• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Ившина Мастер

Когда и где появилась на свет кукла Барби?

В 1959 году американская компания Mattel выпустила первую из легендарных кукол Барби. 9 марта длинноногая, пышногрудая обладательница осиной талии впервые предстала перед публикой на американской «Ярмарке игрушек» в Нью-Йорке — эта дата и стала днём рождения игрушечной красавицы.

Согласно общепринятому мнению, «матерью» популярной блондинки была предприимчивая дочь польского эмигранта Мошковича Рут Хендлер.

А началось всё с… мисок. Свою карьеру дизайнера Рут начала с росписи и дизайна хозяйственной утвари — зеркал, посуды, глиняных мисок и т. д. Хорошим подспорьем в этом служил муж, который помогал супруге в изготовлении рам для картин, а позже «навёл» жену на мысль об изготовлении кукольной мебели.

Так в 1944 году Рут и её муж Элиот взяли себе в компаньоны давнего друга семьи Мэтсона, что и привело к созданию компании Mattel — сокращённое от двух имён: Маtt (от Mattson) и Еl (от Elliot), которая первоначально занималась скромным «кукольномебельным» производством.

А в 1958 году, понаблюдав за тем, как самозабвенно её дочь играет с вырезанными из глянцевых журналов фотографиями известных манекенщиц, Рут решила, что пора превратить их с мужем хобби в прибыльный бизнес посредством создания новой куклы, какой ещё не было в истории игрушек. И имя этой новой «американской мечте» было дано по имени любимой дочери Барбары — Барби.

Правда, репутация этой кукольной барышни была далека от безупречности. Ещё в 1956 году в Швейцарии госпожа Хендлер была шокирована куклой Лилли — бесшабашной крашеной блондинкой с весьма откровенными формами и вызывающим «прикидом». Кукла была создана по мотивам комикса немецкой бульварной газеты «Bild» и продавалась в сомнительных заведениях (пивных, кабаках, мотелях) для утех отдыхающих. Предприимчивая американка приобрела и саму куклу, и авторские права на неё.

Вторым (реальным) прообразом Барби стала одна из голливудских звёзд того времени — секс-бомба Джейн Менсфилд, с которой был «срисован» внешний облик куклы — голубые широко распахнутые глаза, роскошные платиновые локоны, стройные длинные ножки и пухлые алые губки.

Конечно, при таких прототипах было бы странно создать пупса для маленьких девочек. Рут Хендлер изменила саму идею куклы: барышня, принцесса, не младенец или девочка, а идеальная женщина.

К слову, особого энтузиазма половозрелая красавица у продавцов игрушек не вызвала. «Взрослая» кукла попала под шквальный огонь критики со стороны детских психологов и движения феминисток, что даже на время приостановило производство Барби. Но спустя всего несколько месяцев светловолосая красотка произвела фурор на ежегодной американской ярмарке игрушек. А умело организованная рекламная кампания на телевидении сделала своё дело — первая партия кукол разошлась в считанные дни по цене 3 доллара за штуку. Барби молниеносно побила все ожидаемые рекорды продаж — лишь за первый год и только в США было продано 350 тысяч кукол.

Но как бы ни росла популярность пластиковой красавицы, на протяжении всего полувека своей истории она сдерживала натиск со стороны неизменных противников — детских психологов. Что же вызывает их неприязнь к любимице миллионов детей?

Прежде всего, бесспорно умопомрачительная, но совершенно непропорциональная фигура Барби. Если соотнести её с человеческими габаритами, то выйдет, что при росте в 167 см и весе 50 кг кукла имеет соотношение грудь-талия-бёдра в 99−46−84 см соответственно. Врачи сходятся во мнении, что склонные к крайностям девочки-подростки, желая соответствовать данным куклы-кумира способны истязать себя всевозможными диетами, что может привести к анорексии и булимии.

Психологи озабочены ещё и тем, что юные фемины, не обладающие столь же привлекательными чертами лица, что и кукольная блондинка, способны испытывать комплекс неполноценности, депрессии и иные различного рода психические расстройства.

Барби упрекают ещё и в том, что она формирует и утрирует далеко не те стереотипы и формы поведения, которые издревле отводились женщине в обществе. Кукла формирует у девочек потребительское отношение к жизни и не готовит к роли будущей жены и матери, склоняет к чувственным наслаждениям и праздному времяпрепровождению, развивает у подростков манерность, холодность и раннюю сексуальность.

Но несмотря на все уверения психологов, а также появление весьма серьёзных конкуренток (только взгляните, как весело и озорно на покупателей смотрит из витрин магазинов самоуверенная девчонка Братц), Барби всё ещё продолжает оставаться самой популярной в мире игрушкой. Обольстительная и стильная красавица за прошедшие полвека стала одним из символов Америки. Её значимость и ценность показывает хотя бы то, что одна из кукол в числе других предметов в 1976 году была помещена в «капсулу времени» — как своеобразное послание американцев будущим поколениям.

Продолжение следует

Статья опубликована в выпуске 22.01.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: