• Мнения
  • |
  • Обсуждения
К. Ю. Старохамская Грандмастер

Взгрустнулось от рутины? Загляните в мир парусов! Несколько цитат и акварелей

Позвольте вам сказать, сказать,
Позвольте рассказать,
Как в бурю паруса вязать,
Как паруса вязать.
Позвольте вас на саллинг взять,
Ах, вас на саллинг взять,
И в руки мокрый шкот вам дать,
Вам шкотик мокрый дать…

А. Грин, Капитан Дюк


Паруса представляют собой поверхности, служащие для восприятия давления ветра, если последний служит в качестве двигателя судна.

Это цитата с сухого и деловитого сайта о парусниках:

Рангоутом называются все деревянные, а на современных судах и металлические детали, служащие для несения парусов, подъема сигналов и т. д. Такелаж — снасти корабля. Такелаж, служащий для поддержания частей рангоута, называется стоячим такелажем, а служащий для подъема и спуска парусов и управления ими называется бегучим такелажем.

В статье про виды облаков мы уже вспоминали Паустовского и его любовь к чтению морских лоций, где между строк сухих и точных описаний берегов, гаваней и течений запрятан огромный заряд романтики, так милой сердцу каждого, кто хотя бы в детстве мечтал о путешествиях, парусниках, приключениях и тому подобное. Сайты о парусниках тоже облажают подобным психотерапевтическим воздействием…

Современные парусные суда разделяются на три основные группы: суда с прямым вооружением; суда с косым вооружением, суда со смешанным вооружением.

Суда с косыми парусами значительно проще в управлении и меньше по размеру, чем суда с прямыми парусами. Они лучше ходят на острых курсах (при боковых ветрах) и хорошо ведут себя при лавировке. Эти два качества способствовали широкому их использованию в каботажном судоходстве. Однако косые паруса имеют и недостаток. Он заключается в том, что постановка косых парусов перпендикулярно диаметральной плоскости неудобна при попутных ветрах. Суда становятся рыскливыми и беспокойными. Этот недостаток устраняется постановкой на судах смешанного парусного вооружения.

Как это свежо — отвлечься от биржевых сводок и курсов валют, проблем парковки и снискивания своего гран-куска хлеба с маслом (а может быть, и с икрой, я уж не говорю о сале) — и погрузиться в обсуждение преимуществ и недостатков косых и прямых парусов?

Черная мачта на фоне пурпура заката,
Белая пена смешала индиго и ультрамарин.
Возглас «Земля!» все мы слышали раньше когда-то,
Все мы в мечтах покидали родные пенаты,
Глядя на облачный город в пучинах вечерней зари.

Но в суете городской и унылом постылом кипеньи
Траффика, бизнеса, быстрых сосисок и встреч,
Где-то в душе отдаленное слышится пенье
Древних сирен, Одиссея хотевших увлечь.

К судам со смешанным вооружением относятся такие, у которых имеются прямые и косые паруса. Такими судами являются бригантины и баркентины. Бригантина — это двухмачтовое судно, у которого первая мачта несет прямые паруса, а вторая — косые. Баркентина — это трех- и более мачтовое судно, несущее на первой мачте прямые паруса, а на остальных — косые.

В розовые юные годы я могла — разбуди меня ночью — точно изобразить схему полного парусного вооружения фрегата или бригантины. Сейчас уже, конечно, суета берет свое, и я с трудом скажу, чем отличается бом-брамсель от фор-марселя, или что к чему крепится — утлегарь к бугшприту или наоборот. Увы, парусники в наше время не так легко встретить, но все-таки в Одесский порт заходил, заходил трехмачтовый барк «Товарищ», который запечатлен в старом фильме «Алые паруса» (а вообще-то он снялся в сорока фильмах — «Максимка», «Капитан Немо», «Узник замка Иф», «Дети капитана Гранта» и, др.). Паруса на нем, конечно, были белые — ну так не всем же алые показывают. Но зрелище настоящего, реального парусного корабля с поднятыми парусами — это, доложу я вам, непередаваемо прекрасно

В первой половине XIX в. появляется новый тип торгового корабля — клипер. Острая форма его невысокого корпуса, узкого и длинного, огромные паруса плюс некоторое снижение грузовместимости дали поразительный эффект: ни один парусник не мог даже приблизиться к клиперу по быстроте хода (максимальная скорость многих клиперов при попутном ветре достигала 18−20 узлов). За это корабль получил свое название, которое в переводе с английского означает «стригущий верхушки волн».

Владислав Крапивин, много лет руководивший отрядом «Каравелла», написал для своих учеников увлекательную книгу-руководство об устройстве и управлении парусником — Фрегат «Звенящий».

Что тут еще надо добавлять? разве что запеть «Бригантину» Павла Когана. Но петь я не умею, вставлять в статьи звуковые файлы и ютубы тоже не считаю нужным, поэтому могу наконец перейти к делу: представить читателям художника Пола Брента.

Как он сам говорит, он пишет не статику, но движение. Его оригинальный стиль — нежная акварель, в которой точные детали в изображении экзотических солнечных пейзажей и природы удивительно гармонично передают настроение свежего ветра, безмятежности и порыва. В общем, смотрим картины и воспаряем. Дабы, пополнив запасы энергии Цы, отдохнув и подзарядившись свежим озоном и праной, снова кинуться в бушующее мутное море повседневности…

Статья опубликована в выпуске 9.05.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: