 предполагаемых потоков ждут подтверждения или опровержения. При этом до сих пор в базу данных Meteor Data Center записано более 700 метеорных потоков.

Метеорный поток Леониды в 1833 г.
Метеорный поток Леониды в 1833 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В наше время разделяют понятия «метеорный поток» и «метеорный дождь». Ибо поток метеоров — это просто красивая иллюминация, метеоры слишком малы и сгорают в атмосфере. А вот метеориты падают на Землю и могут стать причиной значительных разрушений.

Стабильно сильных метеорных потоков всего восемь. Среди них Леониды, Дракониды, Персеиды, Ориониды, Лириды.

Как образуются метеорные потоки? Обычно они порождаются кометами или астероидами. Когда комета приближается к Солнцу, ее поверхность будто вскипает от его жара. Вокруг относительно маленького ядра возникает огромное облако комы, состоящее из мелких камешков, пыли и газа. Раз за разом приближаясь к Солнцу, некоторые небольшие кометы просто истаивают. И тогда вместо них по их орбите начинает двигаться облако мелких метеоритов — валунов, камней, камешков и пыли. Если этот рой попадает в земную атмосферу — люди видят великолепный фейерверк метеорного дождя. Так, поток Леонидов порожден кометой Темпеля-Туттля, Персеиды — кометой Свифта-Туттля, а Квадрантиды — астероидом (196256) 2003 EH1.

Солнечная система в разных масштабах

Астероиды

Астероиды — космические тела размером от нескольких десятков метров до нескольких сотен километров. Большинство из них находится в поясе астероидов. Но в Солнечной системе есть еще масса астероидов. В зависимости от их местонахождения в системе их называют по-разному.

1. Амуры — астероиды, орбита которых пролегает снаружи орбиты Земли.
  2. Аполлоны — астероиды, орбиты которых пересекают орбиту Земли, но большая часть этой траектории снаружи земной орбиты.
  3. Атоны — астероиды, траектории движения которых пересекают орбиту Земли, но по большей части их траектория находится внутри земной орбиты.
  4. Атиры — астероиды, орбита которых находится внутри орбиты Земли.

Транснептуновые объекты (ТНО)

В Солнечной системе восемь планет: это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Плутон. Снимок планеты в естественных цветах, сделанный автоматической межпланетной станцией (АМС) «Новые горизонты» 14 июля 2015 г. с расстояния 35 445 км
Плутон. Снимок планеты в естественных цветах, сделанный автоматической межпланетной станцией (АМС) «Новые горизонты» 14 июля 2015 г. с расстояния 35 445 км
Фото: ru.wikipedia.org

А как же Плутон? Ведь всем же известно, что Плутон — та самая, последняя, девятая планета Солнечной системы, которую обнаружили, основываясь на тщательнейших расчетах — по вызываемому ею гравитационному влиянию на Нептун.

Существование Плутона было предсказано астрономом Леверрье в 1840 году. После этого планету искали 90 лет. В обсерватории Маунт-Вильсон поиски Плутона велись с 1919 года, со временем эти поиски начали считать бессмысленными и даже прекратили. А в 1929 году было решено их возобновить, причем поручили это 23-летнему канадцу Клайду Томбо, который только-только был принят на работу в обсерваторию.

Молодой астроном принялся за эту работу систематически, делал фотографии участков неба раз за разом с периодом в несколько дней — и сравнивал их. Уже в январе 1930 года он сумел найти новую планету. В марте о том, что небесная беглянка, наконец-то, найдена, было сообщено миру.

Почему же в наше время Плутон не считается планетой? Увы, его разжаловали в 2006 году, когда Международный астрономический союз (МАС) заявил о введении нового астрономического понятия «карликовая планета» — к которым решено было отнести Плутон и другие открытые к этому времени «транснептуновые объекты» (ТНО).

• В настоящее время известно более 1400 ТНО. В их число входят объекты пояса Койпера (область, начинающаяся от орбиты Нептуна), Плутон, Эрида, Седна, Хаумеа, Макемаке и многие другие.
Рисунок, иллюстрирующий предполагаемый вид облака Оорта
Фото: ru.wikipedia.org

Астрономы предполагают, что есть еще облако Оорта. Его еще не нашли, но если верны законы небесной механики — оно должно существовать на самой окраине Солнечной системы. Считается, что в нем рождаются долгопериодичные кометы.

Даже современные телескопы не позволяют как следует изучить окраины Солнечной системы. Уверен, что когда у нас появятся достаточно мощные ракетные двигатели, которые смогут доставить научные экспедиции далеко за орбиту Плутона — человечество узнает об облаке Оорта и об окраинах системы очень много нового.

Статья опубликована в выпуске 23.05.2021