• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Шельмин Грандмастер

Что такое миссия компании?

Что такое миссия? Миссия — это описание ценностей компании, совокупность которых обеспечивает выстраивание и прослеживание четких взаимосвязей видов деятельности компании с внутренней и внешней средой. Вряд ли это определение может претендовать на научность, но когда вы дойдете до вопроса, связанного с формулированием миссии, наверняка можно будет согласиться именно с вышепредставленным определением.

В ряде изданий и публикаций определение «миссия компании» заменяют на «политика компании». Ровным счетом это одно и то же. Нет никакой необходимости брать в руки толковый словарь и разбирать значение каждого слова, уверяю вас, какое бы наименование вы ни выбрали, важным будет именно подход к самому вопросу написания, утверждения и представления данного документа в фирме.

Vibrant Image Studio Shutterstock.com

Нужна ли вам миссия?

Нужна, но, пожалуй, только если она будет использоваться для решения поставленных задач и для достижения поставленных целей, а не окажется «данью моде».

Я читал интервью одного предпринимателя, и на вопрос «Как вам удается набирать талантливых компетентных сотрудников?» он ответил, что с появлением миссии вопрос решился сам собой. В компанию начали приходить люди, которые соответствовали ей.

Какие задачи решает миссия?

Во-первых, миссия призвана согласовывать и координировать работу сотрудников компании для достижения поставленной цели. Существующая система взаимодействия при помощи миссии контролирует все действующие процессы.

Во-вторых, миссия решает задачи внутреннего и внешнего PR компании.

В-третьих, существует опасность того, что в случае отсутствия миссии в компании будет происходить то же самое, что и при отсутствии культуры. Либо ныне работающие сотрудники сами создают свое видение предназначения компании на основе его транслирования высшим руководством, либо новые, пришедшие сотрудники приносят это с собой.

Как сформулировать миссию?

Когда-то и я задал консультанту такой же простой вопрос: «С чего начать?» То, что рекомендовали мне, рекомендую вам и я. Вы можете использовать этот подход, а можете создавать миссию по какой-либо иной схеме. Правильным будет любой вариант. Единой выработанной методики создания миссии не существует, и это факт. Методики быть не может, может быть методология, я думаю, разница между этими понятиями очевидна.

Начните с того, что на белом листе бумаги напишите ваши основные виды деятельности (как правило, в рамках одной компании их не более трех), затем опишите ваши особенности и преимущества. Отдельной колонкой выделите ценности, которые существуют в вашей компании. Это основа для написания миссии.

Имея перед собой подобную раскладку, ответьте на вопросы: зачем существует компания, для кого, как она достигает целей, что ценится компанией. Миссия выражает смысл существования организации, показывая социальную значимость. Таким образом представляется роль компании для общества. Однако не всегда можно, а точнее, не всегда нужно создавать социально ориентированную миссию. Тяжело создать такую миссию, например, для завода по производству алкогольной продукции.

Мы описали все, что можно и нужно использовать при формулировании миссии, и теперь определим еще один, противоположный аспект — то, чего делать нельзя. Такой аспект, к счастью, только один. В миссии нельзя определять, что компания создана для получения прибыли. Совершенно понятно, что ваша компания — не благотворительный фонд, и вы, как и все остальные, работаете для получения прибыли, поэтому, дабы не портить общее восприятие и не делать миссию двусмысленной, фразы, связанные с получением прибыли, дополнительных доходов и прочие, им подобные, всегда должны опускаться.

Какие основные требования предъявляются к миссии?

По стилю и содержанию миссия должна быть понятной, пригодной к использованию и сочетаться с целями компании. Я именно с этой фразы и начал ответ на этот вопрос, поскольку очевидно, что миссия может быть не понята сотрудниками, тогда она останется без участия сотрудников, и определенные вами ориентиры не будут поддерживаться.

Еще одним требованием является поддержание актуальности миссии. Миссия должна отражать то, что мы делаем сейчас, и то, как будем это делать в будущем.

Какой по объему должна быть миссия? Как должна быть оформлена?

Помимо содержания миссии, есть вопросы, связанные с ее объемом. Здесь хотелось бы сразу отметить, что никаких общепринятых стандартов по объему миссии не существует. Я встречал миссии от одного предложения до нескольких страниц. Если вы начнете обращать на это внимание, уверяю, вы также найдете десятки абсолютно разных примеров. Дело-то не в количестве строк, абзацев и предложений. Дело в сути. Не существует рамок и критериев.

Наиболее распространенными, тем не менее, считаются миссии, состоящие из одного предложения. Я противник таких миссий, поскольку одним предложением невозможно отразить все те ключевые параметры, которые, собственно, и будут отражать все, о чем я писал выше.

Таким образом, требований к объему не существует, но есть некоторые неписанные правила по оформлению. Не стоит пренебрегать хорошей рамкой и качественной печатью каждого экземпляра, поскольку миссия, как мы выяснили, это не банальный документ, не обычная распечатка, это такая же важная деталь для компании, как визитка для человека.

Статья опубликована в выпуске 3.01.2013
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Не совсем все ясно, но прочитал с интересом, теперь буду знать что такое миссия, в таком ракурсе

  • Под словом компания можно понимать слово команда. Если "миссия" ясно очерчена, кандидат на работу не будет спроашивать:"А что я у вас буду делать? "Работа в команде вытесняет "служебную нуду". Большая удача затесаться в команду единомышленников и одержимых целью.
    Мне кажется, что многие продвинувшиеся фирмы берут именно этим.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 3 января 2013 в 10:54 отредактирован 4 января 2013 в 10:36 Сообщить модератору

    А у меня вопрос косвенный: для того, чтобы проникнуться "миссионарностью" и "пассионарностью" заодно, в рамках твоей компании, нужно знать, что тот продукт или услугу, которые она предлагает качественные. Где найти на постсоветском пространстве компанию, которая поставляет качество? Не хитрит, манипулирует клиентом, ретуширует очевидные недостатки и выпячивает мнимые достоинства, движимая одной единственной миссией - ПОЛУЧИТЬ МАКСИМАЛЬНУЮ ПРИБЫЛЬ, а ведет себя предельно честно по отношению к тем, кто доверяет ей свои время, деньги, доверяет?
    Развейте, пож-ста, мой пессимизм, но везде, где мне пришлось работать, были ориентированы только на эту миссию (см. выше).